Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эльдорадо |
английское название: |
El Dorado |
год: | 1988 |
страны: |
Испания,
Франция,
Италия
|
режиссер: | Карлос Саура |
сценарий: | Карлос Саура |
продюсер: | Андрес Висенте Гомес |
видеооператор: | Теодоро Эскамилья |
композитор: | Алехандро Массо |
художники: | Терри Притчард, Херардо Вера, Javier Nuez Ordoez |
монтаж: | Педро дель Рей |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 апреля 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 31 мин |
Красивый, зрелищный, более, или менее, рациональный взгляд на конкистадорское безумие. Безупречно выстроенные мизансцены, никаких переборов с натурализмом и псевдопсихологизмом, в отличие от многократно перехваленного фильма Верненра Херцога.
Этот фильм лучше, чем у Херцога. Здесь подробно и логично показано безумие авантюристов-мечтателей. Они все психически вполне адекватны, пока не попадают в реально жесткую ситуацию, в которой начинают творить глупости, просто, опираясь на предыдущий опыт, который к нынешней ситуации совсем не подходит. Никаких интеллигентских кабинетных понтов (именуемых «метафорами»), все честно и реально, насколько это возможно в художественном (без претензии на псевдодокументальность) фильме об эпохе, минувшей несколько веков назад.
Посмотрел с удовольствием.
5 декабря 2020
Лопе де Агирре занимает видное место в истории Латинской Америки как человек, который обнародовал первую декларацию о независимости континента от испанского владычества и поднял знамя восстания, чтоб воплотить эту дерзновенную и обогнавшее на многие столетия идею в жизнь. Правда, совершил он это историческое деяние совершенно случайно, так что же, ведь и Колумб открыл Америку случайно…
Вернер Херцог в своем знаменитом фильме «Агирре, гнев божий» реализует свое виденье этой случайности — это плод психической болезни патологического властолюбца, который на пути реализации своей бредовой идеи одних безжалостно уничтожил, а других подчинил своей могучей, но слепой воле. Не даром он произносит свою знаменитую декларацию в финале перед обезьянами, все другие участники экспедиции погибли, да и сам он доживает последние минуты, но и перед смертью безумие его не отпускает, — это, конечно, метафора (с историей и фактами в своем творчестве Херцог ничуть не церемонится), но очень мощная метафора…
Такова версия немецкого режиссёра, и она конечно имеет свое право на существование, но и трактовка тех же исторических событий, но под другим ракурсом, которую предоставил Карлос Саура также заслуживает внимательного и взвешенного взгляда — нормальный, разумный человек в ненормальной, гибельной ситуации отчаянно борется за жизнь и свободу (но без идеализации: «разумный» в том смысле, в каком в криминальном мире отличают «братка», например, от «отморозка». Конкистадоры если и отличались от обыкновенных « джентльменов удачи», то в худшую сторону, несмотря что формально считались офицерами и солдатами испанской короны. Агирре, в годы своей солдатской службы, большую ее часть, выполняя приказы командиров, потратил на разграбление индейских могил и кладбищ…).
Не смотря на то, что фильм называется «Эльдорадо», реальный поиск легендарного государства, где даже сортиры из золота, занимает сравнительно небольшое, начальное его время. Дальнейшей пружиной действия становится понимание большинства участников экспедиции, что они попали в хитрую, смертоносную ловушку и надо срочно придумать, как из нее выпутываться. Чтоб прояснить это, надо бросить взгляд в прошедшие десятилетие. Вице- королевство Перу сотрясала непрекращающаяся череда мятежей. Дело в том, что в нем скопилось огромное количество ветеранов-конкистадоров, которые чувствовали себя обойдёнными в дележке награбленного. Интегрироваться в хозяйственную жизнь колонии они считали для себя позорным, — они переплыли океан и тысячу раз рисковали жизнью не для того, чтоб ковыряться в земле, а разбогатеть, причем разбогатеть сразу… Конечно это идеальный человеческий материал для организации всевозможных заговоров и мятежей, и хотя испанское правительство имела эффективное средство подавлять их все (об этом чуть ниже), постоянная нестабильность в регионе заставляла искать более радикальные средства. Решили воспользоваться старой индейской выдумкой. Те, обнаружив, что победоносные «белые дьяволы» имеют лишь одну слабость — за золотом готовы отправится даже в ад — мстительно поместили свою фальшивку в самое гибельное из известных им мест, в амазонские джунгли. И теперь власти вновь объявили большую охоту за золотом — и в западню радостно полезли большинство из перуанских мятежников, наконец кончилось прозябание и вновь пошли большие дела!
