Анна Павлова
7.1
6.8
1986, драма, музыка, биография
Франция, Великобритания, СССР
В ролях: Галина Беляева, Лина Булдакова, Георге Димитриу, Петр Гусев, Джон Мюррэй
и другие
История жизни легендарной русской балерины: ее становления, триумфов и скитаний, самоотверженного служения искусству и личной драмы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Анна Павлова

год: 1986
страны:
Франция, Великобритания, СССР, Германия (ГДР), Куба
режиссер:
сценарий:
видеооператоры: Евгений Гуслинский, Владимир Нахабцев
композитор:
художники: Ганна Ганевская, Борис Бланк
монтаж: , , ,
жанры: драма, музыка, биография
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Другие фильмы этих жанров
драма, музыка, биография

Отзывы критиков о фильме «Анна Павлова», 1986

Балет или смерть

Утончённый байопик, снятый в восьмидесятых и овеянный, с одной стороны, легендой известнейшей русской балерины первой половины XX века, а с другой стороны - дыханием загадочного, притягательного зарубежья. Надо полагать, сочетание в те годы было беспроигрышным. Идеи о вечной тоске по России в вечной дали от России, о благородном деле пропаганды русского искусства на заграничных нивах служили - по замыслу режиссёра или независимо от его воли и осознания - одновременно двум целям: исполняли формально-патриотическую функцию и уносили фантазии зрителя в недоступные ему по тем или иным причинам края. На мой взгляд, фильм очень показателен для своего десятилетия. Впрочем, не суть важно. Анна Павлова действительно была популярна и узнаваема во всём мире - и мир не мог не признавать, что она дитя России, ибо родилась, училась, получила благословение, встретила многих важных людей в своей жизни - в России. При всём том любая знаменитость, независимо от своего масштаба, остаётся смертным человеком со своими слабостями и недостатками. Поступки его можно воспринимать и трактовать различно, так что художественный образ, основанный на жизни реальной личности, зависит в конечном счёте лишь от того, какие краски биограф решает сделать основными.

В портрете Анны Павловой авторства Эмиля Лотяну я увидела три ключевых штриха - преклонение перед балетом, жажду обожания (себя, балета, себя в балете) и привязанность к России - впрочем, такую, какую можно перетерпеть и подавить в себе без особых душевных терзаний. Фильм смотрится легко, хотя порой говорит о непростых страницах в мировой истории, равно как и в судьбах персонажей. Довольно изящно прожектор внимания перемещается с одного предмета на другой, без лишних длиннот рисуя цельную линию жизни балерины. Само собой, здесь много балета, а также красивой операторской работы и чувственной музыки Доги. Есть очень эмоциональные сцены - например, эпизод, демонстрирующий силу воли юного Миша Фокина, приказывающего Анне подняться на носки, превозмочь страх. Это сыграли дети, но взрослый Фокин в исполнении Шакурова тоже необычайно включён в происходящее. Шакуров выглядит как реальный человек той эпохи... как реальный Фокин! Очень понравились вставки к каждой серии - фрагменты из 'интервью' Фокина, но особенно самая первая. 'Да, здесь. Мы прогуливались с ней, когда она в последний раз была в Нью-Йорке. Здесь был старый пирс. Но его уже нет. Как, впрочем, и многих из тех, кто был причастен к её жизни. Остался один я' - и от этой интонации вкупе с музыкой бегут мурашки, слёзы подступают к горлу. Это мощное, очень драматичное начало, после которого почти перестаёшь различать актёров и лиц, исполняемых ими. Вацлав Нижинский, Дягилев, Мариус Петипа, Сен-Санс... может быть, их духи ненадолго снизошли на актёров, исполняющих роли? В кого мне не поверилось, так это в Сержа Лифаря-Скляра, а ещё в Кшесинскую-Фатееву. Остальные как будто сошли со старых снимков или полотен.

Понравилась также девочка, игравшая юную Анну. А вот Галина Беляева в первых сериях мне казалась слишком миловидной, неестественно тонкой-звонкой, в её взгляде я не видела вечности. В двух последних сериях как будто добавилось осмысленности, жизненного груза, сомнений - актриса стала играть более веско, что ли, и приобрела с оригиналом (на мой вкус) больше сходства. Но с самого начала очень гармоничен в паре с ней был Виктор Дандре в исполнении Джеймса Фокса. Одна из самых грустных сцен - когда в конце, отказавшись от операции, он успокаивает жену и, скрывшись от неё в другой комнате, плачет. Ещё запомнились сцены, показывающие работу артистов наизнос, за пределом физических возможностей. Это всегда впечатляет меня в фильмах про балет, и это правда - только что на сцене творилась воздушная сказка, но за кулисами человек еле стоит на ногах, дышит, как загнанная лошадь, и пот с него льётся в десять ручьёв. Но через несколько минут он выбегает на сцену снова.

