Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Небесный замок Лапута |
английское название: |
Tenkuu no Shiro Laputa |
год: | 1986 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Хаяо Миядзаки |
сценаристы: | Джонатан Свифт, Хаяо Миядзаки |
продюсеры: | Исао Такахата, Тору Хара, Хидэо Огата, Ясуёси Токума, Тацуми Ямасита |
видеооператор: | Хироката Такахаси |
композитор: | Дзё Хисаиси |
художники: | Тосио Нодзаки, Нидзо Ямамото |
монтаж: | Ёсихиро Касахара, Такэси Сэяма, Хаяо Миядзаки |
жанры: | фантастика, фэнтези, приключения, семейный, мультфильм, аниме |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $13 095 |
Сборы в США: | $523 664 |
Мировые сборы: | $26 083 144 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 августа 1986 г. |
на DVD: | 28 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
В сферическом вакууме аниме является потрясающе красивым стимпанком, но с крайне странными идеями и нарративами. Особенно странно данные идеи выглядят, если рассматривать аниме как развитие идей, заложенных в предыдущей работе Миядзаки – «Навсикая из долины ветров» (1984), где экоповестка, явно сильно беспокоящая автора, гармонично вписывалась в мир пост апокалипсиса, который отлично легализовывал все внутренние условности мира, особенно в части существования артефактов вымершей высокоразвитой цивилизации, из-за чего особых вопросов к мотивациям и причинно-следственным связям не возникало.
Тут же идеи получили свое логическое развитие, но перекочевали в мир стимпанка, в истории которого известных катаклизмов, способных аннулировать достижения прошлых цивилизаций не было, из-за чего базовая логика истории откровенно сбоит, особенно когда становится понятно, какой технологический разрыв образовался в уровне современных и прошлых технологий.
Из-за базовой нелогичности истории, структурно аниме буквально разваливается на 2 части.
Первая часть – это действительно нереально красивое, даже по сегодняшним меркам аниме, населенное харизматичными персонажами, за чьими приключениями действительно интересно наблюдать, несмотря на все художественные условности.
Вторая же часть, не менее красивая графически, в плане логики выглядит как один сплошной когнитивный диссонанс, ибо если задать базовый вопрос – «Зачем обитатели замка Лапута в свое время сделали то, что привело к сегодняшней ситуации?», то, к сожалению, ответ будет только один – исключительно чтобы автор смог донести свою идею о неприемлемости насилия и ценности природы до зрителя.
Если «Небесный замок Лапута» и «Навсикая из долины ветров» хронологически поменять местами, то сырость концепции можно было бы объяснить эволюцией мастерства автора и тогда «Небесный замок Лапута» можно было назвать хоть и потрясающе красивым, но первым блином автора, который позже довел идеи до совершенства.
В таком же виде под действительно очень красивой графической оберткой, к сожалению, кроется очень слабая история, которая слишком очевидно продвигает, скажем полит корректно – «дискутабельные» идеи автора, даже не пытаясь упаковать их в сколь либо формальное логическое обрамление, из-за чего на сегодня аниме представляет разве что историческую ценность.
8 из 10
30 июля 2024
Когда речь заходит о шедеврах японской анимации, имя Хаяо Миядзаки неизменно всплывает в первую очередь. И его мультфильм 'Небесный замок Лапута' является ярким тому подтверждением. Этот анимационный шедевр, вышедший на экраны в 1986 году, по праву считается одним из величайших произведений в истории мирового кинематографа.
Сюжет мультфильма переносит нас в удивительный мир, где небесные острова парят высоко над землей, а древние технологии соседствуют с магией и мистикой. В центре повествования - юная Сита, которая становится обладательницей древнего артефакта, открывающего путь к легендарному Небесному замку Лапута.
Миядзаки мастерски плетет сложную, многослойную историю, наполненную захватывающими приключениями, глубокими философскими размышлениями и трогательными человеческими отношениями. Каждый кадр мультфильма буквально дышит жизнью, завораживая зрителя своей визуальной красотой и проработанностью деталей.
Особого внимания заслуживает музыкальное сопровождение, созданное композитором Дзё Хисаиси. Его мелодии идеально дополняют атмосферу мультфильма, то возвышая дух, то погружая в меланхолию. Саундтрек 'Небесного замка Лапута' стал одним из самых узнаваемых и любимых среди поклонников творчества Миядзаки.
Но главная сила мультфильма кроется не только в его визуальном великолепии и музыкальном оформлении. Миядзаки умело использует фантастический сеттинг для исследования таких тем, как взаимоотношения человека и природы, опасность технологического прогресса, ценность мира и гармонии.
Образ Небесного замка Лапута становится символом утраченной цивилизации, обладавшей невероятными технологиями, но погубившей себя из-за жажды власти и разрушения. Противопоставление этого образа с простой, но гармоничной жизнью на земле подчеркивает важность сохранения баланса между человеком и природой.
Не менее важную роль играют и персонажи фильма. Сита, Муска и Пазу - каждый из них олицетворяет определенные ценности и жизненные позиции. Сита, воплощающая доброту, сострадание и стремление к миру, противостоит Муске, одержимому жаждой власти и готовому ради нее на любые преступления. А Пазу, юный и наивный, но отважный и решительный, становится связующим звеном между этими двумя полярными мирами.
Миядзаки раскрывает внутренний мир своих героев, показывая их сложность и многогранность. Зритель сопереживает их радостям и печалям, разделяет их надежды и страхи. Именно эта глубина человеческих переживаний делает фильм по-настоящему захватывающим и эмоционально насыщенным.
Визуальное великолепие 'Небесного замка Лапута' поражает воображение. Миядзаки и его команда аниматоров создали поистине завораживающий мир, наполненный живописными пейзажами, захватывающими воздушными сражениями и потрясающими технологическими чудесами. Каждый кадр фильма - это произведение искусства, в котором гармонично сочетаются реалистичность и фантазия.
Благодаря своей уникальной атмосфере, захватывающему сюжету, ярким персонажам и мощному эмоциональному воздействию, 'Небесный замок Лапута' по праву занимает почетное место среди величайших шедевров мирового кинематографа. Это фильм, который обязателен к просмотру для любого ценителя подлинного искусства.
15 июня 2024
Поистине 'Небесный замок Лапута' назван преступно забываемым произведением Хаяо Миядзаки. А ведь эта картина является первой в списке созданной студии 'Ghibli'. Она же и запустила тренд дальнейших фильмов анимации, высоко подняв планку качества!
Ещё, как только пару лет назад я прочёл 'Путешествия Гулливера' мне стало интересно: как же это третью часть книги можно обыграть без напыления вторичности (про авторские права я вообще молчу)!.. Но маэстро Хаяо Миядзаки не был бы Мэтром и самим собой, если бы этого не смог...
Так то оно так, но тогда кудесник-аниматор только-только ковал своё имя!
Ответ на мой немой вопрос меня удивил и порадовал!!! Лапута Свифта упоминается в 'Небесном замке...' в контексте того, дескать, описанный британским писателем парящий остров действительно существует, и это не выдумка! 'Мой отец его сфотографировал!..', - в подтверждении своих слов Пазу демонстрирует Люсите фотографию замка в небе...
Но начинается, всё с экшена, как бы даже не совсем свойственного для Мастера!.. Ну, то есть, у Хаяо-самы мы видели войну в той же 'Навсикае', в дальнейшем зрители повидали войну и в 'Мононоке', и в 'Замке Хаула'... Но здесь экшн именно залихватский, приключенческий! Девочка Люсита спасаясь от пиратов выпадает с дирижабля, но разбиться ей не даёт камень, благодаря которому таинственная незнакомка, паря как пёрышко, спускается в руки юного подмастерья инженера - паренька по имени Пазу. За этим артефактом, что висит у неё на шее, помимо пиратов охотятся также и армия, и правительственные агенты. Камень же сей - это кристалл Летающего камня!!! Вот тогда начинает проявляться действительный сюжет!..
Плюс-минус, дальше становится ясно! Одним господство, другим богатства острова, третьим (возможно) - восстановить родословную... А Сита и Пазу - им хочется спокойствия. Сите бы уцелеть, а Пазу - он просто хочет, как мечтатель, увидеть этот загадочный и дивный мир!
... А мир и правда загадочен!.. Красоты что острова, что самой величественной постройки - как снаружи, так и изнутри - дарят невероятный спектр эмоций и какого-то неописуемого наслаждения от созерцания этого места!!! А от понимания того, чего мы, люди, возможно, лишились - вызывает горечь и тоску от нашей неисправимой природы...
Но, на самом деле, начал я с того, что данное аниме по всему миру не искупано в лучах славы, однако в Японии в 2007 году оно вошло в тройку лучших аниме всех времён! Подтверждением тому служат объекты в парке Гибли в Токио! Сами постройки там похожи на замок лапутян, а вход в парк охраняет огромный робот, детально сделанный как в фильме!!!
Да, некоторые элементы Миядзаки кочуют из проекта в проект. Но так это и здорово!!! Тот же робот впервые появился в 150-й серии сериала 'Люпен III: Часть 2'. Эту серию для ТВ делал Великий Хаяо!.. Ну а белки-лисы, скачущие по плечам того же стального гиганта, - это ж из 'Навсикаи'!!!
