Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Яркий свет |
английское название: |
Yeelen |
год: | 1987 |
страны: |
Мали,
Буркина-Фасо,
Франция,
Германия (ФРГ),
Япония
|
режиссер: | Сулейман Сиссе |
сценарий: | Сулейман Сиссе |
продюсер: | Сулейман Сиссе |
видеооператоры: | Жан-Ноэль Феррагут, Жан-Мишель Юмо |
композиторы: | Салиф Кейта, Мишель Порталь |
художник: | Косса Моди Кейта |
монтаж: | Андре Давантюр, Натали Гёпферт, Дунамба Кулибали, Дженни Фрэнк, Сейпати Кейта, Мари-Катрин Мику, Сейпати Н’Ксумало |
жанры: | фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 мая 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Нианкоро — сын «мастера фетеший» Сомы, которого выживший из ума колдун хочет непременно убить. Мать наставляет Нианкоро, бежать к брату-близнецу Сомы — слепому предсказателю судьбы Джижуи. Только он в состоянии подготовить племянника к смертельной схватке с безумным отцом.
У африканских фильмов не только особенный размеренный ритм, но и свой изощрённый, не на что не похожий язык экрана. Пик кинематографа «чёрного континента» пришёлся на 70-ые годы, когда картины алжирца Лахдар Хамина, сенегальцев Диопа Мамбети и Усмана Сембена, мавританца Меда Хондо и камерунца Даниэля Камва шумели на европейских фестивалях получая призы Канн, Берлина, Локарно и Москвы.
Малиец Сулейман Сиисе заявившей о себе в те же 70-ые, когда снял три своих первых фильма (лучший из которых конечно — «Работа»), к концу следующего десятилетия отошёл от контрастных современных драм, отрабатывая материал национального мифотворчества.
«Яркий свет» — африканское фэнтези, фильм-притча, чистая экзотика. Контекст, который даётся в начале ленты открытым титром, такая же «лютая дрёма» для человека христианской культуры, как стихи Евангелия для племени нуба. Посему, смонтированные в хаотичном порядке кадры дня и ночи, пустынные красоты Мали и колдовские посиделки у горящей курицы — не более, чем кино для внутреннего пользования.
6 из 10
23 ноября 2019
Вообще, Африка — штука сложная. Тем более, если речь идет о народе бамбара (Мали). Чего стоит только их мифология. Вот, к примеру, один из базовых мифов. Мусо Корони Кундье — перворожденная женщина измученная воздержанием решила помастурбировать с помощью веток, но покалечилась ими. С тех пор… В общем неважно что там дальше было в том мифе. Важно другое — для европейской культурологической парадигмы понять Африку не так-то и просто. Ибо, другое видение мира.
Вот именно это видение мира и передает нам Сулейман Сиссе. В его фильме время тянется совсем иначе. Человек сливается с Природой. Он тут просто элемент декора. Не более. Тем ценнее длительные и скучноватые диалоги у костра. Все внимание на людей и огонь. Магическое видение мира, которое вербализуют герои фильма на первый взгляд кажется совсем иллюзорным. Но Сиссе просто передает темп жизни, ее течение и дыхание.
Тут будет мало что понятно. Культурная составляющая народа бамбара не так очевидна. Поэтому, смысловая часть ограничивается выявлением серьезнейшего конфликта между шаманом и его сыном. Финальное же их столкновение получилось насколько изысканным, настолько же и непонятным. Ну не будет тут битвы на лазерных мечах между джедаями. Зато, будут закапывания и выкапывания из песка больших яиц.
Это кино сложно кому-то рекомендовать, равно как и судить. Но однозначно можно признать его медиатативно-созерцательный характер и символизм. Много позже Апитчатпон покажет, что такое настоящие шедевры медитативного кино. Но у Сулеймана получилось весьма неплохо. Кстати, почему-то картину решили поощрить на Каннском фестивале и она считается одним из знаковых прорывов африканского кинематографа. Может как раз дело в тех шаманах…
6 из 10
30 ноября 2013
Конечно, можно понять западных интеллектуалов, которые не только испытывают интерес к чему-то экзотическому в виде африканского кинематографа, но и обеспечивают ему финансовую поддержку — причём это делает не одна лишь Франция, которая родственна ряду стран по распространённому там языку. Например, в создании фильма «Яркий свет» (1987) малийца Соломани Сисе (так на местный манер следовало бы звать Сулеймана Сиссе) принимали участие ещё ФРГ и Великобритания, не считая Буркина Фасо. И картина получила приз на престижном Каннском кинофестивале, а также удостоилась особого упоминания экуменического жюри, что представляется весьма симптоматичным, поскольку речь в «Ярком свете» идёт всё-таки о шаманстве, разнообразных архаичных и, безусловно, языческих ритуалах — да и современная Мали является страной преимущественно мусульманской.
