Двойной капкан
6.8
6.2
1985, криминал, детектив
СССР, 2 ч 19 мин
12+

В ролях: Альгис Матулёнис, Юрис Леяскалнс, Янис Зариньш, Эдита Сагатаускайте, Юрис Лиснерс
и другие
Во главе группы преступников, перепродающих за границу предметы искусства, стоят администратор бара и основатель «дела». Но первый не хочет делиться со своим партнером. И тогда второй решает прибегнуть к помощи уголовника-рецидивиста.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Двойной капкан

год: 1985
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Гвидо Скулте
композитор:
художник: Василий Масс
монтаж:
жанры: криминал, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 января 1986 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 19 мин
Другие фильмы этих жанров
криминал, детектив

Постер фильма «Двойной капкан», 1985

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Двойной капкан», 1985

Порабощённый, зависимый морально человек, всегда между моралью и выгодой выбирает выгоду. «Мы будем приучать их к нашим вкусам» (цитата из фильма).

Неделя просмотра фильмов республик Прибалтики и Рижской киностудии 60-80-х. Фильм 4-й.

Сегодня у нас тоже детектив, и тоже двухсерийный. Но детектив не английского типа, где всё происходит в замкнутом пространстве с ограниченным кругом участников событий, и ловким умелым детективом, выводящим на чистую воду всех участников преступления, просто разговаривая с ними и выясняя некоторые подробности их жизни. Этот детектив остросюжетный, да ещё с элементами боевика, по типу наших любимых «Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века» и им подобных. И здесь события закручены очень лихо, задействовано много разных участников событий и действие происходит в нескольких местах. А ещё драки, погони, стрельба, контрабанда и все остальные атрибуты остросюжетного детективного боевика.

Ранее я этот фильм не видела. Сегодня посмотрела его впервые. Над этим интереснейшим фильмом Рижской киностудии, словно сошлись все звёзды - режиссёр Алоиз Бренч, композитор Раймонд Паулс и много приятных актёров - Лилита Озолиня, Альгис Матулёнис, Петерис Гаудиньш (наш советский рыцарь Айвенго) и другие.

Это - милицейский детектив, где мы, согласно логике жанра, знаем, кто преступник с самого начала, и всё внимание - на работу правоохранительных органов. Действующих лиц - много. Жулики и сыщики. Просто женщины. И… не просто женщины. Ловцы дольче-вита и честные труженики. Типовой расклад. Но, есть нюансы. Логовом аферистов является ночной бар «Карат», где, собственно, бар соединён с варьете. Интересна линия фарцовщика по кличке Банан и его подручных. Уже в этом фильме 1985 года, произнесли важную фразу, которую никто не заметил: Банан не уезжает в Канаду, где у него дядя, потому что он там будет - никто, а в советской Риге он - крутой и «упакованный». Дядя-то не профессор и не владелец магазина в своей Канаде. Но имеет возможность присылать фирменные штуки. Если посмотреть, чем Банан поражает своих нетребовательных гостей, это - забавный шлак. Недорогое пойло в красивых бутылках, западная музыка, вещички, кассеты и - журналы, причём не новые, а месячной или даже полугодовой давности - в одном из кадров они смотрятся потрёпанными. И это продавалось не за 20 копеек. Сейчас очень трудно объяснить, что Burda 1982 года или периодика, вроде Stern… или какие-то дамские журнальчики, привозимые некоторыми людьми из-за границы, даже из той же Канады, считались чем-то, вроде «окна в заманчивый и запретный мир», где всё в шикарных обёртках, и конфеты, и женщины.

По сути, авторы «Двойного капкана» чётко определили идею - показ «красивой жизни», в принципе, недоступной даже и в Латвии на тот момент, подтолкнёт общество к отказу от социализма. По-хорошему, надо было завалить молодёжь всей этой блескучей ерундой… Один из помощников Банана - Каспар, шумно раскаивается и даже швыряет глянцевые журналы в лестничный пролёт. Но бывало ли так в реале? К слову, у Каспара в одной из сцен американская военная рубашка - мол, это мощно и привлекательно. Тогда молодёжь исподволь училась любить Америку и всё, что с ней связано. Потом это ярко вспыхнет в 1990-е, а пока на дворе 1985 год. Ностальгия - дутые курточки, пластмассовая бижутерия, широкие тугие пояса… Наивное время, когда обложка была «дороже» содержания, а видеокассета стоила 150 рублей - зарплата молодого инженера.