А ещё занимательный забавный факт! Люсита с Кики имеют одно лицо на двоих. А Пазу похож на Ашитаки... Ну так и в игровом кино мы встречаем актёров, которые снимались в других фильмах!.. Почему художнику должно возбраняться то, что у него эти же 'актёры' были в других картинах (и ещё будут!)?..
Напоследок хвалю композитора Дзё Хисаиси и желаю всем приятного просмотра!!!
10 из 10
4 декабря 2023
Начало интригует, + романтика передвигаешься по нему на летучем дирижабле медленно, наслаждаясь ночными облаками. Как все это показано прям услада для глаз почитателя начала 20 века.
Действие происходит в эпоху, когда машины всё ещё были распространены и приносили радость, а наука необязательно делала людей несчастными. Обстановка в общих чертах европейская, но мы не можем точно сказать, какой национальности или расы герои. Люди всё ещё главенствуют в мире; похоже, бытует мнение, что они всё ещё способны определить своё место в жизни и изменить судьбу.
Лапута — остров, летящий в небе, описанный в третьей части «Путешествий Гулливера». Имя Сита и упоминания об Индре и Рамаяне являются отсылками к индийской мифологии.
Наверно мой первый мульт от Миядзаки, а может он мне просто запомнился, наилюбимейший пересматривал его бессчетное количество раз, и какого было мое удивление, что некоторые сцены я не помнил, видимо они не задержались в памяти.
Один такой интересный момент, это когда бронепоезд (вот что а я их видел только в российских фильмах о войне), едет по деревянному мосту, мне кажется, что он слишком тяжёлый. Еще по поводу военных здесь, из-за зеленой формы похожа на времен российской империи, а шлемы из-за пики вверху, и пикельхельмами.
Во 2/4 мульта нам представляют оружие которое мне я в свое время ввело в ужас, не то что жителей тех лет. У Миядзаки есть 2 произведения технического характера, которые мне нравятся это и Навсикая из Долины ветров вышла раньше, но я свое время не застал, зато, хочу сказать, они мне оба нравятся. Тут скорее более на детскую аудитория рассчитано, как Навсикая на повзрослей (это отражается в некоторых моментах).
Концовка конечно, мной трактовалась по разному в разное время, в детстве я просто не понимал, как можно так поступать с чужом техн. мысли, а сейчас я понимаю, что это было правильное решение, человечество не готово, да и сами жители еще 7 веков назад сделали свой выбор.
Смотрел в озвучке Сонотек/Ruscico
6 ноября 2023
С неба мягко падает прямо в руки мальчику девочка... упадёт она ему в руки не в последний раз.
Мечта любого мужика - чтобы ему в руки падала женщина. Да, в принципе... живёшь, не паришься, а потом в какой-то момент условная суженая тебе в руки падает. Хотя в жизни оно где-то так и есть.
С самого начала ничего не понятно. Что за девочка, откуда прилетела... понятно только, что без волшебства не обошлось, хотя кругом машины всякие, в том числе летающие и механизмы добывающие из недр земли что-то.
А ещё понятно становится сразу, что за девочкой охота/погоня ведётся. Опять женский персонаж в этих мультиках во главе мистики и таинства, детектива почти. Расследуем эту киношку, дорогие 'ватсоны', во время просмотра.
Есть в мире нашем, анимешном, как мы знаем ходячие замки, а есть и летающие города, то есть тоже замки. И мы все верим в это. Даже сами строим их. Где? В космосе. Там летают всякие штуковины, обрастают новыми отсеками... когда-нибудь до размеров города или хотя бы замка дорастут. А вот на земле толком ходячие замки так и не построили, хотя некоторые дома на колесах вполне себе как дома, особенно в развернутом виде. А какие города настоящие иногда ходят по морю... и военные авианосцы с несколькими тысячами человек, и круизные лайнеры, где много отдыхающих, есть куча магазинов, номеров для отдыха, аквапарки, казино, рестораны и всё прочее для жизни и веселья. Всё подобное и стало будоражить сценаристов на фантазию на всякие темы.
Хотя небесный город впервые был описан в библии вроде. С тех пор много где такое было описано, наверное. Люди грезят подобным, чудесным, оторванным от земли. Даже некоторые самолеты гражданские строят как воздушные замки с номерами люкс, настоящими душевыми, комнатами отдыха и много с чем ещё. Известный борт номер один американского президента, да и российского частично похожи на воздушные гостиницы, почти замки.
Жаль, что просто так заставить левитировать землю или камень нельзя - трудоемкий процесс. Но в нашем мультике есть кое-что, способное заставить левитировать объекты. Естественно, это что-то нужно всяким людям, злым и прочим...
_
В остальном интригующий мультик, в котором показан страх людей перед чем-то необъяснимым... с одной стороны, страх, заставляющий боятся и готовиться к ужасному, и бороться с этим ужасным... с другой, страх иного рода... ведь страх - это всего лишь эмоция или чувство, возникающее во время опасности, как говорит электронная энциклопедия... просто эмоция. И эта эмоция может волновать, может заставлять исследовать опасное и неизвестное, как космос или небесный город Бога, который человек всегда хотел исследовать, одновременно боясь его и восторгаясь им, потому что этот 'космический город' совершеннее всего земного, а потому и опасный для людей, не имеющих технологий и оружия, способного победить неизвестное и более совершенное.
Но какое оно, совершенное? Что за небесный город? И какой Бог на самом деле? Может, это одинокий старик, которых мы видели среди живущих, что сидят среди большого количества хлама. Ему одиноко, ему скучно, он сидит среди развалин, которые ему давно наскучили. И лишь и ждёт людей, что осчастливят его условную жизнь. Одни попытаются ограбить старика, а другие, возможно, принесут ему любовь как дар. И старый город ждёт...
12 сентября 2023
Очередной шедевр студии GIBLI рассказывает нам мифическую историю о летучем острове, к которому якобы отсылает множество древних текстов (в мультфильме называются Махабхарата и др.), а также к книге Джонатана Свифта 'Путешествие Гулливера', где в третьей части мы на самом деле встречаем упоминание Лапуты. Известный персонаж Гулливер посещал этот остров, после чего отправился в Японию. Именно это и сподвигло Хаяо Миядзаки к созданию этого доброго мультика о любви к природе, её одухотворенности, дружбе и честности.
Мультфильм буквально напичкан аллюзиями, настолько, что к нему применимо постмодернистское понятие интертекстуальности. Тут и тексты древних цивилизаций, и азбука Морзе, и отсылки к современной автору японской культуре. Это очень серьёзный мультфильм, который может доставить удовольствие литературоведам и кинокритикам, если они станут разбирать его на предмет многочисленных отсылок и символики.
Однако он придётся по вкусу и неискушенному зрителю. Перед нами история детской любви и преданности, позавидовать и поучиться которой могли бы многие взрослые. Главные герои - принцесса Сита с острова Лапута и мальчик-шахтер по имени Пазу. И шахтёрская тема тут неспроста.
В 1985 году в Уэльсе прошла волна шахтёрских забастовок, Миядзаки видел это своими глазами. Множество рабочих восстали тогда против тогдашней системы оплаты труда, против произвола начальства. Пазу - ребёнок, однако он умеет чинить машины, легко управляется с летательными средствами, очень изобретательный и смелый для своих лет. То есть, в мультфильме упоминается детский труд, но упоминается он не как что-то плохое, а как пример удивительной стойкости духа и тела. Миядзаки показывает нам ребёнка, рано выросшего и сформировавшегося в личность под воздействием труда.
Другая линия, для Миядзаки частая, это противопоставление цивилизации и природы. На Лапуту стремятся пираты (хотя мы видим их арку, они меняются в лучшую сторону под влиянием Пазу и Ситы, их трогают их отношения и неравнодушие к судьбе природы летающего острова), высаживаются с целью наживы солдаты и начинают грабить остров.
А сама по себе Лапута - место сакральное, там сосредоточена невероятная мощь, и сила эта - добрая. Люди покинули планету из-за вражды кланов правителей острова. Добро тут с кулаками. Остров должен остаться мечтой и нетронутой сказкой, цветущим садом, а поэтому он теряет всю свою боевую мощь, когда его покидает принцесса.
Создавая архитектуру летающего острова, состоящего из трёх рядов стен, уменьшающихся в диаметре, цитадели, увенчанной гигантским деревом, и стеклянного купола в саду, Миядзаки находился под влиянием картины «Вавилонская башня» художника Питера Брейгеля Старшего и снятого в 1927 году фильма «Метрополис» Фрица Ланга, а так же образа мирового древа, которое упоминается почти во всех мифологиях всех стран (Иггдрасиль у сканидинавов и т.д.). Обращает на себя внимание и символика названия корабля, на котором летят к Лапуте военные - Голиаф.
Если вспомнить Ветхий Завет, этим именем был наречен огромный филистимлянский воин, потомок великанов-рефаимов. Будущий царь Давит победит Голиафа, ознаменовав переход к новой цивилизации (новому витку верований).
Так что, список аллюзий здесь огромен.
Но можно смотреть мультфильм не напрягаясь. Там много лирики, детально прорисованная природа, а ещё, что немаловажно и будет полезно для детей, утверждаются правильные ценности: дружба, поддержка, сострадание, любовь к природе и всему живому, стойкость духа, смелость, самопожертвование. А ещё там прекрасная музыка!
Прекрасный мультфильм для всей семьи!
