Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
ТАСС уполномочен заявить… |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Фокин |
сценарий: | Юлиан Семенов |
продюсер: | Михаил Сапожников |
видеооператоры: | Игорь Клебанов, Вадим Семеновых |
композитор: | Эдуард Артемьев |
художник: | Петр Пашкевич |
монтаж: | Елена Заболоцкая |
жанры: | приключения, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 июля 1984 г. |
на DVD: | 10 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
Почему такое странное название для рецензии на Советский многосерийный фильм?
«Тасс уполномочен заявить» обязательно нужно смотреть тем, кто скучает по Кэрри и её борьбе за процветание Америки (Сериал «Homeland/Родина»). Не буду спойлерить, любой патриот нашей Родины наверняка остался немного недоволен концовкой, почему, смотрите и делайте выводы сами. Здесь же, как раз, те же шпионские игры, только «болеть» мы будем за наших.
В одной из серий полковник Славин предлагает другой вариант финала фильма про Джеймса Бонда «Из России с любовью», так вот, я считаю американцы слизали этот финал подчистую.
А теперь перейдём к сериалу «Тасс уполномочен заявить». Просмотр его я откладывала долго, возможно поколению 2000 он и не «зайдёт», в связи с тем, что, возможно, нужно достичь определённого возраста, прежде чем насладиться этим произведением искусства.
Во-первых, диалоги — давно я так не наслаждалась прекрасной русской речью, без великого и могучего непереводимого ни на какой другой язык мата. Красивые, хорошо поставленные театральные голоса — это ли не услада для уставших от нынешней речи в повседневной жизни и большинстве фильмов ушей.
Во-вторых, здесь собраны одни из самых красивых актёров и актрис Советского кино:
Тихонов, Соломин, Клюев, Алфёрова, Кальныш, Кикабидзе, Куравлёв, Зубкова и многие другие.
Возможно многие не знают кто это такие или видели их уже в преклонном возрасте, поэтому есть шанс увидеть их молодыми и полными сил и сравнить настоящую красоту с вымышленной.
В- третьих, если бы не год выпуска 1984 (как роман Дж. Оруэлла), можно было бы подумать, что снимали про наше время. Темы, методы, борьба за сферы влияния актуальны и по сей день.
Приятного просмотра, поверьте, вы не потратите своё время впустую и по окончанию у вас обязательно останется приятное послевкусие.
18 июня 2020
Фильм эпохи заката СССР, созданный и показанный пиковый год противостояния СССР-США и нагнетания напряженности — это те самые годы, когда СССР бойкотировала олимпиаду в США, это год (1984) наибольших потерь СССР в Афганистане.
Надо заметить, что с задачей нагнетания напряженности фильм справляется на пять с плюсом. Модная по тем временам, жутковатая электронная музыка талантливого Эдуарда Артемьева буквально бьет по нервам. Лихо закрученный сюжет сводится к тому, что каждый советский человек, связанный хоть как то с Западом, не в безопасности. Он или предатель (как Белью) — и его убъют подельники, или он инженер в загранкомандировке — Зотов и тогда его жизнь естественно тоже на волоске. Само собой, «наш человек на Западе» Славин тоже хлебнет от западных буржуинов по полной. Не говоря о несчастной Ольге Винтер, которая лишь чуть-чуть оказалось поближе к зоне тлетворного влияния Запада и поплатилась жизнью. Не удивительно, что после просмотра хочется выглянуть в окно, увидеть родные осины и облегченно выдохнуть: «Слава Б-гу я в родном Урюпинске и мне ничто не угрожает.»
В фильме довольно много идеологических штампов.
