Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Принцесса с луны |
английское название: |
Taketori monogatari |
год: | 1987 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Кон Итикава |
сценаристы: | Синъя Хидака, Кон Итикава, Сикибу Мурасаки, Мицутоси Исигами, Рюдзо Кикусима |
продюсеры: | Хироаки Фудзии, Дзюниъти Синсака, Сигэаки Хадзама, Масару Какутани, Томоюки Танака |
видеооператор: | Сэцуо Кобаяси |
композитор: | Кэнсаку Танигава |
художники: | Эми Вада, Синобу Мураки |
монтаж: | Тидзуко Осада |
жанры: | фантастика, фэнтези, драма, приключения, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
В этот раз мне совсем нечего сказать о рассматриваемом объекте, так что в этот раз придётся обойтись парой слов вместо любимой мною стены текста, и то я пишу эту пару слов только потому, что традиция иначе не дозволяет.
Итак, «Принцесса с луны» — это второй (по крайней мере, на моей памяти) фильм Тохо о древней Японии с участием кайдзю. Но обилие монстрякового экшена, как и в предыдущем подобном проекте, «История Японии» (единственный из кайдзю линейки, на который я не писал отзыв, но посмотреть всё-таки посмотрел), ждать не стоит. Больше скажу, пяти-десятиминутный красавец-дракон в «Истории» и то радовал своим присутствием куда дольше. Местный же зверёныш (тоже, к слову, дракон, только морской) находится в кадре, без шуток, одну минуту. Да, он качественно и здорово исполнен, но с такой его стеснительностью рассуждать о нём долго не представляется возможным, а кино, очевидно, совсем не о нём.
Кстати, я не зря вспомнил «Историю Японии», потому что это был трёхчасовой (в контексте данного творения такой хронометраж — это самый настоящий приговор) безталанный унылейший шлак. Когда он показывал историю богов, скачущих по огромному куску декорации с самым бедным окружением из всех возможных, — хотелось застрелиться. В истории главного героя, Ямато Такеро, иногда проскальзывали интересные моменты, но в целом — хотелось застрелиться. В своё время выдержал я этот кошмар аж с трёх заходов, растянувшихся на полтора месяца.
Оттого и боялся приступать к «Принцессе с Луны», хоть и хронометраж там был, слава богу, на час поменьше. Но в итоге обошлось, а кино оказалось более-менее достойным. Это очередная экранизация японской народной сказки «Повесть о старике Такэтори» (или же «Принцесса Кагуя» — второе название). Родители теряют свою дочь, а через пару дней находят такую же в странной капсуле. Она точь-в-точь как погибшая девочка на вид, только растёт быстрее, да и вообще с луны, но последнее обстоятельство в фильме выясняется далеко не сразу, несмотря на, скажем так, довольно-таки открытый намёк в названии.
Это четвёртый после первых двух «Годзилл» и перезапуска его же 84-го года фильм, который без всякого лукавства можно назвать фильмом. Интерпретируя важную для культуры своего народа сказку, авторы работают и стараются это делать на совесть. Персонажи все раскрыты и наделены характерами, кто есть кто не запутаешься. Каждому при этом отведена своя роль в сюжете. История же, тем временем, крепко держится на ногах и рассказывает самое себя не мямля и не вызывая неловких вопросов.
Однако не сказать, чтоб фильм мне сильно пришёлся по душе и запомнится в будущем. Хотя сразу же оговорюсь — он хороший, и я не пожалел, что он попался в кайдзю-списке, из-за чего я узнал о его существовании и посмотрел. Но есть ряд «но».
Первое: смысловая составляющая всего этого действа до сих пор остаётся для меня загадкой. То есть, мне кажется, смысл в этом всём таки был, но какой — до сих пор мне неведомо. Тут было что-то про ценность того, что имеешь. Например, отец тут динамил лунную замену погибшей дочери, но потом пожалел. И всё. Это всё, что мне удалось понять.
Второе логично вытекает из первого: с этим в связи кино показалось мне затянутым. Хоть убейте, не понимаю, к чему были эти странствия трёх любовников, да и вообще их наличие в действии. Да и фильм частенько показывает, скажем так, медленные сцены в надежде на некую созерцательность. Доходит до того, что герои минут 10, а то и все 15 таращатся в одну точку в небе, а ты не понимаешь, почему бы фильму просто не взять и не закончиться, ведь это были последние 10—15 минут хронометража. Хотя почему очевидно — авторы, видно, хотели развести на эмоции и выбить скупую кинозрительскую слезу даже у таких снобов, как я, однако я банально не проникся персонажами настолько сильно, поэтому мне действительно было глубоко безразлично произошедшее.
