| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Белая лошадь. Горе не моё |
| год: | 1986 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Виктор Спиридонов |
| сценарий: | Наталья Соломко |
| видеооператоры: | Юрий Российский, Р. Кинтана |
| композитор: | Евгений Дога |
| художник: | Валерий Киреев |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 23 мин |
Эта лента пропитана суровой назидательностью. Прослеживая школьное становление старшеклассников, погружаясь в их конфликты зрителю предлагают осмыслить новые пределы допустимого. Может ли ученик потребовать от учительницы принести извинения за грубость? Вправе ли другой учитель поддержать в этом конфликте юношей?
Так на простых примерах перед зрителем проносится модель бунта. Очевидно, что администрация школы будет абстрагироваться от ситуации, а давление на бунтарей будет усилено. Как быть? Авторы не слишком изобретательны. Диапазон решений скромен: от попытки суицида до ухода из дому. Выходит, что лучше было бы и не сталкиваться?
На этом фоне вырисовываются два идеологических полюса. Их олицетворяют опытные харизматики - Александр Пороховщиков и Леонид Марков. Один занимает позицию одинокого интеллектуала. Его размышления занимательны.
- Он же предатель!
- Предать можно только то, что любишь, во что веришь. А он никого не предавал. Просто он выбрал, то, что ему выгоднее.
- Он же наш был?!
- Да никогда он наш не был... Он был свой. Вежливый начитанный мальчик и очень благополучный. Он понял, что жизнь не праздник и ему в общем крупно повезло.
Эти слова бьют в самую точку. Леонид Марков в очках в школьном кабинете размеренно дает необычайно здравую оценку сложившейся ситуации. Он видит все... И это удивительно, он ведь казался неимоверно устаревшим, а тут такая откровенность. Просто, будто в полной мере отдаляется от борьбы, отдавая все на волю случая. Таковы его принципы.
Он даже поставит под сомнение утверждение, что 'добро должно быть с кулаками'. С милой улыбкой герой Маркова подчеркивает, что 'Добро не нуждается в уничтожении зла. Оно вообще, добро, не совместимо с уничтожением... Да какое же это добро, если оно с кулаками?'.
Ну а Пороховщиков тут занимает совсем другую позицию. Он производит впечатление респектабельного функционера. Не слишком богат, но кажется, что он занимает достаточно высокое положение. Водоразделом тут становится конфликт с его ребенком в котором он едва ли не настаивает на том, чтобы тот уступил...
- Ты, что не мог промолчать?
- Пап, но ты же сам всегда говорил, что человек должен быть порядочным.
- Ну ладно, хватит 'докихотствовать'... Конечно порядочность нужна, но до определенного предела, после которого порядочность похожа на глупость... Порядочность, справедливость... это такие условности. Все то придумано для публики, но умные люди, которые кое-что понимают в жизни, просто не придают этому значения. У них свои законы...
Пожалуй весь фильм был сделан ради того, чтобы герой Маркова позволил себе отпустить в адрес этого персонажа самые резкие оценки. 'Что он знает о жизни? Жизнь для него наполненная кормушка. Он не живет, а мародерствует'.
И в этой полемике возникает мощнейшая поляризация. Зрителю будто предлагают две парадигмы - отстраненных философов и ценителей момента, делающих ставку на прагматизм. Вскоре в стране произойдут большие перемены и нетрудно догадаться как будут развиваться судьбы каждого из героев этой ленты. Как эти двое взаимодействовали бы в девяностые? Нетрудно предположить.
Отточенные диалоги и 'подводная' смысловая нагрузка оказываются во много крат интереснее и неказистого сюжета, и блеклой визуальной части. В памяти остаются лишь партии Маркова - Пороховщикова.
6 из 10
23 февраля 2025