Особый упор сделан на то, чтобы «замазать» понемногу все страны запада и показать их враждебную сущность. Поэтому главная злодейка носит испанское имя Пилар, сообщается, что злосчастные серьги «выработаны» то ли в Бельгии то ли в Нидерландах, даже параноидальный сигнал, вызывающий затаившегося в Москве оборотня звучит как Трианон (замок во Франции). Но не стоит недооценивать картину — фильм сделн невероятно талантливо, и змей-искуситель Запад показан одновременно и жутким, и притягательным. Герои фильма то и дело летают в загадочный Луисбург, небрежным голосом сообщается, что тот или иной совсотрудник купил магнитофон «за 500 долларов». А какое возбуждение у советских дам должны были вызвать упоминания о «бельгийских сережках» -тогда, в эпоху дефицита и очередей за югославскими сапогами!
Кто-то из Западных критиков сказал о фильмах про Джеймса Бонда, что это смесь садизма, сексизма и снобизма.
Мастера советского кинематографа вероятно решили соответствовать и щедро приправили свой шедевр и снобизмом (в виде сцен красивой жизни) и садизмом (вспомним шизофреническую идею Джона Глэбба перевозить наркотики в потрошеных младенцах). Пожалуй только с сексизмом оказалось туговато и фильм по-советски целомудренен.
Единственной, пожалуй, слабой стороной, заметной сегодня является изображение иностранцев. Советские талантливые актеры очень старались, но у них получились к никак не люди Запада. Начиная от вялых разведчиков и чиновников (отчего бывает непросто понять, кто советский, а кто «иностранец») и заканчивая официантами в кафе — надменная пава в переднике не спеша подходит к столику и без улыбки и эмоций, глядя поверх голов гостей, брякает кофейную чашку на стол.
Вывод: памятник эпохи, талантливый, жесткий, поучительный.
18 октября 2016
В заголовке рецензии, «Почти что правда» — суть «многосерийного телевизионного художественного фильма» (именно так, поскольку подобия нашего нынешнего «мыла», именуемого «телесериалом», в советское время не производились, за редким исключением вроде «Ольги Сергеевны» (1975), да и то высочайшего качества — Радзинский плюс Прошкин плюс Таривердиев и т. п.). Так вот, повторюсь, всё, показываемое нам- почти что правда! Так всегда работал наш великий Юлиан Семёнов: рассказывал многое (что позволено было), да не всё…
С тех пор прошло много лет, и многое, прежде секретное- уже ни для кого не секрет. И нам давно уже известно, что агент ЦРУ в СССР по кличке «Трианон» реально существовал (фамилия- Огородник), что его завербовала очаровательная женщина Пилар (в фильме- под своим именем), и что кончил (по официальной версии) он именно так, как здесь и показано. Конечно же, всем нам понятно, что страна Нагония — собирательный образ, а ситуация вокруг неё напоминает сходные- с Анголой, Мозамбиком. И ещё кое-что. Здесь на странице фильма говорится, что Семёнов в образе полковника Славина (Виталий Соломин) представил своего друга, впоследствии генерала КГБ Вячеслава Кеворкова. Тогда вполне реально предположить, что прототипом генерала Константинова (Вячеслав Тихонов) стал руководитель операции «по Трианону» генерал-лейтенант КГБ Вячеслав Бояров.
… Характерной особенностью нашей «многосерийки» является, прежде всего, обилие пространных, но содержательных и прекрасно сыгранных актёрами диалогов, что приближает её к некой театральной постановке на экране и практически (но всё же не совсем!) подводит её к жанру «киноспектакль», который я усиленно пытаюсь «застолбить» в киносообществе. Вероятно, некоторым современным кинозрителям, живущим в стремительно развивающемся мире и привыкшим к динамике в кино (экшн и т. п.) «ТАСС уполномочен заявить…» покажется затянутой тягомотиной. Но ведь это кино не для просмотра в обед/перекус, а для спокойного (диванного!) выходного дня, когда и поразмышлять можно, и актёрскую игру заценить…
… А вот это просто форменное безобразие!!! К такому, прямо скажем, не дешёвому фильму приложили ужасающие вступительные титры, исполненные стандартными шрифтами чуть ли не на листе ватмана… Это что, последыши Трианона из Гостелерадио отомстили за него?
