| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.8 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Двойной капкан |
| год: | 1985 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Алоиз Бренч |
| сценарий: | Владимир Кузнецов |
| продюсер: | Георгс Блументалс |
| видеооператор: | Гвидо Скулте |
| композитор: | Раймонд Паулс |
| художник: | Василий Масс |
| монтаж: | Сигне Шкила |
| жанры: | криминал, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
6 января 1986 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
2 ч 19 мин |
Неделя просмотра фильмов республик Прибалтики и Рижской киностудии 60-80-х. Фильм 4-й.
Сегодня у нас тоже детектив, и тоже двухсерийный. Но детектив не английского типа, где всё происходит в замкнутом пространстве с ограниченным кругом участников событий, и ловким умелым детективом, выводящим на чистую воду всех участников преступления, просто разговаривая с ними и выясняя некоторые подробности их жизни. Этот детектив остросюжетный, да ещё с элементами боевика, по типу наших любимых «Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века» и им подобных. И здесь события закручены очень лихо, задействовано много разных участников событий и действие происходит в нескольких местах. А ещё драки, погони, стрельба, контрабанда и все остальные атрибуты остросюжетного детективного боевика.
Ранее я этот фильм не видела. Сегодня посмотрела его впервые. Над этим интереснейшим фильмом Рижской киностудии, словно сошлись все звёзды - режиссёр Алоиз Бренч, композитор Раймонд Паулс и много приятных актёров - Лилита Озолиня, Альгис Матулёнис, Петерис Гаудиньш (наш советский рыцарь Айвенго) и другие.
Это - милицейский детектив, где мы, согласно логике жанра, знаем, кто преступник с самого начала, и всё внимание - на работу правоохранительных органов. Действующих лиц - много. Жулики и сыщики. Просто женщины. И… не просто женщины. Ловцы дольче-вита и честные труженики. Типовой расклад. Но, есть нюансы. Логовом аферистов является ночной бар «Карат», где, собственно, бар соединён с варьете. Интересна линия фарцовщика по кличке Банан и его подручных. Уже в этом фильме 1985 года, произнесли важную фразу, которую никто не заметил: Банан не уезжает в Канаду, где у него дядя, потому что он там будет - никто, а в советской Риге он - крутой и «упакованный». Дядя-то не профессор и не владелец магазина в своей Канаде. Но имеет возможность присылать фирменные штуки. Если посмотреть, чем Банан поражает своих нетребовательных гостей, это - забавный шлак. Недорогое пойло в красивых бутылках, западная музыка, вещички, кассеты и - журналы, причём не новые, а месячной или даже полугодовой давности - в одном из кадров они смотрятся потрёпанными. И это продавалось не за 20 копеек. Сейчас очень трудно объяснить, что Burda 1982 года или периодика, вроде Stern… или какие-то дамские журнальчики, привозимые некоторыми людьми из-за границы, даже из той же Канады, считались чем-то, вроде «окна в заманчивый и запретный мир», где всё в шикарных обёртках, и конфеты, и женщины.
По сути, авторы «Двойного капкана» чётко определили идею - показ «красивой жизни», в принципе, недоступной даже и в Латвии на тот момент, подтолкнёт общество к отказу от социализма. По-хорошему, надо было завалить молодёжь всей этой блескучей ерундой… Один из помощников Банана - Каспар, шумно раскаивается и даже швыряет глянцевые журналы в лестничный пролёт. Но бывало ли так в реале? К слову, у Каспара в одной из сцен американская военная рубашка - мол, это мощно и привлекательно. Тогда молодёжь исподволь училась любить Америку и всё, что с ней связано. Потом это ярко вспыхнет в 1990-е, а пока на дворе 1985 год. Ностальгия - дутые курточки, пластмассовая бижутерия, широкие тугие пояса… Наивное время, когда обложка была «дороже» содержания, а видеокассета стоила 150 рублей - зарплата молодого инженера.
Конечно, фабула шире фарцы и спекулянтов, этой возни с кассетами, штучками и лейблами, символизирующими дольче-вита, но именно это цепляет. КАК?! Вот это?! Мы ради этой ерунды? Впрочем, заиметь спокойно-равнодушное отношение к «Бурдам» и джинсам, было можно только получив их в запредельном количестве. А в те годы и реклама казалась АХ! А помните, как она быстро надоела уже в 1990-х? Теперь «запад» давно уже есть во всей стране, и в Москве особенно, но он почему-то не радует.
