Сошедшие с небес
8
7.6
1986, драма, военный
СССР, 1 ч 20 мин
12+

В ролях: Вера Глаголева, Александр Абдулов, Юрий Беляев, Кирилл Алексеев, Николай Иванов
и другие
В катакомбах держит оборону небольшой отряд красноармейцев. Все страдают от нехватки воды, однако колодец охраняется немецкими пулемётчиками. Санитарка Маша из-за любви к раненому Сергею не выдержала и отправилась с ведром к колодцу; Сергей выходит с ней. Затем действие переносится в послевоенное время. Жизнь вернулась в нормальное русло, Сергей и Маша пытаются найти себя в ней, — решают бытовые проблемы, растят сына.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сошедшие с небес

год: 1986
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Александр Чечулин
композитор:
художник: Римма Наринян
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 мая 1987 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Сошедшие с небес», 1986

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сошедшие с небес», 1986

Из уважения к поколению ветеранов – прочитайте первоисточник

Под конец жизни фронтовой журналист Алексей Каплер написал пронзительную, душещипательную повесть – «Двое из двадцати миллионов». Она есть в интернете в свободном доступе. И она совсем невелика – всего 40 страниц в Word. Всем очень советую прочесть. И не только в канун Дня Победы. Изложенные там сюжет и образы заслуживают целого романа, но у Каплера всё очень кратко. Сжато до предела. Но бьёт прямо по нервам. Вот над этим-то произведением и поглумились авторы фильма. «По мотивам»!

Но обо всё по порядку. Когда-то давно я впервые увидел этот фильм. Первоисточник я тогда не читал. Фильм я тогда одобрил. Не то, чтобы понравился – вся середина фильма замусорена ерундой. Но начало и, особенно, конец впечатлили. Тогда бы я поставил 7 или 8 баллов. Рецензии читал, видел одну почти отрицательную, но тогда не понял почему. Я тогда даже и представить не мог, что напишу об этом фильме яростную отрицательную рецензию.

Но потом я прочитал первоисточник. И был потрясён. Сколько человеческих трагедий! И какой выразительный портрет жизненного пути целого поколения! «Двое из двадцати миллионов» – хоть и маленькое, но самое лучшее произведение о поколении победителей в Великой Отечественной войне, об их судьбе. Какими они были и какими они стали. Есть много хороших фильмов, раскрывающих образы людей того поколения в ту эпоху. «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Брестская крепость», «Баллада о солдате» со всей душевностью показывают, какими они были тогда. Фильмов о том, какими они стали после войны, мало. На ум приходят разве что «Место встречи изменить нельзя» и «Белорусский вокзал». А ведь эти люди показали себя достойными и после войны. Как они относились к своей семье, к своей работе, как честно и мужественно преодолевали тяжёлый послевоенный быт! Мало где показан послевоенный голод. А у Каплера всё это есть. Коротко и хлёстко.

Каплер мне чем-то напомнил Ремарка. У обоих даже второ- и третьестепенные герои врезаются в память своими трагическими судьбами. Это же нужно суметь в один абзац или в полстранички показать чью-то судьбу, прокричать чью-то жизненную трагедию! В первоисточнике Каплера нет ничего лишнего, ни слова, ни строчки. Чего стоят образы старика Периформиса, комендантши Котёночкиной и даже торговки молоком! Чего стоит встреча Сергея с нянечкой Пятихворовной, которую он считал практически матерью!.. Каждая деталь эмоционально нагружена до предела! Навсегда врезается в память, что означает поднятый вверх указательный палец. Мышонок, ночующий с ними голодной послевоенной зимой. Раздавленное в кулаке Сергеем зеркальце. Машины кошмары. Сергей, присушивающийся к чему-то в гостях у Анны Ивановны… Да и просто короткие диалоги, раскрывающие изломанные души:

«Они шли тропинкой по краю высокого, крутого обрыва, под которым далеко внизу, красиво изгибаясь, текла речка. А по ту сторону речки открывались широкие дали – степи, перелески и снова степь до самого горизонта. Ни единой живой души кругом.

– Поцелуй меня, Сережа... – сказала Маша.