8 из 10
12 июня 2016
Юлиан Семенович Семенов — один из самых популярных советских авторов, не то чтобы ошибочно, но причисляемый к развлекательным жанрам. Безусловно, детективная составляющая — ключевая в его произведениях, но ценнее другое — Семенов никогда не останавливался на остросюжетности. Нечасто встречается в детективной литературе противостояние характеров, но помимо него в романах Семенова есть и широкий спектр социальности и характеров международной политики. Пожалуй, среди советских авторов он один из немногих, кто прямо обращается к теме национальной ментальности. Конечно, это делали и «деревенщики», например, но Юлиан Семенович делает это на сравнительном материале международной политики. А это всегда интересно и, как ни странно, не потеряло своей актуальности и сегодня.
В этом смысле «ТАСС уполномочен заявить» — очень показательная вещь, имеющая несколько пластов и тем. И экранизация подчеркивает эти достоинства, лишь иногда «перегибая палку». Остановимся на ключевых.
Первая тема — внешнеполитическая. Противостояние с США показывается не столько как махрово-идеологическое (капитализм-социализм), сколько именно ментальное. Советская политика в Африке показана как исповедующая два принципа — гуманизм и безопасность. Первое доказывается ненавязчивым подчеркиванием, что в Нагонию едут наши врачи, преподаватели, инженеры и мирные грузы (хотя это в действительности было не совсем так — недаром на гербе Мозамбика АК находится). При этом наш гуманизм превращается, в устах одного из главных героев, в боязнь обидеть и выглядеть скрягами (вот где широта русской души!).
Безопасность постулируется, разумеется, сотрудниками КГБ, причем тесно увязывается с экономической политикой… Сразу несколько фраз в фильме и книге говорят о том, что присутствие американцев на юге Африки ставит под ядерный удар Украину, Закавказье и Среднюю Азию. Правда, это больше напоминает намек на Афганистан. Тем более что Ольга Винтер цитирует, будучи специалистом по Африке, афганскую пословицу «Цирюльник учится своему искусству на голове сироты». А интересы безопасности требуют военных оборонительных расходов вместо того, чтобы направить средства в мирное русло. Об этом говорится вполне определенно. Как и о стратегии США по втягиванию СССР в эту грань противостояния.
Американцы, напротив, — образец деловитости и прагматизма. Поэтому американская линия начинается с общения одного из руководителей ЦРУ с миллиардером Нельсоном Грином. Причем црушник просит помощи магната по влиянию на своих же коллег в Пентагоне!
В случае с Глэббом эта деловитость (если не сказать, что экономический детерминизм) перерастает в «черную коммерцию» и коррупцию с произволом. Вспоминается старая фраза Бальзака, что «за каждым большим состоянием скрывается преступление». Поэтому и политика подчинена отнюдь не интересам демократии (хотя американский посол в СССР говорит об этом в контексте «сложных процессов в республике Нагония») и лишь отчасти интересам американской нации и государства, а больше — коммерческим интересам крупных корпораций.
Но идеологическое противостояние переведено в споры конкретных людей, сыгранных отличными актерами. И, несмотря на жесткость противостояния, споры вполне конструктивны, как бы намекая на здравость сил, которые могут вести диалог (предтеча политики «нового мышления»), в основе которой закон и права человека. Особенно любопытны разговоры в треугольнике Славин-Пол Дик-Глэбб, каждый из которых пестрит эрудицией и интересной аргументацией с обеих сторон (хотя Славин выигрывает, конечно).
Тема предательства и патриотизма. Парадоксально, но тема власовцев, которая не имеет, казалось бы, прямого отношения к шпионажу и «холодной войне» становится катализатором событий — письмо бывшего власовца о предателе, первый (отнюдь не случайно) разговор о предательстве в годы войны… Почему? Объяснений несколько. Во-первых, авторы лояльнее относятся к тем, кто отбыл наказание или пытается искупить вину. А во-вторых, и в главных, предательство современности тем хуже, что не вызвано чрезвычайными обстоятельствами. И контраст показывается сравнением характеров и судьбы Айвена Белью и Трианона.
