Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зелиг |
английское название: |
Zelig |
год: | 1983 |
страна: |
США
|
режиссер: | Вуди Аллен |
сценарий: | Вуди Аллен |
продюсеры: | Роберт Гринхат, Чарльз Х. Джофф, Майкл Пейсер, Джек Роллинз |
видеооператор: | Гордон Уиллис |
композитор: | Дик Хаймен |
художники: | Спид Хопкинс, Санто Локосто, Лесли Блум, Джанет Розенблюм, Мэл Борн |
монтаж: | Сьюзэн Е. Морс |
жанры: | фэнтези, комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $11 798 616 |
Мировые сборы: | $11 798 616 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
Стилизация фильма Зелиг под хронику 20-ых годов и документальный фильм это не попытка придать происходящему реалистичности, как делала Ведьма из Блэр и тем самым заработала отличную кассу (если бы такая цель была, стоило бы взять на главную роль кого-то с менее узнаваемым лицом, исключить кадры, как Зелиг ходит по стене и придумать какое-нибудь обоснование, почему буквально каждый шаг героев фиксирует камера), смысл исключительно в том, чтобы дотошная стилизация вызывала смех у зрителя. И в паре сцен это действительно удается, особенно в эпизоде с Гитлером. Но далеко не всегда.
Изначально фильм был гораздо короче, примерно вдвое. Его решили расширить. На мой взгляд, это была абсолютная ошибка.
В фильме много известных людей того времени. Зачем? Это не добавляет документальности картине, это не забавляет, в этом нет смысла, только бы расширить хронометраж.
В фильме есть несколько сцен, которые существуют исключительно чтобы насмешить, и сюжет они не двигают. Если они вас не смешает, как меня, то просмотр превращается в пытку, пока не произойдет какой-нибудь действительно забавный момент.
Из-за выбранной формы, динамика фильма очень страдает. Большая часть картины - это 'бла-бла-бла Зелиг сделал то бла-бла-бла' и нам показывают, что сделал Зелиг, или кто бы то ни было. Это неплохо, это специфика документальной передачи, которой хочет казаться Зелиг. Отличная стилизация, даже не отличишь. Но интриги, вовлеченности, интереса такое повествование не вызывает.
Самые лучше моменты фильма - интервью Зелига с врачом, когда мы наконец-то видим героя не с дальнего плана, не из толпы, а находимся с ним в одной комнате. Наконец-то он сам что-то говорит и делает, а не диктор рассказывает, что Зелиг делал и говорил, а видеоряд ему поддакивает.
Также порадовала развязка с Гитлером - смешно, неожиданно, и наконец-то Зелиг сам что-то делает, и никто нам не рассказывает, что происходит: мы сами это видим.
Вуди Аллен создал великолепное мокьюментари, стилизуя фильм под скучную телепередачу про жизнь удивительно человека. Это прекрасно. Но зачем он создал именно скучную телепередачу?
24 марта 2024
И хотя современный поджанр псевдодокументалистики зашёл в тупик, когда-то он процветал. В начале 00-ых его умело эксплуатировали в ужастиках, вроде Ведьмы из Блэр, Паранормального явления, Монстро и Репортажа. Но если так посмотреть, ничем не хуже, а в чём-то даже лучше, мокьюментари работает в комедии. Борат использовал этот приём чтобы высмеять все пороки американского общества разом, Задержка в развитии умело стебала богатых, а Реальные упыри закосив под документалку про вампиров отобразили неспособность отдельных групп людей приспособиться к меняющимся реалиям. А если ещё сериалы брать в пример, то одни только Офис и Парки и зоны отдыха являются одними из лучших комедийных шоу 21 века в принципе. Но кто бы мог подумать, что один из лучших представителей комедийного мокьюментари выйдет не 00-ые или 10-ые, да и в принципе не в этом веке. Речь идёт о вышедшем в 1983-ем Зелиге, изменившим у многих представление о мокьюментари.
Если в кратце по сюжету, то это история про Леонарда Зелига. Человека, в котором обнаружили способность буквально перевоплощаться в любых людей, с которыми он находится рядом. Будь то толстяк, раввин, служитель СС или даже чернокожий. За это его все прозвали человеком-хамелеоном, способным мимикрировать под кого угодно, а потому представляющий всевозможный интерес для общества. Сам фильм снят в стиле документального портрета и отображает как человека, так и эпоху вокруг него. Реальная плёнка тех лет смешана с правдоподобной имитацией той плёнки. Внутри фильма даже есть интервью с 'реальными очевидцами произошедшего' и вставки из 'реально отснятых' по тем событиям фильмов. Всё это позволяет полностью погрузиться в историю и понять, что такое реально было.
Впрочем, режиссёр Вуди Аллен тут и создаёт контраст. С одной стороны, фильм отлично стилизован под кадры той эпохи и даже кадры с самим Алленом реально сочетаются с настоящей архивной плёнкой, а с другой, события кажутся столь неправдоподобными и настолько несуразными, что поверить в такое никак не возможно. Именно на этом и строится комедия фильма. Чем дальше идёт сюжет, тем абсурднее становятся происходящее на экране. В какой-то момент нам поведают о том, что Зелиг захватил немецкий самолёт и верх тормашками перелетел Атлантику. Это смешно и тем, как серьёзно на события реагируют как обычные люди, так и рассказчик. Последний делает историю ещё правдоподобнее благодаря своему тону. С одной стороны, он сохраняет невозмутимость и старается беспристрастно пересказать события, но с другой в его голосе всё равно чувствуются нотки изумления и интереса к происходящему. Благодаря слишком серьёзному отношению к Зелигу и строится вся удачная комедия фильма.
