Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Клуб «Рай» |
английское название: |
Club Paradise |
год: | 1986 |
страна: |
США
|
слоган: | «The vacation you'll never forget -- no matter how hard you try.» |
режиссер: | Харольд Рэмис |
сценаристы: | Харольд Рэмис, Брайан Дойл-Мюррей, Том Леопольд, Гарри Ширер, Дэвид Стендиш, Крис Миллер |
продюсеры: | Майкл Шамберг, Тревор Альберт, Алан Грейсман |
видеооператор: | Питер Хэннан |
композиторы: | Дэвид Мэнсфилд, Ван Дайк Паркс |
художники: | Джон Грэйсмарк, Тони Ридинг, Сьюзи Бензингер, Питер Янг |
монтаж: | Мэрион Ротман |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Сборы в США: | $12 308 521 |
Мировые сборы: | $12 308 521 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 июля 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
В 80-е годы очень модно было снимать т. н. «пляжные комедии», про приключения всяких недотеп в разных частях света. Объединяло их обычно легкое фарсовое начало, много красивых полураздетых девушек, Солнце, море и песок. Типажи — в основном, неудачники всех мастей, — тоже прилагались. А в антагонистах обычно присутствовал какой-нибудь мерзкий капиталист, задумавший превратить место отдыха неудачников в роскошный курорт/казино/отель/супермаркет, в котором такие же миллионеры могли наращивать свои жиры.
«Клуб Рай» вполне вписывается и в стилистику «пляжных комедий», и в тему «яппи в опасности», также очень популярную в 80-е, когда среднестатистические американцы вынуждены сталкиваться с кучей проблем на пути к какой-нибудь самой обычной цели. Тут, например — просто свободно и безмятежно отдыхать в тропическом раю.
До запуска фильма в производство он выглядел очень многообещающе. Во-первых, режиссером должен был стать Джон Лэндис — создатель грандиозного хита «Зверинец», едва ли не главный комедиограф США на тот момент. Сценарий написали Крис Миллер и Дэвид Стэндиш, на основе собственного горького опыта отдыха на одном из карибских курортов. В-третьих, планировался отменный актерский состав во главе с Биллом Мюрреем и Джоном Клизом в роли губернатора. Вслед за Мюрреем подтянулся его брат Брайан-Дойл, один из авторов «Гольф-клуба» и популярнейшего шоу «В субботу вечером в прямом эфире». Он активно взялся переписывать сценарий «под брата».
Билл Мюррей, от роли, однако, отказался. Во-первых, он уже играл похожую роль во «Фрикадельках», и не хотел повторяться, во-вторых, огромная слава, обрушившаяся на него после «Охотников», мешала актеру, и, вместо того, чтобы развивать успех, он попытался изменить о себе мнение, снявшись в серьезных фильмах «Ничто не вечно» и «Острие бритвы», а после их провала и вовсе махнул на несколько лет в Европу, практически перестав сниматься.
Вслед за Мюрреем отвалились Клиз и Лэндис. Оставшийся в проекте Брайан-Дойл Мюррей привлек своих старых друзей по шоу «Секонд Сити ТВ» — режиссера Гарольда Рамиса, также одного из главных американских комедиографов, который еще купался в успехе после своих невероятных хитов «Гольф-клуб» и «Каникулы», а также главной комедии 80-х «Охотники за привидениями», где он был сценаристом и актером, актеров Рика Мораниса, Юджина Леви, красотку Твигги и много других не столь звездных, но довольно известных любителям комедийных шоу имен. Вместо Клиза Рамис позвал Питера О`Тула. Тоже британца, тоже великого, но совсем не такого смешного.
А на главную роль пригласили Робина Уильямса, уже тогда очень известного актера, еще не гарантировавшего, однако, своим присутствием в фильме больших кассовых сборов. Фильм поехали снимать на жаркую Ямайку, но веселого времяпровождения не получилось.