10 из 10
12 января 2022
Это первый аниме-мультик студии «Гибли». Здесь сразу чувствуется масштаб режиссёра Хаяо Миядзаки. Это проект 1986 года. И это раскрывает эволюцию жанра приключений в мировом кинематографе. В 1980-е в приключениях искали золото, сокровища. В 1990-е в приключениях начали искать артефакты. В 2000-е приключения — это охота за тайными знаниями. В 2010-е цель приключений это спасти человечество от мирового зла. Вот такую эволюцию жанра приключений в мировом кино я заметил. Здесь есть пираты, есть сокровища, есть магический кристалл. Это шикарный проект от Миядзаки. Хоть я этот мультик смотрел в 2021-м году, он мне очень понравился. Летающий остров Лапута, как надежда людей из 1980-х на что-то высшее, на какое-то божественное чудо. В мультике много мистического. Есть силы Инь и Ян. Мужское и женское начало умиротворяют друг друга.
Сценарий написан Миядзаки по мотивам книг Свифта. Это шикарный сюжет: есть сокровище, есть тайна, есть дружба, есть тайная полиция. Всё это красиво показано. Сита (её озвучивает Шорохова) и Пазу (его озвучивает Борзунова) сразу подружились. Миядзаки сталкивает женское и мужское начало. Таинственный кристалл, как тайный ключик из прошлого. Сюжет очень интересный. Мультик сделан на 5 с плюсом. И хоть его премьера состоялась в 1986 году, сейчас он тоже актуально смотрится.
«Слушать камни» - как много силы индустриального 20-го века в этих словах. Летающий остров, где есть сокровища и тайные знания очень завораживает и заставляет смотреть аниме-мультик до конца.
Агенты правительства, пираты придают перчика этому мультику. Мне мультик понравился. Это шикарный проект, хоть год производства 1986.
7 октября 2021
«Небесный замок Лапута» стал моим любимым мультфильмом с первых минут его просмотра. Как-то удивительно в нем сочетаются интересная и по сей день тема утопичного государства и эмоциональная составляющая, погружающая в приятную грусть и меланхолию. Сюжет строится на поиске затерянного города несколькими группами людей, преследующих совершенно разные цели, а главными героями, как обычно принято у Миядзаки, становятся маленькие дети — юный житель шахтерского городка Пазу и необыкновенная наследница знатного рода Сита. Фильм объединяет в себе элементы как приключенческого жанра, так и более философского, а само это сочетание получилось очень удачным, что в принципе и ожидаешь от Хаяо Миядзаки. Это был первый фильм производства студии Гибли (предыдущие, хотя и снимались под руководством Миядзаки, производились на других студиях), и мы действительно можем заметить качественную для того времени анимацию — плавный визуал, проработанные герои и детально прорисованные пейзажи создают особенную для зрителя атмосферу. И как всегда, Хаяо Миядзаки не мог сделать просто развлекательное кино: опять же кроме экшена здесь присутствует и философская составляющая. Да, в начале фильма нас больше захватывают именно приключения главных героев, но ближе к концу мультфильм заставляет нас задуматься о многом. Например, я лично начала считать, что природа заслуживает быть и жить, чем все человечество, которое лишь портит окружающий мир и подвергает опасности себя, других людей и ту же самую природу. Сам воздушный остров Лапута кажется настоящей утопией, и тем грустнее от того, что люди умудрились испортить даже самое идеальное место, оставив после себя лишь руины и человекоподобных роботов, один из которых сопровождает Пазу и Ситу в исследовании Лапуты (и, между прочим, очень напоминает меньше по внешнему виду и больше по замыслу другого робота, связанного с постапокалипсисом, — ВАЛЛ-И). Мы смотрим на связь робота с окружающей его природой и понимаем, что это идеальное, гармоничное сосуществование технологий и природы, которое, однако, омрачается полным отсутствием человека в этом. И если сначала, наблюдая за действиями Ситы и Пазу в этом месте, можно подумать, что такое сожительство возможно и с человеком, то с прибытием остальных менее положительных персонажей мы понимаем, что это не так. Так что главным посылом мультфильма можно назвать именно мысль о разрушительности влияния человека на все, а особенно на природу. И конечно, стоит вспоминать об этом не только при просмотре чего-либо подобного, но и в своей обычной жизни.
21 июля 2021
Хаяо Миядзаки. И все. На этом можно было бы закончить рецензию, ведь когда звучит это имя, имя, которое открыло всему человечеству мир японской анимации, всем становится понятно, что картина сделана на таком уровне, с такой любовью и с таким вниманием к деталям, что никакие цифры, шкалы, системы счисления, не передадут всех эмоций и впечатлений, которые дарят картины Хаяо Миядзаки.
«Небесный замок Лапута», выпущенный в прокат в 1986 году, является пятой сольной картиной Хаяо Миядзаки в качестве режиссера (третьей, если не считать двух короткометражных фильмов). Первая картина студии «Ghibli», студии, основанной самим Хаяо и его другом Исао Такахатой в 1985 году, студии, которая в скором времени получит огромное признание фанатов. «Лапута» удостоена награды «Anime Grand Prix» 1986 года в номинации «Лучшее аниме года».
Почему-то, когда говорят о работах Миядзаки, всегда восхищаются качеством самой анимации, пейзажами, в которые Миядзаки заставил влюбиться весь мир. Но не очень часто говорят о музыке, которая в «Лапуте» просто прекрасна, которая вместе с анимацией, в некоторых сценах (особенно в сценах изображения неба, а неба в этом аниме очень много) вызывает просто бурю эмоций. Композитора Дзё Хисаиси, человека, который написал музыку почти ко всем мультфильмам Миядзаки, я считаю, забывать нельзя.
Картина переносит нас в альтернативный мир стимпанка, мир паровых двигателей, мир дирижаблей и разнообразных летательных аппаратов. Главные герои — маленькие дети-сироты Сита и Пазу.
Однажды ночью, Пазу — подмастерье шахтера, видит, как с неба, объятая голубым сиянием, падает девочка (Сита). Позже выясняется, что Сита владеет неким кристаллом Летающего камня, который обладает загадочной силой и позволяет парить в воздухе. За кристаллом охотятся пираты и правительство, чтобы попасть на остров-легенду Лапута, хранящий несметные сокровища, по мнению одних, и оружие массового поражения, по мнению других. По сложившимся обстоятельствам, Сита и Пазу оказываются втянуты в поиски Лапуты.
Стоит отметить, что от всего хронометража, самой Лапуте уделено мало экранного времени, всего каких-то 30—40 минут. Но на что потрачено остальные полтора часа? Зачем так растягивать сюжет? Спросите вы, а я отвечу, что остров Лапута в этом аниме совсем не главное, я думаю, вы это поймете, когда посмотрите сами.
Миядзаки очень грамотно осветил извечную борьбу технологий и природы, этой борьбе и посвящено данное аниме. Почему человек постоянно забывает о своих корнях? Почему, за что бы он не взялся, у него получается оружие? Могут ли технологии и природа сосуществовать и какую роль в этом играют люди?
Нужно очень внимательно смотреть и слушать, потому что в картинах Миядзаки всегда заложен очень глубокий смысл, для кого-то он лежит на поверхности, а кто-то не может его рассмотреть. В «Лапуте» вы увидите отсылки к Свифту и Верну, и даже к Библии.
Что еще сказать? Слова бесполезны и не нужны, когда пытаешься описать работу Хаяо Миядзаки, просто смотрите и наслаждайтесь.
10 из 10
17 июля 2021
Позволю себе зайти с неожиданной стороны, которую мои многоуважаемые коллеги упорно игнорируют.
Мэтр, хоть и всячески старается показать, насколько плоха война и насколько калечит Землю и людские судьбы, тем не менее — и не исключаю, что неожиданно сам для себя — сделал исключительный акцент на значимости технологий.
Углубимся в местного «плохиша», антагониста Муска ака Ромуска Пало Ур Лапута. Он весь такой из себя «Ымперец», грезит величием и боевой мощью Лапуты. Но как только он туда попадает — он автоматически забывает о золоте — и смеется с солдат. Не, ну в самом же деле — какое значение могут иметь блестяшки, когда у тебя под ногами самое блестящее сверхоружие планеты.
А с другой стороны — а вы задумывались о том, какая ноша лежит на плечах «наследных принцев»? Какая ответственность — быть наследником империи? Сита, будучи воспитана по-простому (что, кстати, в раннем средневековье было распространенной практикой в мелких княжествах — прятать наследника в отдаленном селении и воспитывать «в черном теле», во избежание его преждевременной кончины) как-то не осознавала своей королевской сути и ответственности за судьбу Лапуты и мира. Да и по ней ли эта ноша? Ни подготовки, ни опыта, ни желания толком не наблюдается в этом персонаже. Единственная мотивация — добраться до сути вещей и понять загадки ее прошлого. Но ответы есть именно у антагониста — сам остров ничего толком не дал ей, кроме духовного опыта.
Именно поэтому мне тяжело считать антагониста таким уж и плохим — он имел очень четкое представление о технологическом назначении острова и не питал радужных иллюзий по этому поводу.
