Игла
7.4
6.9
1988, триллер, драма
СССР, 1 ч 16 мин
18+

В ролях: Виктор Цой, Марина Смирнова, Петр Мамонов, Архимед Искаков, Геннадий Люй
и другие
Вернувшись в Алма-Ату, Моро не хочет, чтобы родители знали о его приезде, и в поисках временного пристанища вспоминает о девушке, которую он когда-то любил. Дина рада встрече, но Моро что-то настораживает в ней. Наблюдая за её странными знакомыми, Моро понимает, что Дина стала наркоманкой. Как спасти девушку? Моро увозит её к морю, где Дина начинает выздоравливать. Однако после возвращения в город всё начинается сначала. Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Игла

год: 1988
страна:
СССР
слоган: «Наркомафия вынесла смертный приговор»
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Мурат Нугманов
композиторы: ,
художники: Мурат Мусин, Роза Искакова
монтаж:
жанры: триллер, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $25 505
Мировые сборы: $25 387
Дата выхода
Мировая премьера: 16 сентября 1988 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Видео к фильму «Игла», 1988

Видео: Трейлер (Игла, 1988) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Игла», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Игла», 1988

Культ Цоя и больше ничего

Авторская драма Рашида Нугманова и попросту культовое кино с Виктором Цоем в главной роли - этот тот случай, когда решил 'пустить базу по вене' (удачная ирония), но в итоге обломался. Не понравилось. Не понимаю, почему у данной работы культовый статус и необоснованный рейтинг. Можно приводить много аналогичных 'артхаусных' работ, где оценки от аудитории ниже плинтуса, но они изобретательнее как по форме, так и по содержанию. Так что же с 'Иглой' не так?

Во-первых, кино непонятно по лору и сюжету ввиду отсутствия экспозиционных сцен. Да, в духе времени, но в ретроспективе смотрится диковато и сумбурно. Если говорить простым языком, то ты видишь, что что-то происходит, но объяснить смысл происходящего не можешь. Кино пытается не нарушать правила драматургии и следует принципу 'показывай, а не рассказывай', но принимает данное кредо буквально и умножает его в десять раз.

Во-вторых, советский неонуар, и это не плюс в данном случае. Хотели сделать второго 'Таксиста' Скорсезе, но при этом забыли добавить закадровый монолог (зато не чурались вставлять песни группы 'Кино') и опустили вменяемую остро-социалку с анти-героем в качестве протагониста.

В-третьих, малый хронометраж сыграл свое дело. За 'час десять' автор попросту не смог лично до меня донести свою мысль. Срез общества тех лет без какой-либо смысловой нагрузки в финале. В сухом остатке, 'Игла' - это набор мыслеобразов и знаковых чисто визуально сцен, которые почему-то стали популярными и народными, но художественной ценности в этом всем - кот наплакал.

Актерские работы отстраненные, но нормальные. Цой, как актер, вроде бы и ничего. Остальные чисто 'неписи'. Операторская работа и монтаж ок. Саунд хорош, все-таки группа 'Кино'. Пост-продакшен в целом в порядке, хотя липсинк вышел из чата, но это традиция СССРовского аналогового кино.

'Игла' Нугманова - произведение, которое я посмотрел и сказал 'Окей, ознакомился. Движемся дальше. Что там у нас? 'Асса'?'. Именно таким оно мне и запомнится: непонятным, странным, с неплохим концептом, но плохой реализацией. Пожалуй, пока самое неудачное кино в этом году, что я посмотрел. Увы.

5/10

16 декабря 2023

Голубых небес навес

Этот фильм для меня всегда был окружен ореолом какой-то таинственной легендарности. Шутка ли - сам Виктор Цой, да еще с культовыми сценами, да еще с культовыми песнями, да с народными фразами, да еще Мамонов, да еще и флёр позднесоветского артхауса. В общем, в виде шортсов и разного рода нарезок на ютубе я посмотрел ключевые эпизоды 'Иглы' задолго до заседания киноклуба - но надо же когда-то было посмотреть фильм целиком.

И вот, посмотрели.

И тут вот какая штука. Фильм велик, крут и легендарен уже фактом своего существования - потому что сохранил для потомков кинопортрет молодого, дерзкого (иногда, конечно, чересчур - даже по словам самого главного героя) и невероятно харизматичного Виктора Робертовича. Включай 'Иглу' - и смотри на Цоя в его киновоплощении (а уж если учесть, что пересмотр фильмов является своего рода общением...). Когда слушаешь на репите выученные назубок песни (а сегодня, в нынешние времена, Цой нам ой как нужен), такая возможность - это просто чудо. Ну, это как - грубо говоря - Джордан в 'Космическом джеме' или Эминем в 'Восьмой миле'.

Но, конечно, на Цое весь фильм и строится. Убери Цоя, замени его на 'просто актера' (условного Домогарова, например) - и 'Игла' рассыплется на атомы, и не будет в ней уже смерти Кощеевой. Это как бы и плохо, и хорошо - и вот почему. Плохо это потому, что в итоге как самостоятельное художественное произведение 'Игла'... ну, объективно слаба. Равнодушен к Цою - фильм не срабатывает. Хорошо же это потому, что - буду честен - не отвлекает от Цоя. Стандартный сюжет про спасение погрязшей в зависимости подруги, стандартные ходы с имбовым гигачадом, которому полки гопников не страшны - все это суть лишь поводы для того, чтобы вывести на сцену мегакрутого Цоя и продержать его на этой сцене (театральной, а не музыкальной) полтора часа.

И да, Мамонов хорош (оказывается, 'Игла', а не 'Нога' был дебютным его фильмом), и Баширов отыгрывает на своей неповторимой волне, и атмосфера типичная для фильмов того времени присутствует, но главное, все же - Виктор Цой.

Подумал, что можно вообще было не плодить сущностей и сделать так, чтобы ВР играл самого себя - с тем же сюжетом (спасает, дескать, людей из лап наркобарыг в перерывах между гастролями). Но потом понял, что нет, что по законам пост- и метамодернизма Моро требовался как маска, проводящая границу между зрителями и происходящим на экране. То есть все знают, что это Цой, но это вроде как ведь Моро - и один только Моро и не знает, что он на самом деле - великий музыкант Цой. Есть в этом какая-то экзистенциальная драма игровых персонажей.

В общем, люди в мире разделяются на две категории: одни любят 'Кино', и для них 'Игла' - фильм незаменимый; другие любят кино, и для них 'Игла' - фильм программный (для общего развития посмотреть хоть раз нужно).

17 сентября 2023

Отпечатки наших ног

Впервые посмотрел этот фильм, когда он вышел и с этого времени за 35 лет пересматривал его еще несколько раз. Сюжет уже знаком, тем более, что он укладывается в несколько строк: романтический герой, возвращение в родной город, чтобы вытребовать крупный долг, встреча со старой привязанностью, подсела на наркотики, попытка вылечить, спасти, разборки с должником и его командой, разборки с наркодилером - вот собственно и все. И когда сюжет знаком, и более того, когда ты уже знаешь, как Моро положит ноги на стул, и как Спартак будет дергаться на земле, когда ты уже впустил в себя этот фильм и смотришь его снова - вот наверное тогда ты узнаешь его по- настоящему.

Фильм 1988 года, формально проходящий по разряду 'перестроечное кино': свобода от советской цензуры, острейшие социальные темы, приглашенная рок- звезда в главной роли: все это было, было, было. Сейчас многие фильмы остались лишь воспоминанием и вызывают лишь чуть снисходительную оценку, как воспоминание о молодости и пожимание плечами: 'И это нам нравилось ?', настолько очевидны сейчас по прошествии времени их недостатки и понимание того, что стремления выкрикнуть что- то громкое, чего еще никто не кричал, недостаточно.

Но я не зря употребил слово 'формально'. Он проходит совсем по другой категории и он- не устарел. Режиссер Рашид Нугманов создал на основе затертого сюжета яркое, живое, талантливое зрелище с новым для того времени киноязыком, на котором оно спокойно разговаривает с ними и сейчас.

История рассказывается всеми возможными выразительными средствами. В нее вторгаются телевизионные трансляции, воспоминания входят в сюжет, реализм вдруг сменяется гротеском.

Звукоряд вообще живет своей собственной жизнью, транслируя шумы, музыку, иностранные разговорники. Это все совершенно не вредит истории, а наоборот делает ее стереоскопической, раздвигая ее измерения, заставляя нас одновременно следить и за сюжетом, и за средствами его выражения и это сделано здорово. Больше всего манера рассказа напоминает почти одновременно появившуюся 'Ассу' Сергея Соловьева и, как ни странно, они вышли в прокат в один день, так что о заимствованиях говорить не приходится- такой новый язык носился в воздухе и находил авторов, которые были готовы на нем говорить.

Виктор Цой- рок- идол. Даже если бы он ходил в фильме туда- сюда и то успех фанатов был бы для него обеспечен. Но он не делал скидки на свою популярность, а отлично играл свою роль. Вернее 'играл' может быть не совсем верное слово. Он был настолько органичен в образе Моро, что просто сжился с ним и в этом конечно- еще один залог успеха картины.