Как и все удачные мокьюментари, здесь элементы документалистики используются не столько ради того, чтобы надурить зрителя. Куда важнее показать то, как может быстро меняться настроение в обществе. Вот Зелиг, как Зелиг, никому до него не было дела. И тут вскрылось, что у него есть способности. Толпа сразу же сорвалась с цепи и начала следить за ситуацией. Всем известно, что людям в первую очередь нужны зрелища и они нашли себе нечто подобное, словно перестав следить за всеми остальными событиями в мире. Более того, многие начали коммерциализировать Зелига, превращая Человека-хамелеона в этакий бренд. Но потом он всем наскучивает, и про 'пресмыкающегося' быстро забывают. Потом, когда он, казалось, освобождается от своего недуга, люди вдруг превращают его в врага. То он претворялся маляром, хотя ничего в этом не смыслил, то принимал роды, хотя ранее никогда не практиковался в акушерстве, то вообще в бессознании завёл многожёнство, а те заимели от него детей. Только после подвига на самолёте ему кое как отпустили грехи, сделали героем и благополучно забыли, как это часто происходит с 'сенсациями'. В этом плане фильм идеально показал, как меняется настроение в обществе и как социум может быть двуличен.
Есть какая-то ирония и в самом образе Зелига. Он так старался мимикрировать под всех подряд, так не хотел выделяться, что в итоге именно этой своей чертой и выделился. Когда же Зелиг начал 'вылечиваться', общество сказало, что он им не нравился как человек-хамелеон, ибо сам того не зная совершал проступки, а то и настоящие уголовные преступления. И именно поэтому он снова начал мимикрировать, пытаясь снова понравиться обществу. Получается замкнутый круг. Он сам того не зная совершает проступки как хамелеон, но если Зелиг перестаёт быть любимым, то снова становится хамелеоном. Самое интересное, что не смотря на гротеск образа и утрированность событий, многие люди могут найти в этом что-то жизненное. Все мы перевоплощаемся в кого-то, кем не являемся, стараясь угодить всем подряд, а с соц сетями такая проблема и вовсе вышла на новый уровень.
Зелиг при всей своей комедийной составляющей, является драмой, в которой есть над чем поразмыслить. Несмотря на то, что само существование фильма похоже на шутку, чем пристальнее на него смотришь, тем больше осознаёшь, что эта шутка может не только рассмешить, но и заставить подумать. Вуди Аллен действительно мэтр кинематографа, который способен рассказать удивительные истории самым необычным киноязыком. Лучшая ли это его работа? Навряд ли. Слишком обширна его фильмография. Но это однозначно тот фильм, за который его можно вспомнить и понять его глубину мысли, а также узнать, что у мокьюментари был ещё большой потенциал. А может быть, он ещё и остался?
14 апреля 2023
Мне наскучил неравный бой
Плетью обуха не перебить.
Не хочу быть самим собой,
Я таким как все стану быть.
(А. Макаревич)
У главного героя шьямалановского фильма 'Сплит' было, помнится, 23 личности и это был триллер. Вуди Аллен за 33 года до этого показал нечто гораздо более страшное - человека совсем без личности, только сделал это в виде комедии.
'Зелиг', безусловно, один из самых оригинальных фильмов Аллена. Причем, что это есть такое - великий очкарик так и не объяснил. Философская притча? Остроумная сатира? Ироничное осмысление поиска идентичности от представителя наиболее ассимилировавшейся в мировом сообществе нации? Саркастическое перевирание ницшеанской теории о 'сверхчеловеке'? Пародия на многочисленные трактаты по психоанализу, ставшему особенно модным? Или может быть просто шутка?
Если это шутка, то довольно злая. Если философская притча, то слишком смешная... Если сатира, то недостаточно острая. В любом случае, картина оказала огромное влияние на массовую культуру. Можно с уверенностью утверждать, что не будь 'Зелига', не было бы 'Форреста Гампа' - уж точно в том виде, в каком он появился. Не было бы множества приемов, которые с успехом использовались в последующих мокьюментари, а у редкого мозгового нарушения с похожими симптомами не было бы столь подходящего названия.
Очевидно, что Аллен с присущим ему интересом к психоанализу показывает себя отменным знатоком человеческой природы, доводя до абсурда не так уж редко встречающийся в людях конформизм. И с этим он неожиданно и снайперски попадает в сегодняшний день со всеми его страшными событиями. Ведь его герой Леонард Зелиг не просто 'человек-хамелеон', он приспособленец, у которого желание быть как все возведено в абсолют. Он просто физически не способен быть собой. Аллен создает остроумный, но от того не менее страшный портрет идеальной биомассы, принимающей любой вид и - следовательно - любое мнение за свое (а стало быть - и любую пропаганду), при полном отсутствии критического мышления и попыток анализа.
Это идеальный раб - беспомощный и при этом беспощадный и всемогущий, винтик в государственной машине, в любую секунду готовый стать кем угодно и в любой момент быть пущенным 'в дело', готовый творить любое зло, просто потому, что оно никак не откликается в лишенной убеждений, морали, воображения, принципов, этики, - 'пустой' - душе. Человек-жидкость, принимающий форму любого сосуда, в который его помещают. Аллен делает его смешным, но ужас от осознания наличия огромного количества подобных людей в мире от этого не становится меньше.