А сам фильм — хороший, добротный, яркий и бесконечно добрый. Чего же еще можно ожидать от работ Мэтра? Правда, детям — ну, или моему ребенку в частности — данный фильм дался тяжело и не скажу, чтобы был очень интересен. Но ведь мы все знаем, что тут целевая аудитория отнюдь не дети младшего школьного возраста. Это, скорее «внутренние дети» забитых жизнью взрослых. Конечная цель — дать им теплый мирок.
8 из 10
17 марта 2021
Небесный замок лапута — это один из лучших фильмов Миядзаки. Как и первый(Навсикая из долины ветров), он передает нам сложную картину окружающего мира. Однако, и тот и другой сильно отличаются друг от друга. Если в первом нам показали альтернативную вселенную. А именно, землю. То здесь нам показывают начало XX века. Которая нам известна своими гидропланами и самолетами.
Героями данной истории являются Сита, Пазу, Муска и пираты. Это было одним из первых аниме, где нет добрых или злых персонажей. Скорее наоборот, здесь каждый преследует свою цель и желает достичь в силу различных причин. Хочу отдать должное автором этой истории. Джонатану Свифту и режиссеру Хайо Миядзаки. Они оба придумали замечательную историю о волшебном и летающем острове, который символизирует мечту о полетах и создании Великой цивилизации (то есть, мировой империи). Правда, тут следует подчеркнуть, что мечты у всех разные и цели тоже. Одни просто ищут Замок в небе, другие хотят ограбить его. Ну и последние, мечтают об истреблении человечества во имя чистоты одной единственной нации. Ради этого, они готовы на все. Даже на убийство родных. Признаю, что изначально не понял посыла в фильме. Зачем столько персонажей? Подумал я?!
Да и кто главный злодей. Вначале ты этого не понимаешь. Кажется, что авторы специально тебя путают. Однако, вскоре от этих иллюзий не остается и следа. Мы видим героев, которые кажутся нам злодеями и злодеев, которые оказываются героями. Такой вот контраст. Но чем больше противоречий, тем реалистичней они становятся.
И хотя данное аниме часто сравнивают с Ходячем замком и Унесенные призраками. Я так не считаю. У меня больше напрашивалось сравнение с Котом в сапогах, Летающим кораблем-призраком и Джеком в стране чудес.
1 марта 2019
Я не слишком большой любитель японской анимации, но творчество Миядзаки уважаю и считаю, что он внёс огромную лепту в культуру, как Японии, так и всего мира. Могу сказать, что знаком далеко не со всеми произведениями этого мультипликатора, но те, что видел, в большинстве своём, нравились. Не могу сказать, что испытывал какой-то особенный восторг — просто это не мой жанр, но неинтересных, некрасивых, скучных картин от Миядзаки я не видел.
«Небесный замок Лапута» — это очередное путешествие в удивительный мир, который создаёт автор. Мир, который представляется во всех работах Миядзаки — это, наверное, главный козырь, который позволяет режиссеру удерживать зрителя у экрана. Все эти паровые двигатели, удивительной красоты природа, колоритно нарисованные персонажи — всё это создаёт действительно интересную вещь, за которой интересно наблюдать. Коротко говоря, глаз радуется.
Однако, сценарии и развитие сюжетных линий, в некоторых произведениях Миядзаки, которые я видел ранее, вызывали у меня несколько негативные эмоции. Это случилось и с этой лентой. Мне показалась она затянутой, а концовка сильно предсказуемой, что очень сильно отразилось на моём общем впечатлении об этой ленте.
Это хороший и занимательный мультфильм, но у Миядзаки, как мне кажется, определенно есть лучше.
16 июля 2018
Лапута — вымышленный летающий остров, который посещает судовой врач Лэмюэль Гулливер в третьей книге цикла Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». В России она мало известна в сравнении с первыми двумя, описывающими приключения главного героя в Лилипутии и Бробдингнеге — стране великанов. Между тем, «Путешествия Гулливера» как цикл имеет законченную концепцию, высмеивающую общественные и человеческие пороки.
Именно Лапута, остров отрешенных ученых и короля тирана, стала основным источником для вдохновения Хаяо Миядзаки на создания своего классического анимэ «Небесный замок Лапута». И на самом деле смысловой посыл Миядзаки был не столь далек от посыла оригинала, хотя он и разменял свифтовский сарказм на более сдержанный восточный реализм.
В центре повествования находятся девочка Сита, наследная принцесса Лапуты, о чем она до поры до времени не подозревает, и Пазу, осиротевший мальчик из шахтерского поселка, ставший ее лучшим другом. Будучи наследницей королевского рода Лапуты Сита владеет волшебным камнем, способным указать путь к Лапуте и позволяющим управлять ею. Собственно, из-за этого камня и разворачивается весь сыр-бор: за ним гоняются правительственные войска во главе с недалеким и бессердечным генералом, семейство пиратов, которыми командует грубоватая мамаша Дора, и таинственный Муска, еще один потомок королей острова, жаждущий завладеть его техническим могуществом.
Ну и далее, как это водится у Миядзаки, со всеми этими персонажами закручивается лихой сюжет с хитросплетениями интриг, предательств и неожиданных преображений героев. Режиссер в своем мастерском стиле представляет зрителям глубокую и красивую сказку, в которой на одной чаше весов лежат человеческое благородство, любовь, сострадание и готовность к самопожертвованию, а на другое — алчные и мелочные устремления. И, в общем, всем действующим лицам предстоит для себя решить, что ему ближе, а Миядзаки решает, что из этого имеет будущее, а что нет. Но мы ведь и так догадываемся, каким будет его решение.
Да даже и самому острову, состоящему как бы из двух половин: страшного оружия разрушения и прекрасного мира зверей и птиц, предстоит очиститься от тяжести злого, ужасного и бессердечного, чтобы устремится вверх в своей безупречной чистоте.
Уже здесь, в одной из ранних работ Миядзаки, одной из основных тем является тема полета и покорения неба, любовь к которому является, пожалуй что, основным лейтмотивом всего творчества режиссера. Юная девушка в качестве главного героя, любовь, пронесенная через испытания, извечная мудрость и красота природы в противовес холодному механическому зачастую неоправданному жестокосердию человека — все эти ингредиенты раз за разом вновь составляли основу работ мастера, что остается только удивляться, как ему удается каждый раз заключить это в разные образы.
И как любое произведение Миядзаки конец фильма, пусть даже счастливый, оставляет за собой чувство необъяснимой тоски, осознание мимолетной хрупкости всего лучшего, что есть в мире. Но это как раз то, за что стоит бороться.
Не важно, сколько у вас оружия, не важно, насколько развиты ваши технологии. Мир не может жить без любви.
9 из 10
5 декабря 2017
Несчастный человек не сможет принести радость. Убитый горем человек не способен вызвать улыбку. Приземленный человек не может создать сказку. Только настоящий волшебник. Тот, кто прошел, через плохое и хорошее, умеет передать это людям, рассказать историю и сложить частичку своей души, своего видения, своего мастерства.
Такого чистого и высокого, как глаза двоих детей. Отзывчивой девочки, которая хочет жить спокойно, но настигает семейное прошлое. И мальчика-изобретателя, который хочет изобретать, поучаствовать в приключении, доказать невиновность своего отца и помочь девочке. Крепкого, как шахтеры, которые могут улыбнуться при намеке на драку и защитить своего маленького коллегу и его знакомую. Безрассудного, как целая семья пиратов, помогающих неудавшимся целям-детям. Неожиданного, как внеземной робот, ухаживающий за цветами, защищающий птиц и помогающий животным. Исступленный, как гнев несостоявшегося тирана, обделенного властью.
Такие натуральные и живые фильмы, хотя они нарисованы и являются фантастическими. Мир не похож на кукольный, который был бы искусственно сделан для главных героев. Этот мир — отражение реального, светлого и темного, и зритель может прочитать доброе заклинание вместе с героями фильма.
10 из 10
12 июня 2017
Минимум фэнтэзи, погони и перестрелки — вот такой вот стимпанковский мультик, не сильно отличающийся от «Навсикаи», которая мне понравилась, но смотрелась не так легко. В «Небесном замке» очень простой сюжет, который до сих пор любят в Голливуде и при производстве игр в стиле «Лары Крофт». Однако Миядзаки случился раньше, со своими удивительными творениями. «Навсикая» была чуточку посерьезней в эмоциональном плане; здесь же, чтобы добраться до сильных чувств, нужно досматривать до самой последней сцены, до которой все вроде понятно, но что-то не так. И это не фирменная особенность автора, хотя потом у него просто пошла другая тематика.
Есть девочка, которой надо помочь; есть мальчик, который хочет и может помочь. Живет он, по традиции, непонятно где. И за девочкой, конечно, охотятся. Что точно традиционно, так это факт, что не все злодеи действительно таковы. Хотя правительственные хлыщи уже на первых минутах вызывают подозрения, потому что они всегда что-то скрывают себе на пользу. А в самом центре повествования легенда о летучем острове, который никто не может найти, если искать его специально. Источник развитых технологий и кладезь древних знаний. Иными словами, небесная Атлантида. Самое милое в этом острове то, что он напоминает помесь Звезды Смерти с Тетом из фильма «Обливион». И то, с какой наивностью Главный Злодей полагает, что с ее помощью он сможет захватить власть. Очень жаль, что про сам остров Лапута нам дают слишком мало информации. а было бы интересно узнать, как там случилось то, что случилось много веков назад. Видимо, получение ответов на вопросы в этом анимэ не предусматривается и не обязательно.
