| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.2 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Тайна Снежной королевы |
| год: | 1986 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Николай Александрович |
| сценаристы: | Вадим Коростылев, Ханс Кристиан Андерсен |
| видеооператор: | Геннадий Кринитский |
| композитор: | Марк Минков |
| художник: | Владимир Птицын |
| монтаж: | Георгий Шмованов |
| жанры: | фэнтези, мюзикл, семейный |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Мировые сборы:
|
$18 782 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
2 января 1987 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 20 мин |
Эту сказку про сказку я впервые смотрел, кажется, зимой, в начале 1994 года, – один из самых тяжёлых периодов своей жизни. Неумолимо надвигалось окончание школы с неизбежными выпускными экзаменами и пугающей пустотой перспектив.
Съёжившись в кресле, перед телевизором я сидел в тёплой рубашке, толстом свитере и трико с «начёсом». И вовсе не потому, что хотел хорошенько пропотеть, а потому, что температура в квартире была не более +12 oС.
Да, одетая в нехитрый гардероб Нина Гомиашвили у меня в зале превратилась бы в ледяную Герду безо всякого волшебного зеркала Снежной королевы. И её бы не согрели никакие потирания рук, так как нашу семью от нестерпимого холода спасал только огонь газовой плиты с положенным на него внушительным металлическим кирпичом (мы его потом обёртывали тряпками и клали перед сном под одеяло в кровать).
И самое страшное было не в холоде, а в том, что он был следствием не аварии или, не дай Бог, очередного нападения иноземных супостатов.
Нет, мы замерзали потому, что в который раз не только не стукнули по воровским ручонкам расплодившихся сверх меры прохиндеев, но ещё и выдали им полнейший карт-бланш (да, не без активного иностранного вмешательства, но, по сути, сами).
***
«Тайна Снежной королевы», по-честному, тогда тоже добавляла депрессивных нот и в без того нерадостные будни. Фильм от начала и до конца «убивал» беспорядочной беготнёй массовки ТЮЗа по скудным декорациям и полнейшим отсутствием красок. Там даже наступавшие времена года (весна, лето и осень) были такого цвета, что сознание мутило и выворачивало наизнанку.
Это сегодня, вплотную приближаясь к 50 годам, я могу с чувством, с толком, с расстановкой, вкушать все достоинства музыкального фильма по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена:
- какие изящно проработанные титры;
- какая прелестная стилизованная музыка Марка Минкова, словно разрушающая весь мрак картины;
- какая не по-детски зашкаливающая философия в тексте абсолютно каждой песни (а их там так много!);
- какой не теряющий оптимизма Голос сказки в жизнеутверждающем и как всегда добропорядочном исполнении Олега Ефремова (в его длинном списке ролей в театре и кино я не припомню ни одного отрицательного персонажа);
- в танцевальном номере на мгновение влюбился в центральную Снежинку (на мой взгляд, лучше вот ей надо было отдать роль Снежной королевы);
- по полной заценил игру (а ранее казалось, что кривляний) обожаемых мною Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика, Ярмольника, Качана, Проханова, до сих пор не известного мне Виноградова (да, друзья, ничего впечатляющего, но весьма неплохо) и ещё молодого Багдасарова (и если в советской сказке 1986 года он в роли вынужденного «разбойника», то в российских сериалах станет постоянным колоритным первостатейным бандитом «с большой дороги»);
- особо отметил незабываемого Александра Ленькова, продолжающего оттачивать в роли Снеговика своеобразную манеру впадающего в детство взрослого человека (а начал он её, кажется, в «Приключениях Петрова и Васечкина»);
- и, наконец, завораживающая чистотой своих помыслов и действий Герда Нины Гомиашвили (какая-то магия – вроде бы ничем не примечательная девочка, а цепляет так, что я даже несколько раз перематывал сцены с ней, чтобы ещё раз насладиться чарующим взглядом её глаз).
***
Безусловно, могу прослыть невеждой, но все мы видим и понимаем по-своему. Лично я считаю «Тайну Снежной королевы» облагороженной интерпретацией 4-го порядка.
Где-то читал, что в жуткие времена средневековья народы Западной Европы сложили такие сказки, что по уровню трэша не уступят самым кровавейшим хоррорам. Приношу извинения, но, например, в изначальной вариации «Золушки», чтобы натянуть туфельку, девушкам отрубали пальцы ног и срезали пятки.
А в Новое время знакомые нам с детства сказочники (Перро, братья Гримм, Андерсен и т.д.) переработали наследие предков и сделали его первую облагороженную интерпретацию.
Но и после этого оригиналы сказочников всё ещё содержали большое количество пугающих сцен. И тогда при переводе русские и советские литераторы выполнили вторую облагороженную интерпретацию.
Когда же в СССР наступила эпоха относительного спокойствия, то по мотивам западных сказочников уже советские сказочники начали создавать свои сказки, проведя третью интерпретацию облагораживания.
А в конце советские кинематографисты сделали последний шаг, сняв фильмы по мотивам мотивов советских сказочников. И после этой четвёртой стадии облагораживания для советских детишек Зло часто выхолостили настолько, что оно, порой, выглядело беспомощней Добра, которое пыталось уничтожить.