Сергей обнял ее, поцеловал. И долго, долго, очень долго длился этот поцелуй. У Маши были закрыты глаза.

Потом она открыла их, и, постепенно проясняясь, пробуждался от забытья ее взгляд, и, глядя на бескрайние дали за рекой, она сказала Сергею, отстраняясь:

– Тут бы пулеметную точку... обзор какой...»

А как ответственно они относились к своей работе, к помощи своим согражданам (вспомним Машу на операции у мальчика Юры)! Как Маша не побоялась вступиться за невиновного однокурсника!..

Так вот всего этого в фильме нет! Всё выброшено при написании сценария. Я понимаю, иногда при экранизациях выбрасывают те или иные эпизоды из первоисточников. Понимаю, когда это делают из соображений скудного бюджета, когда выбрасывают сложные трюковые сцены или съёмки в дальних краях и экзотических ландшафтах. Но в данном случае ничего сложного или дорогого в выброшенных фрагментах нет. Понимаю, иногда выбрасывают что-либо из текста, чтобы уложить большую книгу в малый хронометраж односерийного фильма. Но у Каплера произведение и без того маленькое, сокращать некуда. Никогда не понимал этого «по мотивам», позволяющего при желании уродовать первоисточник как угодно. Если вы считаете себя умнее автора, то и напишите своё, самостоятельное произведение и его экранизируйте.

Но в данном случае, если от произведения Каплера оставили только начало и концовку, то чем же наполнены эти час двадцать шесть? Из чего состоит вся середина фильма? Чем сюжет «улучшили» по сравнению с повестью Каплера? Сюжет перенесли из 1945-46 годов в 1950-й. Вместо ярких каплеровских героев добавили некую Нюсю – соседку «с заниженной социальной ответственностью», которая на каждом углу рассказывает, сколько у неё хахалей. Дочь превратили в сына. Ввели множество невнятных эпизодических персонажей. Сильного, мужественного Сергея превратили в капризулю, который ещё и с улыбочкой принимает заигрывания от соседки. В оригинале Сергей не давал Маше поводов для ревности. Убита напрочь вся атмосфера. Время превратилось в хронологический ком. По сюжету это 1950-й год, но вместо него чувствуются зажравшиеся 80-е. В оригинале герой с аппетитом поглощал воду из-под варёной картошки, а тут «Вовка, допей молоко! Не ковыряйся, а допей!» Фэйспалм!.. В голодные послевоенные годы Сергей тут подрабатывает, таская огромные окорока (!), и нехотя берёт за свою работу еду и деньги. Нехотя! Убита и атмосфера погибающего от жажды партизанского гарнизона. В оригинале добравшаяся до колодца Маша первым же делом жадно бросается пить воду, что логично, что сделал бы любой погибающий от жажды человек. А тут и она, и Сергей, зачерпнув ведро воды, даже не отхлебнули. Это у колодца-то! Напоминает «Голодные игры»: все кругом говорят о голоде, вокруг этого строится сюжет, а круглолицые персонажи, видя еду, остаются к ней равнодушны.

И главное: что хотели сказать нам авторы этой переделкой? Какую мысль донести? Что вдовы некоторых погибших пускались во все тяжкие, хоть и любили своих мужей? Вы ради этого фильм сняли? Вы ради этого над потрясающим произведением поглумились? Ноги об него вытерли?! И кто это сделал? Повесть Каплера превратил в «сценарий» некто В. Кунин – тот самый, который приобрёл скандальную славу своим лживым и бредовым фильмом «Сволочи». Тогда всё становится на свои места.

Единственный балл этой халтуре поставлю за качественно сделанную концовку. Чем смотреть этот фильм, лучше прочитайте «Двое из двадцати миллионов». Если я не прав, пусть прочитавший бросит в меня камень. От не читавшего не приму.