Новые лица для зрителей: Петр Мамонов в роли криминального врача- наркодилера и Александр Баширов в роли задолжавшего жулика Спартака тоже играют в блестящей гротескной манере и вносят свою лепту в успех фильма.

Песни Цоя... 'Звезда по имени Солнце' в начале и 'Группа крови' в конце: две его лучшие программные песни тоже привносят в фильм дополнительный смысл.

Операторская работа. Картины мертвого Аральского моря, перекати- поле, пролетающие по экрану- это все остается в памяти вместе с сюжетом.

Считаю, что этот фильм стал огромным успехом того времени и среди огромного массива т.н. 'перестроечных фильмов' совсем не затеряется, а скорее станет одним из памятников ему, живущим однако и сейчас.

7 из 10

26 августа 2023

Парень по прозвищу Моро (Тёмный или Чёрный) возвращается в родной город за долгом. Останавливается у своей бывшей девушки Дины и понимает, что она стала наркоманкой, а её квартира превратилась в притон. Моро пытается бороться как с зависимостью Дины, так и с наркомафией в целом. И то и другое бессмысленно.

На примере Дины наглядно показано, что наркомания не болезнь, а образ жизни. «Лечение» сродни исправительным работам: толк будет только если человек сам хочет (и может!) измениться. Вот съездили они на бывшее Аральское море, Моро отобрал ампулы, девушка страдала, «переломалась», вроде теперь в порядке. Но они возвращаются в Алма-Ату, где поставщик, и вот Дина снова сидит со жгутом на руке.

Прекрасно понимаю, почему в год выхода «Игла» стала культовой: известный музыкант в главной роли, замаливавшаяся ранее тема наркомании (плюс гибель Аральского моря). Но для меня как современного зрителя это смотрится каким-то странным боевиком без боевика (согласитесь, завязка звучит, как начало типичного фильма с Лундгреном или Ван Даммом).

22 мая 2023

Прокол

Все новое, что появлялось в эпоху позднего Совка и становилось культовым, почему-то, начиналось с Цоя. Стоило ему (не скрою, эффектно) пройтись по эпизодическому концу эпохальной ленты Говорухина, как сразу это вывернулось в желание попробовать себя в новом амплуа. Возможно этих фильмов было бы намного больше, если бы не...

Картины вроде 'Ассы' и 'Иглы' смотрелись неискушенным советским зрителем как нечто новое, неведомо-шокирующее стерильного зрителя, и поэтому так нравились. А может дело в харизме меланхоличного, молчаливого главного героя, который по всем известным канонам классический борец со злом? Не знаю. Но главная проблема этих фильмов есть и она на поверхности - отсутствие глубинных смыслов. Основная линия до жути банальна, повороты - примитивны. А отсутствие диалогов и тягучее повествование стандартное для таких картин быстро нагоняет скуку. Впрочем, мне легко рассуждать, в 2022-то году...

Вокруг непривычной конструкции зиждется история любви/саморазрушения, а также Брюс Цой-Ли, который приехал непонятно куда по своим делам, где его никто не ждет, чтобы оттолкнуть в сторону стоящую на краю пропасти героин(ю).

Цепляет видимая отстраненность молчаливого Цоя, которому не всё равно. Который на удивление мило болтает со своими родными по телефону, а потом крошит направо и налево врагов. Веселит 'поехавший' Александр Баширов, который видимо и не играет вовсе, а Петр Мамонов воплощает образ бездушного советского наркодилера.

Все эти заигрывания со странной формой передачи мыслей, облаченных в литературную форму, не спасают для меня фильм. Это 'совковый хайп', попытка вывести и без того бесконечно популярных персонажей на новую сцену, показать, что они еще и так могут.

Впрочем стоит отметить, что в этом нет ничего плохого. Это эксперимент, попытка выпестовать новый стиль кинематографа на крайне неплодородной почве того времени. Это попытка зажигать звезды, которые моментально становились для народа путеводными. Это удовлетворение запроса на 'Перемены', которые так требовали молодые сердца того времени.

26 июля 2022

История о нереализованном потенциале.

Вся картина посвящена проблеме наркотиков, показывает зрителю последствия и вызывающую ужас организованность этого сегмента. За это фильм хочется хвалить. За тему, показанную без прикрас и за Виктора Цоя, которому очень подходит роль «не такого». Но на этом плюсы заканчиваются. Нераскрытые персонажи, совершенно бесполезная для сюжета параллельная линия с бандами, нехватка актерской игры, за которой хочется наблюдать. Если обобщать, то в картине две масштабные проблемы, напрочь портящие фильм.

Первая проблема - персонажи. Фильм крутится вокруг двух персонажей - Дины, как символа проблематики фильма, и Моро - главного персонажа во всех смыслах. С Моро все понятно, он не такой, он находится вне системы, словно специально обходит ее стороной. Он даже живет в каком-то доме из глины в степи. Но если смотреть масштабно, то я не понимаю зачем он в этой картине. Он абсолютно бесполезен как персонаж. На протяжении всей ленты он пытается изменить жизнь Дины и на этом его прописанность будто обрывается. Моро и Дина ощущаются символичными фигурами, а не персонажами. Вся их характеристика и прописанность обрывается на словах «наркоманка» и «индивидуум». Я все это к тому, что если вы уберете из повествования Моро и Дину, и замените их другими персонажами архетипов 'зависимой' и 'идущего против системы', то ничего не меняется. Из-за этого они не ощущаются живыми. У Моро нет никаких проблем и задач, кроме спасения. А Дина из себя вообще ничего не представляет, абсолютно пустой персонаж без стержня. По этим же причинам сцены, важные для драматургического повествования, просто не работают. Однако стоит отметить, что в картине присутствует один по-своему интересный персонаж в картине – Спартак, старый товарищ Моро, полностью погрязший в долгах и жаждущий авторитета. Но и с ним не все гладко.

Следующая проблема – вторая сюжетная линия. В этой линии нам раскрывается взаимоотношения Моро со Спартаком. Ну как взаимоотношения. Скорее просто Спартак как персонаж, потому что и в этой линии Моро не растет и не меняется. Складывается ощущение, что эта история была добавлена исключительно ради разбавления сюжета и нелепой связки концовки фильма. От того и получается, что единственный интересный персонаж в ленте(я говорю о Спартаке) оказывается в нелепой и ненужной сюжетной линии.

Подводя итог, хочется сказать, что чувствуется нереализованный потенциал картины, отчего очень обидно. Также, справедливости ради стоит отметить, что 'Игла' является представителем кинематографического течения 'казахская новая волна', где одна из ключевых особенностей - наличие в центре повествования персонажа, нарочито выделяющегося от остальных. Из того и следует, что если смотреть на «Иглу» как на представителя «казахской новой волны», то это идеальный образчик, соблюдающий все правила течения. Но от этого как отдельная картина она лучше не становится.

5 из 10

24 ноября 2021

Игла

Общее впечатление: «Люди в мире разделяются на две категории — одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты»

Вернувшись в Алма-Ату, Моро (Виктор Цой) не хочет, чтобы родители знали о его приезде, и в поисках временного пристанища вспоминает о девушке, которую он когда-то любил. Дина (Марина Смирнова) рада встрече, но Моро что-то настораживает в ней. Наблюдая за её странными знакомыми, Моро понимает, что Дина стала наркоманкой. Как спасти девушку? Моро увозит её к морю, где Дина начинает выздоравливать. Однако после возвращения в город всё начинается сначала. Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков.

Несмотря на небольшой хронометраж, всего 76 минут событий в фильме предостаточно. И поделить картину незримо можно на 3 части. Если рассматривать пролог картины, то в этой части Моро приезжает в свой родной город, встречает Дину и заподозревает неладное. В кульминации парень уже понимает что девушка наркоманка, и желает всеми силами ей помочь выйти из порочного круга, а так же наказать людей, которые пристрастили девушку к запрещенным препаратам. Ну а третья часть — эпилог. Терпкий и печальный, фильм заканчивается на открытой ноте, не давая надежду зрителю. Как бы вы не пытались найти среди тьмы огонек, вряд ли вам это удастся. Всегда найдутся люди, которые желают воспользоваться другими людьми ради наживы и им абсолютно все равно что будет с человеком. Такие люди жертвы, лишь пешки. Получилось ли у Моро схватить руку Дины из воронки? Есть ли спасение? И вообще было ли оно для Дины, или это шаг в пропасть? Ответы на вопросы ждут вас.

В фильме много деталей указывающих на раскрытие характера персонажей. К примеру, когда Моро пришел в квартиру Дины, она оказалась в маске. Дина, конечно, рада видеть парня, ведь сама дала ключи, однако, стыдится того, что узнает Моро. Я не буду раскрывать все детали, но таких вот нюансов много. Это неразговорное кино, здесь больше действий как со стороны Моро, так и со стороны отрицательных персонажей.

Безусловно, фильм прославился еще и благодаря Виктору Цою. Сыграл он к слову, весьма хорошо. Слегка грубоватый образ гармонирует в фильме. Расскажите мне, кто смотрел кино, какой на ваш взгляд финал? Давайте посчитаем сколько у меня тут пессимистов, оптимистов.