Ассимилирующийся как карпентеровское 'нечто' Зелиг способен и на добрые дела, но они не идут из его самосознания, потому что никакого самосознания у него нет. Это человек-фикция, человек-оболочка. Но эта оболочка способна держать в руках оружие и выполнять приказы. Не зря в один из моментов фильма герой оказывается среди фашистов как в идеальной среде обитания - в толпе, возле подобных себе. О, здесь ему тепло и вольготно - не надо думать, и всегда есть некто важный, главный, который избавит от необходимости думать, чувствовать и брать ответственность за свои поступки. Так, начав с желания всем нравится и быть любимым, изображаемый Алленом человечек оказывается фашистом. Интересная карьера!
Но, пройдя курс лечения и временно избавившись от своего 'безличия', Зелиг становится изгоем и преступником, потому что - парадокс - как мыслящая единица миру он не так уж нужен. Сильные мира сего с удовольствием приняли его как хамелеона, как игрушку, но сразу же отвергли, едва в нем зародились искры сомнения. 'Тут умные не надобны, надобны верные' (с)
В общем и целом получается очень безрадостная картина, хотя, несомненно, это один из самых смешных фильмов Аллена. И да, мэтр находит для своего героя способ излечения, но, боюсь, это лишь уступка жанру и общему позитивному настрою фильма, который, конечно же, не затевался как пророческий или сколь-нибудь значимый, тем не менее прозвучал он громко, именно как художественное открытие.
В актерском контексте ни для Аллена, ни для Фэрроу их работы не стали творческим открытием, хотя Аллен абсолютно правдив (практически не меняя своего вечного образа-маски) в роли 'безликого человека из толпы', а Фэрроу чудно смотрится в костюмах 20-30-х и в целом очаровательна как всегда. Но с точки зрения самой идеи, режиссерского замысла, стилизации, работы с монохромным изображением и архивными кадрами - картина - эталонна!
Обилие видных деятелей литературы, искусства, науки а также великолепно состаренные кадры и прекрасный монтаж с кинохроникой делают картину идеальным мокьюментари (забавно, что снимая ленту про 'мимикрирующего человека', Аллен сам удачно мимикрирует под чужую эпоху и чужой стиль) и, следовательно добавляет правды и эмоциональности этой и без того очень сильной и даже вызывающей оторопь.
Одновременно размышление об индивидуализме, который странно смешивается со страстном желании быть как все (а значит - никем), и полная сардонического юмора комедия, осмысление инертности, безликости масс, как шага на пути к возникновению фашизма, и - романтическая светлая картина, полная любви и нежности, удивительный фильм, в котором фальшиво абсолютно все, но который всем - каждой мыслью, каждым кадром - настоящий! Безусловно, 'Зелиг' - один из самых удивительных, талантливых и поистине творческих экспериментов мирового кино!
10 из 10
3 февраля 2023
Фильм Зелиг нельзя рассматривать в отрыве от предыдущих работ Вуди Аллена. Так как во многом картина является выводами режиссера его излюбленных тем.
Для «Классического» Вуди Аллена характерны темы: иррациональность, опустошение, и отчужденность человека в современном обществе. Его работы во многом экранизации собственного опыта с примесью модного тогда психоанализа.
Форма и содержания его фильмов намеренно противоречат друг другу. За тривиальными с виду историями, зачастую скрывается серьезная драма маленького, невротичного человека.
Мне кажется, что главным выразительным средствам режиссера является сближение трагедии и комедии, где одно логически продолжает другое. Ведь с точки зрения объективной реальности, разницы между трагедией и комедией практически нет.
Для обоих жанров характерны: конфликтная среда, и нерациональность человека в этой среде. Разница заключается лишь в акцентах, расставленных автором в рассматриваемой им теме.
Режиссер выбирает комедию, и создает целую киновселенную позитивной психотерапии, где исследуют истоки невроза как у отдельного человека, так и у целого общества.
Фильм Зелиг, снятый Вуди Аленом по собственному сценарию, во многом подводит итог его работам 70-х годов.
Леонард Зелиг гипертрофированный собирательный образ всех персонажей Аллена. Эдакий собирательный образ, всех собирательных образов.
Если прошлые персонажи Аллена являлись представителями малой психиатрии, то Леонард находится еще в неизвестных областях науки. Его психосоматические проявления доведены до абсурда. Если обычный человек, пытаясь, подстроится под каноны общества жертвует своей индивидуальностью, то Зелиг идет дальше, меняя собственную анатомию.
Зелиг олицетворяет собой суть конформизма, вредного для развития собственной личности, но полезного для группы обезличенных индивидов.
Именно обезличивание современного человека, является главной проблематикой фильма. Каждый газетный заголовок, каждая передача, как и любой другой инструмент пропаганды приводят общественный интерес к общему знаменателю.
Обезличивание помогает предугадать реакцию публики, и тем самым повысить продажи. Неслучайно именно репортаж и документалистика определяют форму данного фильма.
Мы становимся такими же увлеченными зрителями истории, как те люди, читающие бульварную Нью-Йоркскую прессу 20-х годов. И нам приходится поверить в события, происходящие на экране, которых возможно никогда не было. Но которые нам приходится принять за истину, чтобы погрузиться в историю.
Кроме того, архивные хроники и старая пленка, производят впечатление редкого, а потому ценного знания. Таким художественным средством, автор манипулирует нашим вниманием, завышая значимость происходящего на экране.