1 из 10

2 мая 2023

О том, что могло бы быть

Каждый раз пересматривая «Сошедших с небес» я не могу избавится от внутреннего содрогания, настолько пронзительным получился фильм. Да, он о том, как могла бы сложится жизнь у двоих из более чем 20 миллионов погибших в Великой отечественной войне -« если б не было войны» (песня Толкуновой не менее трагичная). Мы порой не можем оглянуться вокруг и понять, как мы счастливы — у нас есть все в достатке — еда, вода, возможность жить, читать, учиться и т. д., и мы это не ценим, а герои ленты знали цену всем этим простым радостям, так сказать на себе испытали. Сергей и Маша вернувшись с фронта ищут себя в мирной жизни, испытывают сложности, но уверенно двигаются к цели, ведь они фронтовики — победители, а значит смогут преодолеть испытания. В происходящем на экране нет фальши, он очень жизненный, и в диалогах и в развитии сюжета. Боевому летчику трудно заставить себя переучиваться и садится за парту, надо ломать себя и Сергей ломает. Его жена Маша с женским терпением, поддерживает его, понимая — ему трудно. И ее муж не забывает, что связало их и почему она ему дорога. Простое человеческое счастье, вот о чем мечтают герои. Вот это неистребимое желание просто жить с обычными радостями и является тем посылом, который вызывает во мне живой отклик.

Александр Абдулов и Вера Глаголева сыграли великолепно, ими любуешься и сопереживаешь их героям, а в финале ком подступает к горлу, когда понимаешь, какой бы прекрасной были парой, если б не было войны. Еще отмечу Юрия Беляева, его герой как никто понимает сложности адаптации к мирной жизни фронтовиков и душой хочет помочь всем. Было в его герои что-то отеческое, доброе, что заставляло верить.

Повесть Алексея Каплера я прочитал позже, чем посмотрел фильм, поэтому могу сказать — фильм, снятый по мотивам получился отличным, передающим уровень трагедии книги. «Двое из двадцати миллионов» сильная вещь и в своем роде неподражаемая, как литературное произведение, кино все-таки другое и я рад, что сам дух книги был передан на экране.

10 из 10

23 июля 2018

Двое как все.

Двадцать миллионов это всего лишь безликая цифра, непонятно чего… двадцать миллионов лет, миль, штук или чего -то иного… цифра, которая ничего не отражает. Двадцать миллионов погибших людей уже более конкретно и понятно, но всё ровно сложно представить, как проблематично представить размер океана, как нельзя вообразить ширину вселенной. … Весь ужас приходит когда представляешь трагедию одного или двоих человек. Можно представить цвет глаз и черты лица, как развиваются волосы по ветру, какой у них был рост и какими они были людьми, какими бы далёкими и не знакомыми для нас они не были. Можно лишь представить, что у них могло быть, как могла развернуться их судьба и куда бы их закинула жизнь после… Но всё же с ними это случилось бы, это был бы их выбор и их собственная история и жизнь. Но нет, увы, выбор сделан кем то другим сидящим за пулемётом, выстрелившим в затылок из пистолета или ударившим штыком. Больше ничего не осталось лишь светлая память о тех двадцати миллионах человек у которых не было этого будущего, у которых это будущее отняли. И мы спустя долгие годы и десятилетия оглядываясь назад не можем вообразить весь ужас, трагедию несостоявшихся судеб, но мы можем посмотреть на трагедию двух героев и умножить это во сто крат и на каплю представить, что же кроется за их спинами. А за их спинами как раз и стоят молчаливо и скромно те самые двадцать миллионов, стоят бесконечной вереницей уходящей за горизонт таких же героев. Этот фильм кроткое напоминание о былом и лёгкий укор нам живущим сейчас, что они пожертвовали своим будущим ради нашего будущего.

Фильм снят по мотивам повести «Двое из двадцати миллионов», подчеркну именно, по мотивам, так как многое было изменено, и их можно рассматривать как два отдельных произведения связанных лишь главной идеей. Но от этого фильм хуже не стал.

PS: если будете в Крыму не пожалейте времени, посетите Аджимушкайские катакомбы.

