| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Завещание профессора Доуэля |
| год: | 1984 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Леонид Менакер |
| сценаристы: | Игорь Виноградский, Александр Беляев, Леонид Менакер |
| видеооператор: | Владимир Ковзель |
| композитор: | Сергей Баневич |
| художники: | Юрий Пугач, Диана Манэ |
| монтаж: | Ирина Руденко |
| жанры: | фантастика, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
6 августа 1984 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
6+ |
Длительность:
|
1 ч 31 мин |
... Живая голова,
Открывала рот и моргала она!
Для меня всё началось с того, что один из моих друзей скинул биографию Александра Беляева. Тогда меня поразил тот факт, когда парализованный автор не мог пошевелиться и его донимала муха, севшая на лицо, а бедный писатель не мог даже пошевелиться, чтоб её прогнать!.. В этом состоянии он придумал то, что сегодня нам известно 'Голова профессора Доуэля'!.. Конечно, мне захотелось прочесть произведение! А потом я узнаю, что есть и экранизация! 'Что ж, посмотрю и её!', - подумал я!.. Итак, 'Завещание профессора Доуэля'!..
... И - то ли звёзды сошлись как-то не так, то ли ещё что-то (как пел Летов: 'Либо все молодцы, либо я один хороший'), но фильм мне не понравился. Более чем! То есть, он прям плох!!! И ладно бы, ну, бывает так!.. Мне другое непонятно! Откуда взялось столько хвальбы?.. Ладно б ещё легко понять простых зрителей, кто не читал оригинал! Но речь идёт и о профессиональных критиках!..
Переработанным оказалось почти всё. Остались только имена Мари Лоран и Артура Доуэля. А, ну и головы профессора!.. Перепридумали и характеры персонажам. Картина не показывает ни единого положительного!.. Нет, я не ханжа. Я понимаю что если сказали: 'по мотивам', - то это и не обязывает Леонида Менакера сотоварищи идти след в след и делать детальную экранизацию... Просто что за нужда заставила так всё перелопатить и перекрутить? Ну, как будто вот прям ненавидели первоисточник!..
Время и действия перенесли из послевоенной Франции в 'наши' восьмидесятые, в некую африканскую неопределённую англоязычную страну. Зачем-то убрали Ларе и голову Тома. То есть, сразу минус драма и детективность... Слишком бегло внедрили проект 'Ева' (говорю по-'киношному')... Характерами не успеваешь проникнуться - фильму решительно не хватает хронометража и объёма!!! Но тех, кого показали, ты не запоминаешь! А может это и к лучшему!.. Пускай в моей памяти останутся книжные образы...
Лучшим здесь выступает Ольгер Кродерс в роли головы профессора Доуэля. Играть одной лишь мимикой и при этом передать огромный спектр - это искусство!.. Ассистента учёного - профессора Керна (здесь: Корн) - напротив, 'очеловечили'. И я даже не могу сказать хорошо это или плохо. Книжный его портрет зловещ. Ну, просто другое видение. Допустим. А вот женские образы все плохи!!! Валентина Титова - Мари Лоран. У Менакера грань морали стирается. У Беляева это была жертва обстоятельств, в хорошем смысле слова... Наталья Сайко - во всех ипостасях мимо!
О сюжете не хочу вообще. Лишь коснулся его в середине текста и хватит! (Зато не заспойлерю).
Цитата фильма: 'Купи ракушку!' (с ударением на 'а'), - просто бесит!!!
Ох, фильм ужасен!..
3 из 10
28 июля 2025
Любители романа Беляева обычно критикуют эту ленту. Я книгу не читал, поэтому с симпатиями было достаточно легко определиться. Перед нами жесткий детектив в котором раскрывается темная сторона капиталистического общества. Каждая деталь подчеркивает это. Коды от банковских счетов. Оплата долгов. Подозрения в убийстве. Вот перед нами фривольный ночной клуб... Щелк... И без видимой причины возникает перестрелка. Вот перед нами обычные бизнесмены... Щелк... И эти парни начинают плести интриги используя шантаж... Добавьте к этому несколько штрихов, связанных с наследством и подкупом полиции. То есть, нам показывают место в котором на самом деле царят законы саванны.