7 из 10

4 сентября 2021

«Игла» — кино, не оправдавшее ожиданий

Фильм, о котором я много слышал еще в детстве и который давно хотел посмотреть. Вот наконец посмотрел… Начало интересное. Герой В. Цоя приезжает в город и какое-то время шатается то там то тут. Он всем своим поведением подчеркивает внутреннюю свободу и независимость от обстоятельств и тем не менее, он движим определенными целями. Одна из которых — найти свою бывшую девушку. Девушку он нашел, только вот увиденное нашему герою не понравилось — она стала наркоманкой.

В основе данного кино лежит неплохая поучительная история. Но вот за что действительно обидно. Реализация всей этой истории выглядит таким образом, что весь фильм как будто вращается вокруг персоны В. Цоя. Поэтому картина не выглядит целостно. Все происходящее представлено чем-то вроде компиляции отдельных видеороликов, иногда с муз. сопровождением гр. «Кино». Причем, как актер Цой может вызвать лишь добродушную ухмылку. Замечу, остальные играют не лучше.

Самое по-настоящему нелепое в этом фильме — это диалоги. И особенно диалоги в которых участвует наш герой. Его изречение: «Люди в мире разделяются на две категории. Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги…», звучит слишком напыщенно-заумно, что вносит еще большую сумятицу в образ персонажа. В целом герой В. Цоя производит впечатление скорее большого ребенка, чем брутального одиночки, коим безусловно должен казаться.

Виктор Цой — человек легенда, кумир молодежи эпохи перестройки и как полагается в таком случае, обладающий особым шармом, только усилившимся после его гибели. Ставка создателей фильма была явно сделана на огромную популярность в стране гр. «Кино». С остальным, видимо, решили не заморачиваться. Посчитали, что массовому зрителю будет достаточно Цоя в кадре. Судя по кол-ву просмотров в далеком 1988-м, они не ошиблись. В итоге получаем мрачный видеоряд, центром которого является В. Цой со своими песнями. Только мне, этого оказалось недостаточно. Сам по себе фильм очень слабый, почти любительского уровня, с персонажами-полуфриками и их по большей части бессмысленными диалогами.

4 из 10

23 февраля 2021

Уроки свободы: мечты и надежды «перестроечного» кино (часть 4)

Порой, несмотря на зрительский успех культовыми в годы «перестройки» становились весьма посредственные картины такие, как, например, «Игла» Рашида Нугманова, что можно отнести, безусловно, на счет участия Виктора Цоя и легендарного, действительно мощного финала. При этом сама концепция фильма представляет собой притчевое обобщение и не лишена некоторого изящества. Участие Цоя было необходимо Нугманову как маркер невовлеченности представителя неформальной культуры, «последнего героя» в круговой поруку кумовства и мафии. Наркомания приобретает здесь очертания символа идеологической зависимости, от которой Моро призван избавить близкого человека: героин-коммунизма — в крови людей и не так-то просто избавить их от него, отнятие вызывает ломку, неготовность слезть с иглы рабства и тирании.

Именно он, такой стильный и раскрепощенный последний герой Цоя — патетическая метафора советского андеграунда (прежде всего музыкального), призванного снять народ с иглы коммунизма и научить подлинной свободе. Откуда он взялся этот герой? Как он научился быть настолько свободным? Мы этого не знаем, и фильм Нугманова ответов на это не дает, он фиксирует ситуацию тотальной серости в советской провинции, ведь все другие персонажи (кроме Моро) блеклы, стерты, неинтересны, полностью погрязли в преступных делах и болезненной зависимости. Бандиты из «Иглы» — детище советского времени (иначе откуда они вдруг так быстро повылезали?), они терроризируют бедную Дину, как когда-то чекисты мучили народ: с полной садистской уверенностью в собственных силах и безнаказанности.

Однако, прозрачность концептуального посыла «Иглы» не скрашивает ее стилистических огрех и художественной вялости: хаос эпизодов в отличие от трилогии Соловьева не выстраивается в некое подобие связного целого, убогий провинциализм изображения, правда, немного скрашивается смелым акустическим вовлечением в ткань фильма радиофрагментов, что добавляет фильму Нугманова сказочности и контрапунктивно сталкивает советский официоз и контркультуру. Альтруизм Моро, самого Цоя и героев неформального андеграунда вообще уже спустя пять лет после «перестройки» окажется совершенно невостребованным, а совесть, честность, сострадание будут не у дел.

Культ этой картины обусловлен именно фигурой Цоя, на которого действительно приятно смотреть здесь (столь он стилен, раскрепощен, ярок), но все остальное, даже основной посыл хоть и смел, хоть и важен для дня сегодняшнего, когда народ снова посадили на идеологическую иглу, и в дурмане имперской зависимости он перестал различать добро и зло, все же такой замах, такой замысел требовал от Рашида Нугманова лучшего исполнения, большей точности, проработанности, структурированности — то есть именно того, что получилось у него в емкой символической лаконичности финала, без которого «Игла», право слово, не заслуживает даже однократного просмотра. Даже несмотря на участие Виктора Цоя.

25 января 2021

Все смешалось в доме Облонских

Впервые я посмотрела этот фильм в 10 лет с родителями. Они купили кассету, выбор тогда бы весьма невелик, и дети 90-ых смотрели все, что смотрят их родители за неимением альтернатив. Посмотрела, ничего не поняла и забыла.

Спустя нехилый срок: 20 лет, я решила пересмотреть этот фильм, на фоне разочарования от нового фильма «Цой» Алексея Учителя.

Снова посмотрела и на этот раз сюжет поняла, но он меня совершенно не порадовал.

Во-первых, чтобы понять мои эмоции, просто введите в поиске: фильмы 1988 года.

Посмотрите «Узник замка Иф», «Следствие ведут знатоки», «Гардемарины» — большой список фильмов, которые и сейчас, в 2020 приятно пересмотреть без ощущения «временной пропасти» (это когда ты смотришь и половину происходящего вообще не понимаешь: кто эти люди? почему они так себя ведут? что происходит на экране?).

Во-вторых, герой Цоя в фильме напомнил мне отчаянных мачо из старых индийских фильмов, которые ходят в белой рубашке (здесь — в черной) и своей крутостью просто заставляют светиться экран.

Приехавший в Алма-Ату Моро (В. Цой) раздает бандитам и недоброжелателям направо и налево, одной рукой уделывая целые толпы ребят. Кстати, сцена финального баттла в фильме показана так обрывочно и плохо, что я смеялась.

Подружка Моро, Дина — молодая наркоманка, ведет себя совершенно неадекватно.

А уж герой Александра Баширова не то чтобы раздражает, он, в принципе, не понятен. Зачем он вообще в фильме? Что и зачем он делает? Какой-то психически больной человек, на которого неприятно смотреть, и играет актер просто плохо, во всех смыслах. Ну сыграл же он в «Мастере и Маргарите» Бегемота! У него почти сотня ролей, где он достойно выглядит на экране! Это, что, был неумелый дебют? Почему его персонаж так отвратителен?!

Большую часть фильма на экране вообще происходят необъяснимые вещи. Герои говорят фразы не к месту.

«А где команда?» — Вопрошает Моро, забравшись на ржавый корабль в пустыне. Да, ждет тебя N-цать лет тут в трюме сидит… К чему это?

Ставшая крылатой фраза про трубы: «Люди делятся на два типа…» мне вообще показалась неуместной. Вроде бы, она является перефразированной репликой из фильма «Хороший, плохой, злой», но там она была к месту, а здесь нет.

Фильм очень затянут, сюжет не развивается, он где-то плавает вместе с героями и камерой оператора, выхватывающей случайные кадры, не относящиеся к персонажам никак.

Но больше всего меня разозлили и несколько раз вынудили поставить паузу закадровые звуки. Весь фильм, абсолютно весь, все паузы и немые сцены заполнены шумами, обрывками радиопередач, фразами на русском и других языках. Я поначалу думала, что они как-то относятся к сюжету, но потом оказалось, что вообще никак. Просто набор звуков того времени. Это если бы сейчас сняли драму про наркоманку и ее крутого парня, а на заднем плане крутилась бы реклама казино, песни Моргенштерна и фразы героев «Нашей Раши». Вы серьезно?! Хотя это было бы смешно. Может, в 1988 году это было смешно. Я не знаю, я тогда родилась.

Вставили бы лучше песни Цоя…

Итого мы имеем:

- Плохой сюжет;

- Плохой сценарий;

- Ужасную актерскую игру;

- Плохую операторскую работу;

- Плохие впечатление и, как следствие, плохую оценку.

А фильм, между прочим, вошел в число лидеров советского проката! Это печальное свидетельство того, что в 80-ые и 90-ые отечественный кинематограф находился в удручающем состоянии.

А в мире тогда вышла «Дюна», «Кладбище домашних животных» по С. Кингу и «Звездные войны»… А у нас «Игла». И все наперебой продолжают кричать, что фильм культовый и легендарный.

Как по мне, это демонстрация отсталости и упадка советской режиссуры и кинематографа в целом.