2 мая 2016

Повесть и история — 10 баллов без комментариев, экранизация искажающая повесть — 2 балла…

Честно говоря расстроен этой экранизацией, даже досматривать не стал перемотав до конца — очень много и сильных отступлений от повести! Ладно в начале подумал решили отступить немного(она одна к колодцу шла, он не ходил, и не было ржущих немцев, только один с пулеметом сторожил колодец), но потом по ходу фильма вообще были отступления не в мелочах, а в сценарии в принципе! Я уже вообще с опаской смотрел конец — думал может они вообще не станут раскрывать суть, ведь сюжет полностью переделан, и по-моему мнению очень не к месту, да и обеднела история от этого, причем в трагизме и реализме! Приводить примеры и описание насколько не вижу смысла — просто прочитайте повесть, она небольшая совсем, за один вечер можно управится. Да фильм и так короткий по времени, если бы не отступали так, а делали как в повести, то нормальный полноценный фильм можно было бы снять стандартной продолжительности 1:40—2:00.

Думаю фильм можно было в разы качественнее снять(и Глаголеву поменять на красивую актрису с советской внешностью, как-будто нету что ли!) в плане сценария не отступая от повести в основных моментах и применяя соответствующую операторскую(можно было сделать более трагично, по описаниям в повести), режиссерскую(опять таки сцены в повести просто кладезь для совершенствования режиссера) и эффекты(грим — кто читал повесть поймет по предпоследним сценам, 1977), что безусловно вывело бы его в кассовые и популярные фильмы проката СССР.

Очень жаль, что так испортили историю повести таким образом, и самое непонятное почему и для чего?!!

Повесть — 10 баллов, экранизация — 2 балла,

ИТОГ 6 баллов за фильм, именно за экранизацию, а не за трагическую историю, которую нам хотел поведать автор повести, и которую так старательно исказил сценарист экранизации.

8 июля 2014

Если бы…

Что если бы не было войны, или что если бы она пощадила хотя бы двух из двадцати с лишним миллионов? Их ждало бы нелегкое послевоенное время, они бы поняли, что кроме как воевать они ничего не умеют, и надо приспосабливаться к мирной жизни, которая встречает их не с распростертыми объятиями, но даже тогда, они смогли бы преодолеть все трудности, смогли построить и сберечь свое счастье… если бы!

Это на мой взгляд сильный фильм, без пафоса, без геройства, который не показывая разрывов снарядов и бомб, раскрывает всю ужасную сущность войны! Война страшна не только голодом, жестокостью, а еще и тем, что она перечеркнула судьбы миллионов людей, лишив их будущего, вот так бесповоротно и безжалостно!

Мастерски вписалась в картину известная мелодия «Ах эти черные глаза», а игра актеров не вызывает никаких нареканий, тем более, что это известные артисты Александр Абдулов и Вера Глаголева.

Этот фильм я бы не сказал, что является часто повторяемым, поэтому для многих найти и посмотреть достойное произведение о Великой Отечественной очень приятно.

Я редко ставлю высшую оценку фильму, но это тот случай

10 из 10

6 января 2011

Сошедшие с небес

Я сегодня впервые случайно посмотрела этот фильм. Это будет одно из моих любимых произведений. Его основная идея, наверное, давно где-то в моей душе жила, и на экране я увидела практически идеальное воплощение своих мыслей. Я женщина, поэтому мне позволено плакать над фильмом. И я сегодня рыдала так, как в детстве. Позвонила маме, пересказала содержание, она тоже рыдала. Да, действительно, как бы сложилась судьба любого из погибших на войне (войнах) юноши, девушки? Какой была бы наша жизнь, если бы наши дедушки, дяди, прадедушки вернулись с той войны. Вместе с фильмом я открыла для себя и имя Алексея Каплера — одного из авторов. Остается только один вопрос — почему я не видела его раньше? Ведь он был снят в 1986 году!

20 июня 2007

Драма Сошедшие с небес появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Наталья Трощенко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вера Глаголева, Александр Абдулов, Юрий Беляев, Кирилл Алексеев, Николай Иванов, Виктор Костецкий, Надежда Михайлова, Евгений Капитонов, Людмила Пирогова, Геннадий Яковлев, Валерий Матвеев, Александр Поляков, Яков Степанов, Елизавета Сергеева, Виктор Хорошилов.

Страна производства - СССР. Сошедшие с небес — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.