Эти моменты уравновешиваются размышлениями ученого о том, имеет ли смысл передавать современному обществу его открытие. В конце концов, ни ему, ни его испытуемой, ни всем окружающим оно не принесло счастья.
На мой вкус, наиболее эффектной вышла сцена осознания героиней Натальи Сайко всех подробностей того, что с ней произошло. Недолгая ее беседа с Ольгертом Кродерсом выражает шок без каких-либо подробностей. В эти минуты ее взгляд выражает весь диапазон эмоций человека, который оказался за пределами здравого смысла. Это и жалость к себе, и признание своего бессилия, и злость, и страх.
Очевидно, что авторы будто решили расширить Вселенную 'Человека амфибии'. Доуэль, Корн и все остальные будто живут в той же самой реальности. Будто совсем неподалеку живут Гуттиэре, Ихтиандр и Бальтазар. Нам показывают мир полный жестокости - место, где преданным деятелям науки, равно как и влюбленным в свои идеалы романтикам, очень сложно проявить себя. Слишком много искажений.
Мне нравится контраст, который дарит этот фильм. Южные тропические виды уравновешиваются стерильной прохладой палаты, в которой происходят опыты. Преисполненный солнечного света пленэр оппонирует синеватым затемненным влачит свое существование голова Доуэля. Холодная хирургическая методичность Доуэля сталкивается со страстной южной атмосферой. Александр Пороховщиков и Николай Лавров под испепеляющим солнцем пропитаны потом, а у Кродерса, Валентины Титовой и Натальи Сайко все принципиально иначе. Они мертвенно холодны.
Конечно эту ленту, как и многие советские фильмы восьмидесятых, можно обвинить в обрывистости. Повествование лишено баланса. Многие моменты попросту отсутствуют - и нужно додумывать. Но проработка ленты не позволяет этим изъянам формы всерьез на что-то повлиять. Сочетание южной страсти, философских размышлений о человечестве и достойных нуара интриг оказывается куда мощнее. Голова Кродерса, циничная поступь Пороховщикова, грустный взгляд Титовой - все это выделяет фильм, делая его просмотр интересным даже в наши дни.
8 из 10
22 февраля 2025
Авторы советской картины «Завещание профессора Доуэля» с титров предупреждают, что фильм снят «по мотивам романа Александра Беляева». Мол, экранизации не ждите: сценарий писали сами, а из книги взяли только центральную линию. Поэтому зрителям, прочитавшим «Голову профессора Доуэля», приходится свыкнуться с мыслью, что в ближайшие полтора часа их ожидает нечто отдалённое от культового произведения.
Увы, но «Завещание…» — до сих пор единственный фильм о загадочной смерти господина Доуэля, и литературному источнику он проигрывает в разы. Масса значимых линий, которые так мастерски описывал Беляев, оказались «за бортом» советских киноделов, а известные по роману персонажи изменились до неузнаваемости.
Например, Брике — погибшая в баре певица — в книге предстаёт этакой фифочкой, которая истерит по поводу и без. В фильме она — умудрённая опытом женщина Моника Браун, у которой на лбу написано, что в жизни она повидала немало. Главный злодей — профессор Кёрн — отчего-то стал Корном, а молодой врач Мари Лоран превратилась в женщину «за сорок». И это не говоря уже о том, что действие фильма перенесено из Франции в «некую англоязычную страну».
Что за страна — понять трудно: море, пальмы, негры… Картинка оказалась красивой, но не той, которая всплывает в воображении читателей «Головы». Светлые пятна во всём этом «помотивном» винегрете — сама голова Доуэля, которого сыграл латвийский актёр Олгерт Кродерс, великолепные декорации лаборатории и давящая на нервную систему музыка.
Если брать «Завещание профессора Доуэля» как самостоятельное произведение и не оглядываться на роман Беляева, получился крепкий фантастический детектив. Однако если мы берём фильм как экранизацию, то он не выдерживает никакой критики.