Занятен и еще один важный штришок, появляющийся в фильме: цитирование газеты «Правда» не является свидетельством патриотизма, а, скорее, становится намеком на конформизм. Впрочем, цитирование советскими гражданами «Нью-Йорк Таймс» позитивным все-таки не стало. А критика, которую позволяют себе русские в отношении себя, — уже не вредительство, а честность. И здесь контраст между карьеристом Трианоном и сразу несколькими персонажами также показателен.
Еще одна тема — образ наших, прежде всего, спецслужб. Безусловно, они — законники и патриоты. И, конечно, профессионалы. Именно в этих составляющих — залог успеха. Ведь элемент личной корысти здесь отсутствует. Разумеется, ряд моментов обойден — американцы не гнушаются политическими убийствами, а с КГБ эта тема нежно обходится… Да и вообще в сравнении со шпионскими фильмами предшествующих десятилетий и некоторыми параллельными шпионскими историями, фильм избегает однозначной оценки какого-либо из персонажей, становясь не пропагандистским, а творческим явлением. Разве что с Глэббом несколько пережали (особенно непонятна тема с Непалом- зачем нужен был Глэббу столь чудовищный цинизм?..).
Да и вообще — что ни персонаж, то не просто галочка, а характер и типаж. Пьющий мастер Парамонов и его жена, Ольга Винтер и Ольга Вронская, Зотов и Пол Дик, Славин и Глэбб, журналисты Степанов (видимо, сам Семенов — его прототип) и Дональд Ги… И это только небольшая толика психологических игр, которыми наполнена каждая серия.
Учитывая сложную международную обстановку в сегодняшнем мире, опыт «ТАСС…» чрезвычайно интересен и современному зрителю — прибавилось много нюансов, но основные темы геополитики, безопасности и противостояния мировых держав сохранились. Во всяком случае, всеобщая дружба (если таковая и была в 90-е годы) оказалась недолговечной…
15 июня 2015
Великолепный, интеллектуальный, грамотно написанный фильм, требующий внимательного и вдумчивого просмотра. Считаю, что данная кинолента одна из лучших среди работ Юлиана Семёнова. Здесь есть всё для качественного кинопроизведения.
В первую очередь, хочется отметить адеватный, внятный сценарий, который чётко от начала и до конца грамотно проработан. Тут великолепны диалоги, многие из которых несут огромный смысл, их нужно слушать внимательно, и думать, думать, и ещё раз думать. Здесь достаточно пищи для размышлений. Но кроме этого, и сам детективный сюжет отменный и увлекательный.
Также здесь великолепна режиссура, просто блестяще и атмосферно картина поставлена. Про шикарный актёрский ансамбль даже говорить не надо, он и не нуждается в представлении, столько ярких звёзд собралось, не фильм, а хит просто, один Вячеслав Тихонов чего стоит. Ну а прекрасное музыкальное сопровождение подходит к фильму как нельзя кстати.
Благодаря всему этому имеем великолепный фильм, который нужно смотреть всем людям, которые любят работать головой и размышлять. Такого уровня политических детективов о разведке сейчас никто и не снимет.
10 из 10
27 октября 2014
Премьеру «ТАСС уполномочен заявить» в 1984 году я пропустила по причине своего юного в те годы возраста. Потом политическая ситуация изменилась, и фильм очень долго не повторяли. Посмотреть фильм удалось лишь в середине 90-х годов на нашем местном канале. Какое сильное впечатление он на меня произвёл! Если сказать, что фильм захватывающий-это ничего не сказать. Каждую серию ждала с нетерпением, оторваться невозможно.
Кто-то может увидеть в фильме пропагандистский пафос, но именно этого пафоса нам сейчас ой как не хватает. Действительно, испытываешь чувство ностальгии по тому времени, когда понятия любовь к Родине, совесть и честь для большинства наших людей ещё не были пустым звуком и ненужным атавизмом.
