Яркий свет
Yeelen
6.3
6.9
1987, фэнтези, драма
Мали, Буркина-Фасо, Франция, 1 ч 45 мин
В ролях: Иссиака Кэйн, Ауа Сангаре, Ниаманто Саного, Балла Мусса Кейта, Сумба Траоре
и другие
Юноша, обладающий магическими способностями, отправляется к своему дяде, чтобы попросить поддержки в борьбе с отцом-волшебником.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Яркий свет

английское название:

Yeelen

год: 1987
страны:
Мали, Буркина-Фасо, Франция, Германия (ФРГ), Япония
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Жан-Ноэль Феррагут, Жан-Мишель Юмо
композиторы: ,
художник: Косса Моди Кейта
монтаж: , , , , , ,
жанры: фэнтези, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 мая 1987 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма

Отзывы критиков о фильме «Яркий свет», 1987

Сын питона

Нианкоро — сын «мастера фетеший» Сомы, которого выживший из ума колдун хочет непременно убить. Мать наставляет Нианкоро, бежать к брату-близнецу Сомы — слепому предсказателю судьбы Джижуи. Только он в состоянии подготовить племянника к смертельной схватке с безумным отцом.

У африканских фильмов не только особенный размеренный ритм, но и свой изощрённый, не на что не похожий язык экрана. Пик кинематографа «чёрного континента» пришёлся на 70-ые годы, когда картины алжирца Лахдар Хамина, сенегальцев Диопа Мамбети и Усмана Сембена, мавританца Меда Хондо и камерунца Даниэля Камва шумели на европейских фестивалях получая призы Канн, Берлина, Локарно и Москвы.

Малиец Сулейман Сиисе заявившей о себе в те же 70-ые, когда снял три своих первых фильма (лучший из которых конечно — «Работа»), к концу следующего десятилетия отошёл от контрастных современных драм, отрабатывая материал национального мифотворчества.

«Яркий свет» — африканское фэнтези, фильм-притча, чистая экзотика. Контекст, который даётся в начале ленты открытым титром, такая же «лютая дрёма» для человека христианской культуры, как стихи Евангелия для племени нуба. Посему, смонтированные в хаотичном порядке кадры дня и ночи, пустынные красоты Мали и колдовские посиделки у горящей курицы — не более, чем кино для внутреннего пользования.

6 из 10

23 ноября 2019

Свет Сулеймана Сиссе: магическая Африка

Вообще, Африка — штука сложная. Тем более, если речь идет о народе бамбара (Мали). Чего стоит только их мифология. Вот, к примеру, один из базовых мифов. Мусо Корони Кундье — перворожденная женщина измученная воздержанием решила помастурбировать с помощью веток, но покалечилась ими. С тех пор… В общем неважно что там дальше было в том мифе. Важно другое — для европейской культурологической парадигмы понять Африку не так-то и просто. Ибо, другое видение мира.

Вот именно это видение мира и передает нам Сулейман Сиссе. В его фильме время тянется совсем иначе. Человек сливается с Природой. Он тут просто элемент декора. Не более. Тем ценнее длительные и скучноватые диалоги у костра. Все внимание на людей и огонь. Магическое видение мира, которое вербализуют герои фильма на первый взгляд кажется совсем иллюзорным. Но Сиссе просто передает темп жизни, ее течение и дыхание.

Тут будет мало что понятно. Культурная составляющая народа бамбара не так очевидна. Поэтому, смысловая часть ограничивается выявлением серьезнейшего конфликта между шаманом и его сыном. Финальное же их столкновение получилось насколько изысканным, настолько же и непонятным. Ну не будет тут битвы на лазерных мечах между джедаями. Зато, будут закапывания и выкапывания из песка больших яиц.

Это кино сложно кому-то рекомендовать, равно как и судить. Но однозначно можно признать его медиатативно-созерцательный характер и символизм. Много позже Апитчатпон покажет, что такое настоящие шедевры медитативного кино. Но у Сулеймана получилось весьма неплохо. Кстати, почему-то картину решили поощрить на Каннском фестивале и она считается одним из знаковых прорывов африканского кинематографа. Может как раз дело в тех шаманах…

6 из 10

30 ноября 2013

И был свет…

Конечно, можно понять западных интеллектуалов, которые не только испытывают интерес к чему-то экзотическому в виде африканского кинематографа, но и обеспечивают ему финансовую поддержку — причём это делает не одна лишь Франция, которая родственна ряду стран по распространённому там языку. Например, в создании фильма «Яркий свет» (1987) малийца Соломани Сисе (так на местный манер следовало бы звать Сулеймана Сиссе) принимали участие ещё ФРГ и Великобритания, не считая Буркина Фасо. И картина получила приз на престижном Каннском кинофестивале, а также удостоилась особого упоминания экуменического жюри, что представляется весьма симптоматичным, поскольку речь в «Ярком свете» идёт всё-таки о шаманстве, разнообразных архаичных и, безусловно, языческих ритуалах — да и современная Мали является страной преимущественно мусульманской.

