Этот фантастический мир. Выпуск 14
7.1
1988, фантастика, драма, спорт
СССР, 1 ч 26 мин
В ролях: Александр Пороховщиков, Александр Потапов, Карина Золотова, Александр Пермяков, С. Герман
и другие
По мотивам рассказов Кира Булычёва «Летнее утро», «Умение кидать мяч». Обычный человек может оказаться не готов к появлению искусственных необычных способностей.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Этот фантастический мир. Выпуск 14

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Игорь Игнатов
композитор:
художник: Евгений Епишкин
жанры: фантастика, драма, спорт
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, драма, спорт

Отзывы критиков о фильме «Этот фантастический мир. Выпуск 14», 1988

Этот фантастический мир. Выпуск 14 «Умение кидать мяч»

Эта лента неотделима от небольшого интервью, предваряющего фильм. Обаятельный космонавт Георгий Михайлович Гречко обсуждает с автором сценария этого фильма писателем-фантастом Киром Булычевым затронутые им темы. Изначально речь заходит о свободе выбора. Булычев мудро поясняет, что то добро, которое мы стремимся сотворить не всегда принесет всем счастье. И тут Гречко совершенно непринужденно выдает: 'А ты всегда знаешь чего ты хочешь?'. Это лишь позволило Булычеву усилить давление: 'А вот если я возьму и решу, что вот твое счастье в мои руках, могу ли я взять и заняться устройством твоего счастья?'...

А потом началось самое интересное. Выразительный голос Александра Пороховщикова, его неторопливая прогулка. Он будто монолит рассекает мощью своей рассудительности московское советское утро. Электричка. Девушка. Стремление выйти за ней и отвлечься от мирской суеты. Но при этом его мысли будут балансировать от подозрений самого себя в стремлении к мировому господству до воспоминаний о том самом 'баскетбольном' эксперименте. Так мы переносимся в мрачное советское НИИ, где в скучной столовой два человека решаются испытать себя. Вскоре невысокий и полноватый мужчина станет звездой баскетбола. И только он будет знать, что его сверхспособности результат научного планирования. Владимир Сальников блестяще изобразит все внутренние испытания с которыми столкнется этот мужчина. Достоин ли он принимать овации? Достоин ли стоять рядом со спортсменами, которые каждый день совершенствуются?

Финальный переход вернет нас к философской теме. Александр Пороховщиков расставит все акценты на опасности подобных исследований. И эти завершающие аккорды будут неимоверно жизнеутверждающими. И пусть герой Пороховщикова критически размышляет о будущем мира, но его визави ровно как в рассказе Булычева 'Летнее утро' теперь вынужден наслаждаться моментом. Он и вправду осознал, что счастье - это неуловимое, неизвестно как возникающее состояние, которое совсем необязательно связанно с большими событиями или радостями.

За счет абсолютно неочевидного слияния двух казалось бы совсем несвязанных друг с другом произведений Булычева 'Умение кидать мяч' и 'Летнее утро' этот фильм преисполнен скрытого внутреннего очарования. Он самодостаточен. Напряженная тональность делает интригу, а точные актерские попадания дуэта Пороховщиков-Сальников не оставляют зрителю никаких шансов.

9 из 10

25 февраля 2025

Этот фантастический мир. Выпуск 14

Когда автор присваивает своему ходу мыслей кодировку «фантастика», и пишет про самых обычных людей, то этого автора непременно определят, что он лиричный сказочник с недостаточным авантажем. Существует стереотип, что «булычёвское», оно «деревянное», в смысле, едва ли предоставит что-то новое…

Я бы сформулировала, что предоставит сокрытое. Этому и посвящён данный выпуск.

Автобус спортобщества, линейно рванувший по поздней всеобще-осенней «развезюхе» с фигурантом, приехавшим на поблёклом поезде на серую-пресерую дощатую станцию, вовсе не показались мне тоскливыми, скорей, это цвет атмосферы отсутствия предопределённости.

Акценты расставлены, человеческий фактор на первом месте. Пороховщиков слишком высок для его персонажа, зато уместно смотрится в роли «наблюдателя». Долинский каверзно появился, в виде врача.

