Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Одинокий автобус под дождем |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василе Брескану |
сценарий: | Валерий Мигицко |
видеооператор: | Иван Поздняков |
композитор: | Валентин Дынга |
жанр: | детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 9 мин |
«Будь богатым душой и однажды прибыль даст этот твой капитал. Не продайся за шелест бумажный, чтоб рабом этих денег не стал…» (Ирина Самарина)
У каждого времени свои герои. Не зная года выпуска фильма, можно легко угадать перестроечное время. Но совсем не потому, что видеомагнитофоны в милиции, или «Адидас» на прохожих, а потому, как ведёт себя главный герой — следователь Владимир Зенич. 32-х летний Ремигиюс Сабулис с его внушительным ростом и запоминающейся внешностью здесь весьма к месту. Вот только метод его общения с людьми иногда удивляет: наглость и хамство в одних сценах, искренне участие и психоанализ — в других. Новое время. Новые герои. Именно они диктуют новый подход к детективному жанру. Зритель понимает это с первых сцен, когда линейность сюжета превращается в мозаику. Режиссёр трансформирует детективную историю в ребус, который зрителю предстоит решать на протяжении двух серий.
130 минут — это много. Есть множество кадров которые совершенно не развивают сюжет. Имеются и неоправданно затянутые сцены. Я не говорю о буднях города и простых людях, которых камера оператора засняла совершенно случайно, но которые, тем не менее, выглядят в фильме органично, определённо украшая и углубляя криминальную историю. Сама же история — особенно в первой серии — неоправданно запутана. Режиссёр знакомит зрителя с одним фигурантом. Не обрисовав его как следует, переходит ко второму, затем — к третьему. Зритель уже забыл, с чего всё началось, и почему какой-то брошенный автобус стал главной сюжетной линией. Во второй серии режиссёр ответит почти на все вопросы, но, как говорится, дорога ложка к обеду.
Здесь тот редкий случай, когда второстепенные персонажи переигрываю главного героя по эмоциональности. Это касается, прежде всего, Ларисы Гузеевой, сыгравшей кассира Любовь Литвинову и Юрия Горина, воплотившегося в вора-рецидивиста Вула. Если Гузеева берёт внешними данными — молодостью и обаянием, то Горин запоминается своим монологом: «Трусость и жадность — одинаково опасны для человека, не зависмо от того, дурак он или умный!» Однако отдельные сюжетные находки быстро бледнеют на фоне главной истории. Когда на экране появятся титры, у зрителя возникнет масса вопросов: зачем нужно было бросать исправный автобус? зачем история с пограничником? зачем так обходиться с авторитетным вором, который такое «добро» точно не забудет?
Ответов нет, да они и не нужны, потому что сюжет формально наказывает преступников, но запоминается не это, а слова всё того же вора-рецидивиста: «Я не верю в угрызения совести, отягчающие вину обстоятельства, перевоспитание и другую белиберду… Через мои руки прошло много денег. Очень много. И прошли они, как сквозь сито. Но я верю, что к старости у меня их будет много. Очень много!» Слова провидца, что и говорить! Ради одной этой сцены можно посмотреть фильм. Но есть в картине ещё многое для любителей советского кино: и дискотеки, которые без драки, разумеется, не обходятся, и «Лаванда» Софии Ротару, и Тото Кутуньо, звезда которого взошла в Сан-Ремо в 1980 году. Но самое главное — это повседневная жизнь простых людей. Жизнь, которая иногда выглядит не менее интересной, чем рассказанная Василе Брескану детективная история.
23 февраля 2020