Теперь после эйфории наступило тяжело похмелье — надо поворачивать назад, пока все не сдохли в этом зеленом аду…Однако и это продуманно: во главе экспедиции поставлен дон Педро де Урсуа (Ламбер Вильсон), который в свои сравнительно молодые годы сделал блестящую карьеру, — и этой молодой восходящей звезде поручена эта великая миссия…Жизнь удалась — губернаторская должность, любовь прекрасной доньи Инес (Габриэль Роэль), в скором будущем — несметное богатство… И возвращается, потеряв все (должность, карьеру, любовь, саму свободу, так как корона выдала ему только патент на экспедицию, а деньги на нее он с трудом занял в долг под залог грядущих сокровищ, — значит на долгие годы долговая тюрьма…), — нет, он будет идти до конца, пусть лучше погибнет здесь, чем сгниет в тюрьме…
Поэтому среди его подчиненных, не желающих погибать, возник заговор (дело для них столь же привычное, как дыхание…). Первую скрипку в нем играет лидер влиятельного землячества басков Лопе де Агирре (Омеро Антонутти), но он не только не стремиться занять вакантное после убийства Урсуа место, но и не входит в число ближайших помощников вновь избранного вождя Фернандо де Гусмана (Эусебио Понселе), а остается, пусть влиятельным, но все же человеком второго ряда. Это не хитрость, тем более скромность, а трезвый, жесткий расчет. Средством, которым власть побеждала все мятежи была самая широкая амнистия мятежников, — только главарь и один- два его ближайших сподвижника казнились, остальные « искренне раскаявшиеся» получали полное прощение и могли и дальше затевать заговоры, воевать с правительственными войсками, или же с мятежниками, — как душа пожелает…Причиной такой мягкости власти была конечно не милосердие, а необходимость. Мятежники могли стать страшной силой, которое сметет все (испанская пехота была тогда самой сильной в мире, а ветераны ее был тогдашний спецназ) только в двух случаях — или их связывает общая выгода, или — общая опасность. В отсутствие этих скреп они могли в любой момент перестать сражаться, в не зависимости от того проигрывали или побеждали их войска. Повоевали немного, выпустили пар, пора идти кается… Конечно Агирре не имел ни малейшей охоты стать вождем подобной публики… Но от судьбы не уйдешь..
Судьбой его стала донья Инес, которая только для виду притворилась, что смирилась с гибелью своего возлюбленного, что ее вполне устраивает доля быть любовницей того или иного влиятельного офицера… На самом деле она поклялась, что не один из девяти предателей не избежит смерти. Стравливая между собой мятежников, она добилась, что в живых из девятки остались только Гусман и Агирре, и остались отнюдь не в дружбе. Кто первым нанесет удар? Агирре оказался проворнее…
Теперь для него началась классическая испанская роль — атака Дон-Кихотом ветряной мельницы: как добиться невозможного, чтобы этот сброд оставался ему верен? В ход пошел безжалостный террор как против участников, вызывающих даже малейшее подозрение в своей верности, так и против захваченного населения острова Маргарита — попытка повязать всех кровью…Но понимая, что одним кнутом многого не добьешься, он предложил соратникам роскошный пряник — весь Новый Свет. Они высадятся в Панаме, в их ряды хлынут освобожденные негры, уравненные в правах индейцы и метисы… В новом независимом государстве каждый из офицеров будет губернатором, каждый солдат — мэром города…
Таков в трактовке Сауры был механизм великой случайности. К сожалению он по не понятным причинам отказался от пояснений в самом фильме — и неподготовленному зрителю, чтобы понять происходящее надо искать сторонние источники информации. Так что все вышесказанное попытка связать их с фильмом…
16 декабря 2018
Красивый, панорамный, хорошо сделанный исторический фильм. Он заслуживал бы полного одобрения, если бы, во-первых, не был римейком фильма гениального, во-вторых, если бы его снимал не Карлос Саура, а Алехандро, скажем, Аменабар.