Алоиз Бренч считается признанным мастером детектива. И его фильм «Двойной капкан», яркое тому подтверждение. Чем больше вдумываешься в сущность поступков главного положительного героя, посланного к преступникам с ответственным заданием, тем меньше он вызывает симпатий. Во имя своей цели он использует любые средства и готов переступить через любого на своём пути. Получился наглядный пример разложившегося морально под влиянием запада и Америки, человека выросшего однако же в коммунистическом строе.
Герой Альгиса Матулёниса важная веха на пути романтизации криминальных элементов в советском кино. Если раньше милиционер отправлялся «под прикрытием» в логово бандитов, это обозначалось в самом начале. Но тут тайна раскрывается в конце, будто необходимая индульгенция зрителю, уже вовсю ему симпатизирующего. Впрочем, вскоре и от подобных уловок откажутся, и на экране появятся уже настоящие бандиты в главных ролях.
В фильме немало линий, но я рассмотрю лишь одну: как размывали основы советской государственности. В портовом городе под прикрытием ресторана действует некая банда, которая ввозит запрещённые товары, нехорошие фильмы и журналы. А там и до наркотиков недалеко... «Мы будем приучать их к нашим вкусам» (обещает иностранец). И вот уже у молоденькой ресторанной танцовщицы Илги костюмчик, ленточки на трусах и лифчике, укоротились, и золотая молодёжь платит четвертак за стриптиз.
Режиссёр здесь ставит задачу не аналитическую, а ощущенческую - создать напряжённость действия, в узнаваемой обстановке. Самый яркий для меня кадр - это когда красавица-танцовщица выходит из волн юрмальского взморья - и тут же камера показывает замёрзших старушек на скамейке, одетых в плащи и платочки.
Рижская киностудия традиционно разрабатывала тему советского детектива. Такие режиссёры, как Бренч - последовательно старались делать фильмы по-новому, в том числе более жизненно. «Двойной капкан», смотрится именно как «вот оказывается, как бывает». У нас (в Прибалтике осбенно) - бывают бары «Карат», бывают фарцовщики Бананы, сыщик может придавить автомобилем бандита, а девушка способна за пятьдесят рублей прилюдно обнажить грудь... Это смотрится с огромным интересом, а в те годы было особенно удивительно.
Я вообще люблю остросюжетные, динамичные фильмы Бренча, с их неповторимой, навсегда ушедшей атмосферой нашей, советской Риги, и с замечательным музыкальным сопровождением. Достоверно изображена отвратительная прослойка трутней, ориентированных на западный образ жизни, делающих деньги спекуляцией и воровством (одна вилла администратора бара чего стоит, а ведь это 1985-й год, когда все нормальные люди работали и учились, а не прожигали жизнь), которые сейчас, легализовавшись, правят бал на руинах некогда могучей державы. Западные спецслужбы, к сожалению, преуспели в чёрном деле развращения части зажравшейся, захотевшей клубнички, молодёжи, и через несколько лет процесс пошёл...
Хороший добротный фильм. Пожалуй один из лучших детективов, снятых на Рижской киностудии. Латвийское старое кино - одно из лучших было. Фильм-предупреждение, один из лучших в своём роде. Не услышали. Не досмотрели. Потеряли… страну и несколько поколений её людей...
10 из 10
3 апреля 2025
Наверное, один из лучших детективов прибалтийского мастера остросюжетного советского фильма родом из Риги Алоиза Бренча.
Начав снимать еще в конце- 60-х и впоследствии став одним из самых известных советских режиссеров-детективщиков, в 1985 году Бренч выпустил на экраны ленту о зарубежных врагах начинающего разваливаться СССР, которые пытаются внушить молодым латышским парням и девушкам свою правду жизни и тем самым посеять ростки отчуждения к родному государству.
Кстати, с позиции сегодняшнего дня картину можно рассматривать как весьма точный предвестник тех событий, который спустя 5—6 лет приведут к распаду Советского Союза.