Если смотреть фильмы Сисе именно в том порядке, как они сделаны, можно действительно удивиться, что от актуальной городской истории «Ветер» (1982), которая была насыщена интересными наблюдениями за сегодняшней малийской жизнью, а также отличалась иронической интонацией, хотя всё это оказалось в последней трети действия сметено остро политическими и даже бунтарскими инвективами автора, он обратился в следующей работе к стилю своего рода «магического реализма». Хотя в отличие от латиноамериканских произведений данного плана, густо замешанных на многовековой мифологии и всевозможных иносказаниях, кино Сисе выглядит менее энергетичным и вообще медитативным — так что сюжет довольно скоро теряется по причине собственной ненадобности и чуть ли не излишности, а сама картина начинает напоминать малопонятный для непосвящённых обряд колдовства и вызывания духов, при котором можно, конечно, присутствовать в качестве постороннего наблюдателя, однако это не гарантирует от того, что в какие-то моменты всё же трудно подавить в себе зевки от скуки.
6,5 из 10
20 августа 2013
Довольно сложно было мне, простому российскому зрителю, не знакомому с культурой Африки, оценить этот фильм по достоинству. Слишком много непонятного и чуждого он в себе содержит. «Яркий свет» — странная история об африканских шаманах, живших до пришествия на континент колонизаторов. Она полна мифологии, которая вполне может показаться европейцам нелепой. Рассказ о молодом колдуне Ниананкоро, которого преследует родной отец по имени Сома, не желающий видеть в сыне носителя колдовских знаний. В погоне за отпрыском, Сома готов идти хоть на край света, все дальше удаляясь от родной страны Бамбары.
К сожалению, я не знаком с африканской мифологией, а потому, большая часть картины так и осталась для меня загадкой. Неясно, например, что за дух-леопард предрекал успех главному герою, хотя в этом коротком эпизоде явно кроется что-то большее, нежели простое видение. В самом начале фильма идет разъяснение племенных фетишей, что не дает запутаться хотя бы в данном аспекте.
У фильма чувствуется какая-то особая атмосфера, дух африканской саванны, еще нетронутой европейцами и полной загадок. На первый взгляд абсурдные, многие элементы фильма наверняка являются привычными для черного континента. Особенно странно выглядит палка-искатель (Колонкаланни), представляющая собой огромное бревно, перетаскиваемое двумя взрослыми мужчинами. Причем это скорее бревно «тащит» носильщиков по следу отыскиваемого человека. Непривычно так же видеть колдовство не в привычных для нас заклинаниях, а в обычных плевках, порождающих чудеса.
- Лезвие растет из рукояти, значит лезвие не сможет резать рукоять, как бы оно того не желало. (с)
В конфликте отца и сына кроется противостояние грубой силы и недеяния, жестокости и гуманизма. Отец выступает в качестве олицетворения авторитарной власти, не желающей мириться с нарушениями установившихся порядков, сын же предпочитает бегство сражению, не из страха, а ради примирения. Трагично выстроен образ скорбящей матери, молящейся денно и нощно богам во имя спасения родного отпрыска.
Что неожиданно поразило, так это продуманная и интересная операторская работа, видно, что к монтажу и съемке приложили руку европейские специалисты. Камера часто захватывает героя как часть некой композиции, например саванны с деревьями или небольшой деревеньки. Из актеров больше всего запомнился исполнитель главной роли, явивший хладнокровного юношу с бесстрашно-каменным лицом.
Вывод: Я думаю, что этот фильм отечественному зрителю оценить будет крайне сложно. В нем есть загадочный шарм далекой и неизведанной Африки, есть профессиональный подход и есть притчевый сюжет. Фильм явно не зря был удостоен двух специальных призов Каннского кинофестиваля, но погрузиться в него с головой невероятно трудно, этому мешает недопонимание демонстрируемых событий.
6 из 10
4 апреля 2011