Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Личное дело судьи Ивановой |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Илья Фрэз |
сценарий: | Галина Щербакова |
видеооператор: | Илья Фрез мл. |
композитор: | Марк Минков |
художники: | Ольга Кравченя, Мариам Быховская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 марта 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Неделя просмотра отечественного кино 80-х. Фильм 2-й.
Следующим фильмом для просмотра в нашу тематическую неделю, я выбрала именно этот фильм. Раньше о нём не слышала никогда, он тоже малоизвестен российскому зрителю. Выбрала его только из-за блистательной Натальи Гундаревой в главной роли.
Фильм этот на очень остросоциальную тему - любовный треугольник. И не просто какой-то рядовой семьи. А семьи судьи, которая занимается такими делами, о разводах. Это конечно сильно.
Любовь Иванова работает судьёй, она сильная невозмутимая женщина, для которой образцовое семейное благополучие превыше всего. Измена мужа стала для неё глубокой трагедией, но Любовь тщательно скрывает свою боль и продолжает жить привычной жизнью. Дочь судьи - школьница Лена - не может смириться с романом отца, с учительницей музыки, молодой красавицей Ольгой Николаевной. Для девочки это стало настоящим потрясением, и она всеми силами пытается разорвать связь отца и учительницы.
Мелодрама «Личное дело судьи Ивановой» (как я читала о ней) в своё время прошла по киноэкранам довольно скромно - в смысле, его смотрели, но он не сделался важным событием. Крепкое повествование, где все прилично играют. Особенно - девочка. Критики отмечали и даже хвалили актёрский состав. Тем не менее, даже теперь - на фоне повышенного интереса к советскому наследию - о фильме пишут мало.
Примерно с середины 1970-х и до финала Перестройки у авторов был невероятно популярен любовный треугольник, где острым уголком выступала страдающая любовница. Или не страдающая, но всё равно - красивая и модно одетая. Она солировала в этом печальном трио, а мятый женатик заодно со своей уставшей «половиной» составляли фон и подпевку. Нам просто кричали с экрана в то время: «Бедная любовница! Как ей плохо!».
И вдруг - судья Иванова, которая тут - вечно занятая супружница. От неё гуляют. Её больше не любят и только слегка уважают за статус. И вдруг она - героиня и на этот раз - главное лицо. Муж - как обычно состарившийся «мальчик», коему вдруг захотелось полёта. И молодая дева подвернулась годная - учитель музыки и легконогая красавица. Серебристый голосок, женственные формы, глаза - озёра. Как не утонуть в этаких омутах? Хотя он «в шоколаде» со всех сторон - дома надоевшая, но очень удобная жена, которая постирает ему, погладит, накормит, деньги в дом принесёт. А под боком молодая и пылкая любовница, которая и в постели развлечёт и «слёзки вытрет», когда он будет ей «в жилетку плакаться» жалуясь на свою неудачную семейную жизнь. И с ней он чувствует себя снова молодым. Не хило устроился.
На роль брошенной, точнее - долго и «совестливо» бросаемой жены (судьи Ивановой) была взята Наталья Гундарева - другую её героиню уже бросали (долго и муторно) в «Осеннем марафоне».
В «Личном деле…» Гундарева резка и боевита. Подтянута. А её супруг в исполнении Сергея Шакурова показан вяло-старым и потасканным, будто бы спешащим доделать то, что не успел в студенческой молодости. Он не ухаживает за молодой девушкой, он именно - волочится. Да ещё и молчит, скандалов избегает, действий каких-нибудь в сторону ни одной из женщин не делает. Как маятник, в одну сторону качнётся, потом в другую, никак выбрать не может и мучает по сути обеих.
Мы смотрим на эту драму с позиции оскорбляемой жены. И - вот основное! - глазами ребёнка, искренней девочки, у которой мерзко и как-то обыденно уводят папу. И кто? Любимая учительница - та, что восхищала и казалась невероятно чистой. Ну, вот папе она тоже приглянулась, только в ином качестве. Чего же нет? Нам всегда являли трагедию любовницы и метания кавалера, а тут вдруг выяснилось, что бывают и дети, как часть «фабулы».