Не скажу, что я прожила вместе с Павловой целую жизнь, посмотрев этот сериал. Сильным драматическим посылом были связаны, как мне кажется, только его начало и конец - а в середине происходило очень много всего, мелькали залы, поклонники, поезда, коляски. Частная жизнь, личные вкусы Павловой почти не были изображены здесь - демонстрировалось только то, что имело отношение к балету, к выступлениям и гастролям, к жизни в танце. Однако не сомневаюсь, что для многих эта картина может стать откровением, а Анна Павлова в ней получит новую жизнь в чьих-то сердцах.

26 октября 2025

Анна Павлова — сериал

Расширенная версия художественного двухсерийного фильма Эмиля Лотяну о великой балерине и ее современниках, которые прославляли свою Родину и жили на чужбине. Названия каждой из пяти серий необыкновенно точно раскрывают заданную тему. В первой серии - 'Улица Росси' нам покажут начало карьеры. Сюда добавлены очень выигрышные атмосферные и напряженные кадры о детстве Анны, ее болезненности, нескладности и целеустремленности. Очень мило представлено и знакомство с гордым и манерным Михаилом Фокиным. Детская симпатия переросла в нечто значимое, растянувшееся на всю жизнь. Куда больше времени будет посвящено Матильде Кшессинской, образ которой был прекрасно исполнен Натальей Фатеевой.

Так что, уже первой серии достаточно, чтобы увлечь зрителя новыми моментами. Их будет предостаточно и в 'Неумирающем лебеде', и в 'Тюльпанах и одиночестве'. Здесь нам расскажут о восхождении звезды.

Лотяну создал множество ярких сцен. Одна из них состоит из обычного диалога Анны Павловой с Михаилом Фокиным:

- Ты плывешь против течения, Анна. Мои синяки тебя ничему не учат?

- Учат, учат

В четвертой серии - 'Снах о России' перед нами предстанет во всем своем величии Дягилев в гениальном исполнении Всеволода Ларионова. Уже одной его изящно поданной фразы достаточно, чтобы затмить всю линию Анны Павловой: 'Вы лучшие в мире, а лучшие всегда со мной. Во славу России'. А ведь тут будет еще и образец директивного руководства: 'Я могу заменить Вас кем угодно. Кем угодно и когда угодно. Не выношу истерик ни от кого'.

Ларионов предложил настолько живой и правдоподобный в своей противоречивости портрет Дягилева, что иногда кажется, будто лента на самом деле посвящена именно ему. Кажущийся статичным Ларионов сделает на удивление живой и трогательной следующую зарисовку с Павловой:

- Почему не одета?

- Я не в форме

- Бред. Одевайся

- Что... какая форма мадам, что за бред... Смотри. Им нужна ты, живая и никакой формы. За тебя работает легенда о русском балете. Мы сотворили ее здесь, без тебя за семь библейских дней.

А ведь в той же самой серии будет еще и путешествие по Латинской Америке. Будет и памятное выступление перед умирающими симвользирующая возвышение над Смертью:

- Господин губернатор, отдайте мне площадь на один вечер.

- Сеньора, ради всех святых, не прикасайтесь к местному населению. Это желтая чума, это микробы.

В заключении хочется заметить, что в сериале от Лотяну конечно нет баланса. Можно вполне обоснованно критиковать танцевальные номера. Некоторые серии зависают, как, к примеру последняя - 'Прикосновение к закату', а некоторые проносятся на одном дыхании. Но сериал - продукт специфический, он - исключительно для тех, кому понравился фильм, кто очарован его персонажами. Тут отведено больше места Шакурову и Ларионову, своеобразное посвящение Михаилу Фокину и Дягилеву. Сериал 'Анна Павлова' - для тех, кто вдохновлен миром, созданным Лотяну, держащимся на искусстве, как спасительной красоте в эпоху безумия непрекращающегося безумия

8 из 10

5 августа 2024

Драма Анна Павлова появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Эмиль Лотяну. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Галина Беляева, Лина Булдакова, Георге Димитриу, Петр Гусев, Джон Мюррэй, Наталья Фатеева, Валентина Решетникова, Игорь Дмитриев, Виктор Сергачев, Светлана Светличная, Михаил Крапивин, Тийт Хярм, Олег Федулов, Мирча Соцки-Войническу, Юрий Гусев.

Производство стран Франция, Великобритания, СССР, Германия (ГДР) и Куба. Анна Павлова — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.