Все, как всегда, красиво: и музыка, и картинка, и идея. но мне нехватило морали у сказки что ли. Эта сказка ничему не учит, она просто интересная и красочная.
8 из 10
26 мая 2017
После таких фильмов еще долго остается приятное послевкусие. Авторы воссоздали прекрасную картину полную ярких, красочных и добрых впечатлений.
Что-то мне подсказывает, что есть общие моменты с «Навсиская из долины Ветров», где переплетены нити — как человеку нужно жить в гармонии с природой, и чего не нужно делать, но к сожалению так мы устроены. Жажда наживы, богатств — тянет пиратов на остров, и хотя они были скорее «добрыми» пиратами — что распополагает к себе в середине фильма. Военные и власти объединяются заодно, чтобы найти город и подчинить себе всю Землю, ибо этот город несет огромную опасность, как полагают они. Но ни о какой опасности и речи быть не может.
Картина, что-то общее с «Аватаром» Кэмерона, вот только авторы могли бы чуть-чуть больше показать всю гармонию этого Летающего острова, но хотя тогда бы фильм затянулся — и так 2—04,но лишним не было бы минут 10, т. к. фильм смотрится на одном дыхании.
Все тот же сюжет с деревьями, корнями, основой мира, и та же индийская мифология.
Раз уже упомянул и Навсискаю, и Кэмерона, хочется упомянуть наших фантастов — АИБ Стругацких. Совершенный мир они создали в Улитке на Склоне, и снова фигурирует загадочный живой лес.
Ну а в целом философия понятна невооруженным взглядом- посмотрите и всё увидите сами!
Ставлю большую 9, все же считаю — что с описанием(изображением) данного мира можно было бы и затянуть чуть-чуть,(хотя смысл очевиден) просто насладиться приятными картинами!
Красивый, живой фильм
19 декабря 2016
Для начала — небольшое отступление. Первый фильм Хаяо Миядзаки в студии Ghibli — «Навсикая из Долины Ветров» — при всех своих достоинствах имел один недостаток — он был довольно тяжёлым (об этом я уже писал.) В своём втором фильме — «Небесный замок Лапута» — Миядзаки учёл эту ошибку. Эти два аниме вообще интересно сравнить: как они похожи, и не похожи друг на друга.
1) Если «Навсикая из Долины Ветров» — пример биологического апокалипсиса, то «Небесный замок Лапута» — пример апокалипсиса технического. Кстати, одежда жителей Лапуты подозрительно смахивает на одежду обитателей Долины Ветров…
Вот что сразу бросается в глаза — так это то, как подробно и вдумчиво прорисована техника. Разного рода рычаги, поршни, паровые машины, пропеллеры; лебёдки с огромными колёсами, похожие на грузовой кран. Переносная радиостанция. В аниме представлены едва ли не все виды перемещающейся техники. Автомобиль. Паровоз и бронепоезд. Самолёты. Мухолёты. Дирижабли, большие и маленькие. Роботы. Особенно хорошо вышел боевой робот с Лапуты.
2) В этом фильме тоже есть глубокий момент. Просматривая вступительную заставку о становлении безымянной цивилизации (к коей и принадлежали Лапуты), удивляешься: в самом начале музыка звучит довольно бодро, но именно после появления в кадре технических достижений цивилизации, музыка как бы запинается, и начинает звучать с трагизмом. Сомневаюсь, что это случайное совпадение — Миядзаки продумывает каждую микроскопическую мелочь. Это тем более странно для такого «технического» фильма. Что же хотел сказать Хаяо Миядзаки? Что существует гораздо более безопасный, не-технический путь развития человечества?…
3) В этом фильме, в отличие от «Навсикаи», определённо есть юмор. Попытка Пазу испытать свойства древнего камня — это типичный пример того, что называют «epic fail». Каждый порядочный рабочий не боится кучи пиратов, но вот собственную жену … (хм) Маленькая девочка подчиняет себе взрослых пиратов — что это, правительственные гены сработали?
Отдельной спасибо коллективу студии RUSCICO за озвучку — получилось просто шикарно! Особенно хорошо получилось во вступительной заставке: читать отстранённым, «небесным» голосом титры, под мистерию развития цивилизации. Ещё запомнилась фраза: «Автор идеи, автор сценария, и режиссёр — Хаяо МИЯДЗАКИ!!!» — фраза, способная ввести фанатов в состояние эйфории.
4) Фильм такой же сильный и атмосферный, как «Навсикая из Долины Ветров».
Как с самого начала лихо закручивается интрига! После начальной схватки пиратов с «сотрудниками в штатском» и заключительного падения Ситы, у меня была только одна мысль: «Что это вообще было?..»
А чего стоит жилище Пазу? Надо же было додуматься, чтобы превратить старую доменную печь на обрыве в двухэтажный коттедж, да ещё и с голубятней! Какая по-детски трогательная и изобретательная атмосфера! Кирпич на верёвочке, как средство автоматического закрывания двери. Простой и грубоватый быт: некрашеные и явно не новые доски, кирпичные стены. На стенах — рисунки различных летательных аппаратов с комментариями. Деревянная вешалка. Железная (советская) кровать. Печка-буржуйка. Но при этом — всюду чистота и порядок. Атмосферу также создаёт музыка, солнечная, звенящая, передающая ощущение солнечного раннего утра, и предвкушение хорошего дня. В фильме вообще столько потрясающих мелочей, которые органично вплетаются в общую картину.
А как любопытно изображён юношеский романтизм — проснуться рано утром, чтобы выпустить голубей, забравшись на крышу, и протрубить песню навстречу восходящему солнцу… Причём, протрубить с известной виртуозностью. Пазу в фильме получился как живой. Это редкость, даже для самой студии Ghibli.
Радуют и кадры земных и небесных пейзажей. Надо отдать должное композитору Джо Хисаиси — без его музыки фильм был бы гораздо хуже. Невесомая, еле заметная, как будто серебристо-голубоватая, она отлично смотрится на фоне неба и вписывается в различные сцены. Действительно, есть в ней что-то от лунного света.
5) Этот фильм — примерно о том же, что и «Навсикая»: о трагических обстоятельствах, о человеческих пороках, о героизме простых людей. Об этом рассказывает вступительная заставка фильма, про то же говорит композиция Джо Хисаиси — «Confessions in the Moonlight» — причём без лишних слов.
10 из 10
10 ноября 2016
Очередное творение, созданное мастером Миядзаки. Сюжет по сравнению с предыдущими работами стал более глубоким, характеры всех основных персонажей четко прописаны. Женские персонажи(да-да, все) как всегда на высоте. Но все-таки главный герой здесь Пазу: он демонстрирует лучшие мужские качества, такие как отвага, смелость и «непробиваемость головы». Но самое главное: он тот самый человек, живущий внутри каждого и мечтающий о небе.
Сита в мультфильме играет больше роль философскую. Через персонажа Ситы Миядзаки передает свое философское видение и мудрость будущим поколениям.
О чем данный мультфильм? Как мне кажется, о том, что плохих людей на свете не бывает, о любви и, конечно, о небе.
Нет ничего одновременно настолько простого и сложного как описывать впечатления от просмотра картин Миядзаки. Мультфильмы каждый раз заслуживают самых красивых речевых оборотов, теплых слов в адрес создателей, но как же тяжело описать что же именно такого особенного в этих аниме. Красота в мелочах, в некой магии, которой пропитан этот мультфильм, но в магию никто не верит, а зря. Убедитесь сами.
8 из 10
10 августа 2016
Для мира анимации имя Хаяо Миядзаки имеет огромное значение, из под руки мастера вышло достаточно сильных, красивых и добрых историй. На его анимации подрастет еще не одно поколение японцев, да и просто детей по всему Миру.
В уже далеком 1986 году Миядзаки показал свой «Небесный замок Лапута», пропитанное духом стимпанка приключение, что связало между собой мальчика Пазу — из шахтерского городка и таинственную девочку Ситу, буквально свалившуюся в руки мальца.
Сюжет.
Пазу грезит небом и возможностью покинуть родной городок, он строит свой личный самолет, ухаживает за голубями и работает в поте лица. Задержавшись после смены, он видит падающую с неба спящую девочку, которую бережно отнесет домой.
Девочку зовут Сита и у нее есть секрет, за ней гонятся пираты и правительственные агенты вместе с армией. Сита не просто девочка, она хранитель таинственного «летучего камня» и более длинной версии своего имени. Пазу и Сита обсуждают Лапуту, летучий остров который запечатлел на фото покойный отец мальчика. Дети решают отыскать чудо остров. По легендам Лапута содержит в себе множество тайн военной мощи и богатств.
Главные злодеи в лице правительства и агентов идут по следу девочки, параллельно сражаясь с воздушными пиратами которые тоже хотят добраться до «летучего камня».
Для Сито и Пазу Лапута — конечная цель, дети хотят отыскать ее, доказать что летающий остров не просто легенда — он реален. Остальные же действующие лица преследуют корыстные цели. Одни желают мощи и господства над остальным миром, другие несметных сокровищ, третьи же и то и другое. Алчность и жадность против невинной искренности.
Стоит отметить что воздушные пираты выступят союзником для Сито и Пазу. Ведомые своей грозной предводительницей Дорой.