Удачно в завершение истории врисовали ещё и «Летнее утро» но начинать это самое «Летнее утро» лучше было, как у Булычёва. Смысл рассказа в том, что одного человека, в июньское воскресное (всё здесь важно) внезапное пробуждение рано утром трансцендентной тоской гонит из дома, он выходит из квартиры, спускается, не вызывая лифта, и, выйдя под «длинное розовое облако в запах влажной листвы», испытывает ощущение, что к нему или «пришло решение неразрешимой задачи во сне, или был среди ночи телефонный звонок и долгожданный голос…» Этот человек учёный, и по рассказу он одинок. Его сознание почему-то тянет его на деревянную («булычёвское, деревянное», здесь любителям не деревянных человеческих, родных, коренных мест, а ржаво-умерших индастриал-объектов, разрешается улыбнуться), на деревянную, мокрую от росы и в солнечных дрызгах платформу, и поскрипывают высокие сосны, и на платформе лежит белый пион. И герой идёт, ищет глазами старый деревянный дом, и понимает, что если «счастье это неизвестно как возникающее состояние, совсем не обязательно связанное с большими событиями или радостями», то он — да, он сейчас счастлив…»

Экранизация в финале истории резче, лучше, ясней самого рассказа.

Актуальны эти кинозарисовки на день сегодняшний тем, что до сих пор проблемы практического контроля за сознанием организмов с высшей нервной деятельностью — не решены. Всегда, всегда остаются недоступные участки нервной системы. Если в них окажется «записана» яркая, перекрывающая, а точней, искажающая сигнал воздействия — мотивация из внешнего мира (память детства, любовь к женщине), то это скорректирует поведение, т. е. сознание человека искусственные установки всё-таки отделит.

22 декабря 2020

За здоровье морских свинок!

Выпуск называется, как и одноимённая повесть Кира Булычёва, — «Умение кидать мяч» (1973г.), по которой в 1976 году Серик Райбаев (Казахфильм) снял фильм «Бросок, или Все началось в субботу». Кроме того, особый лирический фон создают мотивы очень тонкого и душевного рассказа «Летнее утро» (1977г.) о мужчине (его играет Александр Пороховщиков), который просыпается рано утром, зачем-то едет за город и «случайно» заходит в один из домов.

Два вроде бы разных произведения, которые объединяют невероятные научные открытия. (»… Нам удалось настроиться на твои биоволны и дать постоянный сигнал. Ты шёл сюда, потому что мы тебя звали…» «Летнее утро». А в «Умении кидать мяч» — сыворотка, создающая устойчивые связи между мозговыми центрами и мышцами рук, и дающая возможность абсолютно точно сделать руками то, что представляешь себе мысленно. Это касается игры в баскетбол, бильярд, стрельбы из лука, рисования и прочего.) Но в телеспектакле они выглядят единым целым, чему в большой степени помогает как актёрская игра (Владимир Сальников очень убедителен в роли «маленького человека»), так и медитативно-лирическкая музыка Евгения Доги.

Телеспектакль ничем особенным не поражает, но создаёт устойчивое впечатление чего-то доброго, открытого, искреннего. Фантастическая фабула здесь — всего лишь приём, чтобы оттенить чувства и переживания главного героя. Делается это легко, без изысков, но с «привкусом» любимых с детства произведений, к которым возвращаешься через много-много лет, как к самым близким друзьям…

Памяти замечательного актёра Александра Пороховщикова, умевшего даже тишину сделать говорящей…

29 декабря 2013

Фантастика Этот фантастический мир. Выпуск 14 появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Виктор Спиридонов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Александр Пороховщиков, Александр Потапов, Карина Золотова, Александр Пермяков, С. Герман, Артур Эйзен, Георгий Гречко, В. Юдин, Владимир Долинский, Владимир Сальников, Кир Булычёв, Наталья Ионова, М. Кузнецов, Ирина Власова, А. Горячева.

Страна производства - СССР. Этот фантастический мир. Выпуск 14 — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.