Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Этот фантастический мир. Выпуск 14 |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Спиридонов |
сценарий: | Кир Булычёв |
видеооператор: | Игорь Игнатов |
композитор: | Евгений Дога |
художник: | Евгений Епишкин |
жанры: | фантастика, драма, спорт |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 26 мин |
Эта лента неотделима от небольшого интервью, предваряющего фильм. Обаятельный космонавт Георгий Михайлович Гречко обсуждает с автором сценария этого фильма писателем-фантастом Киром Булычевым затронутые им темы. Изначально речь заходит о свободе выбора. Булычев мудро поясняет, что то добро, которое мы стремимся сотворить не всегда принесет всем счастье. И тут Гречко совершенно непринужденно выдает: 'А ты всегда знаешь чего ты хочешь?'. Это лишь позволило Булычеву усилить давление: 'А вот если я возьму и решу, что вот твое счастье в мои руках, могу ли я взять и заняться устройством твоего счастья?'...
А потом началось самое интересное. Выразительный голос Александра Пороховщикова, его неторопливая прогулка. Он будто монолит рассекает мощью своей рассудительности московское советское утро. Электричка. Девушка. Стремление выйти за ней и отвлечься от мирской суеты. Но при этом его мысли будут балансировать от подозрений самого себя в стремлении к мировому господству до воспоминаний о том самом 'баскетбольном' эксперименте. Так мы переносимся в мрачное советское НИИ, где в скучной столовой два человека решаются испытать себя. Вскоре невысокий и полноватый мужчина станет звездой баскетбола. И только он будет знать, что его сверхспособности результат научного планирования. Владимир Сальников блестяще изобразит все внутренние испытания с которыми столкнется этот мужчина. Достоин ли он принимать овации? Достоин ли стоять рядом со спортсменами, которые каждый день совершенствуются?
Финальный переход вернет нас к философской теме. Александр Пороховщиков расставит все акценты на опасности подобных исследований. И эти завершающие аккорды будут неимоверно жизнеутверждающими. И пусть герой Пороховщикова критически размышляет о будущем мира, но его визави ровно как в рассказе Булычева 'Летнее утро' теперь вынужден наслаждаться моментом. Он и вправду осознал, что счастье - это неуловимое, неизвестно как возникающее состояние, которое совсем необязательно связанно с большими событиями или радостями.
За счет абсолютно неочевидного слияния двух казалось бы совсем несвязанных друг с другом произведений Булычева 'Умение кидать мяч' и 'Летнее утро' этот фильм преисполнен скрытого внутреннего очарования. Он самодостаточен. Напряженная тональность делает интригу, а точные актерские попадания дуэта Пороховщиков-Сальников не оставляют зрителю никаких шансов.
9 из 10
25 февраля 2025
Когда автор присваивает своему ходу мыслей кодировку «фантастика», и пишет про самых обычных людей, то этого автора непременно определят, что он лиричный сказочник с недостаточным авантажем. Существует стереотип, что «булычёвское», оно «деревянное», в смысле, едва ли предоставит что-то новое…
Я бы сформулировала, что предоставит сокрытое. Этому и посвящён данный выпуск.
Автобус спортобщества, линейно рванувший по поздней всеобще-осенней «развезюхе» с фигурантом, приехавшим на поблёклом поезде на серую-пресерую дощатую станцию, вовсе не показались мне тоскливыми, скорей, это цвет атмосферы отсутствия предопределённости.
Акценты расставлены, человеческий фактор на первом месте. Пороховщиков слишком высок для его персонажа, зато уместно смотрится в роли «наблюдателя». Долинский каверзно появился, в виде врача.
Удачно в завершение истории врисовали ещё и «Летнее утро» но начинать это самое «Летнее утро» лучше было, как у Булычёва. Смысл рассказа в том, что одного человека, в июньское воскресное (всё здесь важно) внезапное пробуждение рано утром трансцендентной тоской гонит из дома, он выходит из квартиры, спускается, не вызывая лифта, и, выйдя под «длинное розовое облако в запах влажной листвы», испытывает ощущение, что к нему или «пришло решение неразрешимой задачи во сне, или был среди ночи телефонный звонок и долгожданный голос…» Этот человек учёный, и по рассказу он одинок. Его сознание почему-то тянет его на деревянную («булычёвское, деревянное», здесь любителям не деревянных человеческих, родных, коренных мест, а ржаво-умерших индастриал-объектов, разрешается улыбнуться), на деревянную, мокрую от росы и в солнечных дрызгах платформу, и поскрипывают высокие сосны, и на платформе лежит белый пион. И герой идёт, ищет глазами старый деревянный дом, и понимает, что если «счастье это неизвестно как возникающее состояние, совсем не обязательно связанное с большими событиями или радостями», то он — да, он сейчас счастлив…»
Экранизация в финале истории резче, лучше, ясней самого рассказа.
Актуальны эти кинозарисовки на день сегодняшний тем, что до сих пор проблемы практического контроля за сознанием организмов с высшей нервной деятельностью — не решены. Всегда, всегда остаются недоступные участки нервной системы. Если в них окажется «записана» яркая, перекрывающая, а точней, искажающая сигнал воздействия — мотивация из внешнего мира (память детства, любовь к женщине), то это скорректирует поведение, т. е. сознание человека искусственные установки всё-таки отделит.
22 декабря 2020
Выпуск называется, как и одноимённая повесть Кира Булычёва, — «Умение кидать мяч» (1973г.), по которой в 1976 году Серик Райбаев (Казахфильм) снял фильм «Бросок, или Все началось в субботу». Кроме того, особый лирический фон создают мотивы очень тонкого и душевного рассказа «Летнее утро» (1977г.) о мужчине (его играет Александр Пороховщиков), который просыпается рано утром, зачем-то едет за город и «случайно» заходит в один из домов.
Два вроде бы разных произведения, которые объединяют невероятные научные открытия. (»… Нам удалось настроиться на твои биоволны и дать постоянный сигнал. Ты шёл сюда, потому что мы тебя звали…» «Летнее утро». А в «Умении кидать мяч» — сыворотка, создающая устойчивые связи между мозговыми центрами и мышцами рук, и дающая возможность абсолютно точно сделать руками то, что представляешь себе мысленно. Это касается игры в баскетбол, бильярд, стрельбы из лука, рисования и прочего.) Но в телеспектакле они выглядят единым целым, чему в большой степени помогает как актёрская игра (Владимир Сальников очень убедителен в роли «маленького человека»), так и медитативно-лирическкая музыка Евгения Доги.
Телеспектакль ничем особенным не поражает, но создаёт устойчивое впечатление чего-то доброго, открытого, искреннего. Фантастическая фабула здесь — всего лишь приём, чтобы оттенить чувства и переживания главного героя. Делается это легко, без изысков, но с «привкусом» любимых с детства произведений, к которым возвращаешься через много-много лет, как к самым близким друзьям…
Памяти замечательного актёра Александра Пороховщикова, умевшего даже тишину сделать говорящей…
29 декабря 2013