Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мелодрама |
английское название: |
Mélo |
год: | 1986 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Ален Рене |
сценаристы: | Анри Бернштейн, Ален Рене |
продюсеры: | Марин Кармиц, Катерин Лапужад |
видеооператор: | Шарль Ван Дамм |
композитор: | Мишель Филипп-Жерар |
художники: | Жак Солнье, Катрин Летерье |
монтаж: | Альбер Юргенсон |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 сентября 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Фильмы, снятые Аленом Рене после 1985 года, похожи хотя бы тем, что почти в во всех них сыграли муза режиссера Сабина Азема, а также Пьер Ардити и Андре Дюссолье (так в пятичасовой ленте «Курить/Не курить» все роли исполняют Ардити и Азема). Также схожесть проявилась в легкой водевильности сюжетов, активном использовании стилевых элементов мюзикла, общей галльской фривольности рассказываемых историй и, признаем, несколько масскультовой доступности этих работ, из которых мы выделим четыре наиболее характерных для этого периода в фильмографии Рене, а это почти ее половина: обманчиво простые «Мелодрама» и «Дикие травы», а также смелое вторжение на территорию Риветта – «Курить/Не курить» и «Вы еще ничего не видели».
Долгий поиск международной прокатной версии «Мелодрамы» в Рунете не завершился успехом, пришлось смотреть сокращенную на восемь минут советскую версию в дубляже. Однако, даже такой «почиканный» цензорами фильм (ножницы коснулись некой фривольности диалогов, сюжетная интрига была при этом сохранена без изменений) производит сильное впечатление. Рене сначала будто вываливает на зрителя весь подчеркнуто театральный мусор мелодраматических клише с пустыми светскими разговорами и амурной игривостью на фоне плохо намалеванного задника. Впоследствии из тривиального сюжета об адюльтере проклевывается настоящая трагедия, следить за разворачиванием которой невероятно увлекательно. Сделав ставку на четырех актеров, Рене дал возможность им выложиться почти по-театральному, для этого он использует долгие статичные средние планы с изящным вкраплением крупных.
Несмотря на название перед нами – подлинно шекспировские по масштабу страсти, для Рене важно наполнить их жизнью, экзистенциальным опытом, разорвать порочный круг слащавой мелодрамы. Для этого постановщик использует три-четыре локации, полностью вспомогательные и чисто функциональные для психологического стриптиза актеров. Если в лентах «Жизнь – это роман» и «Любовь до смерти» у Азема не главные роли, вернее теряющиеся на фоне работ других исполнителей, то здесь она душераздирающе солирует, затмевая мужчин. Веря в нерушимость дуэта Азема – Ардити, видя его потенциал, режиссер построит на нем еще не одну замечательную картину. Казалось бы, чего проще: замужняя женщина влюбляется в друга своего мужа? Но Рене удается на основе этой истории создать глубокий психологический этюд с вкраплением цитат, в том числе и литературных (все ли заметили, что музыкальная тема взята из «Крейцеровой сонаты» Толстого). Также, не раскрывая перипетий сюжета, отметим и важное интертекстуальное присутствие в ленте «Анны Карениной».
Важно, что постановщик, сочувствуя влюбленным героям, не одобряет их действий, подчеркивая аморальность связи, не ведающей ничего кроме своей эгоистической зацикленности на самой себе и полностью лишенной сочувствия к своим жертвам. «Мелодрама» - кино достаточно безжалостное в плане препарирования любовной страсти, никого и ничего не оправдывая, но и не осуждая, эта лента показывает адюльтер как жизненную ловушку, из которой нет выхода. Лишь вначале история героев Азема и Дюссолье выглядит легким флиртом, вроде бы безопасным заигрыванием друг с другом, лишь значительно позже оно уступит место кратковременному счастью, на всех парусах несущему персонажей к трагедии.
«Мелодрама» - обманчиво минималистичное кино, фильм, вроде бы лишенный фирменной формальной изощренности кинематографа Рене, однако, на смену прежним приемам режиссера приходит психологическая дотошность, достойная лучших страниц Бальзака и Драйзера (в основе сценария – пьеса Анри Бернштейна). Тем не менее, несмотря на присущую ей откровенную театральность, картина Рене – значительный шаг вперед в плане демократизации киноязыка, сближения элитарного и массового кино, может, вынужденный шаг во имя выживания кинематографа в новом, глобалистском мире. По сути дела Рене в «Мелодраме» закладывает стилевые каноны арт-мейнстрима, прокладывая дорогу будущим его мэтрам вроде Триера и Альмадовара. Однако, несмотря на это поиграть Рене со зрителем по-прежнему хочется и он снимает «Курить/Не курить», соревнуясь в гигантском метраже с самыми отчаянными киноэкспериментаторами этой области.
19 июня 2024
После весьма тяжеловесных и философски перегруженных «Жизнь — это роман» и «Любовь до смерти» Ален Рене решил отказаться от традиционных для него витиеватых философских конструкций.
Нужно оценить масштаб уверенности в себе Мэтра, который не испугался взяться за в полной мере простую и банальную историю. А что может быть сложного в истории кратковременного романа между немолодым известным мужчиной и женой его друга. Пожалуй, на этом адюльтере и построена вся интрига фильма.
Собственно, даже название фильма Ален Рене выбрал простым и незатейливым- Melo или Мелодрама. Впрочем, на мой взгляд, именно в такой простоте Рене и преуспел.
Пожалуй, впервые за все свое творчество он отказался от своих витиеватых клише. Это позволило ему в полной мере сконцентрироваться на фильме.
И кино получилось. Первые полчаса мы видим простую по постановку, но просто гениально снятую сцену диалога между тремя людьми.
Весьма жаль, что критики в полной мере не оценили достоинства этой картины — пожалуй, самой стоящей работы Рене после «Провидения». Скорее всего ореол великого Мэтра сделал свое дело, и к фильму относились не в соответствии с его достоинствами, а сквозь призму прошлых работ Рене.
Мне кажется, что в этом фильме Рене вошел на условную территорию Франсуа Трюффо, и показал настоящий класс.
В итоге: Рене продемонстрировал то что он Мастер с большой буквы, который способен отказаться от всех прежних клише и снять качественное кино на сравнительно новой для себя территории. Кстати, еще и на маленьком бюджете.
8 из 10
24 декабря 2012