И финал - неясный, открытый и довольно скомканный. Что там будет? Как? Станет ли Иванова дальше «спасать семейное гнёздышко»? Вообще, ей надо было бы отпустить своего Серёжу к той дивной фее и - посмотреть, что будет. Но она слишком уж мощно держалась за «ячейку общества».
Иванова хоть постоянно и говорит, что любит Сергея, я всё же думаю что это не так. Просто ей невыносимо стыдно… тоже разводиться. У неё на работе - сцены беспрестанных разводов - Иванова пытается примирять, не разрушать. А тут - бац! И ей прилетело от жизни. Как же так? Ну нет! «Она-то уж точно не разведётся!». Она не желает позориться. Всё.
Во всей этой истории жаль только девочку - разом потерять отца, прекрасную учительницу, плюс заполучить вечно-дёрганную-мать. Это для всех участников - удар по психике. Разбитую чашку склеить можно, да только пить из неё уже нельзя.
В принципе, весь фильм и строится как взгляд дочери на всё происходящее. И, честно говоря, вот совсем не сочувствую героине Зудиной (учительнице) - сказать дочери, пусть даже любимого человека, что в жизни всё сложно, и любовь бывает не одна, встречаясь с её отцом - и при этом ведя себя так, будто это естественно и нормально, может только очень недалёкий человек! Конечно, в жизни всякое бывает, но вот как-то странно, что учительница музыки удивляется негативной реакции подростка на их роман и надеется на понимание. А Ивановой приходится быть сильной не только из-за профессии, но и из-за того, что муж её всё-таки тряпка.
Хороший фильм. О многом заставляет задуматься. И конечно жалко, прежде всего, девочку, которая по вине своих родителей, страдает и чувствует себя ненужной. Так всегда бывает, когда в семье разлад. Типичная, к сожалению, жизненная история: сердце ребёнка разрывается на части, оттого что мама с папой собираются разводиться. Жизненный фильм и очень актуальный, сейчас особенно, когда число разводов всё растёт и растёт, а страдают дети, которые одинаково любят и маму, и папу, и не могут понять, как возможно такое, чтоб папа и мама разлюбили друг друга. Мир в душе ребёнка рушится и вряд ли он сможет когда-нибудь искренне поверить в истинную любовь и семейное счастье.
Этот фильм надо смотреть всем, кто собирается разводиться. Может, задумаются некоторые и не станут причинять душевные страдания собственным детям из-за своих эгоистических страстей. Невозможно построить счастье на несчастье другого. Никогда. А что касается игры актёров, то предпочтение я бы отдала Оксане Дацкой, сыгравшей Лену. Умница! А Наталья Гундарева во всех ролях хороша. Очень рекомендую.
9 из 10
14 июля 2022
Такое название было бы правильнее. Потому что всё на себя взвалила именно дочь, героиня Натальи Гундаревой в фильме была не на главных ролях, хотя именно её «дело» вынесено в название. Но если и восхищаться чьей-то актёрской игрой, то именно Оксаны Дацкой. Опять же та самая скверная история, когда актёрски талантливый ребёнок почему-то в фильмографии имеет один лишь фильм.
Первое, что мне бросилось в глаза во время просмотра фильма — это явно прописанные взрослым человеком все детские реплики. Ну не может так рассуждать маленькая девочка-подросток. Не верю я. Не верю я, что так хладнокровно и расчётливо она может себя вести, разрывая всякие связи между отцом и его новой пассией. Автор сценария, прописывая эти диалоги, видимо, вкладывала свои взрослые мысли и хотела, чтобы маленькая девочка вела себя не по-детски. Но разве так бывает? Разве бывают такие хитрости в уме маленькой девочки, которая вдруг узнаёт, что у папы кто-то есть помимо мамы? Да, можно согласиться, что ведёт она себя-таки по-детски. Но в этом детском поведении уж слишком много взрослой стальной жилки. Не растерялась, не ужаснулась. Получила информацию и принялась за дело — получать ещё больше информации. Мне не верится.
Что не понравилось, так это шагающая камера. Оператор явно себя выдаёт. Речь идёт о той самой съёмке, которая применялась недавно в сериале «Школа»: камера просто ходит между людей, как бы говоря — я тут, я с вами, я — это практически шагающие вы, дорогие зрители. Вот и в «Личном деле…» камера трётся рядом с актёрами, даже иногда отбрасывая на них свою тень. В общем, сложно забыть, что ты всего лишь смотришь фильм.