Такой постмодернистский прием, обращенный против зрителя, помогает нам лучше осмыслить увиденное, и подвергнуть критике свои собственные интересы.
Конформизм и уход от него является главным двигателем сюжета. Леонард, человек со странным дефектом вызывает повышенный интерес, именно потому, что он не такой как все, хотя ирония как раз в том, что он именно неотличим от всех остальных.
В любом случае главные интеллектуалы того времени, а именно психоаналитики, считают, что ему необходимо лечение, чтобы сделать его нормальным членом общества. Но как только доктору Флетчер это удается и Зелиг становится самостоятельной личностью, на него обрушивается шквал негатива. Представители общественности вспоминают все проблемы, причинённые им Зелигом, совершенно игнорируя природу его болезни.
В то же время, совершенный им подвиг под действием того-же самого недуга, уже рассматривается обществом как гениальность, обеспечивая ему всемирную любовь и уважения.
Именно это когнитивное искажение стоит в основе многих социальных конфликтов. Если ты совершил плохой поступок, твои проблемы никого не интересуют, но, если благодаря этим же самым проблемам ты делаешь что-то хорошее, проблемы перестают быть проблемами.
Фильм отражает многие проблемы индустриального общества. Потому как именно в индустриальном обществе, в век мегаполисов, развитых СМИ, и сильной идеологии, тривиальные человеческие качества становятся самой настоящей социальной бомбой.
Индивидуальность штука спорная, человек может к ней стремится всю жизнь, тратя на развитие своей личности огромные ресурсы. Но спустя большое количество потраченного времени и усилий, человек может обнаружить, что он никем не понят, и что остался он со своей индивидуальностью наедине
Конформизм штука опасная, именно неспособность Зелига переносить гонения, а потому одиночество, провоцирует его проявить крайнюю степень конформизма — вступить в ряды нацисткой партии.
Разрешение этого конфликта может лежать в юморе, потому как именно юмор помогает смотреть на вещи более отстранённо, именно благодаря комедии можно увидеть все противоречия, назревшие в обществе.
Трагедия вгоняет в таску, сужая внимания зрителя до автоматических, но очень ярких реакций. Комедия Вуди Аллена, позволяет расширить внимания, и учесть больше деталей, для проведения эффективной терапии над собой!
28 ноября 2020
«Я работал с Фрейдом в Вене. Мы поссорились из-за концепции зависти к пенису. Фрейд полагал, что она должна быть ограничена только женщинами.» (с) Зелиг.
Черно-белая, специфическая, ни на что не похожая комедия под названием «Зелиг» признана одним из лучших творений Вуди Аллена. Этот удивительный режиссер снял столько замечательных и любимых фильмов, и начиная смотреть любое его кино, попадаешь в нечто невероятное. Комедия, либо драма — Вуди погружает зрителя в накал страстей человеческих.
Но вот фильм его «Зелиг» ни на что не похож из его других фильмов. Пробное кино снятое в псевдодокументальном жанре — мокьюментари является неким первооткрывателем в этом русле кинематографа, и Вуди это удалось.
Определенно ироничная картина оригинальная и с тонким юмором. Перед нами верхушка славы Вуди Аллена, и одно из самых необычных творений в мире большого кино. Кстати, недавно смотрел бессовестную комедию «Семь дней в аду» с Китом Харингтоном (известным всему миру ролью Джоном Сноу из Игры престолов), и так вот все время вспоминал фильм «Зелиг», веть та комедия тоже снята в редком жанре мокьюментари, и что-то в ней есть от Зелига, чувствовалось это.
Комедийный фильм же «Зелиг» конечно намного масштабнее, продуманнее и хитрее.
В этой истории мы видим Америку 1920- 1930 годах. Еврей Леонард Зелиг на первый взгляд кажется заурядным и серым человеком, но это ни так. Он обладает удивительной способностью. Господин Зелиг может подстраиваться, адаптироваться, а затем и вовсе перевоплощаться в любого человека. Если он общается с афроамериканцами, он становится одним из них, если с китайцами, то им, если с демократами, то рассуждает и мыслит, как они, используя конформизм, ну а если с республиканцами, то уже мыслит по другому, как они и снова меняется. Одна женщина-врач изучает Зелига и ее исследование получается беспрецедентным…
Тот случай, когда Ален и режиссер, и сценарист, и актер в главной роли. Его картина — это комедийный мир Вуди, который он детально перенес на экран из своей головы, без вмешательств других. На тот момент Вуди Аллен был уже очень популярен, и перед его творчеством открывались большие горизонты, и он уверенно и решительно снимал свое уникальное кино.
Лично для меня его фильм «Зелиг» вдалеке от всех других его работ. Есть все, все, все его фильмы вместе, а вот это кино — оно отдельно, и оно одно. На столько данная комедийная кинолента необычная и ни с чем не сравнима.
Женскую роль тут играет Миа Фэрроу. Как все знают, Фэрроу в очень многих фильмах сыграла у Вуди, и данное кино было по счету вторым, где она была в качестве актрисы. Первая же ее роль в фильме Вуди «Сексуальная комедия в летнюю ночь» 1982 года — провалилась, и кинокритики в пух и прах раскритиковали Мию Фэрроу в том фильме. Даже присудили актрисе постыдную номинацию на Золотую малину.
В «Зелиге» Фэрроу перевоплотилась и уже сыграла хорошо. Именно с этого момента началась удача, и актриса раскрылась. Ведь все следующие ее роли в фильмах ВУди были хороши.