Если смотреть фильмы Сисе именно в том порядке, как они сделаны, можно действительно удивиться, что от актуальной городской истории «Ветер» (1982), которая была насыщена интересными наблюдениями за сегодняшней малийской жизнью, а также отличалась иронической интонацией, хотя всё это оказалось в последней трети действия сметено остро политическими и даже бунтарскими инвективами автора, он обратился в следующей работе к стилю своего рода «магического реализма». Хотя в отличие от латиноамериканских произведений данного плана, густо замешанных на многовековой мифологии и всевозможных иносказаниях, кино Сисе выглядит менее энергетичным и вообще медитативным — так что сюжет довольно скоро теряется по причине собственной ненадобности и чуть ли не излишности, а сама картина начинает напоминать малопонятный для непосвящённых обряд колдовства и вызывания духов, при котором можно, конечно, присутствовать в качестве постороннего наблюдателя, однако это не гарантирует от того, что в какие-то моменты всё же трудно подавить в себе зевки от скуки.

6,5 из 10

20 августа 2013

Далекая и чуждая Африка

Довольно сложно было мне, простому российскому зрителю, не знакомому с культурой Африки, оценить этот фильм по достоинству. Слишком много непонятного и чуждого он в себе содержит. «Яркий свет» — странная история об африканских шаманах, живших до пришествия на континент колонизаторов. Она полна мифологии, которая вполне может показаться европейцам нелепой. Рассказ о молодом колдуне Ниананкоро, которого преследует родной отец по имени Сома, не желающий видеть в сыне носителя колдовских знаний. В погоне за отпрыском, Сома готов идти хоть на край света, все дальше удаляясь от родной страны Бамбары.

К сожалению, я не знаком с африканской мифологией, а потому, большая часть картины так и осталась для меня загадкой. Неясно, например, что за дух-леопард предрекал успех главному герою, хотя в этом коротком эпизоде явно кроется что-то большее, нежели простое видение. В самом начале фильма идет разъяснение племенных фетишей, что не дает запутаться хотя бы в данном аспекте.

У фильма чувствуется какая-то особая атмосфера, дух африканской саванны, еще нетронутой европейцами и полной загадок. На первый взгляд абсурдные, многие элементы фильма наверняка являются привычными для черного континента. Особенно странно выглядит палка-искатель (Колонкаланни), представляющая собой огромное бревно, перетаскиваемое двумя взрослыми мужчинами. Причем это скорее бревно «тащит» носильщиков по следу отыскиваемого человека. Непривычно так же видеть колдовство не в привычных для нас заклинаниях, а в обычных плевках, порождающих чудеса.

- Лезвие растет из рукояти, значит лезвие не сможет резать рукоять, как бы оно того не желало. (с)

В конфликте отца и сына кроется противостояние грубой силы и недеяния, жестокости и гуманизма. Отец выступает в качестве олицетворения авторитарной власти, не желающей мириться с нарушениями установившихся порядков, сын же предпочитает бегство сражению, не из страха, а ради примирения. Трагично выстроен образ скорбящей матери, молящейся денно и нощно богам во имя спасения родного отпрыска.

Что неожиданно поразило, так это продуманная и интересная операторская работа, видно, что к монтажу и съемке приложили руку европейские специалисты. Камера часто захватывает героя как часть некой композиции, например саванны с деревьями или небольшой деревеньки. Из актеров больше всего запомнился исполнитель главной роли, явивший хладнокровного юношу с бесстрашно-каменным лицом.

Вывод: Я думаю, что этот фильм отечественному зрителю оценить будет крайне сложно. В нем есть загадочный шарм далекой и неизведанной Африки, есть профессиональный подход и есть притчевый сюжет. Фильм явно не зря был удостоен двух специальных призов Каннского кинофестиваля, но погрузиться в него с головой невероятно трудно, этому мешает недопонимание демонстрируемых событий.

6 из 10

4 апреля 2011

Фэнтези Яркий свет появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Сулейман Сиссе. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Иссиака Кэйн, Ауа Сангаре, Ниаманто Саного, Балла Мусса Кейта, Сумба Траоре, Исмаила Сарр, Юссуф Тенин Сисс, Коке Сангаре, Юссуф Кулибали, Манзон Кумаре, Сулейман Кумаре, Сиди Диалло, Надже Думбла, Зан Думбла, Бремира Думбла.

Производство стран Мали, Буркина-Фасо, Франция, Германия (ФРГ) и Япония. Яркий свет — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.