3 из 10

27 ноября 2020

Тридцать с лишним лет назад, когда доступа к интернету еще не было, а создавать кумиров было хоть и вредно, но все равно возможно посредством в большей степени кассет, сарафанного радио и живого взаимодействия с артистами, рок-рупором Советского Союза стал Виктор Цой. Этот парень, являясь корейцем по отцу, выражал настроения совсем не этнически-ограниченного масштаба. Возглавляя группу «Кино», он пел о необходимости перемен в жизнях и судьбах и много еще о чем, что понятно любому человеку. И так случилось, что в 1988-ом году алмаатинец Рашид Нугманов поставил фильм «Игла», заглавную роль в котором отвел знаменитому певцу и, по совместительству, кочегару, в том году как раз оставившему работу в котельной.

Моро, герой Цоя, тайно возвращается в Алма-Ату, где сразу же звонит бывшей возлюбленной Дине (Марина Смирнова), чтобы остановиться у нее. Его цель — получить должок у своего бывшего друга Спартака (Александр Баширов) и после этого уехать. Встретив Дину, Моро начинает подозревать неладное и вскоре узнает, что та сидит на морфине, в поставках которого замешан врач Артур Юсупович (Петр Мамонов), ее коллега по работе. Моро решает не только помочь Дине выбраться из затягивающей ямы зависимости, но и свести счеты с поставщиками.

Название фильма, при желании, можно трактовать как степень одержимости творчеством и личностью Виктора Цоя, который в тот период был для молодежи кем-то вроде Владимира Высоцкого для родителей этой самой молодежи. Сходство еще и в том, что культ обоих не утихает до сих пор. И все же смотреть «Иглу» можно не только почитателям «Кино» — интереса к нестандартным фильмам уже достаточно. Еще желательно иметь хотя бы какое-то представление о периоде Перестройки, ведь фильм вышел тонко и точно отражающим то время со всеми вытекающими. Наверное, только совсем юный зритель не в курсе, какой наркотически-алкогольный дурман витал тогда в советском, а чуть позже — и в российском воздухе. Но режиссер не собирался делать фильм о наркотиках. Фильм не совсем об этом. Он — о вечном: о любви, показанной по-азиатски с глубокой сдержанностью, мужестве, верности людей и трагедии тех, кто не знает, что будет завтра. Жанровая форма же держится на возможностях криминальной драмы с периодическим уходом в сюр. Акценты проставлены и высвечены ярко не только художественно, но и технически. Марина Смирнова, будучи непрофессиональной актрисой, приняла участие в фильме случайно и, как она сама отмечала, без всякого представления о роли. Появление музыканта и актера Петра Мамонова, к которому Цой испытывал симпатию и уважение, добавило свою долю некоей авангардности, хотя и с минимумом фирменных танцев. Его врач немного замкнут и вполне понимает происходящее с Диной. Истерик и провокатор Спартак в исполнении Александра Баширова тоже внес нужные краски. И все это в обрамлении лиричным контуром, идущим с очень узнаваемым гитарным рисунком «Кино». Крайне рекомендуется необычайно созерцательная и наполненная космической трогательностью композиция «Моро едет к морю», которая так и называется — в соответствии с титром в фильме. Мелодия сопровождает сцену, где Моро с Диной приезжают к высохшему Аральскому морю. Это место с его печальной участью не раз упоминалось в искусстве. Режиссер признавался, что прототип главного героя, которого звали так же, был парень хоть куда, как раз впору Виктору. Он мог спокойно за себя постоять один на один, а еще одним из первых в Алма-Ате приобрел банджо. Стремясь не отставать от лент, актуальных на тот момент для зрителей, Нугманов не только кое-где добавил гангстерскую тему а-ля «Однажды в Америке» с отголосками боевиков. Он дал возможность Виктору Цою изобразить сцену боя с оглядкой на то, что делал легендарный мастер боевых искусств Брюс Ли, которого тот почитал и образ которого, по заданию режиссера, соединил с манерой актера Джеймса Дина. И при всей художественной самостоятельности фильм, конечно же, практически неотделим от творчества самого Виктора — песен, в которых, кажется, сказано невероятно много. Но еще больше в них не высказано и отдано для личных переживаний, чем выражено и пропущено через себя уже не одним поколением.

В японском языке есть труднопереводимое понятие «гири» — особая культурная традиция, выражающая высокую степень чувства сопричастности людям и жизни. Это форма особого морального долга перед ближним. Она будто странник, пусть иногда и идущий через утомляющие дороги ума, но все равно уходящий в умиротворяющую долину сердца. Это градус человеколюбия, выразить который можно только жестом совести. В передаче «До 16 и старше…» Виктор Робертович Цой сказал: «Единственное, чего бы мне хотелось и хочется, — чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств. То есть, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт».

16 апреля 2020

Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги

Спартак, я давно хотел тебе сказать, люди в мире разделяются на две категории — одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты!

Одна из первых VHS кассет. Первый раз посмотрел ещё в детстве, лет в 10—12, тогда ещё не особо понимая всех смыслов и граней. С тех пор смотрел несколько раз на кассете, потом на диске, потом на ноутбуке, и вот сегодня иду в кинотеатр…

Группу Кино я слушал с рождения, а может быть даже и до! рождения? Голос Виктора, гитара Каспаряна, электричество искренности, танец вызова и силы, наивная простота и самурайская сила в текстах Кино — пропитали насквозь мою душу, текут в моей крови и излучаются моими глазами…

Тем не менее, Игла для меня — это только на 20% группа Кино и Виктор Цой. На мой взгляд и вкус, это гениальная неповторимая самобытная и не на что не похожая именно Режиссёрская работа Рашида Нугманова.

Затемнения между сценами, желтоватый цвет и свет в кадре, забавные и колоритные казахские актёры в эпизодах, обаятельный «Синьор Панталоне» Мамонов, безумный и глаголящий истину «Спартак» Баширов, характерный женский голос, повествующий за кадром, Цой, настоящий и такой как есть в жизни, сыгравший практически сам себя. Всё это делает Иглу простой и вкусной, как макароны по-флотски с хрустящей корочкой.

Минимум слов. И ещё — каждый кадр, взгляд камеры, звук, движение соединены невидимыми сюжетными нитями, параллелями и ассоциациями, которые открываю снова и снова, от просмотра к просмотру.

«Остаётся только одна мысль в каждом нашем теле!

Это мысль к существованию настоящему! Самостийному!

Бытие — это не есть сознание, бытие есть подсознание!

Освобождаем себя!

Вперёд, а потом обратно!»

9 марта 2020

«И упасть ополёным звездой по имени Солнце». Памяти Виктора Цоя

На закате Империи, кино в стране переживало не лучшие времена. С экранов лилась чистейшая чернуха, которая не могла претендовать на звание «культовой». Всё же, не смотря на мрак и серость позднесоветского кинематографа, отечественные киноделы выпускали фильмы которые сейчас считаются легендарными. «Асса», «Курьер», «Маленькая Вера», «Интердевочка». И, среди этих картин, особняком стоит легендарная «Игла» Рашида Нугманова.

Многие, не шибко умные люди, утверждают, что Виктор Цой, играющий главного персонажа Моро, не отличается талантом. Да, может быть он не закончил актёрское отделение ВГИКа, и играет явно не по Шекспиру, но утверждать что он полнейшая бездарность это, извините, бред. Для человека, которой впервые сыграл главную роль в кино (до этого Витя снимался только в документальных короткометражка и в финале фильма «Асса», где и играть то было не надо) он сыграл очень круто! Естественно, не пафосно и не наигранно. Как в жизни. По сути Моро — это и есть наш любимый Витя, таким он и был в жизни: решительным, смелым, сильным и справедливым.

Остальные актеры спаривались тоже на отлично. Смирнова, играющая наркоманку Дину; легендарный Баширов, сыгравший безумного, харизматичного и невероятно запоминающегося Спартака; казахская массовка(видимо друзья Нугманова)… Все они сыграли живо и ненаигранно. Их персонажи предают фильму тот шарм ушедшей (для молодого поколения немного безумной) эпохе.

Но отдельно стоит поговорить о персонаже второго культового рокера этого фильма — речь, конечно же о Хирурге, которого так блистательно сыграл лидер группы «Звуки Му» Петр Мамонов. Для него это был дебют, а сыграл он так, будто профессиональный актер, с многолетним стажем. До того его образ злодея правдоподобный и убедительный! И да, Хирург, как и все в фильме, (кроме Моро), немного безумен. Чего только стоит его танец на лестничной площадке!

Музыка. Наверное, оценивать музыку, я не буду. Просто скажу: Цой forever! Он жив!

Атмосфера. Она безумна и непонятна для нынешнего поколения. Я не понимаю людей, которые говорят, что мол при выходе фильм был непонятным андегрундом, а сейчас- это лёгкое и понятное как дважды два кино. Это не так! Наоборот, сейчас, в наше время, картина смотрится ещё более безумнее и андеграунднее, чем тогда, в восемьдесят восьмом. Просто потому, что сейчас, это артефакт ушедшей эпохи. Эпохи странной, непонятной, многострадальной для нашей культуры и государства.

Многие спросят: так о чем же фильм? О наркотиках? Конечно. О герое одиночке в стиле Клинта Иствуда? Именно, тут даже отсылки на «Хороший, плохой, злой» есть. О зарождющемся в обществе криминале? Определенно.