Это детектив для интеллектуалов, сцены погонь, стрельбы отсутствуют, зато много шикарных диалогов, рассуждений о жизни, которые актуальны и сейчас. Например рассуждения Пола Дика о женщинах, о литературе, или разговор Славина с Зотовым о борьбе с алкоголизмом и об «истине, которая лежит рядом с апостолом Павлом», о том, что «никто не хочет сделать доброту религией». А ведь фильм снят в 1984 году.
Неплохо бы посмотреть фильм нынешним молодым дурочкам, которые, насмотревшись современных гламурных сериалов, думают, что, если мужчина не дарит букеты из миллионов роз, с ним и встречаться не стоит. Дубов-Трианон» ну просто герой нашего «гламурного» времени, ухаживать умеет красиво: дарит цветы, дорогие серьги, в ресторан может пригласить на завтрак, бабушке руку подаёт при выходе из троллейбуса, кроме того, следит за своим здоровьем, считает биоритмы, соблюдает диеты, занимается йогой. Но при этом, внутри гниль. К сожалению, сейчас в России время дубовых, «жадных и патологически тщеславных», которые за звонкую монету не только Родину, и и родную мать не пожалеют.
В фильме нет схематизма, герои разговаривают живо, интересно. В других «шпионских» фильмах, как правило «враги» показаны подонками, а наши-героями. А в этом фильме «советские» люди показаны по-разному: пьянчужка Парамонов, мелкий жулик Цызин, «хлюст» Шаргин, дурочка Вронская. А американцы? Пропивающий свой ум Пол Дик, а Лоренс хоть и ЦРУшник, но человек, не лишённый совести в отличие от Глэба, действительно верящий в то, что своей работой он приносит пользу своей родине. Вообще, о политике США показано всё верно. Последние события в Сирии и в Иране тому подтверждение. Американцы до сих пор уверены в своей «исключительности», и теперь, когда СССР нет и некому их сдерживать на мировой арене, совсем распоясались.
О прекрасной музыке Артемьева и замечательной работе режиссёра Владимира Фокина уже говорилось. Жаль, что в наше время фильмов подобного качества уже нет и быть не может.
5 декабря 2013
Фраза «ТАСС уполномочен заявить» знакома многим — стандартная формулировка Телеграфного Агентства Советского Союза при оглашении официальной точки зрения Советского государства. Сейчас, правда, себе уже мало представляют тогдашние порядки, а аббревиатура ТАСС уже давно превратилась в нарицательное имя, как, например, «ликбез» или «комсомол», расшифровку которого никто не знает. Но само название многосерийного фильма звучит очень убедительно, чеканно, железно. Оно, не открывая ничего, сразу предполагает серьёзность фильма, как мне кажется. Скорее всего, в него изначально вкладывалась и некоторая идеологическая направленность, но теперь она не столь очевидна, в связи со сменой эпох и мировоззрения.
Итак, с чего начать. Наверное, с музыки. Это практически первое, чем встречает нас каждая серия. Музыка возникает одновременно с названием и поначалу производит впечатление если не какафонии, то чего-то уж точно несуразного, она обескураживает! Несколько голосов, сменяющих один другой, но ведущих одну общую тему. Советское техно, в котором явственно слышатся и мотивы «Время вперёд», и веяния моды, и опять же некая чеканность, словно звон металла. И поначалу не вполне ясно, что бы это всё значило. Эта музыка и останется главной на протяжении всех 10 серий. Фильм придерживается советской традиции, которая ближе и мне, не сопровождать музыкальными темами все действия героев и не заполнять музыкой все мыслимые промежутки. Звуковой фон здесь, в основном, естественный и музыка вступает лишь изредка с целью нагнетания атмосферы или усиления эффекта. Благодаря тому, что ей не злоупотребляют, авторам картины удаётся выделить ключевые моменты, собрать внимание зрителя в нужных местах.