Но этот фильм снят Саурой, а история безумного конкистадора Лопе Агирре уже была рассказана Вернером Херцогом в его термоядерном дуэте с Клаусом Кински, в фильме «Агирре, гнев божий». Трудно себе представить другого Агирре, нежели Агирре Кински. И если фильм Сауры достовернее документально, реалистичнее, богаче сюжетно, чувственно, то воспринимается он все равно как перепев легенды. Конечно, Эусебио Понсела, актер Сулуэты и Альмодовара, на одной из ролей второго плана, исполненной романсным мелодраматизмом, — это сильный ход. Но относительно главной сюжетной линии постоянно ловишь себя на ощущении вторичности «Эльдорадо».
Несмотря на то, что Херцог все же снимал скорее притчу, монодраму, нежели историческую эпопею, а фильм Сауры — многофигурная композиция, трудно предпочесть минималистичности Херцога работу Сауры, разворачивающего в более чем двухчасовом фильме истории, по меньшей мере, трех персонажей, лишь ненадолго оттенивших Агирре у Херцога: губернатора, убитого Агирре, его любовницы доньи Иньес, «короля» новых земель дона де Гусмана (Понсела), — а также истории еще полудесятка персонажей. Слишком понятно, что все побочные линии понадобились, чтобы отвлечь зрителя от центрального персонажа, сделать сыгранного раньше Клаусом Кински конкистадора лишь одним из конкистадоров фильма «Эльдорадо». Однако, использовав такое «разбухание» в эпос, как говорят немецкие историки литературы, Саура сохранил основную структуру фильма Херцога. Опять же, если бы Аменабар сделал это (вместо тенденциозной «Агоры»), оставалось бы рукоплескать. Но Карлос Саура — признанный мастер авторского кино, обладающий собственным ярким стилем, автор таких классических картин, как «Кармен», «С завязанными глазами», «Ана и волки», снявший уже после «Эльдорадо» поразительный фильм «Я, Дон Жуан». Возникает вопрос: не пригласили ли режиссера отчасти в качестве свадебного генерала, жестко задав ему не «артхаузные», более кассовые рамки киноэпопеи?
Но, возможно, Саура сам попытался, снова после «Плача по бандиту», создать масштабную историческую постановку в сценах и картинах. Тогда непонятно, почему он избрал путь римейка. Впрочем, надо в этом смысле отдать режиссеру должное: понимая, что заменить Кински, раскрытого Херцогом, попросту некем (можно пофантазировать, а если бы Сауре удалось заполучить на роль Агирре в 88-ом Хопкинса?), он приложил немало усилий, чтобы отвлечь зрители от центральной фигуры. И в этом смысле поступил мудрее, скажем, Кончаловского, снимающего римейк «Льва зимой»: без молодых Далтона, Хопкинса и О`Тула, с актерами средней руки вместо них, Кончаловский легкомысленно взвалил всю ношу на Гленн Клоуз, которая вытянула фильм, но в одиночку, работая в компании Патрика Стюарта и Юлии Высоцкой, не могла создать кино, становящееся рядом с оригиналом, тем более, что роль Рис-Майерса — эпизодическая.
8 из 10
14 мая 2012
Атмосфера конкисты в Новом Свете в середине 16 века передана вполне точно (если судить по источникам того времени), хорошие костюмы, декорации, историческая достоверность на уровне.
Но сам по себе фильм очень уж затянутый и нудный. Львиную долю составляют интриги, заговоры и передел власти в этом небольшом отряде искателей «Земли Золотого Короля». Я понимаю, что всё скорее всего так и было, что испанцы дрались за власть как бешеные, но можно же было побольше уделить внимания стычкам с индейцами, сражениям, военным вылазкам, открытиям… Ну или просто не делать тогда фильм таким длинным (2 часа 23 минуты).
Два с половиной часа они плывут на своих утлых судёнышках по Амазонке (или некой подобной реке), выясняя отношения, периодически высаживаясь на берег, чтобы встретить там немногочисленных индейцев, устроить очередную внутреннюю революцию, а потом плыть дальше… И так весь фильм, до самого конца, пока Агирре не попадает в плен к другим испанским солдатам, как мятежник, психопат и убийца — а этого нам так и не показывают, просто сообщают в финале. Скучно, господа, скучно. «Агирре, гнев Божий» не в пример интереснее был, хотя и не с таким размахом был сделан, и на 10 лет раньше был снят.
7 из 10, за атмосферу, костюмы и историческую достоверность.
11 февраля 2011