Но если копнуть глубже, то мы увидим фильм о смене эпохи. Цой олицетворяет доброго и справедливого человека старого времени, который, по мнению наркомафии, должен умереть. Да только эта самая мафия не понимает, что народ не любит её. Народу нравятся Герои. И именно поэтому, Моро уходит в ночь непобежденным.

А Спартак? Спартак представляет категорию людей, которые преспособятся при любом порядке: сумасшедшие. Они были, они есть и они будут. Их не убить. Поэтому Спартак так и останется лежать на траве в заброшенном парке до 1991 года. Хотя «пробуждение» Спартака может произойти раньше. Ведь в 1989 за ним может прийти Егор Летов:

Я ищу таких же как и я,

Я ищу таких же как и я,

Сумасшедших и смешных,

Сумасшедших и больных.

А когда я их найду,

А когда я их найду…

Итог: Культовая классика кинематографа, настоящий перестроечный шедевр. Пока живо творчество Виктора Роберотвича Цоя, наш народ не победить. Пока жива память а таких картинах как «Игла», народ будет помнить о песпределе девяностых, что он начался не просто так, а берёт свои корни в СССР. А, значит, народ будет требовать более счастливых перемен!

P.S

Я хотел бы остаться с тобой,

Просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда,

Зовёт меня в путь…

10 из 10

12 января 2020

Разрешите прикурить.

Главный герой Моро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Аты Казахстан, что бы вернуть свой долг у Спартака (Александр Баширов), заодно он решает навестить свою подругу Дину (Марина Смирнова), но в её жизни не все так хорошо и наш «панк» решает выяснить, что она скрывает.

1. Актеры:

Виктор Цой сыграл Виктора Цоя и это не сколько минус, сколько положительно сказывается на фильме, от этого она смотрится только живее. Александр Баширов — бесподобная игра. Такой типаж персонажа «неудачник-пройдоха», как не для кого другого, подходит для Александра, вспомнить только его роль в фильме «Асса».

2. Режиссерская работа:

Рашид Нугманов грамотно подошел к работе. Прослеживается любовь к деталям (обстановка помещений). Моменты, когда в начале главный герой приближается к камере и в финале его же отдаление — это выглядит просто шикарно. Так же в тему был интеллектуальный монтаж (переход от одного действия к другому сопровождался суфлером из радиопередач, либо происходящим из телевизионных передач).

3. Музыкальное сопровождение:

Большая часть музыкальных композиций, это творчество группы «Кино», в которой сам Виктор был бессменным лидером. Порадовало присутствие песни «Venus» группы «Shocking Blue».

Кинокартина несет в себе прописные истины, этим не удивить, но берет своей атмосферой уходящей эпохи. Сам фильм является ещё одним «памятником нерукотворным» Виктору Цою и эпохе «перестройки». От меня…

9 из 10

7 декабря 2019

Бошетунмай

«В 12 часов дня, Он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал куда он идет. И сам Он тоже…»

Буду с вами предельно откровенен. Это классно, это здорово. Я признаюсь, не большой любитель культивировать звезд рок-эстрады и перенесение их образа (бренда) на другие художественные площадки, на тот же кинематограф. Но черт возьми, как же органичен Виктор Робертович, в образе Моро. У меня во время просмотра, закрадывалось впечатление, что Моро есть Цой, а Цой Моро. Ведь настолько убедительно Виктор вжился в роль немногословного героя, что мне как зрителю ничего другого не оставалось, кроме как громогласно заявить самому себе: «Я верю!».

Сюжет довольно прост и незатейлив, что для криминального боевика того времени, не является чем-то из ряда вон выходящего. Главный герой приезжает к бывшей возлюбленной и замечает, что девушка употребляет наркотики. И разумеется, такой расклад вещей не устраивает нашего героя и он решает разобраться с ее поставщиками.

Режиссер Рашид Нугманов снял максимально «удобоваримый» для неприхотливого зрителя, с великолепными саундтрэками от группы «Кино», приятной картинкой и очень недурной актерской игрой (где кроме Цоя, положительно отметились Марина Смирнова, Александр Баширов, и конечно Петр Мамонов).

Что касается негативных комментариев, в духе что это кино об упадке «советской эпохи», то я категорично с этим не согласен. Фильм о границах, «добра» и «зла», где это самое «добро» выступает с кулаками. Хоть лента снята в довольно в прямолинейной манере (с частым использованием статичных кадров), но все же она несет в себе мысль защищать что тебе дорого, и тот кто тебе дорог.

«Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног…»

8 из 10

2 сентября 2018

Люди делятся на два типа: одни фильм не понимают и он им не нравится, другие фильм не понимают и он им нравится

Сразу скажу, что Цой, как актер, совсем «ниже среднего». Но в данной картине это играет только на руку. Главный герой слишком непринужденный и пофигистичный, что ли и хочется верить, что Виктор был именно таким, потому что в таких людях чувствуется какая-то сила, «стержень».

Что касается самого фильма, неподготовленному зрителю, ни разу не смотревшему произведения той эпохи и того времени, будет довольно сложно проникнуться и принять образы, которые фигурируют в данной работе.

Есть несколько моментов в фильме, благодаря которым стоит просмотреть его до конца. Это комичная и занимательная сцена в баре, и насыщенная теми же самыми образами сюжетная линия в степи, с глиняными домами и «морем».

Вообще, во многом и я не понимал, что меня удерживает при просмотре: сюжет не такой уж и замысловатый (в целом), локации статичные и серые, лицо Моро не выражает ни одной эмоции. Но, видимо, в этом и скрывается все то волшебство и магия кинокартин советского пространства. Музыка, сакраментальные фразы, еще молодой, но уже талантливый Александр Баширов — именно эти неуловимые, но несомненно прелестные моменты составляют успех «Иглы».

7 из 10

17 мая 2018

До фильма «Игла» дошёл только сейчас. И, похоже, что смотреть его, если ты родился после 1980-ых, смысла особого нету.

В фильме прекрасно передаётся рабочая реальность СССР, не та, где рабочие на заводах стараются во славу социализма, а та, с которой сталкивались все и многие сталкиваются до сих пор. С помощью кадров гопников я вернулся в детство, к тому же в 1990-ые ребёнком жил у бабушки в Казахстане, поэтому смесь русских и казахов в гоп-компаниях — просто идеальная моя личная машина времени в период, когда деревья были большими.

Сюжет развивается очень рвано, ощущения целостности нет. Как будто я постоянно отвлекаюсь и ухожу минут на 10 куда-то, а потом возвращаюсь в комнату. Но нет, так поставлен фильм.

Главные герои все флегматичны, кроме Баширова, который любит играть истериков. Оно, конечно, ясно — реагировать на действительность разваливающейся империи лучше так, то есть не реагировать вовсе. Однако при просмотре это усыпляет, просыпаешься только от знакомых с детства песен.

Культовость фильма ясна и без слов: Виктор Цой и так далее. Тут даже можно долго не писать: что-то новое на фоне однообразных совковых ВИА, тексты на злобу дня, о том, о чём хочется говорить, но нельзя петь. Палки в колеса рок-группам только подогревают интерес и уважение. Впрочем, это первая половина 1980-ых, потом то русский рок монетизировали будь здоров. Но получается, заслуга эта фильма лишь в главном актёре. Заменить Цоя — и смотреть нечего. Так в чём разница между фильмом «Игла» и записью концерта группы «Кино»? В паре интересных сцен, без которых вполне можно прожить.

Фильм не целостен, оборван. Я бы сказал, что он заканчивается на полуслове, но он и начинается непонятно как, и в середине тоже каша-мала. Понятно, почему от него сходили с ума — так же сходили с ума люди XIX века, если бы им показать «семёрку». Для них это было бы великое чудо техники. Но для сегодняшнего человека «жиугль» — засулживающее безмерного уважение ведро с болтами.

Время Цоя не прошло, и думаю, не пройдёт ещё долго. Слишком он умел попадать в «вечные», простые темы. А вот время фильма «игла» — только в сердцах его поклонников за 35. Хотя он все равно приятнее современных фильмов, душевнее что ли.

14 сентября 2017

Сюжет фильма рассказывает нам о парне Моро, приехавшего в свой родной город Алма-ата (Казахстан). Как и многие люди времен перестройки, он не имеет ни целей, ни идеалов. Он отправляется к своим старым знакомым, подругам и понимает, что его бывшая девушка подсела на наркотики. Пытаясь спасти ее из омута, он сталкивается с рядом людей, которые готовы по головам идти ради частной наживы.

Думаю, это настоящий драматический фильм с элементами арт-хауса. Продолжительность его менее полутора часа, но смотрится при этом на одном дыхании. Сцены резко сменяют друг друга, то мы видим пустынные закоулки Алма-Аты. А в следующей сцене уже на пустыне некогда бушующего здесь Аральского моря. Фильм достаточно противоречивый, при своем вроде бы не заурядном сюжете, смотрится с некоторым душевным беспокойством. Искренне переживаешь судьбе героев. Видишь все несправедливости их жизни, обман, коварство.

Ну и конечно, главной темой в фильме звучит проблема наркотиков. Средняя Азия всегда несла на себе печать наркоцентра СССР. Можно вспомнить роман «Плаха» Чингиза Айтматова, вышедшего за 2 года до фильма «Игла», где герои ищут себя, борются со своими страстями.