Что касается актёрского состава, то тут комментировать особенно нечего — достаточно просто ознакомиться с титрами. Мастодонты и тогдашние новички отечественного кинематографа собраны в этой картине, отыграли все отлично, так что ни одна роль не выглядит натянутой или фальшивой. Помимо всего прочего, очень хорошо подобраны типажи, что немаловажно, потому что как актёр не играй, но типаж не его, то прыгнуть выше головы ему вряд ли удастся.
Одноимённый роман Юлиана Семёнова, вообще говоря, трудно было бы экранизировать. Точнее не так — трудно экранизировать в ходе одного полноформатного фильма. Подобную неудачу потерпела экранизированная уже в начале 2000х лента «В августе 44го». Необходимость урезания экранного времени диктует свои жесткие условия, которые заставляют выкидывать значительные куски действия, жертвовать полнотой раскрытия характеров героев, значительно упрощать их мотивацию, убирать с одной стороны мелкие, но с другой очень характерные подробности. Именно поэтому лента «ТАСС…» растянута на 10 серий — в ней сохранены все перипетии развития сюжета. Несколько параллельных линий, описывающие одну и ту же ситуацию с разных сторон, которые к концу сливаются в один мощный поток, экспоненциально повышая градус напряжённости фильма. Всё это, конечно, в ущерб массовому прокату и общей смотрибельности, но зато во имя сохранения художественной ценности.
Хотелось бы также отметить качественную режиссуру и операторскую работу в фильме. Последняя на высоте, поскольку камера использует самые разные приёмы, она не статична, как это было принято в те годы. Чередуются как панорамные съёмки, так и крупные планы, очень хорошая работа с ракурсами и, что хочется отметить, с фокусировкой внутри кадра. Всё это не то чтобы создаёт иллюзию присутствия, нет, но позволяет без лишних слов объяснить происходящее в кадре. Что касается слов, то фильм даже можно назвать «разговорным». Диалогов и монологов много, что и неудивительно, учитывая разрабатываемую тематику. Но режиссёру почти всегда удаётся сделать их интересными или по крайней мере, не скучными, а это ой как тяжело. Ещё одна маленькая деталь — в каждой серии есть одна или две напряжённые сцены, снятые просто мастерски. Режиссёр, действую словно «по заветам Хичкока», создаёт в них неимоверное напряжение, когда зритель словно вжимается в стул в ожидании развязки и в страхе перед неизвестным исходом оной. Лучшая из этих сцен, на мой взгляд, это, конечно же, задержание резидента ЦРУ.
Антисоветчина. Очень странно видеть в фильме, выпущенном в 1984 году, т. е. при Черненко, во времена рецидива застоя, а снятом про «великом и ужасном» Андропове такую смелость в поднятии больных для советского государства тем: власовщина, бегство из Союза, предательство Родины, пьянство, неумелость в экономических вопросах, отсутствие резкой отрицательной картины западной жизни… Вполне вероятно, что я преувеличиваю, предавая такое большое значение этим элементам, но всё-таки создаётся впечатление того, что поднять такого рода вопросы было определённого рода смелостью и даже шагом. И, конечно, впечатляет работа КГБ, обладающего такими возможностями, что это одновременно пугает и завораживает.
Трудно говорить о целевой аудитории этого фильма сейчас. Он не столь смотрибелен как современные сериалы, и с одной стороны гораздо менее актуален чем они. Ведь поменялась эпоха, время, страна и люди, да и не только наша страна и наши люди — изменился мир. Это кино интересно прежде всего той всеобъемлющей картиной мира, которую оно даёт. Мира, существующий в условиях повсеместного противостояния двух сверхдержав, игр спецслужб и игр дипломатических, о людях, которые этим руководят, участвуют и занимаются. Эта картина похожа на панорамный снимок с большой глубиной резкости, который даёт нам представление о той эпохе. Причём с минимумом пропагандистского пафоса и максимальной сдержанностью. Не побоюсь этого определения, это умное кино.