Но целом фильм смотрится. И тут срабатывает инстинкт подглядывания в чужое окно. Оу, кому-то изменяет муж, и нам, зрителям, это всё показывают. Да к тому же мы ещё и слышим, кто что говорит, ну разве это неинтересно. Шоу «окна», господа.
5 из 10
2 ноября 2012
Даже и не знаю, как сформулировать.
Не трогает, короче говоря, опять. Вот ни на минуту не цепляет! А всё потому, что глупость — сплошь и рядом. Заезженная пластинка о том, что семью нужно сохранить во что бы то ни стало, что за любовь/счастье нужно бороться и пр., и пр., и пр. Надоело!
Классно сыграно, но… зачем?! Ради чего снят этот фильм? Кого и чему он учит? Единственное существо, пытающееся хоть как-то влиять на ситуацию (в совершенно бесперспективном, но, тем не менее, кажущемся единственно верным направлении, что важно!), — это девочка, дочь. Исключительно благодаря ей (замечательная, считаю, актерская работа) фильм хочется досмотреть до конца. Потому что сохраняется надежда на чудо — адекватный финал, развязку. Увы. Упустив одну отличную возможность (сцена прощания на вокзале с оставляющей город учительницей), авторы заканчивают фильм невнятной сценой в аэропорту. Тоска.
Как не вспомнить Гайдаевские «Не может быть!»: «Из-за трех негодяев у нас все пары распадаются! Так бы было славно: я — за Николая, эта — за этого, а эти — так!» Это я к тому, что чего, казалось бы, проще: нашёл себе молоденькую — собирай вещички и в путь-дорожку! Нет же ж! Дочери — ни слова, мать — не лезь, я сама. Что сама? Зачем сама?! Ради чего?!
Ладно, ребенок: простое, понятное (хоть и в корне неверное) и даже естественное в чем-то желание обвинить во всем чужого человека, стремление избавиться от него любой ценой, обусловленное верой в то, что «нет человека — нет проблемы». Дескать, папа опомнится, исправится, вернется, всё наладится. Наивно, но простительно — возраст. Но мать-то?! Жена, то бишь. И кто?! Шутка ли, судья! Черт побери, откуда в ней-то столько упрямства, глупости, не побоюсь этого слова, неуважения к самой себе, наконец!
Не понимаю. Равно как не понимаю и того, какую роль играет во всей этой истории поклонник дочери, сменивший, в конце концов, предмет почитания. Совершенно закономерный результат — не вечно же «мысленные сигналы» посылать и выслушивать «иди отсюда, мальчик, не мешай!»
А этот забавный «крик души» разведенной матери одноклассницы: чего это мы имущество пополам делим — мол, несправедливо! Без комментариев, как говорится.
В общем, хорошее, казалось бы (чисто внешне) кино: и актеры любимые, и атмосфера приятная — словно из детства, но поступки… За гранью что-то. Завели, так и хочется воскликнуть, опять шарманку! На ровном месте драму сочинили. Сколько можно?! А еще говорят, что «каждая несчастливая (семья) — несчастлива по-своему». Ой ли? Найдите 10 отличий, раз так. А я и пробовать не стану. Неинтересно. Ничего нового.
6 из 10
5 мая 2010
Потрясающий фильм на остросоциальную тематику. Девочка-подросток, тяжело переживающая роман отца с учительницей музыки, всячески пытается помешать их дальнейшим встречам. Ей жаль строгую и замкнутую мать-судью, которая терпит все, стискивая зубы ради благополучия образцовой семьи.
-А Ленка-то знает об этом?
-Да ты что?! Я бы убила, если б ей кто-то сказал.
На какое-то время отец прекращает видеться с возлюбленной, которая чувствует вину перед девочкой. Со временем дочка подрастает, и влюбленные возвращают былые чувства. И тогда, осознавая ситуацию, девочка решает уйти из дома.
Трогательная и глубокая экранизация проблемы, которая встречается чуть ли не в каждой второй семье. Отличная музыкальная композиция Марка Минкова не оставит равнодушным даже скептика.
9 из 10
22 сентября 2009