Есть мнение что фильм интересен только поклонникам творчества группу «Кино». На своем примере могу сказать, что я очень хорошо отношусь песням Виктора Цоя не являясь его большим почитателем. Но фильм мне нравится не только из-за главного героя. Хотя, конечно, это действительно «памятник» ему. Цой жив в этом фильме!

29 мая 2017

Ничего не меняется

В детстве как-то услышал, что есть такой фильм «Игла», на который до 16-ти не пускали, и что там даже вроде бы играл Виктор Цой. Несмотря на то, что группа Кино занимает особое место в моей фонотеке (те, кто вырос в девяностые, меня поймут), от просмотра, помимо возраста, всегда останавливало услышанное там же «фильм жутко депрессивный и про наркотики» — того и другого вокруг и так хватало с лихвой (те, кто вырос в девяностые, меня поймут). Так и осталось в голове знание, что да, есть такой фильм с Цоем, драма какая-то. Потом забылось и это.

В 2010-м, когда Рашид Нугманов, пророчески анонсировав жестокость наступающего десятилетия, выпустил франкенштейнообразную «Иглу Remix» (которая достойна отдельного обзора), я оказался в тупиковой ситуации — надо смотреть, но надо смотреть и оригинал, ибо без оригинала точно всего не разберёшь. Возможно, сработал тонкий расчёт режиссёра, и хорошо что он сработал: первая «Игла» оказалась более чем достойна просмотра, притом неоднократного. Цой в этом фильме вовсе не похож на Брюса Ли, коим он, по слухам, сильно вдохновлялся. Это весьма задумчивый персонаж, применяющий свои боевые навыки только по делу. Но, возможно, именно поэтому его мотивации хочется верить. Тем более что Моро (хотя его тут так называют ровно один раз) решает невесёлую задачу — снять с иглы любимого человека, успевшего к тому же сильно измениться.

«Игла» — очень сильный фильм, в котором весьма простой сюжет с лихвой окупается атмосферностью — тут тебе и дворянские квартиры, и казахские степи, и заброшенный корабль в Аральском море, и снежный лес, и кружево теней после выхода из ремиссии — всё в картине снято с любовью и таит в себе свой смысл. И я совершенно не согласен с мнением, что кино уже устарело… Антураж изменился, вместо ленинских бюстов — рекламные щиты, но остальное на своих местах: и дружба, и смерть, и предательство, и проблемы. А «жуткая депрессия» из детской пугалки превратилась в постоянную спутницу жизни, не всегда заметную за офисными буднями и экранами смартфонов. Стоит только остановиться и оглянуться — и вдруг становится ясно, что она кошачьей поступью идёт рядом, и с запасом препаратов у неё по-прежнему всё в порядке.

8 из 10

30 апреля 2017

Пожелай мне не остаться в этой траве

Как любитель творчества Цоя я была обязана посмотреть этот фильм. Мне в целом очень нравятся фильмы второй половины двадцатого века — идеи были свежими, сюжеты — интереснее, да и снимались как-то получше. Когда же речь идет о русском кино — это вообще особенная эпоха для меня. Как представителю нового поколения, мне интересно смотреть на основы молодости наших мам и бабушек. В случае с фильмом «Игла» речь пойдет о начале мутной эпохи лихих 90-ых с изображением трагизма, который присутствовал в них в полной мере.

Главный герой возвращается домой и узнает, что близкий ему человек стал наркоманом. Естественно, он желает ей помочь. Вот только выйти из этого болота оказывается труднее, чем в него же попасть.

Кинокартина мне крайне понравилась, хотя вроде бы в ней и нету ничего особенного. Реалистичная жизнь с нравами и «понятиями» того периода. Мне кажется, что фильм по-настоящему могут понять только те, кто имеет похожий менталитет. В общем — фильм для России и стран СНГ. Только мы можем прочувствовать эту эпоху и ее особенности.

Очень понравились красивые сцены — спасибо за работу оператору: пустые рельсы и закат; перекатиполе на сухой, пустынной земле; заснеженные улицы; дворы и закоулки города. Плавный переход из сцены в сцену также радует — мне не нравятся резкие скачки кадров. Конечно же, самым главным плюсом картины является великий, культовый Цой и его песни, звучащие в фильме.

Из минусов могу выделить сюжет — довольно слабоватый. Описание фильма — совершенно неправильное, так как является, по сути, его кратким обзором. В целом, сценарий так себе, но смысл есть, хотя и не великий. Получается немного душевный рассказ о безысходности эпохи. И о справедливости. Точнее, о желании ее сотворить — куда же без этого. Фильм хороший, к просмотру рекомендуется.

8 из 10

7 мая 2016

Предсмертные вздохи советского кинематографа

Как же много людей цепанул в свои сети наркотический угар. И не выпустил. Вернее сказать, они сами лезут и карабкаются обратно, чего бы это ни стоило. Соответственно, каждый горазд веками обсасывать эту тему со всевозможных сторон.

В свой пятый полнометражный фильм «Игла» казахский режиссер Рашид Нугманов пригласил сниматься двух рок-музыкантов-тяжеловесов: фронтмена группы «Кино» Виктора Цоя и лидера «Звуков Му» Петра Мамонова. То, что тот, кто вечно жив, умеет играть, было известно и до этого творения. Цоя уже видели и в фильме «Асса» и в дипломной работе Сергея Лысенко «Конец Каникул», где состоялся его актерский дебют.

Ну, значит ситуация такая. Главный герой Моро (как вы уже догадались, не кто иной, как Витя Цой) приезжает в южную столицу Казахстана Алма-Ату выбить лавешечку из старого знакомого Спартака, в исполнении бесподобного и немного сумасшедшего Александра Баширова. Тот по всем законам жанра на мели, денег не имеет, а Цою, простите Моро, негде жить. Он шкребет по сусекам и заваливается к бывшей однокласснице Дине (Марина Смирнова), с которой его связывают явно не только школьные годы. Тут-то он и узнает, что девчушка крепко сидит на иголочке с подачи доктора (Мамонов) из больницы, в которой та и работает. Ну, вот собственно на этом и держится сюжет. Хотя не держится, а просто висит как мокрая половая тряпка. Кадры затянуты, смотреть скучно, ничего нового и интересного. Разве что затронута тема экологической проблемы Аральского моря, но и то, настолько мимолетом, что понимаешь это только по прошествии минут 5-ти. Картина мрачная, унылая и депрессивная настолько, насколько можно было это снять в Союзе (то есть, как чертово днище).

Многие реплики вообще выбивались из общего контекста. Поразило удивление главного героя «А где же команда?», когда они с Диной нашли брошенный корабль посреди некогда огромного, а теперь высохшего озера. А то, что это уже ржавеющий металлолом его не смутило, команда ж все равно должна там сидеть, ну правда же. Но это все пустяки, учитывая какого супер-бойца режиссер сваял из главного героя. Нугманов проигнорировал то, как карикатурно смотрится щупленький музыкант, который раздает всем направо-налево, как маститый Джеки Чан. Ну да, они чем-то похожи: один — китаец, другой — кореец. Но это же не повод так приукрашивать картину.

Среди первоначальных названий фильмов были такие как «Последний герой» и «Полет черного солдата». Второе явно ни о чем, а вот первое было бы удачным. Потому что лично я себя чувствую героем, так как мои глаза и мозг сумели выдержать эти бесконечно долгие 80 минут чистого садизма над зрителем.

Почему данное произведение называют культовым до сих пор не ясно. А хотя нет. Все-таки спасибо Цою и Мамонову, с его достаточно странным амплуа ящерицевидного хирурга, толкающего наркоту. И, конечно же, на отдельный пьедестал ставим музыкальное сопровождения фильма, хлопаем в ладоши группе «Кино» и под овации занавес опускается.

Оправдания подобно таким, как «Ну это же 88-ой год», «Это же Совдепия снимала», не принимаются, ибо в 60-е Хичкок почти без денег умудрялся снимать не такое, простите, дерьмо. Хотя, в 1990 году «Игла» получила главный приз Нюрнбергского кинофестиваля. Внимание вопрос, кто там в жюри сидел и куда смотрел? Может, просто тогда был период, когда « перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза»?

2 из 10

24 октября 2015

Один из любимых мною фильмов

Многое из того, что хотел сказать об этом фильме — здесь уже сказано до меня. Этот фильм могу смотреть снова и снова. И кстати — Баширов очень интересный актёр! (одна его сцена из «Ассы» чего стоит: «Пусть я не майор — но я хотел! Сколько раз я летал… во сне!») И здесь он интересно играет. Но кроме прочего, в этом фильме мне очень нравится подбор музыки и вообще всяческих звуковых фрагментов. Особенно: Цой слышит, как кто-то отпирает снаружи дверь квартиры Дины. Смотрит в глазок, с другой стороны смотрит в глазок доктор… При этом слышится Йодль: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» Или — доктор плавает в бассейне, вдруг видит, что на краю бассейна стоит Цой. От страха он чуть не захлебнулся, при этом радио говорит: «Бон Джорно, синьор Панталоне!» Радио Алма-Аты тогда вещало на немецком языке, слышны фрагменты радиопередач. А когда дина смотрит неподвижно на тень от абажура, слышно что по ТВ показывают старый фильм про Доктора Айболита. Чья интересно это идея — подобрать такое звуковое оформление? В любом случае, съёмочная группа — молодцы, профессионалы своего дела!