В «Тайне» древним атавизмом осталось лишь приказание убить девочку «подсевшему» на мороженое Барону, которого нет. А чем всё это закончилось, сами посмотрите.
И вообще, мол, в нашем мире осталось единственное опасное Зло – людское равнодушие.
Конечно, тут дискутировать можно бесконечно долго, но, с моей точки зрения, это уже было чересчур.
***
Зато сейчас могу совершенно серьёзно сказать, что «Тайна», сама того не ведая, рассказала иносказательным языком мне всё о моей дальнейшей жизни со дня выхода на экран и до самых последних событий.
(Здесь, на всякий случай, напомню, что каждый понимает по-своему.)
Вдумайтесь только, на протяжении всего фильма девочке из взрослых никто не помог (и даже не пытался!!!):
- её бабушку вообще «вычеркнули» и ни разу не показали;
- Голос сказки убедительно доказывал, что он ничем не может помочь по идейным соображениям – иначе Зло победит он, а с ним, так сказать в целях самозакаливания, должен справиться сам ребёнок (а то, что на кону жизнь ребёнка, ему «по барабану»!!!) (Вы можете возразить, что он, мол, всё-таки дал ей волшебную спичку, но… зажёг её лишь после того, как девочка прошла весь свой тернистый путь до самого конца);
- все посланники Снежной королевы просто морочили девочке голову, затягивая время;
- я думал, что хоть Осень в образе пусть стареющей, но всё равно потрясающей Вии Артмане поможет девочке, а та…;
- и лишь атаманша «разбойников» накинула на девочку какой-то платок, но такой тонюсенький, что от него пользы как «от козла молока»;
- по сути, Герде «помогла» сама Снежная королева, пытаясь с её помощью закрепить (и без того нерушимые) свои позиции – при таком исходном базисе девочка до неё никогда бы не добралась.
И в завершение – что девочка кушала на протяжении всех своих странствий? Её никто и никогда не удосужился покормить!!!
P.S. Но Герда хоть шла спасать Кея (пусть и от самого себя), а вот зачем мне (да и нам в целом) устроили этот квест на выживание?!
8 из 10
(за Нину Гомиашвили)
28 апреля 2025
Новая версия, старой доброй сказки. Изначально, в традиционных постановках мне не хватало какой-то глубины, т. к. они сводились либо к банальному пересказу, либо к приключенческому жанру. В этой же экранизации нам представлена новая снежная королева, гораздо страшнее той, которая была злой и холодной женщиной.
Главное темой фильма идет равнодушие и уравнение на «все равно», здесь Кай не превращается в грубого мальчишку, который обижает сестру и бабушку, он превращается в ледышку, в человека без чувств, в человека без принципов и страсти, без силы.
Но помимо главной идеи, в фильме прорисован каждый персонаж (отдельная сюжетная линия) и каждый актер справился с его задачей отлично. Каждая фраза фильма заставляет задуматься и обдумать нашу жизнь, виден наш след на пути жизни или нет, как нам рассказывает Король, нам хочется быть бандитами и защищаться, да вот проблема- на нас никто не нападает, мы не знаем, кто мы- кукла или живой человек, все мы немножко и Нарциссы и Побеги, и Вьюнки, и эта часть нас никуда не денется, как и Снежная Королева, которую побеждать надо постоянно. Это еще один плюс этой сказки, нету этого счастливого конца в пользу Добра, сказка показывает собой именно жизнь, а в мире в противовес Герде всегда будет Снежная Королева.
Смотреть надо обе версии, мне ближе данная: ее атмосфера, просматривая ее я чувствовала все запахи, каждое дуновение ветра, каждая нота проникала мне в сердце, и совершенно не хотелось думать о профессиональности режиссера или оператора. Это трогает душу и это главное. Думаю, каждый найдет в этом фильме что-то свое.
10 из 10!
13 апреля 2012
Этот фильм лично у меня оставлял и оставляет самые противоречивые чувства. Мне он видится как-то «двояко» — с хорошей стороны, и с плохой, со светом и тенью, с загадочностью и скучностью, и всё это одновременно.
Ну во-первых, что это совсем другая сказка понятно с самого начала, а поэтому, как мне кажется, воспринимать этот фильм нужно совершенно отдельно от остальных сказок про «Снежную Королеву» — это именно не та Снежная Королева, а совсем другая, а поэтому и сравнивать эту сказку с другими совсем не уместно.
Потом, конечно же, авторы этой сказки занялись неким делом, которое носит название «Поиск глубинного смысла». В сказке очень много философствований, глубоких изречений, попыток заглянуть глубоко в себя, задуматься о том, кто ты, что можешь и на что способен, о праве некого выбора и анализа собственных поступков. Что только стоит фраза «Просто наши желания соединились, и наступила весна», или «Да, приложила, хоть и ледяное сердце и холодную душу» и последующие наставления сказочника Олега Ефремова, направленные на убеждения Герды спасти Кея самой, чтобы она не думала, что всё будет слишком просто. Я уже про последнюю спичку молчу. Поэтому, как мне кажется, сказка получилась взрослой и какой-то не слишком детской. Она перегружена всем этим, и не будет воспринята и понята детьми младшего возраста — она для другой аудитории.