Не побоюсь и более опасного определения — полезное.
А в плюс ко всему этому добротно и небесталанно снятое, что не может не радовать.
9 из 10
3 апреля 2011
Довольно странно, наверное, рецензировать телесериал которому скоро исполнится 30 лет. Но именно из-за его почтенного возраста, уверен, с ним многие не знакомы. Попробую и я внести свою лепту в рекламу канувшего в лету советского кинематографа.
Сериал (10 серий) представляет собой лихо закрученную детективно-шпионскую историю, имеющую как ни странно, весьма реальную историческую подоплёку. К тому же, Юлиан Семёнов, при написании сценария, видимо, руководствовался чем-то кроме своего богатого воображения, отчего фильм не грешит досадными ляпами, которыми изобилует его предыдущая работа — Семнадцать мгновений сами знаете чего.
В пику нынешним кумирам зрителей — американским сериалам, в которых «звёзды» обычно появляются либо в камео, либо заглавных ролях — наш фильм является сосредоточением актёров первой величины. Ну вот лишь исполнители главных ролей: Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Вахтанг Кикабидзе, Алексей Петренко, Георгий Юматов, Леонид Куравлёв, Ирина Алфёрова, Борис Клюев, Михаил Глузский. Так что фильм не чета всяким телепостановкам вроде «Следствие ведут ЗнаТоКи». Да и на бюджете никто не экономил, что позволило обойтись без картонных задников и снимать заграницу — там где и положено, за границей. Пропагандистского пафоса, которым грешат многие фильмы о советских разведчиках, тоже нет.
Зато сколько в нём прекрасной актёрской игры, хитросплетений сюжетных линий, тонких диалогов, взглядов и недосказанностей… Когда я смотрел этот сериал впервые, а было это 3 года назад, я был поражен — кто же набрался смелости и позволил в те годы выпустить на экраны подобную антисоветчину? Ведь, уверен, поднимать тему Власовской армии в СССР было весьма не популярно, а уж тем более затрагивать тему вынужденных эмигрантов — угнанных немцами в годы второй мировой войны советских граждан. И уж тем паче, монолог советского человека, размышляющего о вере отнюдь не эзоповым языком — как минимум непривычен. Да и сама тема о гражданах СССР, завербованных американской разведкой несколько диссонирует с образами улыбающихся рабочих, пролетариев и прочих бдительных и идейно подкованных граждан, взирающих на нас с советских плакатов.
Но быть может именно поэтому в фильме не чувствуется фальши. И даже спустя столько лет история по-прежнему интересна и ко второй-третьей серии затягивает настолько, что оторваться уже невозможно…
А ещё фильм вызывает ностальгию по той стране… без навязчивой рекламы и обезображивающих архитектуру бигбордов… стране, где человеческая совесть и любовь к Родине были в цене… по стране, которую мы все с вами, увы, потеряли.
30 января 2011
Детектив и не только политический превратился в забавную и чуть острую пищу для желудка. Пожалуй только «Сопрано» удалось напомнить что сериал это не мыло — дегтярное.
Последний кинопроект Юрия Владимировича Андропова великолепен и ярок, как молния посреди ночи, ломающая черную бездну. И очень жаль, что нынешние мыловары не помнят великой киноистории своей страны. Безусловно, как театр начинается с вешалки, так и кино начинается с музыки, и пробивная нервная дрожь Эдуарда Артемьева навсегда впивается в память. Можно не знать и не любить музыки вообще, но эти мелодии…
Юлиан Семенов забыт и оклеветан гнусными приспособленцами, и пусть не всё творчество ОТЦА ШТИРЛИЦА равноценно, но «ТАСС» — одна из вершин блестящего мастера, и низкий поклон Владимиру Фокину и артистам, сумевшим не испортить, а объяснить, не разжевать, а выкристаллизовать буквы и предложения.
24 августа 2008