Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Завещание профессора Доуэля |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Менакер |
сценаристы: | Игорь Виноградский, Александр Беляев, Леонид Менакер |
видеооператор: | Владимир Ковзель |
композитор: | Сергей Баневич |
художники: | Юрий Пугач, Диана Манэ |
монтаж: | Ирина Руденко |
жанры: | фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 августа 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Авторы советской картины «Завещание профессора Доуэля» с титров предупреждают, что фильм снят «по мотивам романа Александра Беляева». Мол, экранизации не ждите: сценарий писали сами, а из книги взяли только центральную линию. Поэтому зрителям, прочитавшим «Голову профессора Доуэля», приходится свыкнуться с мыслью, что в ближайшие полтора часа их ожидает нечто отдалённое от культового произведения.
Увы, но «Завещание…» — до сих пор единственный фильм о загадочной смерти господина Доуэля, и литературному источнику он проигрывает в разы. Масса значимых линий, которые так мастерски описывал Беляев, оказались «за бортом» советских киноделов, а известные по роману персонажи изменились до неузнаваемости.
Например, Брике — погибшая в баре певица — в книге предстаёт этакой фифочкой, которая истерит по поводу и без. В фильме она — умудрённая опытом женщина Моника Браун, у которой на лбу написано, что в жизни она повидала немало. Главный злодей — профессор Кёрн — отчего-то стал Корном, а молодой врач Мари Лоран превратилась в женщину «за сорок». И это не говоря уже о том, что действие фильма перенесено из Франции в «некую англоязычную страну».
Что за страна — понять трудно: море, пальмы, негры… Картинка оказалась красивой, но не той, которая всплывает в воображении читателей «Головы». Светлые пятна во всём этом «помотивном» винегрете — сама голова Доуэля, которого сыграл латвийский актёр Олгерт Кродерс, великолепные декорации лаборатории и давящая на нервную систему музыка.
Если брать «Завещание профессора Доуэля» как самостоятельное произведение и не оглядываться на роман Беляева, получился крепкий фантастический детектив. Однако если мы берём фильм как экранизацию, то он не выдерживает никакой критики.
6 из 10
11 ноября 2020
Есть два вида фильмов, сюжет которых взят из литературных произведений:
1 — экранизация книги
2 — по мотивам книги.
Экранизация — это более приближенное изложение сюжета книги на кинематографический язык. Вторая категория говорит сама за себя — по мотивам и все тут.
Данный фильм снят именно по мотивам, но по мотивам настолько отдаленным от источника, что трудно узнать. Что сохранилось от книги? Большинство имен и общий контур сюжета, скорее всего — канва. Если быть точным, то это — самая идея пересадки головы к чужому туловищу (мотив бессмертия), заграница (писатель-то русский) и… и все!
Если рассматривать фильм, как экранизацию или «по мотивам», то самая достойная оценка — нуль. Сюжет книги Беляева настолько интересен и самобытен по своей натуре, что не каждый голливудский сценарист придумает такие повороты событий. Тут тебе и фантастика с мистикой, на второе — детектив, на десерт — дурдом и все это приправлено комичными высказываниями Брике, самоотверженностью Артура и коварством Кёрна. Здесь ничего менять не надо, потому что если книжка читается на одном дыхании, то фильм и вовсе должен быть захватить зрителя и увлечь на добрых полтора часа экранного времени, а то и больше.
Что же сделали создатели сего фильма? Переписали сюжет, превратив его в глупейшую, бездарнейшую историю ни о чем. Какие-то ребята из концерна «Меркурий», куча негров, куча обезьян и мартышек, нищий Керн, почти что молодая голова профессора Доуэля.
Женщины здесь заслуживают отдельного внимания. 19-летняя Лоран, восхищающая своей честностью, трансформируется здесь в зачуханную медсестру под 50. 22-летняя красавица Анжелика Гай, итальянская актриса, не оставляющая равнодушными мужчин своими аристократическими жестами и стройной фигуры, превращается в актрису под 40 с тоже неплохим телом для своих-то лет, но все равно ломающую напрочь образ своей героини из книги. Брике же не нуждается в комментариях и вовсе. Толстая дама с большими ляжками после стрижки для операции предстает перед нами каким-то страшным мужчиной со сбитым телом. И если в книге Брике после операции начинает молодеть (питаться соками туловища молодой Анжелики Гай), то здесь же все происходит наоборот — стройное 40-летнее тело итальянской актрисы превращается в тучное тело танцовщицы из бара. Бред!
И что мы получаем в конце (даже если забыть, что сюжет фильма имеет что-то общее с классикой нашей фантастики)? Телевизионный проект, снятый за границей (кстати, страна, которую пытались изобразить создатели, напичкав в кадр побольше афроамериканцев, мерседесов, зарубежных марок Sony, Shell и т. д., осталась загадкой), с ужасно подобранными актерами, неимоверно скучным и пресным сюжетом.
Вердикт: в принципе не поняла, что хотели сказать авторы данного проекта. А понравились мне только морские виды на закате, обилие пальм и шум прибоя.
9 сентября 2010
Очень неплохой фильм по мотивам книги Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Именно «по мотивам», потому что сюжетная линия, по сравнению с книгой, сильно упрощена. Поэтому желающие увидеть в фильме книгу будут разочарованы.
Как далеко может зайти человек в своих научных изысканиях? На что он может пойти ради своего желания превзойти самого Бога в умении созидать? Вы увидите в фильме людей, давших разные ответы на подобные вопросы, и именно эти вопросы будете Вы задавать себе при просмотре.
Что ответите Вы?
8 из 10
6 сентября 2008
Смотрела эту картину однажды, когда была в школьном возрасте, но впечатления были: от восторга до ужаса… По тем временам при отсутствии какой-либо графики и спецэффктов фильм все равно поразил своей «реальной» фантастичностью и некой убедительностью. В нем много философии и непростых жизненных узлов, сюжет очень интересен и довольно таки непрост в разрезе тяги человека к обретению бессмертия. Актеры сыграли на уровне, особенно главная героиня и сама «голова» профессора. Воспоминания о фильме таковы, что всенепременно хочется посмотреть заново!
10 из 10
4 июня 2007