6 из 10
11 ноября 2020
Есть два вида фильмов, сюжет которых взят из литературных произведений:
1 — экранизация книги
2 — по мотивам книги.
Экранизация — это более приближенное изложение сюжета книги на кинематографический язык. Вторая категория говорит сама за себя — по мотивам и все тут.
Данный фильм снят именно по мотивам, но по мотивам настолько отдаленным от источника, что трудно узнать. Что сохранилось от книги? Большинство имен и общий контур сюжета, скорее всего — канва. Если быть точным, то это — самая идея пересадки головы к чужому туловищу (мотив бессмертия), заграница (писатель-то русский) и… и все!
Если рассматривать фильм, как экранизацию или «по мотивам», то самая достойная оценка — нуль. Сюжет книги Беляева настолько интересен и самобытен по своей натуре, что не каждый голливудский сценарист придумает такие повороты событий. Тут тебе и фантастика с мистикой, на второе — детектив, на десерт — дурдом и все это приправлено комичными высказываниями Брике, самоотверженностью Артура и коварством Кёрна. Здесь ничего менять не надо, потому что если книжка читается на одном дыхании, то фильм и вовсе должен быть захватить зрителя и увлечь на добрых полтора часа экранного времени, а то и больше.
Что же сделали создатели сего фильма? Переписали сюжет, превратив его в глупейшую, бездарнейшую историю ни о чем. Какие-то ребята из концерна «Меркурий», куча негров, куча обезьян и мартышек, нищий Керн, почти что молодая голова профессора Доуэля.
Женщины здесь заслуживают отдельного внимания. 19-летняя Лоран, восхищающая своей честностью, трансформируется здесь в зачуханную медсестру под 50. 22-летняя красавица Анжелика Гай, итальянская актриса, не оставляющая равнодушными мужчин своими аристократическими жестами и стройной фигуры, превращается в актрису под 40 с тоже неплохим телом для своих-то лет, но все равно ломающую напрочь образ своей героини из книги. Брике же не нуждается в комментариях и вовсе. Толстая дама с большими ляжками после стрижки для операции предстает перед нами каким-то страшным мужчиной со сбитым телом. И если в книге Брике после операции начинает молодеть (питаться соками туловища молодой Анжелики Гай), то здесь же все происходит наоборот — стройное 40-летнее тело итальянской актрисы превращается в тучное тело танцовщицы из бара. Бред!
И что мы получаем в конце (даже если забыть, что сюжет фильма имеет что-то общее с классикой нашей фантастики)? Телевизионный проект, снятый за границей (кстати, страна, которую пытались изобразить создатели, напичкав в кадр побольше афроамериканцев, мерседесов, зарубежных марок Sony, Shell и т. д., осталась загадкой), с ужасно подобранными актерами, неимоверно скучным и пресным сюжетом.
Вердикт: в принципе не поняла, что хотели сказать авторы данного проекта. А понравились мне только морские виды на закате, обилие пальм и шум прибоя.
9 сентября 2010
Очень неплохой фильм по мотивам книги Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Именно «по мотивам», потому что сюжетная линия, по сравнению с книгой, сильно упрощена. Поэтому желающие увидеть в фильме книгу будут разочарованы.
Как далеко может зайти человек в своих научных изысканиях? На что он может пойти ради своего желания превзойти самого Бога в умении созидать? Вы увидите в фильме людей, давших разные ответы на подобные вопросы, и именно эти вопросы будете Вы задавать себе при просмотре.
Что ответите Вы?
8 из 10
6 сентября 2008
Смотрела эту картину однажды, когда была в школьном возрасте, но впечатления были: от восторга до ужаса… По тем временам при отсутствии какой-либо графики и спецэффктов фильм все равно поразил своей «реальной» фантастичностью и некой убедительностью. В нем много философии и непростых жизненных узлов, сюжет очень интересен и довольно таки непрост в разрезе тяги человека к обретению бессмертия. Актеры сыграли на уровне, особенно главная героиня и сама «голова» профессора. Воспоминания о фильме таковы, что всенепременно хочется посмотреть заново!
10 из 10
4 июня 2007