Ну и под конец хотелось бы немного попинать режиссуру, которая иногда проседает. Например, слава богу, здесь была только одна сцена сражения на мечах, потому что больше я на подобное смотреть не хочу. Однако техническую сторону есть за что и похвалить. Космический корабль, например, получился что надо, равно как и тот самый дракон, упоминаемый в начале текста.
В общем, по итогу получилась неплохая экранизиция, о просмотре которой не хочется жалеть. Тем не менее, могло бы выйти куда лучше, но, увы, авторы не смогли прыгнуть выше головы и упёрлись в стену своих интерпретаторских и кино- навыков. Однако возникло желание глянуть и ещё одну экранизацию этой же сказки — аниме «Сказание о принцессе Кагуя» самой студии «Гибли», но, очевидно, это уже совсем другая история.
7 из 10
30 июля 2018
Ну, что сказать… Даже и не знаю, как начать. Однако, начать нужно. Итак, начинаю.
Фильм мы смотрели всей семьёй на одном дыхании.
Особо надо отметить замечательную работу актрисы Мегуми Одака, в роли Акено, и если начистоту, то из-за неё я и посмотрел фильм.
В итоге остался доволен и фильмом, и сюжетом.
Сама лунная принцесса, в исполнении актрис Михо Накано и Ясуко Савагути, в роли маленькой девочки и после взросления, принцессы соответственно.
Отдельно хотелось бы отметить тот факт, что голоса актёров дубляжа подобраны профессионально.
Что даёт мне право думать, что всю работу по дубляжу выполнял «Мосфильм». Хотя это мог быть и «Ленфильм». Но не суть. Другой вопрос — в каком году это было сделано.
Дракон, он же кайдзю Манда, отображён в духе Toho, что никак не преуменьшает интереса к нему, как к персонажу.
Фильм повествует о редкости в наше время — чистые и непорочные чувства, не менее сильные по эмоциональному воздействию на зрителя, нежели сегодняшние их интерпретации.
Действие разворачивается в 790 году (предположительно н. э.), во времена даймё. Что же до сюжета данного фильма, то тут есть своя философия: честность в мыслях и чувствах — главное, в нашей жизни, но к сожалению, сейчас этому уделяется мало внимания.
Кроме того, так же есть и похожее аниме, по сути с тем же сюжетом, и если его рассматривать как ремейк этого фильма, этого говорит о качестве исходного произведения,
если ему пытаются подражать. Должен отметить акцент, на семейных ценностях, достоинстве, чести, о которой судя по событиям этого времени, почти все успели забыть, о девичьей красоте, настоящей, а так же скромности. Всё всяком случае, именно такой мне воспринимается Кая, как персонаж фильма. Армен Джигарханян, в роли рассказчика, просто великолепен.
вообще дубляж сделан просто на высшем уровне! Впрочем и немудрено: всё-таки озвучивали мастера своего дела, известные по своим ролям в советском кинематографе.
Я не знаю, кто озвучивал женских персонажей, но голоса тем не менее подобраны просто стык в стык. Армен Джигарханян хорошо справился с задачей.
Впрочем, что ещё следует ожидать от великого актёра и просто талантливого человека? Правильно, очередных запоминающихся ролей как в кино, так и в озвучивании.
Фильм, просто замечателен! По-своему, но всё же это не отменяет его художественной ценности. И полностью отвечает пословице: «Что имели — не храним, потерявши — плачем».
То есть мы не всегда, и не все ценим то, что имеем, а начинаем понимать ценность этого, когда, когда мы неизбежно скоро этого лишимся. И чем ближе это час — тем острее мы это ощущаем.
Это и показывает нам фильм, снятый по мотивам известной легенды X столетия.
Так что фильм получает 10 очков из 10. Заслужил.
Думаю, что если кто-либо посмотрит этот фильм, он тоже со мной согласится.
И так для справки:
В известном аниме «Наруто», есть целая арка серий-филлеров посвящённая тому, как Кагуя, прародительница чакры, пришла в этот мир, что перекликается с легендой о резчике бамбука и его приёмной дочери — Кагуе, по которой снят этот фильм.
Там один из её сыновей дал началу клану Хьюга, членами которого также являются Ханаби, Хината, ну и Неджи — гений клана Хьюга. Другим словами: отголоски этой известны легенды, и отсылки к ней, имеются даже в таком аниме как «Наруто». Вот насколько популярна эта легенда! В общем, повторяю, фильм мне понравился. Смотрел запоем, при том, что я видел фильм в первый раз, а кайдзю мелькнувшего там, мне и раньше приходилось видеть в других фильмах этой студии.
