Фильм интересен прежде всего появлением Тони Люна Чу Вея и Чоу-Юнь Фата. Вот уж кто бы мог предположить, что перед нами будущие звезды мирового кино? Оба появились в характерных недолгих сценах. Чоу-Юнь Фат горевал по потерянному ребенку, а Тони Люн уверенно размахивал на рынке мечом. Яркие, молодые, еще не слишком известные (Тони по крайней мере — точно) они не украшали фильм, а просто делали карьеру.
Сам же фильм на меня не произвел совершенно никакого отношения. В присущей для гонконгских фильмов динамичной палитре перед нами проносятся судьбы нескольких сумасшедших. Но не тех, которых Голливуд почему-то сделал героями, а настоящих потерявших разум больных. Возвышенные беседы врачей будут варьировать от глубокомысленных размышлений о счастливой утопии в которой пребывают пациенты, до обсуждения конкретных социальных проблем их статуса. Попросту говоря, ничего особенного.
Правда, фильм не лишен типичной гонконгской кровавой бравады, поединков на мечах и драк. Эти неожиданно жутковатые кадры показались мне достойными много большего. Будь они вплетены в более содержательное кино, то и эффект был бы сильнее. Увы… но в сравнении с недавно вышедшим «Санаторием», фильм оказывается полностью несостоятельным.
4 из 10
8 сентября 2014
Фильм «Лунатики» — режиссерский дебют Дерека Йи (Derek Yee Tung Sing). В середине 80-х он уже был довольно известным актером, построившим свою карьеру на фильмах о боевых искусствах, поэтому его уход в режиссуру и обращение к таким серьезным жанрам стали большой неожиданностью. Хотя сейчас он известен во всем мире (в том числе и у нас в стране) как раз-таки благодаря своим режиссерским опусам — «Одна ночь в Монгкоке», «Протеже» и «The Shinjuku Incident».
Конкретно этот его фильм многие называют чуть ли не самой важной гонконгской драмой всех времен. И с этим трудно не согласиться.
Проникновенная, мощная в эмоциональном плане история мало кого оставила равнодушным и заставила обратить внимание общества на важные проблемы, о которых раньше было принято не говорить. Весь сюжет фильма складывается из историй нескольких душевнобольных с которыми встречаются по долгу службы герои Стэнли Фунга и Динни Ип. Многие из них живут на улице и оттого фильм оборачивается каким-то безрадостным путешествием по темной стороне гонконга, где таится совершенно другой мир со своими правилами и законами, пугающий и отвращающий обычных людей. Так же в фильме показаны будни социальных служб — трудоемкая, неблагодарная, малооплачиваемая работа без какой-либо поддержки со стороны правительства, а главное — без какой-либо отдачи со стороны клиентов — ведь душевнобольным кажется, что им и помощь никакая не нужна. Такую работу могут выполнять только настоящие фанатики своего дела, ощущавшие свою ответственность перед обществом. Вот такого фанатика и играет Стэнли Фунг. Причем играет очень здорово — сосредоточенный, скупой на эмоции, но в нем чувствуется какай-то внутренний стержень и твердая уверенность в правильности своих действий. Вообще, Стэнли Фунг — комедийный актер, самая известная его работа — роль одного из «счастливых звезд» в серии фильмов Саммо Хунга, но как видно и сложные драматические роли он вполне тянет. Еще из актеров особо стоит отметить Пола Чуна — в фильме он играет излечившегося от душевной болезни Чуэна. Из-за его прошлого Чуэна никто не берет на работу, а бывшая жена не разрешает ему встречаться с сыном, к тому же у него вновь начинают появляться признаки его болезни. Наверное, это самая лучшая роль Пола Чуна, за нее он получил премию HKFA «Лучший актер второго плана». Всенародные любимцы — Чоу Юн Фат и Тони Леунг Чиу Вай — появляются в фильме тоже в ролях душевнобольных. Чоу играет Чунга, живущего на улице со своими двумя детьми. Леунг играет Догги — бомжа с интеллектом ребенка. Их роли не очень большие, но очень важные для развития сюжета.
Вообще «Лунатики» — довольно мрачный и жесткий фильм, который может напугать и даже шокировать. Особенно в этом плане показателен финал — очень неожиданная развязка — казалось, что фильм уже подошел к концу, но не тут то было… Подобные приемы впоследствии Дерек Йи часто будет использовать в своих фильмах. После таких финалов — титры досматриваешь до конца и потом еще несколько минут сидишь оторопевший перед темным экраном, пытаясь все переварить и отойти от шока. Примерно такая же реакция у меня была на «Одну ночь в Монгкоке» и «Будь готов к неожиданностям» («Expect Unexpected» aka «Ожидай неожиданного» aka «Поголовный отстрел» реж: Патрик Яу, 1998).
Хоть «Лунатиков» в принципе и можно назвать шедевром, но все равно он не лишен минусов. Во-первых, некоторые актеры порой играют так как-будто снимаются в комедии. Это немножко портит впечатление, но видимо это продиктовано тем, что фильм все-таки снят в Гонконге 80-х и невыдержанность жанра вполне вписывается в стиль гонконгского кино. Во-вторых, создается впечатление, что Дерек Йи имеет несколько странное и слегка поверхностное представление о психических заболеваниях. Хотя может быть, это только мне так кажется как человеку знакомому со спец. литературой по данной теме и имеющему опыт работы с душевно больными. Никто ведь не ждет от кино 100% достоверности.
Итог: Отличный фильм, достойный дебют и одна из лучших работ Дерека Йи. Рекомендовано к просмотру.
9 из 10
8 июля 2013