Сам летающий остров представляет собой величие древней цивилизации, которая имела огромный технический прогресс и военную мощь, красивые своды древнего города покрыла зелень, показывая величие природы над всем что создает человек, неважно сколько времени пройдет, какое оружие создадут люди, сколько людей вооружат — природа возьмет свое.
Лапута — это цикл, цикл жизней людей, идей и сказаний. Цикл где природа имеет преимущество против тех кто созидание предал ради разрушения. Но все равно Лапута — это мечта к которой стоит стремится.
Хаяо Миядзаки по собственному признанию не рассказчик — он человек, который рисует картинки, а еще для него современный мир бесплоден, пуст и лжив..
Теперь я понимаю почему Лапута была разрушена. В моей долине поют одну песню: «Опусти корни в землю». Живи на пару с ветром. Зиму встречай с семенами, а весной пой с птицами. Какое бы страшное оружие тут не было, сколько бы несчастных роботов мы не создали, мы не сможем прожить без земли!
Сита (с)
9 из 10
12 июня 2015
Кто этот человек, который создал этот Фильм с большой буквы?! Как он это сделал? Как?.. «Мягко выражаясь, нет слов!», как говорил Аркадий Райкин (но здесь, конечно же, в другом контексте).
Картина великая. Художник — мастер. Бесспорно. Я смотрю и мне хочется кричать: «Я верю! Я верю!» Фильм и о нас с вами, и не о нас. Он о вере, вере в мечту, в себя, в дружбу, в любовь. Какие чувства, какие эмоции, какие поступки! Сита и Пазу в фильме являют собой образ искренних и смелых детей, которые готовы на всё ради друг друга, ради счастья другого, тому доказательством служат многие-многие эпизоды картины.
Отдельно хочу сказать о музыке… Джо Хисаиси создал к великой картине — неземное обрамление, которое стало ее продолжением… Иногда действительно просто закрываешь глаза и слушаешь…
И нельзя не сказать о пейзажах. Это не описать. Это нужно видеть. Подобное я видел во многих фильмах Хаяо — в них действительно хочется жить. Хочется сказать огромное человеческое спасибо режиссеру, сценаристу и монтажеру в одном лице за эту чудесную (нет, не сказку!) историю. Очень хотелось бы, чтобы на картинах Хаяо Миядзаки росли поколения…
P.S. Посмотрите сразу следом за (или перед) «Небесным замком Лапута» и «Навсикаю из долины ветров». Не пожалейте на это время, и вы не пожалеете.
10 из 10
и отдельную 10 за то предназначение роботов на острове.
8 февраля 2014
«Небесный замок Лапута» — приключенческий фантастический семейный фэнтези 1986 года, который получился чудесный и ярким анимационным японским подарком. Хаяо Миядзаки создает красивые и захватывающие аниме, которые имеют кинематографическую ценность и свою некоторую чистоту и очарование. Я люблю его работы и всегда их смотрю с удовольствием. Не смотря на то, что данный мультфильм создан в далеком 1986 году, он совсем не утратил своей актуальности и интереса, и его вполне можно посмотреть и сейчас новым поколениям.
Мы видим в этой истории, как все охотятся за таинственным и красивым камнем, который является волшебным ключом к загадочному летающему острову, который все называют Лапута…
В мультфильме было много захватывающих сцен, красивые моменты, оригинальный сценарий. Эта волшебная и фантастическая история пропитана храбростью, свободой и чем-то чистым и далеким, что уносит нас в мир детства и волшебства. Весь мультфильм смотришь на одном дыхании, и он оставляет после себя приятные впечатления. «Небесный замок Лапута» может понравится, как детской аудитории зрителей, так и взрослой. Посмотрите этот фантастический подарок от Хаяо Миядзаки, и он Вас унесет в невероятную приключенческую историю, которая никого равнодушным не оставит.
9 из 10
22 января 2014
Я видел Лапуту. Остров, парящий в небе за стеной высоких как горы облаков. Город, плывущий на недосягаемой для взора высоте, куда лишь птицам открыта дорога. Я видел его круглые башни, мосты и туннели, лестницы и острые шпили, бассейны и парки. Сокровище древних, свидетель ушедшей эпохи, город-призрак, покинутый своими творцами. Кто знает, какая мощь скрыта в недрах его пустующих зданий? Какие несметные богатства таятся в его заброшенных залах? О чём могут поведать дремлющие в тишине механизмы? О чуде инженерной мысли? О могуществе их создателей? О чём угодно, только не о том, почему Лапута опустела и была навечно отдана во власть небесной стихии…
Так получилось, что раскрыть тайну Лапуты смогли двое: мальчик-сирота, отважный и добрый Пазу, слишком самостоятельный для своего возраста; и юная Сита, в чьих жилах течёт кровь истинной принцессы древнего царства. Всё началось тогда, когда Пазу чудом поймал девочку, упавшую с неба, и помог ей скрыться от преследователей. Тех самых агентов, желавших заполучить чудесный кулон, доставшийся ей от предков.
Или нет, всё началось тогда, когда с неведомой высоты рухнул в поле огромный сломанный робот; и люди, имеющие власть, поверили в то, что Лапута из легенд существует. Впрочем, нет, всё началось ещё раньше. Примерно семь веков назад жители, населявшие летающий остров, покинули его и поселились на земле, сохранив при себе тайные знания, которые передавались из уст в уста. Часть этих знаний и перешла к Сите по наследству.
Если бы всего этого не случилось, Сита никогда бы не встретила Пазу. Она бы никогда не узнала тайну происхождения своей семьи, а Пазу не смог бы осуществить свою мечту — отыскать Лапуту в небесах. Но поскольку всё именно так и произошло, то дальнейшие судьбы этих детей неразрывно связаны. Им придётся испытать самые немыслимые приключения: побег от пиратов, падение с большой высоты, полёты на дирижабле и сражение с ожившими роботами, поиски Лапуты и своего истинного предназначения. Но самое главное сокровище, которое им суждено обрести — это дружба. Искренняя и крепкая дружба позволит им пройти через все опасности.
Я видел Лапуту. И она поразила меня в самое сердце. Никогда ещё анимационный фильм, главными персонажами которого являются дети, не был таким взрослым. Фильм, завораживающий действием и яркими героями, смотрится легко, но в то же время он глубже и многослойнее многих подчёркнуто «взрослых» картин. Вместе с Ситой мы вправе спросить, имеет ли право обладать властью тот, для кого людские жизни ничто? И достойны ли мы вообще владеть оружием сокрушительной силы? Вместе с Пазу перед нами встанут вопросы верности своему слову и друзьям. Как найти в себе силы и не сдаваться, даже если кажется, что всё против тебя?
Миядзаки ставит непростые вопросы перед зрителем, но почти никогда не задаёт их в лоб. Можно подумать, что этот фильм, как и многие в его творчестве, рассказывает о приключениях, о поисках сокровищ, о силе дружбы и неутолимой жажде знаний, что способна увести хоть на край Света. Но нужно смотреть внимательно, чтобы понять главное. Человек не готов к неизмеримому могуществу, ни тогда, ни сейчас. Властолюбивых людей, как полковник Муска, оно неизбежно развращает. А искренним и чистым душой детям оно просто ни к чему. То, что заключено в Лапуте, не должно принадлежать никому. По крайней мере, пока жажда власти остаётся одним из главных человеческих пороков.
Но это вовсе не значит, что искать Лапуту не стоит. Как раз наоборот. Ведь Лапута — это символ. Символ величия человеческого разума. Лапута — это прошлое, о котором мы так мало знаем. Лапута — это будущее, к которому мы так стремимся. Возможно когда-нибудь мы её построим, просто чтобы доказать, что нет ничего невозможного.
21 декабря 2013
В мае 2003-го в Токио был инициирован опрос 140 аниматоров и кинокритиков из разных стран, которым предлагалось назвать лучшие мультфильмы всех времён и народов. Несмотря на то, что две первые позиции в итоговом реестре заняли фильмы Юрия Норштейна — «Ёжик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979), не меньше впечатлило достижение Хаяо Миядзаки, у которого в первой двадцатке оказались сразу 4 фильма (преимущественно двухчасовые, в отличие от норштейноских короткометражек). Наивысшую позицию из лидирующего квартета Миядзаки занял «Небесный замок Лапута», обошедший даже «Унесённых призраками» (оказавшихся лишь на 29-м месте) и давший название не только специальному фестивалю анимации, но заодно и кинотеатру, в котором этот фестиваль проводится.
Трудно сказать, чем конкретно руководствовались оценщики при своём выборе, но на фоне приключений девочки Тихиро, унесённой призраками, история замка Лапута выглядит всё ж таки менее изощрённой. Девочка Сита, упавшая на землю с воздушного корабля, является обладательницей чудодейственного Камня, за которым охотятся секретные агенты правительства и команда эксцентричных пиратов, возглавляемых собственной мамашей. Сита опускается с небес прямо в руки мальчику Падзу, сыну шахтёра. Теперь вдвоём они пытаются скрыться от коварных преследователей. Скоро дети выясняют, что этот Камень, своего рода, ключ к таинственному летающему острову-замку Лапута. В конечном счёте, добравшись до него, Сита, она же принцесса Лапуты, пробуждает божественный свет…
В сценарии можно разглядеть некоторые мотивы «Путешествий Гулливера», во всяком случае, название Лапута Миядзаки, похоже, позаимствовал именно у Свифта. Несмотря на то, что за плечами японского аниматора к тому времени уже были три анимационных ТВ-сериала и три больших мультфильма (в том числе и «Наусика в Долине Ветров», чей прокатный успех позволил режиссёру создать собственную студию Ghibli и обрести независимость, о которой он долгие годы мечтал), не оставляет ощущение, что Миядзаки здесь ещё недалеко ушёл от эстетики комиксов и несколько затянул сюжет. Стремясь вернуть детям, живущим в прагматичном и до конца освоенном современном мире, веру в романтику и приключения, Миядзаки буквально перенасытил фабульный раствор разного рода ингредиентами.