Еще до окончания съемок умер Адольф Цезар, игравший главного злодея. Погиб каскадер, выполнявший трюк с парашютом: парня унесло в океан и его так и не нашли. Учитывая количество акул в этих водах, участь его была весьма печальной. Такие события редко ведут к повышению энтузиазма съемочной группы. Кроме того, стояла изнуряющая жара и работать было физически очень тяжело.
О готовом результате много говорить не приходится. Фильм, к сожалению, практически не работает. Видно, что Рамис старается повторить свои же ходы из «Гольф-клуба», «Зверинца», «Добровольцев поневоле», «Фрикаделек», но сценарий буксует на каждом шагу. Есть удачные сцены, есть хорошие шутки, актеры очень стараются, но все вместе никуда не движется. У фильма нет энергии, той крышесносящей энергии ребяческого задора, которая двигала «Фрикадельки» и «Зверинец», нет персонажей, которые были бы настолько яркими, чтобы их истории тащили на себе сюжет, как в «Гольф-клубе» или «Добровольцах». Нет главного героя, на котором, как в «Каникулах» концентрировалось бы внимание, вместо этого множество разнокалиберных мелких историй, которые скорее отвлекают, чем развлекают.
Все это очень похоже на «Школу выживания» с тем же Уильямсом — вроде всего вволю, а есть все равно хочется. Или на «Попая» — когда всего настолько много, что уже думаешь — ну, хватит, уже не смешно.
Сам Уильямс не знает, что ему делать в этом фильме. У него нет ни одной острохарактерной черты, за которую может схватиться этот блестящий актер, которому противопоказано играть обычных людей. Но Рамис не давал Уильямсу импровизировать, а сценарий сам по себе совершенно не давал ему развернуться. Что у него за герой? Ну, пожарный, ну приехал на Карибы, ну, влюбился, ну, старается помочь своим новоиспеченным друзьям победить диктатуру местных капиталистов, ну и? Сравните это с его ролью в последовавшем всего через год «Доброе утро, Вьетнам!» Там Робин остроумный как сатана, быстрый, как ртуть, пышущий энергией, выдающий за минуту десятки шуток, и при этом живой, трогательный, человечный! «Клуб Рай» не дал Уильямсу ничего, чтобы стать событием в его карьере.
Сам Уильямс впоследствии оправдывался, что от гонорара, который он получил за картину, отказаться было сложно, и что он уговаривал себя, что сможет изменить фильм к лучшему. Но роль, написанная под другого человека, ничего не давала индивидуальности Робина и, зажатый в тиски безликого сценария, он и сам стал почти безликим.
Остальные честно отрабатывают свои номера, как, например, Леви и Моранис, играющие забавных городских еврейских задротов, приехавших в поисках настоящего «дикого отрыва», но везде и всюду остающихся задротами. Их истории вполне хватило бы для смешной «пляжной комедии», будь они главными героями. Постаревший Питер О`Тул играет на «отвали», хотя Рамиса можно понять — старый «Лоуренс Аравийский» в роли скачущего с саблей наголо во главе расслабленной толпы травокуров губернатора ее величества — само по себе шутка. Но помогает ли она фильму?
В прокате картина прошла вяло, критики ее разругали. Уильямс продолжил метаться в поисках себя. Рамис на 7 лет завязал с режиссурой, но зато и восстал как Феникс из пепла с гениальным «Днем Сурка».
Так есть ли что-то хорошее в этом фильме или его вообще не стоит смотреть? Почему бы и нет? У этой комедии нет хватки, но она безобидная и непринужденная. В ней сильно «отдыхательное» начало, она расслабляет и в какой-то степени даже очаровывает красотой карибских пляжей, экзотикой, культурой местных хиппи и музыкой. В ней есть смешные моменты и, конечно, замечательные актеры — еще совсем молодые. И уже только поэтому фильм стоит посмотреть. Но не ждите от него слишком много. Это простенькая «пляжная комедия» — проходная для всех, кто над ней работал.
6 из 10
25 апреля 2021