Конечно, фабула шире фарцы и спекулянтов, этой возни с кассетами, штучками и лейблами, символизирующими дольче-вита, но именно это цепляет. КАК?! Вот это?! Мы ради этой ерунды? Впрочем, заиметь спокойно-равнодушное отношение к «Бурдам» и джинсам, было можно только получив их в запредельном количестве. А в те годы и реклама казалась АХ! А помните, как она быстро надоела уже в 1990-х? Теперь «запад» давно уже есть во всей стране, и в Москве особенно, но он почему-то не радует.

Алоиз Бренч считается признанным мастером детектива. И его фильм «Двойной капкан», яркое тому подтверждение. Чем больше вдумываешься в сущность поступков главного положительного героя, посланного к преступникам с ответственным заданием, тем меньше он вызывает симпатий. Во имя своей цели он использует любые средства и готов переступить через любого на своём пути. Получился наглядный пример разложившегося морально под влиянием запада и Америки, человека выросшего однако же в коммунистическом строе.

Герой Альгиса Матулёниса важная веха на пути романтизации криминальных элементов в советском кино. Если раньше милиционер отправлялся «под прикрытием» в логово бандитов, это обозначалось в самом начале. Но тут тайна раскрывается в конце, будто необходимая индульгенция зрителю, уже вовсю ему симпатизирующего. Впрочем, вскоре и от подобных уловок откажутся, и на экране появятся уже настоящие бандиты в главных ролях.

В фильме немало линий, но я рассмотрю лишь одну: как размывали основы советской государственности. В портовом городе под прикрытием ресторана действует некая банда, которая ввозит запрещённые товары, нехорошие фильмы и журналы. А там и до наркотиков недалеко... «Мы будем приучать их к нашим вкусам» (обещает иностранец). И вот уже у молоденькой ресторанной танцовщицы Илги костюмчик, ленточки на трусах и лифчике, укоротились, и золотая молодёжь платит четвертак за стриптиз.

Режиссёр здесь ставит задачу не аналитическую, а ощущенческую - создать напряжённость действия, в узнаваемой обстановке. Самый яркий для меня кадр - это когда красавица-танцовщица выходит из волн юрмальского взморья - и тут же камера показывает замёрзших старушек на скамейке, одетых в плащи и платочки.

Рижская киностудия традиционно разрабатывала тему советского детектива. Такие режиссёры, как Бренч - последовательно старались делать фильмы по-новому, в том числе более жизненно. «Двойной капкан», смотрится именно как «вот оказывается, как бывает». У нас (в Прибалтике осбенно) - бывают бары «Карат», бывают фарцовщики Бананы, сыщик может придавить автомобилем бандита, а девушка способна за пятьдесят рублей прилюдно обнажить грудь... Это смотрится с огромным интересом, а в те годы было особенно удивительно.

Я вообще люблю остросюжетные, динамичные фильмы Бренча, с их неповторимой, навсегда ушедшей атмосферой нашей, советской Риги, и с замечательным музыкальным сопровождением. Достоверно изображена отвратительная прослойка трутней, ориентированных на западный образ жизни, делающих деньги спекуляцией и воровством (одна вилла администратора бара чего стоит, а ведь это 1985-й год, когда все нормальные люди работали и учились, а не прожигали жизнь), которые сейчас, легализовавшись, правят бал на руинах некогда могучей державы. Западные спецслужбы, к сожалению, преуспели в чёрном деле развращения части зажравшейся, захотевшей клубнички, молодёжи, и через несколько лет процесс пошёл...

Хороший добротный фильм. Пожалуй один из лучших детективов, снятых на Рижской киностудии. Латвийское старое кино - одно из лучших было. Фильм-предупреждение, один из лучших в своём роде. Не услышали. Не досмотрели. Потеряли… страну и несколько поколений её людей...

10 из 10

3 апреля 2025

Наверное, один из лучших детективов прибалтийского мастера остросюжетного советского фильма родом из Риги Алоиза Бренча.

Начав снимать еще в конце- 60-х и впоследствии став одним из самых известных советских режиссеров-детективщиков, в 1985 году Бренч выпустил на экраны ленту о зарубежных врагах начинающего разваливаться СССР, которые пытаются внушить молодым латышским парням и девушкам свою правду жизни и тем самым посеять ростки отчуждения к родному государству.

Кстати, с позиции сегодняшнего дня картину можно рассматривать как весьма точный предвестник тех событий, который спустя 5—6 лет приведут к распаду Советского Союза.

В отличие от своих более ранних фильмов в «Двойном капкане» Бренч способен удивить неожиданно более динамичным сюжетом, традиционно хорошей сюжетной линией (к этой составляющей в картинах латышского режиссера придраться можно редко) и небольшим количеством патетики и глубокомысленных фраз о долге перед государством, памяти и наследии, что раньше нет-нет да и проскальзывало в фильмах Алоиза Алоизовича.