Атмосфера фильма мрачноватая, зимне-осенняя, там нет каких-то ярких красок. Кстати говоря, эта атмосфера тоже «давит» на зрителя.
Про актёров. Ну тут все молодцы. Из Олега Ефремова хороший такой сказочник получился. Снежная Королева Алисы Фрейндлих не казалась ледяной и мрачной — она была вполне живой. Стоит хотя бы вспомнить её диалог с Гердой, мол «Что-ты за женщина! Хотя не совсем ещё женщина…». Но в такой Снежной Королеве есть безусловный плюс — компенсация за мрачную атмосферу в целом, некая «разгрузка» зрителя. Герда мне здесь, как девочка очень даже нравится — очень милая и симпатичная, правда, что касается её игры, есть минус — она весь фильм очень часто как-то постоянно и неестественно улыбается, или же делает какое-то необъяснимое и неестественное выражение лица. Про Кея мне сказать нечего — мало его, чтобы что-то определённое говорить. Из Ленькова получился милый снеговик.
Музыка. Песни довольно таки милые, но не более того. Но вот песня про Королеву Снежную, по моему мнению, очень даже хороша.
Можно с уверенностью сказать, что эта сказка довольна таки не стандартна, поскольку рассчитана явно не на ту аудиторию, на которую обычно рассчитаны именно фильмы-сказки. Что-то получилось, что-то нет, но тем не менее, спасибо всем за проделанную работу.
9 ноября 2010
Вот вроде бы для отличного фильма было все — замечательные актеры, бесподобная музыка, сценарий, не тривиально повторяющий Андерсена, а где-то глубже, философичнее, действительно для повзрослевших детей. Есть и сдержанный юмор, и красивые пейзажи. Но режиссера просто нет. Огромный потенциал выливается в некую самодеятельность, в отдельные актерские этюды. Атмосфера сказки, феерия? Где там… Александровичу удалась только осень и слякоть. Вторая часть, кстати, на голову выше первой.
Но несмотря на творческие потуги постановщика, порой вызывающие улыбку, фильм смотреть стоит. Из-за содержания. Песни вообще представляют собой самоценность.
З. Ы. Что касается подбора актеров: это ведь не «Снежная королева» Андерсена, а совсем другая сказка, о чем постоянно повторяют герои фильма. И королева противоречива, и дети выросли.
5 сентября 2009
Вышло так, что у меня глубоко личное отношение, что к работам, где занята Алиса Бруновна Фрейндлих, что к сказкам Андерсена, поэтому, вероятно, мне было несколько неудобно оценивать этот фильм.
Надо сказать, что сработан он несколько специфично что ли. И если аляповатости операторской работы еще можно списать на дух и моду того времени, то сцена где сказочник и Герда ведут долгий монолог на фоне записанного отдельно прибоя… Такие моменты — большой минус для картины 86-ого уже-таки года.
Работа же актеров — прекрасна. Фрейндлих сыграла именно такую снежную королеву, которая требовалась. Кто сказал, что в этом прочтении нужна холодная нордическая женщина? Замечательная актриса потрясающе талантливо сыграла снежную королеву, которой «хочется жить, не часто, но иногда, хоть раз в неделю, по-человечески».
Песни очень хорошо. Заслушивался пластинкой в детстве. Почти все знал наизусть. Фильм, вне всякого сомнения, хороший, если не думать о технической части. А чего, собственно, о ней думать?!
Смотреть, слушать, учиться надо. Лучше с детьми. Им, думается, должно понравиться. Что-то свое, конечно.
25 апреля 2009
Самый первый вопрос: почему именно Фрейндлих играет Снежную королеву? Актриса с богатой мимикой, теплым взглядом зеленых (в этом фильме, по крайней мере) глаз, резкими движениями и обыденными интонациями? Ну, честное слово, нет от нее впечатления ледышки, нет! Да, она поет, пластично взмахивает руками, но ни холода, ни страха не вызывает.
Кей (интересно, в книжках мальчика всегда звали Каем, почему в экранизациях надо изменить «а» на «е» — чтобы потом Снежная Королева могла спеть пошловатую фразу: «Ты молодец, о, Кей»?) и Герда немного переросли своих героев, Нина Гомиашвили очень приятная девушка — но не Герда. Скорее ей бы подошло играть подросшую Джейн из «Мэри Поппинс». Авторы удачно спрятались за жанр мюзикл, но ведь и в этом жанре сюжет немаловажен! Я не против поющих репейников и вьюнков, но замечательная Л. Макарова в роли разбойницы неубедительна. Много тут намешано, этого бы на десятки фильмов хватило, но мало что тут действительно напоминает сказку «Снежная королева».
Только О. Ефремов, по-моему, даже более похожий на Андерсена, чем Мигицко в рязановском фильме, выглядит именно сказочным героем.
16 февраля 2009