Автопортрет неизвестного
6.3
6
1988, драма
СССР, 1 ч 14 мин
В ролях: Александр Збруев, Елена Константиновская, Анатолий Грачев, Сергей Полежаев, Леонид Яновский
и другие
Странное стечение обстоятельств приводит сорокалетнего инженера Игоря в зал старого кинотеатра, где уже начался сеанс. Герой картины – поэт Белов, такой же романтик-неудачник, разочаровавшийся в себе и во всем - удивительно похож на него. Более того, вскоре Игорь понимает, что смотрит со стороны на свою собственную жизнь. Происходящее на экране становится для него шоком и откровением. В темном зале загадочного кинотеатра судьба дает Игорю единственный шанс начать все сначала. Отважится ли он воспользоваться им?
Дополнительные данные
оригинальное название:

Автопортрет неизвестного

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператоры: Александр Шигаев, Василий Трушковский
композитор:
художник: Инна Быченкова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Автопортрет неизвестного», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Автопортрет неизвестного», 1988

Сумрачный город

Потерявшийся в жизни писатель блуждает по городским задворкам. Случайное, а может и не совсем, стечение обстоятельств приводит его в захолустный районный кинотеатр, в нынешнюю эпоху торгово-развлекательных центров ныне ставших скорее редким реликтом. Бензин на исходе, на улице дождь, а тут ещё и фура перекрыла проезд - от нечего делать главный герой решает остаться на сеанс, демонстрирующий разные фрагменты его жизни. Далее метания туда-сюда и разные случайные попутчики перемежаются напополам с общим сюрреализмом происходящего.

Можно предположить, что таким своеобразным посылом даётся шанс переосмыслить свою жизнь и, может быть, исправить какие-то аспекты дней давно былых, но однозначного ответа фильм на этот вопрос не даёт, как и в своих около философских изысканиях оказывается на отдалении от известных экземпляров подобного плана, вроде того же «Сталкера» (1979). С другой стороны, учитывая год выпуска и связанное с ними время, ожидать нечто иное, кроме акцента на хтонь бетонных окрестностей, было бы несколько наивно. По своему интересно, но не более того.

5 из 10

31 июля 2025

От кризиса среднего возраста не уберечься, видимо, ни кесарю, ни слесарю. Но вопрос не в том, что тебя накрыл кризис, а в том, что ты ему можешь противопоставить. Герой фильма противопоставить ничего не может, да и жизнь его – на советской киноплёнке («Свеме», наверное), на которую снято странное и непонятное кино о живущем в автомобиле никем не признанном стихотворце. Есть ученик, да и тот, пожалуй, овеян юношеским флёром почтения к наставнику, он быстро развеется.

Итак, Игорь Белов, мужчина лет 40-45, поэт, обитает на некоем холостяцком отшибе, где собралось несколько подобных субъектов, сбежавших от своих семей. У Игоря нет ничего, кроме его машины, а она – и место жительства, и транспорт, и, по все й видимости, обитель, в которой он прячется от мира. Где-то, «в городе» – как в чужом мире, дочь, единственный, наверное, человек, которому Белов небезразличен, покуда жена (бывшая?) сутками сидит на телефоне. Она закрывает глаза на то, что неудачник-отец ворует деньги из её копилки, выставляя их перед своей новой визави как гонорар за стихи, интересуется его жизнью, жалеет и беспокоится.

Тема потерянного человека не раз поднималась в отечественном искусстве. В одних произведениях она виртуозно разворачивалась и демонстрировалась то в трагическом, то в комедийном ключе, в других – повисала в воздухе и преподносилась как само по себе явление, из-за чего тяжело было проникнуться сочувствием к герою. Так вот здесь что-то среднее. Да, идея о лицезрении за собственной жизнью через киноэкран интересна и необычна. Есть некие задатки и артхауса в фильме. Но в целом, как мне кажется, он сыроват, недоделан, недокручен. Збруев великолепен, как и всегда, но он обитает в каких-то уж совершенно нелепых обстоятельствах. Впрочем, не исключено, что это веяние времени, когда требовались и новая форма, и новое содержание.

7 из 10

1 июля 2024

Ирреальность? «Скоро — Сегодня»

Я был вчера в огромном городе,

Где совершенно нет людей,

И в каждом доме вместо окон

Я видел только зеркала.

И я прошел по людным улицам,

Был город полон отражений,

Они брели за мной, как тени,

И молча слушали меня.

Встреча с собой. Бывает ли такое? Да. Чем старше становимся тем более сфокусирован взгляд. И в мелком способны многое узреть. И параллели провести в схожести. Говорит ли это о мудрости, о зрелости? Время ли это «собирать камни»? Кто знает…, кто знает. Но первый колокольчик предвещающий скорую развязку отзвонил. Не пропусти момент. Себя не упусти. Почаще вглядывайся в бездны внутреннего, не распаляйся красотами мира в бессчётной тщете. Уже не мальчик, — понимать должен…

Город без людей, изысканным решением мира персонажа.

К языку метафоры прибегает режиссёр создавая палитру красок Игоря Белова. Он и поэт, он и инженер. Он и отец семьи, он и укротитель железного коня. Всегда в дороге, всегда в хлопотах. Но всё это пустой звук. И жизнь его, тоже, гулом неопределённости, ускользающим миражом. Ни до кого не дозвониться, ни до кого не достучаться. Пустые хлопоты. И несмотря на скорость лошадей, впряжённых под капот автомобиля, все пути «заперты» уличными знаками, и в нужном направлении «нельзя», а только в противоход. И тупик заколоченным проездом забора. Стоп. А после остановки «избушка на курьих ножках», — заплесневелая, обветшалое строение с многозначительной пустотой белого рубища «СКОРО — СЕГОДНЯ» предложением погрузиться в ирреальный мир. Заходи.

Когда я просто улыбался,

То улыбался мне весь город,

И если я кивал кому-то,

То все кивали мне в ответ.

И иногда казалось мне, что город жив,

И что вокруг миллион людей,

И вновь никак не мог поверить я,

Что я один и что вокруг лишь зеркала.

И встреча с собой хроникой смены кадров. Лоск одежды, манеры, причёска, чёрные очки. Трубки во рту не хватает для полного антуража. Впрочем, и без неё хорош, «блудливый кот». А кто скажите в советское время на жигулях не хотел быть «котом» в этом возрасте? И очаровывать дам. И служить им пажом исполняя прихоти возницы? Инстинкт самца вопиет. Вожделение страсти обуревает. И одна за одной сменой декораций простого счастья — ах, Оли, Танечки, Мариночки… Голова кружится.

А вот и второй звонок колокольчиком динь-динь… Игорь! Игорь! Пора! Пора! Что с тобой?

Минимализм с погружением во внутренние бездны. Что-то здесь есть и от «Всем — спасибо»(1981) в перекличке с персонажем Сергея Шакурова, и с «Сердцем ангела»(1987), воплощённым Микки Рурком.

Они поссориться не могут,

Они похожи друг на друга,

И скоро я покинул город,

И город сразу опустел.

7 из 10

23 июля 2019

Драма Автопортрет неизвестного появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Вячеслав Криштофович. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Александр Збруев, Елена Константиновская, Анатолий Грачев, Сергей Полежаев, Леонид Яновский, Ирина Вишнякова, Константин Карно, Алла Покровская, Валентина Ивашёва, Людмила Лобза, Оксана Маляренко, Валерий Панарин, Николай Малашенко, Татьяна Агрызкова, Иван Бондарь.

Страна производства - СССР. Автопортрет неизвестного — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.