7 октября 2015

Моро едет к морю…

Как и большинство тех, кто любит этот фильм, я отношусь к категории людей, которые не могут оценивать его разумом, не могут прекратить тосковать, не могут отделить «Иглу» от Виктора Цоя. Этот фильм остался нам как воспоминание, как возможность полтора часа созерцать Последнего Героя во всей своей красоте. Поэтому смею предположить, что поймут меня только единомышленники; только те, кто прошит черной ниткой той самой иглы.

Один из самых больших плюсов этого кино — это естественность. Тут можно наблюдать непрофессиональных актеров, которые играют в собственной одежде, импровизируют и просто живут в наполовину настоящем и наполовину созданном образе. Также нет заученных фраз и обязательства выполнить план. Тем не менее, все смотрится как цельное красивое произведение, которое просто предлагает зрителю свободу выбора в восприятии.

Не занимать фильму «Игла» и атмосферности. Здесь её обеспечивают прекрасные виды Аральского моря, идеально вписывающаяся музыка, написанная Цоем, и сам Цой с командой актеров и создателей — людей той эпохи.

Но, не смотря на все достоинства, такое кино всегда будет вызывать массу споров. В 88 году оно было понятно только молодежи, сейчас его аудитория — это та самая подросшая и уже постаревшая молодежь, которой пересматривать этот фильм, как глоток воздуха, говорить его фразами — необходимость в общении. Поэтому рекомендовать его кому-то очень трудно. Он родной сердцу, он о близком человеке, чувства к которому у каждого индивидуальные. Я, конечно же, не исключаю и новых поклонников группы «Кино», а также данной картины, потому что сама только восемь лет назад присоединилась к ним.

Обращаясь к остальным, не принадлежащим к разряду «людей в черном», могу сказать одно — если вас заинтересовало, не пропускайте этот фильм. Возможно, вы приобретете свою отдушину, которую однажды приобрела я. Возможно, у вас появится друг, чье молчание вы всегда будете понимать.

А пока — всем сидящим на «Игле» этот отзыв посвящается. Учитывая личное значения для меня:

10 из 10

1 мая 2015

Встал и ушёл, закуривая сигарету «Космос».

Так и не скажешь одним словом, чем мне фильм так понравился, если сказать так в нём есть Цой, ага, да только у Соловьёвской «Ассы» он тоже имеется, и там тоже поёт. Здесь всё совершенно по другому, но тоже без музыки русского рока не обошлось, наряду с Виктором Цоем в фильме можно наблюдать Петра Мамонова(«Звуки Му»). Оба этих героя удивительным образом дополняют картину, в целом, как и саму музыкальную сферу конца 80-х годов прошлого века. От всего происходящего в кадре, веет мечтательности, мне как «потерянному поколению» девяностых оно понятно, знакомо и не только мне, знакомо тем, кто расставался с любимым ему человеку, но всегда у каждого из нас, находились силы чтоб сказать, чтобы встать.

Отход от главной темы (вода).

К чему всё это? Всё это я увидел для себя в фильме Рашида Нугманова «Игла», жаль, что после него Нугманов снял только ремикс на этот фильм, видать обленился, не мне его винить, но откровенно говоря, я очень жалею о том, что он снял так мало.

А этот фильм обязательно просто посмотрите.

8 февраля 2015

Бывают случаи, когда увиденный отрывок фильма привлекает какой-то необычной деталью, но после просмотра оказываешься разочарован, понимаешь, что эта деталь там была единственной. В данном случае это были пейзажи Аральского моря, морское дно, ставшее пустыней, лежащие на песке рыболовные суда. Грандиозная экологическая катастрофа, о которой тогда знали лишь местные жители, наверное, впервые показана в фильме. Но оказалось, что фильм вовсе не об этом.

Уже первые минуты повергли меня в шок. Сцена на вокзале: главный герой ведет себя неадекватно, женщина-железнодорожница пытается его образумить. И этот (вроде как положительный!) герой показывает женщине всем известный непристойный жест. Дальше можно не смотреть, сразу понятно, на кого это рассчитано и какая здесь главная идея. Идея в том, что любая власть (хоть советская хоть американская) — это плохо, а вот молодежные гопники, которые пьют, курят, матерятся, по пьяни могут запросто зарезать — это хорошо, это «прогрессивное новое поколение». Тоже самое было еще в «Бременских музыкантах», хоть там они вели себя более прилично (год 1969, цензура бы не пропустила). Возможно, пещерному питекантропу данная идея и покажется правильной, но человеку — вряд ли.

Центральная линия сюжета кажется более чем наивной. А если бы эта девушка была не наркоманкой, а, к примеру, пьяницей? Женский алкоголизм не менее страшен чем наркомания, да и число «подсевших» на алкоголь женщин в те времена, наверное, превышало число наркоманок в десятки раз. Тогда как? Уничтожать всех продавцов ликероводочной продукции?

К тому же, выбор кандидата на главную роль выглядит, мягко говоря, очень странно. Я не слишком разбираюсь в этом деле, но, насколько поняла, в обычной жизни он являлся рок-музыкантом. Это они-то против наркотиков? Наверное, авторы не в курсе, что «Начиная с 1970-х годов кокаин стал открытым и неотъемлемым атрибутом рок-звёздной жизни» (Википедия). Я не имею в виду данного конкретного человека, употреблял ли он наркотики мне неизвестно. Но у всей той среды, которую он представляет, репутация не ахти какая. Один от передозировки скончался, другой от СПИДа, третий от белой горячки. Оно и понятно — подобная «музыка», на мой субъективный взгляд, действительно неотделима от алкоголя и наркотиков. Лозунги вроде «Рок против наркотиков» всегда вызывают усмешку, в них слышится нечто вроде «Кокаин против героина» или «Нет торговле наркотиками — пусть дают бесплатно». Давайте тогда действующего работника ГАИ пригласим сыграть роль героического борца с коррупцией. Это ведь будет нелепо, пусть даже этот конкретный человек взятки не берет, но его коллеги создают совсем другой образ.

А образ тут, надо сказать, довольно отвратительный. Неважно, являлся ли этот человек таковым в реальности, либо он просто хороший актер и так профессионально вжился в роль. И даже суть не в моральной стороне (любители высокий ценностей не станут смотреть этот фильм уже после сцены на вокзале). А дело в том, что получилось абсурдно. Если бы этот персонаж по сюжету участвовал в криминальном переделе собственности (чтобы «пацанам с нашего района» досталась «справедливая доля»), то в это можно было бы поверить. Но борьба за некие высокие идеалы любви, против наркоторговцев, ой не смешите, это из раздела «театр абсурда». Такое впечатление, что авторы хотели сделать фильм про бандитов, где главный герой был бы «положительным» и «справедливым» криминальным авторитетом. Но толи побоялись цензуры (которая тогда еще была), толи в те времена постеснялись столь явно демонстрировать подобное. Поэтому прикрыли все это нелепой ширмой борьбы с преступностью и благородными целями.

В заключение, пришла мне такая мысль. О том, что принудительной оболванивающей пропагандой сомнительных ценностей нельзя сделать человека культурнее. Если детям с детского сада промывать мозги историями о добром дедушке, который поставил всех буржуев к стенке, ничего хорошего не выйдет. Если уже в 1988 году подобные фильмы про гопников, живущих «по понятиям», были у нас популярны, то все произошедшее после 1991 года это лишь закономерный финал того, что началось еще десятилетия раньше.

28 декабря 2014

Про этот фильм сколько только баллад не спето и про глубокий философский смысл, и чудесную игру актеров, и гениального Нугматова, так что я хочу зайти с другой стороны.

Если смотреть беспристрастно, фильм не блещет какой-то изысканной идеей или игрой актеров, по сути в фильме ничего особенного не происходит, что можно было бы причислить к разряду глубокого или гениального. Приехал, увез, перекумарил, привез, поговорил, получил перо в бок — вот, собственно, и весь незамысловатый смысл фильма о наркотиках. В то время это было, несомненно, смело, но современному зрителю, помнящему конец 90-ых, когда героин продавался как пирожки, обдолбанные торчки и баяны валялись в каждом первом подъезде, а ломбарды были завалены ворованными вещами, фильм ни на что глаза не откроет — то, что происходило через 10 лет, было на порядок страшнее и правдивее.

Несомненно, фильм представляет культурную ценность, не в последнюю очередь благодаря Цою, но художественная ценность за последние 25 лет заметно девальвировала. Комедии с Чаплином когда-то тоже высоко котировались, Шаляпин возглавлял все чарты и хит-парады, любимым танцем был вальс. То же самое и с «Иглой» — увидеть еще живого Цоя дорогого стоит для Киноманов, но время и этого фильма тоже прошло. На этот фильм много положительных рецензий (не в последнюю очередь благорадя Цою), но те, кто решат посмотреть его только сейчас, не имея в голове багажа ностальгии, скорее всего разочаруются.