Музыку к картине, ставшей неоспоримым лидером советского кинопроката в 1986 году, написал известный латышский композитор Раймонд Паулс, который и раньше работал над музыкой к фильмам Бренча.

Возвращаясь в свои детские годы, вспоминаю, как первый раз посмотрел картину — эмоции через край, бегу к родителям на деньгами на повторный сеанс, поскольку хочется вновь и вновь наблюдать за противостоянием фактурных советских оперов и сотрудников КГБ со злодеями из-за рубежа, поставляющими в нашу страну порнофильмы и эротические журналы и вывозящие из СССР антиквариат и предметы старины по подложным документам, гласящим об отсутствии исторической ценности данных вещей.

После это картины Алоиз Бренч на 5 лет перестанет снимать и вернется в кинематограф лишь через пять лет с мини-сериалом «Семья Зитаров» о событиях, имевших место в родной автору Латвии в самом начале двадцатого века. Затем последует еще пара детективов, а в октябре 1998 года режиссер покинет наш мир.

10 сентября 2020

Инструкция к применению

В 1985 году Алоиз Бренч предсказал, и показал как произойдёт развал СССР. Но никто в это не поверил, или не захотел поверить. Детектив, что с него возьмёшь? Зло в итоге наказано, банда разоблачена, а доблестные работники правоохранительных органов празднуют победу.

Понадобилось 30 лет, чтобы понять, в фильме нам всем показали как изнутри можно развалить вполне дееспособное государство. Да, не с самым лучшим социальным устройством. Да, не самое демократическое, и далеко не самое богатое на Земле. Но сколько их таких, богатых, успешных, и правовых: — 20,30? А сколько стран всего в мире? То-то же. Для начала надо просто найти недовольных режимом, а такие есть и будут в любом обществе. И начать их целенаправленно подкармливать. Причина их недовольства значения при этом не имеет. Причём особую ценность среди недовольных имеет молодёжь. Их неокрепшие умы спокойно съедят рассуждения о Западе, как о воплощении рая на Земле. И о том что их родная страна, это тюрьма народов. И стоить это будет совсем недорого, несколько пар джинсов, и красивых рубашек. Для более продвинутых, видеокассеты с запретными фильмами, и эротикой. Таков и «Банан» из фильма. Родственники из Канады регулярно присылают ему посылки с дефицитом, а здесь он этим фарцует. На вопрос почему он не уедет к родственникам за границу, звучит ответ: — А кому он там будет нужен? На заправке машины заправлять? А здесь ОН «БАНАН»!. И здесь он кумир молодёжи.

Второй причиной развала станут коррумпированные чиновники, вроде Роланда Калвиса, из управления культуры. За соответствующую мзду, они готовы подписать любую нужную бумажку. В фильме это разрешение на вывоз старинных орденов за рубеж, как не представляющих художественную ценность. Именно эти чиновники средней руки, и станут во многом могильщиками великой страны. Кто-то захочет перебраться в более «тёплое» кресло, в уже новой суверенной стране, кем-то будут манипулировать более умные соратники, а многих будут держать за горло, такие вот неблаговидные дела.

К большому сожалению, но руководство нашей страны никогда не умело оценивать реальные угрозы. Борясь с мировым злом, мы думали что ребятишки наиграются в свои игры, а потом станут послушными гражданами. А чиновники будут всегда послушно выполнять «генеральную линию». Не вышло. Ни тогда в 85, ни в 2014. Может быть руководству ещё раз стоит пересмотреть «Двойной капкан»? Или мы в очередной раз намерены наступить на одни и те же грабли? Очень бы не хотелось.

8 из 10

5 января 2016

По советским меркам это был супербоевик! Пацаны шли на этот фильм валом — ведь такого не было, пожалуй, со времен «Пиратов ХХ века». Матуленис — супермен просто! Один целую компанию раскидывает, да, и с картами дружит. Да, смотрелось это с интересом и напряжением — да, и сейчас с удовольствием смотрю по телеку.

1 августа 2006

Криминал Двойной капкан появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Алоиз Бренч. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Альгис Матулёнис, Юрис Леяскалнс, Янис Зариньш, Эдита Сагатаускайте, Юрис Лиснерс, Улдис Думпис, Андис Квепс, Эдуард Павулс, Селга Бедрите, Миервалдис Озолиньш, Таливалдис Аболиньш, Вилнис Бекерис, Юрис Плявиньш, Айгарс Цеплитис, Наталья Рычагова.

Страна производства - СССР. Двойной капкан — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.