Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фуэте |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Борис Ермолаев, Владимир Васильев |
сценаристы: | Савва Кулиш, Борис Ермолаев |
видеооператор: | Валерий Миронов |
композиторы: | Олег Каравайчук, А. Болчев |
художники: | Михаил Щеглов, Елизавета Урлина |
монтаж: | Ирина Гороховская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 октября 1986 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Фильм о балете. Судя по отзывам, гениальный. Если фильм тебе не понравился, то скорее всего ты ничего не понял. Так вот я ничего не поняла. Хотя нет, одно я знаю теперь наверняка: балет - это страдание.
На протяжении всего повествования мы следим за главной героиней, примой-балериной Еленой Князевой (Екатерина Максимова). Ей 50 лет, но она по-прежнему исполняет первые партии, и равных ей нет. Однако в новой постановке, новаторском спектакле 'Мастер и Маргарита', места для Князевой не находится. Вместо неё балетмейстер Новиков (Владимир Васильев) утверждает кандидатуру своей молодой любовницы. И вот зрителю предстоит наблюдать, как несчастная Князева переносит удар и пытается учить ту, которая заняла её место.
Попутно создатели фильма показывают нам балетное закулисье. Актёры преимущественно профессиональные танцоры, поэтому в достоверности изображаемого сомневаться не приходится. Эффект присутствия прямо-таки очень сильный. Причастные к тому миру узнают и поймут гораздо больше, чем человек посторонний, которым в основной массе зритель и является. Для таких, как я, здорово смотрятся эпизоды из спектаклей и репетиции, где крупным планом показаны движения рук, ног, мимика...
Фоном звучит музыка классиков. В общем, всё серьёзно и по-честному.
Известно, что балет - это титанический труд, а ещё, кажется, балет - это одиночество. Совершая над собой огромные усилия, человек отрывается от других, возносится на одному только ему ведомые вершины искусства.
В этом фильме много холода. Меня так обдавало почитай из каждого эпизода. Холодна героиня, мучения которой маской застыли на лице. Вся жизнь Елены Сергеевны - это репетиции (спальня артистки усеяна пуантами) и сцена с зрительным залом, из которого летят восторженные признания ценителей искусства. И всё это нужно будет покинуть, дать дорогу другим, которые, кажется, мало смыслят и немного умеют, зато амбициозны и тщеславны.
Несмотря на жар разгорячённых тел и эмоции Новикова, холод царит в студиях, где идёт жесточайшая борьба за место под прожектором.
Холодно в доме Елены, где её муж, земной человек, вынужден жить как бы сам по себе, потому что его неземная жена пребывает в мучительных переживаниях.
Честно сказать, актриса кино из Максимовой как будто бы не получилась. Но, возможно, она отчасти играет саму себя, такую надрывно сдержанную, сознающую свою силу и вынужденную покоряться.
Трагедия людей искусства - оставить то, что наполняло жизнь смыслом и было способом самовыражения. И, видно, нужна какая-то другая сила для того, чтобы красиво и вовремя уйти. Уйти для очередных поисков смысла и самореализации.
3 января 2024
Если вы зададите в любом поисковике запрос «художественные фильмы о балете», то получите какие угодно результаты: будет тут и навязший на зубах «Билли Эллиот», и «Поворотный пункт», и перестроечные, «срывающие покровы» «Танцующие призраки», и невнятное, но, между тем, оскароносное творение Аронофски почти детально прорисовывающее все грани шизофрении, и, наверняка, недавнее «творение» Тодоровского.
В общем, найдете все, что угодно, кроме этого поистине гениального фильма.
Нет, никогда мне не понять, почему кошмарные попсовые поделки известны всему свету, а настоящие произведения искусства в лучшем случае десяткам… ну, может быть, сотням…
Всем, кто хоть немного интересуется балетом и кому хоть до какой-то степени нравится этот вид искусства, я, безусловно, рекомендую к просмотру эту совершенно роскошную картину.
Ценна она в первую очередь тем, что практически весь актерский состав — это артисты балета, педагоги-репетиторы, музыканты. Т. е. люди, прекрасно разбирающие в предмете, посветившие танцу и театру всю свою жизнь. Стоит отметить, что и режиссерское вместе с Борисом Ермолаевым разделил сам гениальный Владимир Васильев.
И вот этим, безусловно, талантливым людям удалось создать потрясающе красивую и многогранную драму, которая будет интересна всем, не только балетному междусобойчику.
В отличие от вампуки Аронофски, «Фуэте» — это, в первую очередь, эстетическое наслаждение. Здесь прекрасен каждый кадр: красивые точеные кисти пианиста и дирижера Колобова, на мгновение занесенные над партитурой; летящая Одиллия великой Екатерины Максимовой, на одном дыхании кружащаяся в фуэте; цепкий взгляд Ангелины Кабаровой, следящей с замиранием сердца за каждым движением примы; буквально горящий на репетиции балетмейстер-постановщик, всей душой болеющий за свое детище; артистка балета, закончившая свою карьеру и сидя на спектакле, прикрыв глаза, вспоминающая себя в роли Одетты-Одиллии…
И, конечно, бессмертная музыка Чайковского и Баха, погружающая вас в атмосферу этой изумительной картины.
В фильме затронуто великое множество животрепещущих тем, но поданы они почти с ювелирным изяществом, а самое главное и интересное — это наблюдать за проявлениями людей в сложных и, на первый взгляд, безвыходных ситуациях.
Здесь и предательство того, с кем многие годы работаешь рука об руку; и последняя любовь уже не молодой женщины; и несчастный муж, живущей со своей любимой словно в параллельных вселенных, и страдающий от этого каждый день; и безумная театральная конкуренция; и пустота в душе после окончания карьеры.
Вот в один миг исчезло все, что наполняло тебя от макушки до пят. И все…
-Без этого нет жизни!… — восклицает в слезах героиня Аллы Осипенко.
Именно этой гнетущей, звенящей пустоты и пугается Князева-Максимова, но находит в себе силы вернуться в театр. Помочь той, которая пришла после… Юной, амбициозной, упрямой.
Ну и конечно, в результате всего пройденного и выстраданного, остается то, что выше сплетен и зависти, выше бюрократических препонов и кулуарных пересудов…
Остается искусство. Великое. Красивое. Волнующее.
В конце фильма вас ждет еще один роскошный подарок — потрясающие стихи Валентина Гафта в исполнении автора.
11 ноября 2018