17 февраля 2014

Кино той эпохи

Люблю такое кино. Кино со своей атмосферой, которая очень тонко передана деталями, игрой актеров, диалогами. За незатейливостью сюжета которого, скрывается глубокий пласт подтекста и ощущения времени.

Для меня это кино стало гимном уходящего поколения СССР, того, которое «требует перемен». На смену которому придет поколение тех, «кто сидит на трубах» и тех, «кому нужны деньги». И перемены вроде бы пришли, да не совсем те.

И главный герой в итоге уходит под их натиском, перемен жестоких и жадных. Ведь, как водится, «старикам» тут не место…

10 из 10

25 октября 2013

«Люди в жизни делятся на две категории…»

В 1988 году в свет выходит новое, свежее творение от Рашида Нугманова под названием «Игла». Я долго не брался за просмотр этого фильма, знал что главного персонажа играет Виктор Цой. Великий Виктор Цой! Так как я его очень почитаю и уважаю его творчество, думал что в «Игле» он дал слабину, как никак, Цой певец, а не актёр, но.. все мои разочарования оказались напрасными. Фильм получился великолепнейшим.

Сюжет довольно прост, главный герой Моро приезжает в Алма-Ату, в свой родной дом, за долгами, но не хочет чтобы его родители знали о его приезде. Поэтому он останавливается у старой знакомой подруги Нины. Проживя неделю-другую у нее, он замечает что она очень сильно изменилась, в итоге оказалось что она принимает наркотики. Моро решает разобраться с поставщиками наркотических веществ, отвозит Нину в горы, чтобы она отвыкла от своего привыкания к героину и это ему удается. Далее с Ниной у него завязываются отношения, вскоре его должник Спартак связывает его в авантюру с бандитами и т. д. В итоге же Моро помогает вылезти из бед двум дорогим для него людям.

Моро — молодой человек, слегка замкнут, но очень удивительный. Точной характеристики дать ему сложно, но поверхностно сказать о нём можно немалое. Сам же Цой справился с ролью блестяще, Моро совсем не похож на Виктора. Хоть внешне они схожи, характер Моро Цой сыграл как следует. Моро- сильный, умный, рассудительный человек. Да, есть легкие намеки на Виктора, прозвучала песня «Звезда по имени Солнце», так же были легкие отсылки к группе «Кино», но этого не было заметно на общем фоне самой «Иглы». Все смотрелось идеально и необычно.

Нина — девушка Моро, веселая и общительная особа, употребляла наркотики и долго не могла из бросить. Характер раскрепощенный, наивна, хоть и боевая. Ее легко провести, но в концу фильма отношение к ней координально поменялось. Марина Смирнова, на тот момент неизвестная для меня личность открылась в «Игле» полностью. В дальнейшем я встречал ее в кино, но роль в этом фильме, стала наверное её дебютом.

Спартак — Александр Баширов навсегда остался для меня этим противненьким, но таким милым Спартаком. Маленький, неугомонный и безумный человек, Спартак умный и очень хитрый. Пользуясь дружбой с Моро, часто подставляет его и подстрекает на различные темные делишки, ссылаясь на неплохие доходы. В «Игле.Remix» Спартак открылся более больше, ему отделена там своя собственная роль, в первом же фильме, на Баширове не делали такого сильного акцента.

В целом «Игла» -безупречная картина от Рашида Нугманова, подбор актеров великолепен, как и игра. Герои живые! Видно как каждый из них вжился в свою роль. Очень много реплик, которые вошли в обиход, стоит только вспомнить несколько фраз : «Люди в мире делятся на две категории», «Где стекло?!» и т. д. «Игла» фильм хоть и старенький, по качеству никому не уступит. Для 1988 года он снят довольно-таки хорошо, ярко хоть и во многом и присутствуют темные тона в целом смотрится все гармонично и идеально.

9 из 10

11 сентября 2013

Всё, что мог, он сделал…

Имеем ли мы право вторгаться в жизнь того, кого любим? Брать в свои руки узды правления? Можно ли помочь тяжелобольному любимому человеку? Разве что сопереживая, нанимая врачей, оплачивая лечение. А если человек не хочет выздоравливать? Можно ли смириться с этим и оставить его, как бы тяжело не было? Об этом в своём фильме «Игла» толкует Рашид Нугманов.

Нередко мы врываемся в чью-то жизнь, не спросив разрешения, безо всякой задней мысли. Просто хотим помочь. Кажется, если любим — должны спасать и приходить на помощь. Но зачастую наша любовь тому, кого мы спешим спасти от страшной болезни, становится невыносима и не нужна по сути. Хотя первое время человек может показывать вид, что помощь ему просто необходима.

Наркомания — чётко рассматриваемое явление в фильме. Но чем дальше разворачивается сюжет подобно рулону ткани на столе портнихи, тем яснее приходит осознание того, что наркомания — лишь оболочка, скрывающая истинные причины болезни героини.

Чего ожидать от тяжелобольного, не уважающего себя, а значит, и не уважающего окружающих человека? Даже если он — горячо любимый нами. Пытаясь помочь ему, мы топчемся на одном месте, потому что натыкаемся на преграду, которую он нам же самолично и выставляет. Защищается от нас. Он создал себе мир, в котором ему удобно жить. Даже выбрав разрушительную форму существования, он не претендует на лучшее.

Это реальная жизнь, в которой доктору Айболиту остаётся развести руками: волшебные капли становятся обыкновенной водой, если пациент не желает принимать лечение. В сказке больные звери стремились во что бы то ни стало облегчить свою боль и призывали целителя на помощь. Иное дело человек в простой действительности. Он будет смеяться «волшебнику» в лицо и тут же просить увезти его на море, или прятаться, истребляя себя изнутри.

Он и собака, привязанная к спасителю, и одновременно мучитель этого спасителя.

Лечение начинается с себя. И коли оно пациентом отвергается, что ж… остаётся принять этот выбор. Хотя бы из любви к безумцу.

Герой Моро всё что мог — сделал. И дальше больше — погиб, спасая тяжелобольную подругу. А она… сможет ли понять, что произошло, выглянув на минуту из-за занавеси своего эгоизма и безысходности?..

29 апреля 2013

Цой против наркотиков

Этот фильм прекрасное доказательство того, что Виктор Цой является не только великолепным музыкантом, но и прекрасным актёром. На самом деле, творение Нугманова не сколько мрачная история, сколько урок вреда наркотиков, а так же наглядный пример борьбы с ними.

Молодой парень Моро возвращается в родной город с целью забрать долг у одного бандита Спартака, а заодно навестить свою старую подругу. Но город встречает его во мрачных красках: Спартак оказывается без денег, а подруга Моро оказывается наркоманкой. Взяв ситуацию под контроль, парень решает вылечить её, но это не приносит особых результатов. Тогда Моро решает лично закрыть доступ к смертельным веществам, сделав себя врагом у доктора-поставщика.

Фильм представлен в очень мрачных тонах. Обстановка в городе, куда попадает герой выглядит опустелым, мрачным, грязным, а люди — бездушные куклы со своими проблемами и безразличностью ко всему. Во второй половине фильма герой и его девушка отправляются Аральскому морю, где меняется обстановка и атмосфера в общем. Прекрасный вид на пустынные земли, полная свобода от всяких проблем. Именно здесь, герой совершает свой первый ход.

Возможно, именно поэтому Моро резко отличается ото всех — живой, нахальный, ироничный, упрямый, смелый и целеустремлённый. Он на всё готов, чтобы спасти свою любимую от мучительной смерти, но разве может один человек побороть грязь, полностью заполонившую улицы города. Даже Спартак, мелкий бандит, оказывается жертвой этих обстоятельств, грязь города которого мучает непосильно и сводит с ума.

Несмотря на обилие диалогов и практическое отсутствие каких-либо экшн-сцен, фильм захватывает благодаря идее и атмосфере. Наблюдать за тем, как Моро оказывается втянутым в водоворот мрачных событий, а потом как он пытается сразится с этой напастью. Он использует всё — от диалогов, до прекрасных драк, в стиле Брюса Ли. И так до странного и загадочного финала, где имеются несколько трактовок, так или иначе связанных с общей идее фильма. Антуражем служат прекрасные композиций «Звезда по имени солнце», «Бошетумай» и «Группа крови».

Что здесь есть? Великолепная идея, прекрасная актёрская игра Цоя, Мамонова, Баширова и Смирновой, мрачность происходящего, нераскрытые вопросы и отсутствие какой-либо банальной глупости и пафоса. Это не фильм — это борьба, способ борьбы с проблемой, актуальной и в наше время. Моро не сдался, даже находясь на краю гибели, а значит и не сдадимся мы.

10 из 10

14 апреля 2013

Триллер Игла появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Рашид Нугманов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Виктор Цой, Марина Смирнова, Петр Мамонов, Архимед Искаков, Геннадий Люй, Рахимджан Абдыкадыров, Григорий Эпштейн, Александр Конкс, Райхан Канатбаев, Владимир Даниленко, Марат Азимбаев, Ернар Абилев, Рустем Ташибаев, Игорь Старцев, Геннадий Бордачёв.

В то время как во всем мире собрано 25,387 долларов. Страна производства - СССР. Игла — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.