«Когда Леонард был ребёнком, над ним часто издевались антисемиты. Родители, никогда не входившие в его положение и обвинявшие его во всем, вставали на сторону антисемитов. Они часто наказывали его, запирая в тёмном чулане. Когда они были особенно сердиты,.. они запирались в чулане вместе с ним.»
Есть фильмы, которые по своей природе уникальны и беспрецедентны, которых должен оценить каждый киноман. Именно это я бы и сказал про данную картину, ведь она собственно и такая.
«Зелиг» — американская, псевдодокументальная комедия 1983 года. Крайне остроумный, забавный фильм с очень необычной историей, преподнесенной в ироничном стиле Вуди Аллена, последующим его обаянием и тонкостями этого создателя юморного кино. Всем хорошего настроения и хороших фильмов.
Зелиг… ЗЕЛИГ… З е л и г… З е Л и Г… Зелиг… Зелиг…
8 из 10
6 февраля 2020
Интересно, необычно и оригинально. Ничего подобного я раньше не видел, маэстро продолжает удивлять. Вот так взять и смешать документальный, исторический и комедийный жанр, да еще и чтобы все это смотрелось так органично — это надо очень сильно постараться, работа проделана колоссальная. Причем смотрится все это легко и с удовольствием, много очень ироничных моментов, хотя фильм и довольно грустный. Атмосфера 20-х годов передана отлично, происходящему на экране веришь без вопросов, операторов стоит похвалить отдельно. В общем, фильм очень любопытный, будьте собой и «не стоит прогибаться под изменчивый мир».
8 из 10
15 ноября 2017
Без преувеличения гениальное черно-белое кино Вуди Аллена с ним же самим в главной роли, снятое в жанре «мокьюментари» или псевдодокументалистики и рассказывающее вымышленную историю жизни некоего Леонарда Зелига в 1920х-30х годах — одного странного и необычного типа, способного в буквальном смысле слова менять свою внешность и подстраиваться под поведение окружающих его людей. Остроумнейшая, изобретательная, тонкая, увлекательная и совершенная в техническом воплощении картина (ради достижения эффекта старины Вуди и его оператор Гордон Уиллис состаривали, а затем топтали ногами пленку), в которой абсолютно точно уловлена и передана атмосфера немого кино, а также незлобно высмеяны схематичные приемы и принципы создания документальных фильмов.
«Все это настолько правдоподобно и смешно, что не может быть правдой!» — воскликнете вы, и такой слоган можно будет дать этой картине. Хотя на самом деле она в этом не нуждается — и без этого полтора часа чистейшего удовольствия гарантировано! Ну и в конце концов нельзя не задаться сопровождающим весь фильм вопросом: «А в ком из нас нет Зелига?» Ведь на самом деле Зелиг есть в каждом из нас!
10 из 10
27 августа 2015
«Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем» Ветхий завет.
Гениальный режиссер Вуди Аллен уже давно покорил сердца многих любителей кино. Сейчас, его новые проекты ждут с замиранием миллионы поклонников со всего света. Самые именитые актеры соглашаются сниматься в его фильмах за небольшой гонорар. Не смотря на маленький бюджет фильмов Аллена, у него получатся создавать душевные, яркие и запоминающиеся истории. Фильм «Зелиг» оправдает все ваши ожидания. В нем присутствует и капля иронии, и оригинальный сюжет, и неординарные персонажи, и, разумеется, мораль.
С первых кадров, создается впечатление, что смотришь подлинно-документальный фильм. Но в действительности фильм смонтирован с реальными документальными кадрами, участниками которых являются известные личности начала 20-х годов двадцатого века. Например, Френсис Скотт Фицджеральд, Чарли Чаплин, Аль Капоне, Жозефина Бейкер, Марийон Дэвис и др.
Действие фильма разворачивается в Америке 20-х годов прошлого века. В эпоху джаза, сухого закона и морального падения. В это время появляется главный герой Зелиг, олицетворение поколения 20-х. Он болен удивительным психологическим заболеванием, умением перевоплощаться в своего собеседника. Он обладает способностью менять цвет кожи, голос, цвет глаз, оттенок волос, вес, в зависимости от того, с кем он общается. Самое страшное для Зелига — это быть непонятым окружающими, чтобы защитить себя от мира, он становится человеком-хамелеоном. Скрываясь за личиной других людей, он прячется от ответственности и проблем. Зелиг чувствует себя в безопасности, сливаясь среди толпы. Он хочет, чтобы его любили. Но для общества он лишь часть шоу, новая сенсация. И только доктор Юдора Флетчер хочет исцелить Зелига, помочь ему обрести собственную индивидуальность.
Зелиг всего лишь выдумка, но, к сожалению, существует множество людей потерявших собственную личность ради приспособления к окружающему нас социуму. Человек должен иметь собственное мнение обо всех вещах и процессах происходящих снаружи и внутри окружающего его мира, иначе его ничто не отличает от животного.
10 из 10
4 ноября 2013
Это лучшая мокьюментари, и она действительно смешна, чего и следовало ожидать от Вуди. Человек-хамелеон, который может быть кем угодно — от психоаналитика до негра или толстяка, на самом деле несчастен. Он потерял свою личность и не знает, кто он. Весь фильм пропитан гротеском и черной сатирой, но несмотря на всю абсурдность, можно разглядеть искренние слова героев, например, в таких диалогах:
Зелиг: Так безопаснее… быть как все.
Юдора: Вам хочется избежать опасности?
Зелиг: Мне хочется, чтобы меня любили.