Средневековые замки соседствуют тут с достижениями научно-технического прогресса, например, с самолётами в духе «Звёздных войн», и роботами, которым, в свою очередь, приходится противостоять пиратам и милитаристски настроенным военным (и если первые просто ищут сокровища, то вторые хотят мирового господства). В этом, в общем-то, нет ничего предосудительного, но кажется, что автор ещё не выпустил окончательно на волю ресурс фантазии, и пока привязывает визуальный ряд к апробированным стандартам. Поэтому смесь исторических реалий и урбанистического конструктивизма в «Лапуте» напоминает фантазии чешского режиссёра Карела Земана, трудившегося в 50—70-х годах прошлого века.
Кроме того, в отличие от «Унесённых» (где Миядзаки умудрился создать абсолютно уникальный мир, в котором максимально нарушено любое жизнеподобие), здесь категорически отсутствует саспенс, хотя по параметрам жанра он просто-таки обязан быть, и юмор, дефицит которого как-то пытаются восполнить приколы пиратов. В результате Tenkuu no Shiro Laputa приходится держать внимание зрителя главным образом за счёт постоянных поворотов сюжета. В общем, «Лапута» куда ближе стоит к серийной анимации (его легко можно разрезать на 3—4 части и демонстрировать как мини-сериал), нежели к его главному творению, появившемуся спустя 15 лет.
Отдельно хочется сказать о феномене Миядзаки применительно к России, поскольку у нас он сформировался исключительно благодаря интернету. После выхода в российский прокат «Унесённых призраками» (где они, кстати, прошли очень неважно: касса составила только $0,215 млн., как, впрочем, и в США — только $9,9 млн., что просто ничтожно мало на фоне мирового проката — $275,2 млн.), давших ощутимый толчок популярности автора, у нас, как грибы, начали появляться клубы любителей анимэ. В итоге Миядзаки довольно быстро стал культовой фигурой, среди тех, кто предпочитает кинотеатру компьютер. Меж тем официальный кинопрокат, сильно зависимый от заокеанских дистрибьюторов, до сих пор довольно вяло реагирует на этот феномен, продолжая выдавать анимэ российскому зрителю в гомеопатических дозах.
13 декабря 2013
О, этот удивительный мир Великого Гения! Мастер, Вы видите мои сны?
Альтернативная реальность начала 20 века. Где-то, за облаками, кроется от любопытных глаз остров, полный сокровищ и смертоносной силы. Лишь немногие верят в него и пытаются найти. Один из них Муска — правительственный агент. Он похищает девочку-сироту Ситу, у которой есть кристалл летучего камня, семейная реликвия в виде кулона, которая передается в ее семье из поколения в поколение.
На дирижабль Муски нападают пираты, которым тоже нужен этот кристалл. В ходе перестрелки Сита пытается бежать через окно, но срывается и падает с большой высоты. Летучий камень спасает хозяйку; не дав ей упасть, медленно спускает ее на землю.
При таких обстоятельствах происходит знакомство главных героев этой картины.
Хочется немного остановиться на персонажах мультфильма.
Сита: милая, скромная, трудолюбивая. У нее открытое и чистое сердце. Рано осиротела. Всю жизнь берегла кристалл как зеницу ока, считала его лишь семейной драгоценностью. Открывшаяся тайна кристалла не сделала ее честолюбивой, ведь по сути-то, она является наследницей сокровищ Лапуты. Ей-то всего лишь хочется хоть раз побывать на родине ее предков. Мудрая не по-годам. В тронном зале решается на отчаянный шаг, который чуть не стоил ей жизни, лишь бы Лапута не была осквернена таким тираном как Муска. Благородная. В некоторых ситуациях решает не вмешивать других людей, дабы они не пострадали. Точнее, дабы пострадала только она одна.
Пазу: смелый, отчаянный, в какой-то степени вспыльчивый. Он страстно желает найти остров, дабы доказать всем, что его отец не лжец. Истинно верит, что Лапута существует. Встреча с Ситой была для него переломным событием. Встретились две родственные души, два одиночества. Он отчаянно защищает девочку от пиратов, от правительственных агентом, ото всех! Ловок и силен. Остается удивляться его выносливости (хоть и мультфильм), он готов бороться до последнего вдоха. В конце делает решающий шаг, который характеризует его еще и как весьма умного.
Муска: Настоящий тиран. Получает наслаждение от вида смерти других людей. Очень жестоко обходится с Ситой и Пазу, не смотря на то, что он взрослый, а они дети. Его явно досаждает тот факт, что кристалл слушается только свою хозяйку.
Напрочь отсутствуют моральные принципы. Лапута его интересует как сосредоточие военной мощи. Желает править миром.
Дора: Пиратка, капитан, мать пиратов-оболтусов. В меру жестока, даже со своими сыновьями. Ее интересуют только сокровища Лапуты. В начале была агрессивно настроена по отношению к Сите и Пазу. К концу картины меняется под влиянием доброты детей.
Очень красивая история! Потрясающий сюжет, красивая анимация, написанная рукой, а не компьютером. Прекрасные пейзажи Лапуты — это ли не мечта?! Я думаю, каждому, увидевшему эту картину, захочется побывать там!
Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождение. Я давно уже приметила работы Дзё Хисаиси. Эта музыка полностью передает атмосферу мультфильма. Завораживает, манит, как бы говорит: «Я знаю то, чего не знаете вы.» Сейчас пишу рецензию, а в голове «звучит» эта музыка… Очень красивая музыка!!
Прекрасный, добрый, мудрый мультфильм. Рекомендую и взрослым и детям. Моему сыну 5,5 лет, он с удовольствием смотрит этот мультфильм. Как, в принципе, и другие работы Великого Мастера Хаяо Миядзаки.
19 августа 2013
Мне кажется, если бы не Миядзаки, вряд ли бы популярность аниме во всем мире была бы на таком уровне, как сейчас. Ведь большая часть шедевров в данном жанре — его работы. Я же с творчеством данного режиссера, который, наверное, в каждом своем мультфильме выступает ещё и в роли как минимум сценариста, познакомился с просмотром «Унесенных призраками» — вероятно самого известного его произведения.
«Небесный замок Лапута» я посмотрел уже тогда, когда мною были просмотрены почти все работы Миядзаки. И совсем не ожидал, что он будет настолько хорош. Уже с первых минут, с самых начальных титров, он цепляет детальной рисовкой и потрясающе красивой музыкой Джо Хисаиси. И не отпускает до самого конца.
Как и полагается, вокруг интересной приключенческой истории Хаяо выстраивает целый мир в который веришь, мир со своими законами и проблемами, со своей мифологией. И сама история прописана достаточно хорошо — изначально совсем не подозреваешь, как повернется сюжет и каковы мотивы персонажей. При этом здесь имеются отсылки к предыдущим его работам — например, белколисы, встречавшиеся ранее в «Навсикае из долины ветров».
Основная тема мультфильма для работ Миядзаки не нова — защита природы. Только вот в сравнении с, например, «Принцессой Мононоке» этот мультфильм больше подходит для детей — он менее жесток. Что впрочем никак не говорит о том, что взрослым на него будет скучно смотреть — как и «Рыбка Поньо на утесе» он рассчитан на зрителей всех возрастов. Сильный и в аудиовизуальном, и в сюжетном плане, он должен понравится подавляющему большинству зрителей.
10 из 10
22 июля 2013
Японцы. Какие же они всё-таки замечательные люди. Я не перестаю удивляться этой цивилизации, масштабы которой никогда не «ступали» на большой континент. Несколько раз был в Японии и настолько оптимистичных людей я не встречал нигде. Ближе всего в этом к ним приблизились норвежцы. Но если последние обладают некоторыми предпосылками — хорошей экономикой, лучшей социальной системой в мире, полным отсутствием коррупции. Их практически не затронула Вторая Мировая. Японцы же пережили и несколько войн (хоть и были на другой стороне во время Войны), уничтоженные атомными бомбами города с тяжелейшими последствиями, разрушительные землетрясения. И никогда они не теряли своего потрясающего спокойствия, трезвого рассудка и даже обескураживающего оптимизма.
Меня удивляет насколько здорово Хаяо Миядзаки продолжает делать свои мультфильмы. Они практически не устаревают, в самой Японии на них просто молятся все дети, а взрослые коллеги-режиссеры его почитают как Величайшего Кинематографиста Японии после Ясудзиро Одзу и Акиры Куросавы. Да-да. Меня тоже в своё время это удивило — ведь двое первых — режиссеры игрового кино, а Миядзаки — мультипликатор. Так вот в стране восходящего солнца просто отсутствует как таковое разделение на разновидности. Мультфильмы его выпускаются и Антологиями и по отдельности какими-то сумасшедшими тиражами и регулярно переиздаются.