В отличие от своих более ранних фильмов в «Двойном капкане» Бренч способен удивить неожиданно более динамичным сюжетом, традиционно хорошей сюжетной линией (к этой составляющей в картинах латышского режиссера придраться можно редко) и небольшим количеством патетики и глубокомысленных фраз о долге перед государством, памяти и наследии, что раньше нет-нет да и проскальзывало в фильмах Алоиза Алоизовича.
Музыку к картине, ставшей неоспоримым лидером советского кинопроката в 1986 году, написал известный латышский композитор Раймонд Паулс, который и раньше работал над музыкой к фильмам Бренча.
Возвращаясь в свои детские годы, вспоминаю, как первый раз посмотрел картину — эмоции через край, бегу к родителям на деньгами на повторный сеанс, поскольку хочется вновь и вновь наблюдать за противостоянием фактурных советских оперов и сотрудников КГБ со злодеями из-за рубежа, поставляющими в нашу страну порнофильмы и эротические журналы и вывозящие из СССР антиквариат и предметы старины по подложным документам, гласящим об отсутствии исторической ценности данных вещей.
После это картины Алоиз Бренч на 5 лет перестанет снимать и вернется в кинематограф лишь через пять лет с мини-сериалом «Семья Зитаров» о событиях, имевших место в родной автору Латвии в самом начале двадцатого века. Затем последует еще пара детективов, а в октябре 1998 года режиссер покинет наш мир.
10 сентября 2020
В 1985 году Алоиз Бренч предсказал, и показал как произойдёт развал СССР. Но никто в это не поверил, или не захотел поверить. Детектив, что с него возьмёшь? Зло в итоге наказано, банда разоблачена, а доблестные работники правоохранительных органов празднуют победу.
Понадобилось 30 лет, чтобы понять, в фильме нам всем показали как изнутри можно развалить вполне дееспособное государство. Да, не с самым лучшим социальным устройством. Да, не самое демократическое, и далеко не самое богатое на Земле. Но сколько их таких, богатых, успешных, и правовых: — 20,30? А сколько стран всего в мире? То-то же. Для начала надо просто найти недовольных режимом, а такие есть и будут в любом обществе. И начать их целенаправленно подкармливать. Причина их недовольства значения при этом не имеет. Причём особую ценность среди недовольных имеет молодёжь. Их неокрепшие умы спокойно съедят рассуждения о Западе, как о воплощении рая на Земле. И о том что их родная страна, это тюрьма народов. И стоить это будет совсем недорого, несколько пар джинсов, и красивых рубашек. Для более продвинутых, видеокассеты с запретными фильмами, и эротикой. Таков и «Банан» из фильма. Родственники из Канады регулярно присылают ему посылки с дефицитом, а здесь он этим фарцует. На вопрос почему он не уедет к родственникам за границу, звучит ответ: — А кому он там будет нужен? На заправке машины заправлять? А здесь ОН «БАНАН»!. И здесь он кумир молодёжи.
Второй причиной развала станут коррумпированные чиновники, вроде Роланда Калвиса, из управления культуры. За соответствующую мзду, они готовы подписать любую нужную бумажку. В фильме это разрешение на вывоз старинных орденов за рубеж, как не представляющих художественную ценность. Именно эти чиновники средней руки, и станут во многом могильщиками великой страны. Кто-то захочет перебраться в более «тёплое» кресло, в уже новой суверенной стране, кем-то будут манипулировать более умные соратники, а многих будут держать за горло, такие вот неблаговидные дела.
К большому сожалению, но руководство нашей страны никогда не умело оценивать реальные угрозы. Борясь с мировым злом, мы думали что ребятишки наиграются в свои игры, а потом станут послушными гражданами. А чиновники будут всегда послушно выполнять «генеральную линию». Не вышло. Ни тогда в 85, ни в 2014. Может быть руководству ещё раз стоит пересмотреть «Двойной капкан»? Или мы в очередной раз намерены наступить на одни и те же грабли? Очень бы не хотелось.
8 из 10
5 января 2016
По советским меркам это был супербоевик! Пацаны шли на этот фильм валом — ведь такого не было, пожалуй, со времен «Пиратов ХХ века». Матуленис — супермен просто! Один целую компанию раскидывает, да, и с картами дружит. Да, смотрелось это с интересом и напряжением — да, и сейчас с удовольствием смотрю по телеку.
1 августа 2006