31 января 2017
Убитые горем родители видят падение сверкающего метеора в бамбуковой роще. Там, на могиле дочери, появляется обнажённая девочка, вылитая копия погибшей — азиатские верования ведь поддерживают идею реинкарнации и перерождения. С помощью потерпевшего крушение космического существа малышка Кая возрождается, объединяясь с таинственным инопланетным созданием в теле, способном творить невероятные чудеса.
Воскресшая девочка создаёт в деревне немало хлопот — она великолепно лечит раны, так что охотники регулярно упускают дичь даже после удачного попадания стрел. Едва приходящие в себя от небесной благодати родители не в состоянии ничего сделать с воспитанием малышки, а та, тем временем, растёт не по дням, а по часам.
Вскоре, став уже взрослой девушкой, она начинает заниматься поисками своего появления на Земле. А капсула, из которой и выполз быстро взрослеющий младенец, оказывается сделанной из драгоценностей, что позволяет родителям-беднякам «вылезти в люди» и разбогатеть.
Красавица получает прозвище Принцесса Утренней Зари — Принцесса Кагуйя, и становится самой желанной невестой для самых богатых и влиятельных граждан в округе. Однако сама она — одиночка, не принятая даже местными детьми из-за своих странностей. Её единственная подруга — юная слепая девушка Акено, которую тут играет дебютировавшая в большом кино пятнадцатилетняя Мегуми Одака — будущая Мики Сайгуса, главная звезда фильмов о Годзилле.
Подруга даёт дельный совет, как же отобрать из числа женихов самого достойного, и тогда принцесса Кагуя объявляет, что жаждет заполучить три несметных сокровища из японских легенд. Попытки отыскать их сулят министрам не мало затрат и смертельную опасность, причём одно из них сторожит дракон в индийском океане.
Один из продюсеров фильма — знаменитый Томоюки Танака, сделавший огромное количество кайдзю-фильмов о Годзилле, внёс сюда этого самого Морского Дракона. Изначально существо было изготовлено для США и студии фильмов ужасов — Hammer Film Productions, где должно было служить чудовищем озера Лох-Несс, но проект закрыли, а монстра надо было куда-то пристроить, не пропадать же добру.
Эпизод с драконом здесь довольно краткий, но весьма впечатляющий. По началу, появившийся в тумане, словно Морской Змей, монстр постепенно показывает свои ласты, а сам крушит корабль, особо не реагируя на стрелы и гарпуны в свой адрес.
Внешний вид, зубы, общий дизайн дракона обязательно должны порадовать любителей фильмов о гигантских монстрах. Едва ли он, конечно, должен стать вообще причиной ознакомиться с данным творением, это всё равно, что смотреть «Горас» ради гигантского моржа Магумы, однако и это может вполне служить главным поводом.
Сделан он отлично, вот только снят эпизод с ним так, что не получается не слишком много запоминающихся сцен. Хотя все общие моменты с кораблём и крушением и вправду исполнены грандиозно. Просто самая эффектная часть картины могла бы стать куда более напряжённой, насыщенной и длительной по хронометражу, а режиссёр предпочёл демонстрацию финальной красоты со вторжением летающей тарелки в виде цвета лотоса.
Странно, что такого кайдзю кроме небольшого и размытого эпизода здесь так и не пристроили никуда в более масштабные картины студии. Он бы много где смотрелся удачно, однако Тохо в этот период сосредоточились на Годзилле, следом на Мотре, и в 1994 заодно по-новой пересняли «Ямато Такеру» — ещё одну древнюю легенду о Рождении Японии, уже экранизированную 1959 году.
Роль принцессы исполнила Ясуко Савагучи, главная героиня «Возвращения Годзиллы», оттуда же сюда перекочевали Такэси Като и Коджи Исидзака, а прямиком из «Рождения Японии» — сам сыгравший роль Ямато Такэру актёр Тосиро Мифунэ, здесь он играет отца девочки. А ещё из участников кайдзю-фильмов в актёрском составе имеются Кацуо Накамура Дзюн Хамамура.
В крушении корабля, между делом, даже есть выжившие. Вся картина пронизана политическими интригами и какими-то хитрыми манипуляциями, корыстными мотивами и большим количеством отрицательных персонажей — шпионов, советников, генералов, слуг и правителей — так что вся основная часть картины смотрится довольно неприятно.
Под конец, узнав о прилёте лунных гостей, здесь и вовсе начинается всякого рода экшен в духе «средневековые самураи против пришельцев из космоса» в ход идут луки и мечи, когда в ответ сыплется поджигающее сияние ярких лучей.