Итак, мультфильм. Пазу вместе с отчимом работает на шахтах. Он трудолюбив и послушен. В один прекрасный день на него в буквальном смысле падает с неба девочка Сита. У неё на шее странный амулет, позвляющий ей как бы быть в невесомости, медленно плавая по воздуху. Придя в себя, она рассказывает, что за ней гонятся некие правительственные агенты, желающие заполучить камень, перешедший ей по наследству. Пазу и не догадывался, что с помощью этого камня можно найти легендарную Лапуту — летающий остров где-то посреди облаков, о которой он читал в книгах и грезит всё своё детство. Но кроме правительственных агентов за ними гонятся ещё и безбашенные пираты во главе с харизматичной Мамашей.
Всё-таки Миядзаки — невероятного таланта человек! Я не стаю повторять это ещё раз. Так посмотреть с первого взгляда — наворочено чёрте что. Какие-то летающие камни, падающие с неба дети, сумасшедшие пираты на летающих мотоциклах, остров в небесах с гигантскими роботами и деревьями… О чем это? Великий мультипликатор все же выстроил историю так, что ни один эпизод, ни одно действие не кажется в ней лишней. В нём есть сноссшибательная анимация, восхитительной красоты природа Лапуты и целый набор восхитительных образов и эпизодов, врезавшихся в память надолго. И в этом есть тоже огромная заслуга Автора. Будь то гонки по рельсам на угольных копях или огромный одинокий робот, ухаживающий за природой или самое сердце Лапуты, давно заросшее намертво вековыми деревьями. Даже не хочется упоминать о совсем незначительных недостатках мультфильма как то например пересыщенной «космонавтикой» и слегка утомляющим мельканием. Это занимает при общем хронометраже, минуты 3—4 не более.
Дополнительно, за что хочется отдать дань уважения Миядзаки — это то, что он отказывается работать с компьютерами. Даже в его последних работах компьютер лишь ретуширует изображение, слегка добавляет органику в движения анимации, «склеивая» слишком резкие переходы. И в этой детальной проработке каждой мелочи в своих работах он несомненно напоминает своего современника и давнего друга Юрия Норштейна. И тут не могу не вспомнить о грустном и не упомянуть, что снимая какие-то запредельно безмозглые фильмы за сумасшедшие деньги, наши боссы студий не могут найти средств на окончание единственной ПОЛНОМЕТРАЖНОЙ работы Юрия Борисовича. Японские же инвесторы с огромным удовольствием финансируют работу потрясающего Сказочника.
Несколько слов, в завершение о Дзё Хисаиси. Восхитительном композиторе, постоянном сотруднике Миядзаки и до 2003 года всех работ Такеши Китано. Взять хотя бы заглавную тему из данной картины или же из следующей — «Мой сосед Тоторо» — это работа истинного мастера. А щемящая музыка в фильме «Фейерверк» Китано? Или в его же «Кикуджиро»? Это же просто шедевральные композиции.
Смотрите мультфильмы Миядзаки и показывайте детям. Они по-моему не могут не поделиться уже в который раз своей положительной энергией. Ну и не забывайте, само собой, отечественные прекрасные мультфильмы, которые так же не перестают радовать наше сознание.
8 из 10
16 января 2013
Для меня фильмы Миядзаки делятся на три возрастные категории, причём это относится не к возрасту зрителя, а к эмоциональному и интеллектуальному возрасту самого фильма. Например, «Сен», «Хоул», «Навсикая» — взрослые фильмы. Они «загружены» философской сосредоточенностью. «Тоторо» или «Рыбка Поньо» — наоборот, совсем дети, основанные на эмоциональном восприятии. А «Лапута», как и «Кики» — это подросток. Ключевое слово для него — непосредственность, и именно этим он сразу захватывает сердце. Такой характер фильма воплощается и в характере гл. героев (особенно Падзу) импульсивность, открытость, наивность — непосредственность.
Лапута — это олицетворённая мечта. Причём детскость этой мечты в том, чтобы просто увидеть, а не награбить. Мечта Падзу и Ситы — это сад на верхних уровнях замка, которая остаётся жить. А «Атлантида» — мечта военных и пиратов тонет вместе со своими сокровищами.
Детский характер фильма, как и героев — в чистоте мыслей и мечтаний. Прчём детский здесь, повторюсь, не «для детей», это возраст и состояние самой картины, созданного в ней мира, выражением которого являются Сита и Падзу. Нельзя сказать, что мечты сбываются, — они просто продолжают существовать)
P.S. Одна из лучших работ Хисаиси
10 из 10
6 октября 2012
Знаете, есть такие люди, которым нужно до конца своей жизни заниматься тем, что они делают. Хаяо Миядзаки — именно тот человек. Я не знаю, что творится у него в голове, но по-моему я его люблю.
Где-то на кинопоиске промелькнула фраза в одной из рецензий на Навсикаю из долины ветров, цитирую: «Конечно, это не Унесенные ветром, но ведь 1984 год, ранняя работа». Поэтому я очень нерешительно приступила к просмотру Небесного замка, так как Унесенные ветры — моя любимая сказка. Простите меня за лирическое отступление, итак.
Небесный замок Лапута — это что-то восхитительное. Столько доброты и тепла, столько любви, столько справедливости, столько… жизни. Это потрясающее обилие зеленых холмов, голубого неба, прозрачных облаков. Господи, я отдала бы всю жизнь за секунду, проведенную там.
Музыка! Впервые за всю свою жизнь я обратила внимание на то, что музыкальное сопровождение идеально органично вписывается в ход сюжета.
Я вас прошу, смотрите Небесный замок, любите его, пересматривайте, плачьте, как плакала я. Нельзя не испытывать что-то волнующее, просто преступление относится скептически к этому маленькому чудесному миру, в который раз воплощенному Хаяо.
Жаль, что нельзя выбрать цвет рецензии зеленее зеленого, зеленее самого зеленого в мире. Иногда понимаешь, ради чего стоило бы жить.
С моим бесконечным уважением и детской мечтательностью,
10 из 10
5 июля 2012
Небесный замок Лапуты — еще одна захватывающая история великого режиссера Хаяо Миядзаки. Она отличается от большинства его творений манерой исполнения. Здесь нет магии, и необычайных персонажей, хотя от их отсутствия, картина не пострадала. Автор предлагает путешествие в иную реальность, в мир невероятных паровых машин, человеческой алчности и жадности.
Исполненный в стиле стимпанка, мультфильм увлекает, начиная еще с титров, где описывается краткая предыстория небесного острова. Основной же сюжет повествует о девочке Сите, буквально упавшей с неба в руки Пазу, мальчика, работающего на шахте. На шее у героини таинственный летающий камень, который в дальнейшем укажет им путь на небесный замок Лапуту. Так начинается история их дружбы. Преследуемые агентами и пиратами, Сита и Пазу отправляются на поиски летающего острова.
В «Небесном замке Лапута» в полной мере отображается любовь Миядзаки к небу и восторг от возможности полета — яркие небесные пейзажи радуют глаз, необычайные летательный аппараты захватывают своим разнообразиям и детализированной прорисовкой. Восхищает гармония, с которой совмещена природа и техника на «небесной Атлантиде»
Отличная графика, великолепное музыкальное сопровождения, юмор, присутствие смысла, динамика сюжета не дают скучать во время просмотра.
Благодаря второстепенным персонажам и образам, которые встречаются и в других работах автора, (лисицы-белки с Лапуты присутствовали в «Навсекае из долины ветров»; предводитель пиратов Папа станет прообразом паука-кочегара в «Унесенных призраками») «Небесный замок Лапуты» будто объединяет его творения в единый оригинальный мир Хаяо Миядзаки.
10 из 10
7 сентября 2011
Весьма красивая сказка с хорошей прорисовкой, красивыми персонажами, интригующим действием, забавными диалогами.
Сюжет интересен. Действие происходит в альтернативной реальности. Есть, значит, Земля, а над ней есть летающий остров Лапута. Весьма необычный остров, и народ на нем тоже необычный. У него своя магия, свои правители. И о нем на Земле толком никто ничего не знает.
Появляется девочка по имени Сита, за которой охотится и армия, и «небесные пираты», но она спасается благодаря Летающему Камню, который, собственно, и нужен и тем, и другим. Поначалу непонятно, зачем. Пираты, конечно, о сокровищах мечтают, а вот зачем он армии нужен, не сразу становится понятным.
Она встречает забавного, даже очень забавного паренька по имени Пазу. Он может упасть, разрушив кирпичную крышу и не получить ни царапины. Может и от гранаты почти не пострадать. А из тюрьмы сбежать не в состоянии. Ну а более он ничем, практически, не интересен.
«Небесные пираты» заставили меня хохотать до упаду!
- Я хочу увидеть Лапуту!
- Увидеть?! Вам сокровища не нужны? Так не просятся в пиратскую команду!
Что в мультфильме мне особенно понравилось, так это музыка. Красивая, меланхоличная музыка, которая не надоедает.
Не скажу, что этот мультфильм особенно поучителен, но то, что он невероятно красив и качественен — я могу уверенно сказать.
8 из 10
Народа нет. Один тиран остался. Где это видано?!
22 февраля 2011