Юдора Флетчер (Миа Фэрроу) и Леонард Зелиг (Вуди Аллен) необъяснимо милы в фильме как вместе, так и по отдельности. Они создают гармоничную пару и не менее гармоничные кадры по одиночке. А гармоничная пара и милый дискомфорт создают настроение фильма. Юдора Флетчер — блестящий врач-психоаналитик, способный вылечить человека-хамелеона, который приобрел собственную индивидуальность во всех чужих сразу. Юдора — тощая милашка в очках и растянутых кардиганах, вечно курящая и разбирающаяся в своем деле. Торопливая, как Зелиг и как сам Вуди Аллен. Леонард — нервный, порывистый и скрывающийся человек-хамелеон.
Здесь множество аллюзий, привычного Вуди-Алленовского юмора и сатиры. А еще забавных кадров и веры в то, что этот абсурд — чистая правда. В итоге это такое кино, которое нужно смотреть в любом случае. Тем, кто любит документальное кино; тем, кто любит мокьюментари; тем, кто любит Вуди Аллена; тем, кто любит сатиру и черный юмор; тем, кто любит психоанализ; тем, что любит стильное ч/б кино; тем, кто любит кино и хорошее кино.
P.S.: включите «Bernie Knee — Doin the chameleon» и подпевайте, прокручивая в голове веселые картинки фильма.
9 из 10
31 августа 2013
Прекрасный фильм. Не то чтобы он поразил чем-то, или вдохновил, а как раз таки при его просмотре не покидало чувство какого-то спокойствия, ведь все, что было показано на экране — это абсолютная правда. Как прекрасно, что Вуди отошел от своей любимой темы взаимоотношений мужчины и женщины (плюс психоанализ и прочее от чего становится скучно уже на получасе просмотра), а показал очень и очень важный порок современного общества. Я не знаю как его назвать. » Лицемерие», «тщеславие» или «подражание», я уверен, что у каждого сложится своя картинка и понимание. » Человек-хамелеон», квинтэссенция всего современного общества. «Хамелеоном» тут выступает сам Аллен идя по жизни человеком неопределенным, и в чем- то постоянно встревоженным. Перенимает чужие судьбы и профессии. Пытается умничать и у него это получается на жирную пятерку.
Эпоха которую выбрал Вуди тоже удачна. » Век джаза», Нью Йорк 20-х, по мне так отличный выбор. Время когда мораль и все, что из нее следует начало отмирать и становится таким же сухим как и название закона царившего тогда. И тут, нежданно и негаданно, люди нашли свою сенсацию! Человек который превращается (в буквальном смысле) в человека с которым он общается! И конечно же его имя стало появляться на передовицах газет, мелькать по радио и телевидению. Ученые проявляют немалый интерес к такому феномену. В общем не буду рассказывать все подробности.
Главное, и самое важное, что Аллен сумел так иронично и непретенциозно показать, что человек теряет себя, он прогибается под более сильных, уступает им во всем, горит желанием быть любимым и жаждет признания. Naff said.
А, и под конец хотелось бы отметить стиль съемки который выбрал Аллен — » Мокьюментари». Точное попадание. Все это псевдодокументальное повествование, кадры из прошлого и знаменитые люди увековеченные на пленке, все это заслуживает того, чтобы быть просмотренным и оцененным по достоинству.
17 августа 2013
Заурядный человечишка по имени Леонард Зелиг становится знаменитой личностью после того, как обнаруживает в себе уникальную способность — физически и духовно перевоплощаться в кого угодно: от Чарли Чаплина до Адольфа Гитлера, от толстяка до китайца. И, главное дело, великий имитатор не знает пределов совершенству…
Отработав к середине 1970-х пародийную тему, сделав затем самого себя объектом для самоиронии, чуть побыв американским Бергманом и Феллини, Аллен совершил в 1983-м грандиозный прорыв, проникнув, по сути, в прошлое. Он снял вовсе не ретро-фантастическое кино в привычном понимании (типа «Назад в будущее»), а скорее псевдо-историческое: взял и поселил своего героя в кинохронику ХХ века.
Кто-то, наверно, помнит, как в 1994-м все сходили с ума, наблюдая за бравыми похождениями Форреста Гампа. Приём хроникальных приключений так понравился служителям масс-медиа, что начал активно тиражироваться. Одним из первых откликнулся на новинку наш Леонид Парфенов, сделав из этой фишки целую серию заставок для своего «Намедни». Однако этой новации на тот момент было уже, без малого, 11 лет. Во всяком случай, Вуди Аллен своего «Зелига» целиком построил именно на таком эффекте.
Это кино рассказывает о фантоме-уникуме, конформисте-хамелеоне, способном принимать обличия окружающих людей. Умение мимикрировать позволяет маленькому человечку добиться невероятных социальных успехов, преодолеть множественные перипетии века, пережить войны, катастрофы и прочие форс-мажорные ситуации.
Если во времена культа личности неведомые переписчики истории по приказу сверху запросто устраняли на снимках посредством фотомонтажа неугодных режиму людей, то Аллен проделал обратную операцию: дополнил собой, вернее, своим героем историю, обратив её в розыгрыш. Собственно, культ личности и культ звёзд (Зелиг — это просто-таки мега-звезда середины ХХ века) — братья-близнецы, но Аллен добавляет сюда ещё один глобальный культ — кино, и этому феномену посвятит через два года другой фильм — «Пурпурная роза Каира».
