Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Двое на острове слез |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Дашук |
сценарий: | Виктор Дашук |
видеооператор: | Юрий Елхов |
художник: | Юрий Альбицкий |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Нет-нет, да встречаются картины, которые ставят тебя в тупик. Не сюжетом — здесь он ясен, как солнечный день, а «послевкусием». Той гаммой чувств, которую зритель носит в себе некоторое время после завершающих титров. Мне многое в фильме непонятно. Название поэтичное — «Двое на острове слёз», но кто эти двое? Сценарий содержит три главных героя: Ольга (Светлана Рябова), Лёня (Михаил Неганов) и Сева (Сергей Колтаков). Есть ещё три второстепенных персонажа: сын Ольги Серёжа (Ричард Борткевич), товарищ Лёни по имени Дед (Михаил Жигалов) и случайная знакомая Лёни Василина (Светлана Смирнова). Как ни странно, но красивое название может относится сразу к двум парам: Лёне с Серёжей и Ольге с Севой. Я говорю так неуверенно, потому что давно не видел столь… неровного фильма. Виктор Дашук прекрасный документалист, и это, в достаточной степени, повлияло на картину. Порой она мало напоминает художественное кино, превращаясь в сухую дидактику: вот один кадр, вот другой, вот третий. Именно таково начало, когда зрителю выдают завязку будто в слайд-шоу. Приходится мысленно «отматывать» ленту, чтобы разобраться — кто есть кто.
Вторая часть фильма буквально рассыпается на куски-фрагменты, из которых режиссёр усердно пытается собрать осколки старой жизни Ольги и Лёни. Разбитую чашку склеить, конечно можно, но пить из неё будет неприятно, да и порезаться можно ненароком. Человеком управляют чувства, и чувства эти довольно часто не дружат со здравым смыслом. Бессмысленно упрекать Ольгу в её выборе: чего она нашла в Севе? что это за любовь с «шестилетним перерывом»? Также бессмысленно обвинять Лёню в его «мягкотелости» и «показном великодушии». В его случае, как раз, всё абсолютно ясно — выросший в детдоме, он свою первую любовь ассоциировал с семьёй, которой у него не было, поэтому без раздумий «принял» Ольгу. Её сына по той же причине он не забрать не мог, потому что лучше всех знал, каково это — жить без семьи. Вполне допускаю, что Виктор Дашук, как профессиональный документалист «насыщал кадр правдой», показывая метания всех трёх главных героев. Впрочем, со стороны Ольги никаких «метаний» не было, и это довольно странно: жила семья нормально 6 лет, и вдруг — словно отрезало.
Конечно, всё можно списать на любовь, безумие, безрассудство. Но мне кажется, Виктор Дашук специально вывернул героев «наизнанку», ведь у режиссёра только по собственным сценариям более 80 работ, многие из которых касаются сложной темы межличностных отношений. Возможно, режиссёр специально «сгустил краски» пытаясь показать, что институт брака давно трещит по швам, и с этим нужно что-то делать. Не зря камера, блуждая по кладбищу, останавливается на «вневременной» цитате: «Страсти и время не возвращаются. И мы не вечны». Мы, действительно, — не вечны. Но мы продолжаемся в наших детях. Юный Ричард Борткевич (Серёжа) сыграл просто изумительно. По большому счёту данное кино — про него и для него. Всё, что режиссёр показывал на протяжении полутора часов, он делал исключительно ради финальной сцены. Ради этих безумных в своей правдивости кадров. Судьбы Ольги, Севы, Лёни, Деда отодвигаются на второй план, когда зритель понимает, до чего довели ребёнка любовные игры взрослых…
14 декабря 2016