Печальный осадок оставляет и финал, в котором за принцессой прилетают жители Луны, выглядящие здесь, как полу-прозрачные миниатюрные феи. Учитывая, что биологически это всё же особь с их планеты, то как бы Кая-Кагуйя не хотела остаться на Земле, со своими родителями, со своей подругой, со своим возлюбленным — единственным достойным из всей пачки женихов, ей ничего не остаётся как подчиниться воле предков.
Дважды потерявшие дочь родители только и созерцают сверкающий лотос летающей тарелки в ночном небе, возлюбленный не верит в расставание навсегда со своей принцессой, и лишь получившая дар зрения девочка может с улыбкой наблюдать, как в небе ярко развернулось полнолуние, провожая стремящийся в космическую даль корабль.
Сказка вышла слишком мрачная, слишком грустная и слишком странная, чтобы её можно было рекомендовать детям. Она о людской ненависти, о потерях, об интригах, о проблемах женитьбы без любви и незначительном мете женщины в суровом мужском мире. О том, что своё счастье нужно отпустить, и это оставляет крайне неприятный и горький осадок на душе после просмотра.
Вероятно, такова вообще специфика японского фольклора, тот же «Ямато Такеру» заканчивался ничуть не лучше, так что, видимо, большинство японских сказок и мифов имеют печальный конец и крайне трагичны. Загадочная для нашего понимания азиатская культура обладает многими странностями, в том числе и по части особенностей сюжетов собственных легенд, воспринимать которые неподготовленному человеку довольно тяжко.
4 из 10
1 октября 2016
В основе сюжета лежит японская народная сказка «Такетори-моногатари», или «Повесть о резчике бамбука», в которой рассказывается о бедном крестьянине, который в стебле бамбука нашел девочку в 3 вершка ростом и решил вырастить малышку Кагуя-химе, поскольку своих детей у него никогда не было. Девочка выросла, ее неземная красота пленила всех мужчин, и даже император Японии сватался к ней… Но вскоре выясняется, что Кагуя-химе — это принцесса, родившаяся на Луне и посланная на Землю ради искупления своих грехов, и теперь она должна вернуться домой, оставив на уже полюбившейся планете дорогих родителей и любовь — Микадо. Такие вот необычные рассказы об инопланетянах писались в средневековой Японии.
Создатели фильма незначительно изменили сюжет моногатари, но это только пошло фильму на пользу: история резчика бамбука стала еще драматичнее.
Красочная сказка с фантастическим сюжетом даже сейчас, спустя 20 с лишним лет, радует глаз красивой картинкой и добротными актёрскими работами — чего стоит один Тосиро Мифуне в роли старика Такетори, чего стоит один взгляд воистину луноликой Каи (Кагуя-химе)! В общем-то, все персонажи характерные и сыграны пусть и не бесподобно, но — достойно.
Непривычным кажется финал — все-таки в сказках мы ожидаем увидеть иное… Тем не менее, это лишь выгодно подчеркивает отличие этой истории от прочих с аналогичной тематикой.
После просмотра остались приятные воспоминания и огромное желание порекомендовать этот фильм всем любителям сказок и ценителям необычных костюмированных фильмов, а интересующимся эпохой Хэйан не смотреть вообще нельзя! В фильме есть и поучительные нотки — разоблачение нечестных чиновников, например, — поэтому и для нравственного воспитания «цветов нашей жизни» фильм прекрасно подойдет.
«Принцесса с Луны» — очень трогательная и необычная сказка, от просмотра которой получат удовольствие и взрослые, и дети, поэтому я с удовольствием рекомендую этот фильм для семейного просмотра!
И напоследок лирическое отступление на тему авторства: повести о Лунной Принцессе Кагуя-химе уже больше тысячи лет, но автор ее до сих пор не установлен. Есть версия, что «Такетори-моногатари» была написана придворной дамой эпохи Хэйан Мурасаки Сикибу, на КиноПоиске она даже входит в список сценаристов этого фильма. Лично мне кажется, что автором сказки о резчике бамбука и его чудесной находке инопланетного происхождения может быть кто угодно, но только не Мурасаки, которая писала психологическую прозу, анализировала поведение героев, и умело играла на струнах души человеческой, сказка же о старике Такетори попроще — это традиционный фольклорный мотив: бездетная семья получает желанный дар небес — ребенка, да не простого, а особенного… Да и время написания «Такетори»: в различных источниках указывается начало 9 века (приблизительно 811 год) или же первая половина 10, а время жизни Мурасаки Сикибу — рубеж 10—11 веков, получается, что она никоим образом не может быть автором истории о Кагуя-химе.
11 сентября 2011