В «Зелиге» можно обнаружить отголоски скандала следующего столетия. Я имею ввиду использование физиономии покойного Лоуренса Оливье, без его ведома пристроенной в фильме «Небесный капитан и мир будущего». Аллен ещё 21 год назад поставил на повестку дня вопрос (а)моральности эксплуатации исторических персонажей, предсказав, что эпоха грандиозных манипуляций и мистификаций, так или иначе, захочет подчинить прошлое своим интересам.
Уже 21 год назад Аллен проработал механизмы позиционирования: как можно посредством мифотворчества сделать звездой человека-фантома. А за три года до этого он уже опробовал приём «кино в кино» в «Воспоминаниях о «Звёздной пыли», пародийно стилизованных под феллиниевские «Восемь с половиной». Но только в «Зелиге», в своеобразной мнимо-документальной антиутопии, он смог вытащить на поверхность метафизический пласт.
Но прежде Аллену пришлось просмотреть 6 километров хроникальной плёнки, и, выбрав лучшее, внедриться в неё. На пару с оператором Гордоном Уиллисом (снимавшим «Крёстного отца»), они сделали своё чёрно-белое дело, не прибегая (в отличие от Земекиса & Парфёнова) к посредничеству компьютера. То есть, колдовали за монтажным столом, в химических лабораториях, потратив на это гораздо больше усилий и времени, чем их последователи-эпигоны.
«Зелиг» создал очередной прецедент «незамеченного шедевра». Такое время от времени случается: Кубрика, например, не побаловали призами за два его фильма-прорыва — «Космическую одиссею» и «Заводной апельсин». Осталось не удел и «Последнее танго в Париже» Бертолуччи… «Коянискаци» Реджио сразу не восприняли адекватно. И этот список можно продолжить…
12 августа 2013
«Зелиг», определенно, не тот фильм, который бы в полном объеме мог представлять всю обширную фильмографию Вуди Аллена, быть 90-то минутным концентратом режиссерского стиля и подчерка знаменитого еврея. Данная лента никак не вписывается в один ряд с фильмами Аллена конца 70-ых, начала 80-ых, такими как «Энни Холл», «Манхэттен» или «Сексуальная комедия в летнюю ночь». Практически полностью отказавшись от уже устоявшихся и полюбившихся зрителю авторских приемов, режиссер этим фильмом уходит в совершенно иную нишу. Что самое главное — Вуди Аллен и в этой своей попытке снимает впечатляющее авторское кино, тем самым раз и навсегда снимая все вопросы о своей профпригодности.
Псевдодокументальный жанр в сочетании с юмором и интеллектом Вуди Аллена рождает нестандартный и запоминающийся фильм, в котором совокупность мелочей, быстрый переход кадров и отсутствие длинных эпизодов играют важнейшую роль, что в свою очередь было отмечено многочисленными наградами в технической области. Несмотря на незначительный хронометраж, при использовании этих приемов достигается ощущение после просмотра, что зритель оценил не один короткий фильм, а телевизионный мини-сериал, транслировавшийся по выходным в течение месяца. Количество и качество эпизодов, интервью, статичных кадров, хроники и многие другие сцены, описываемые закадровым голосом рассказчика, отстраняют от принятия стороны любого из героев фильма, убирают излишние эмоции и позволяют сконцентрироваться на рациональном восприятии и понимании этой необычной истории о необычном человеке в антураже Америки рубежа 20—30 годов.
Леонард Зелиг представляется как совершенно необъяснимый и фантастический элемент своей эпохи. При этом за давностью событий и поколений, а так же под вилянием псевдодокументальной манеры фильма, в определенный момент все происходящее на экране можно принять за правду. Характер, эмоциональная сторона, его предпочтения и недостатки, предыстория и мотивы персонажа практически полостью принесены на алтарь мокьюментари, что совершенно не похоже на Вуди, который, как известно, не может не наделить главного героя своим лицом и манерами. Полностью отказаться от этого он не смог, оставив за собой первую роль, но его Зелиг показан лишь как маленький человек, вокруг которого с неконтролируемой быстротой развиваются события, на которые он при всем своем желании уже не может воздействовать. И это может означать только одно — главный герой не Зелиг, не доктор Флетчер, а рассказчик, олицетворяющий в своем закадровом голосе всю Америку.
Вуди Аллен снял кино об американской истории и американском народе. Зелиг является только поводом для того, чтобы создать свою собственную альтернативную историю, показать скоротечность моды и событий и то, как одна необычная личность может оставить свой след в своем поколении. А так же то, что этот след может так же быстро исчезнуть, как и появился.
Так или иначе, но «Зелиг» стал бенефисом именно Аллена-режиссера, а не Аллена-актера. Любителям его манеры невнятно, быстро тараторить и наблюдать за развитием многочисленных интриг, интрижек и любовных настроений многих воплощений актера будет мало чем здесь насладиться. Но будет крайне любопытно абстрагироваться от этого притягивающего образа коротышки в роговых очках и, вглядываясь в кадры этого фильма, увидеть другую, менее заметную, но не менее выдающуюся сторону Вуди Аллена.
28 мая 2013
В своем лучшем и, пожалуй, единственном фильме, который без всяких оговорок можно зачислить в шедевры киноискусства, Вуди Аллену удалось в необычайно емкой и выразительной, и в то же время лаконичной форме, обозначить, прямо или косвенно, глобальные экзистенциальные и онтологические проблемы, как отдельного индивида, так и социума в целом, на пути развития западной цивилизации, которым на протяжении XIX-XX веков посвящены сотни томов философской, психоаналитической и художественной литературы. Не буду пытаться сформулировать их все, выделив только центральную и самую очевидную. Это массовое явление конформизма и забвения индивидуальности. Корни его, разумеется, уходят глубоко в детство. Как известно, с младых ногтей человеку беспрерывно внушают определенные догмы и правила. И тогда же интуитивно, а повзрослев сознательно, он четко усваивает — чтобы тебя любили, да и просто, чтобы выжить, необходимо, грубо говоря, стать таким как все. Торжествует фрейдистский «принцип реальности».
На примере своего героя — Зелига — Аллен воплощает на экране эту идею в буквальном выражении — используя популярный диалектический метод — в гротескной наглядности доводя ее до абсурда. В следствие чего, вскрывается ее парадоксальная сущность: только совершенно утратив собственную личность, слившись с окружающей средой, подобно хамелеону, превращаясь в «человека без свойств», только тогда Зелиг обретает притягательную индивидуальность в глазах окружающих. Выходит так, что конформизм в абсолютной форме, в массовом сознании становиться тождественен крайней степени индивидуализма, возведенной толпой в культ, фетиш, образец для подражания. Всплывает основная причина тотальной отчужденности модернистского общества: сам по себе человек никому не нужен и не интересен, востребован лишь растиражированный, «раскрученный» образ, по сути дела фикция.
Даже если закрыть глаза на то, что почти все главные персонажи фильмов Аллена евреи, безусловно, Леонард Зелиг не мог быть ни кем иным, как евреем, в аллегоричном характере своей роли олицетворяя извечную необходимость «богоизбранного» народа в культурной ассимиляции.
И, конечно же, Аллен не был бы самим собой, если бы не рассыпал по всему полотну зерна сатиры, прорастающие то тонкой, в присущей ему манере, иронией, то откровенным сарказмом. По заслугам досталось всем — традиционно: психоаналитикам, газетчикам, католикам, самим евреям и далее по списку: Фрейду, Папе Римскому, Гитлеру, Карнеги, ку-клус-клану, «светилам» науки, Голливуду, попросту глупому обывателю и всей системе в целом. И почти всегда это метко, находчиво и смешно.
Что касается художественного качества картины и профессионализма ее создателей, то об этом написано так много и подробно, что здесь, по существу, прибавить нечего, остается только повторяться — в жанре псевдодокументального кино, это непревзойденная работа. В самом деле, если вырезать сцены, где разыгрывается неприкрытый фарс, можно легко поверить в подлинность съемки. И это в то время, когда о компьютерных «фокусах» можно было только фантазировать. Словом, высокий класс.
Каждый, кто более-менее увлечен искусством кино, должен посмотреть эту картину, если до сих пор по какому-то недоразумению этого не сделал.
9 из 10
23 сентября 2012
Свои отзывы, причём, такие, чтобы были объёмные — пишу довольно редко. Но вот после просмотра данной ленты, почему-то захотелось выложить всё, что я думаю.
Итак, наткнулся на этот фильм, когда искал на КиноПоиске хорошие комедии (благо, что большая часть из того, что я отфильтровал в тот день — оставило мне иные впечатления). Долгое время не мог найти момента, чтобы посмотреть. Но вот этот день настал (хотя, по праву, должен отметить тот факт, что от фильма и не ждал ничего особенного). Не смутило меня даже то, что в начале сказано, что фильм жанра мокьюментари (смесь документалистики). Ничего однозначного сказать не могу. Задумка, действительно не плохая. Реализация? А вот тут постойте! Хотели снять художественный фильм — пожалуйста, документальный — нет проблем, я только за. Но вот зачем совмещать-то? К слову, отмечу, что я люблю смотреть смысловое кино. Но опять же, здесь я не увидел никакого смысла. Более того, я бы в жизни не отписал эту ленту к жанру «комедии». Как итог — выдержал 50 минут, не дотерпел совсем немного. Выключил только потому, что перестал особо понимать происходящее на экране. Напоминает какую-то хронику, но совсем не грамотно поставленную.
В общем, остались смешанные ощущения. За идею — плюс, за реализацию — минус, т. е. 50/50. А значит, будет закономерно поставить данной «картине» 5 из 10, со всем уважением к Вуди Аллену.
21 августа 2012
Только что посмотрел «Зелига» и должен признаться, что фильм этот оставил неоднозначное впечатление. Он не то, чтобы мне не понравился, но словно показал правду слишком уж реалистично. И то, что я поставил этому фильму довольно низкую для его уровня оценку, вовсе не значит, что я считаю этот фильм заурядным. От кого-то я услышал однажды, что правда — это страшная голая вздорная старуха, которая всех приводит в ужас своим отвратительным видом. Поэтому каждый, кто чувствует себя сколько — ни будь в состоянии, старается эту старуху-правду как-то приодеть, накинуть что-то на неё, прикрывая противную для глаз наготу. Но такова правда, она вовсе не всегда прекрасна. Чаще всего она предстаёт перед нами в образе такой вот страшной и вздорной старухи.
Несомненной заслугой Вуди Аллена является то, что в своей интеллектуальной комедии он весьма точно и живо передал все настроения эпохи становления диктатуры масс. Образ Зелига — собирательный и отражает в себе мысли и понимание самого духа той эпохи. И не только той, Зелиг — это воплощение сущности конформизма и массовости. И если мы хотим лучше понять нашу сегодняшнюю жизнь, которая несомненно является непосредственным следствием предыдущих эпох, то стоит препарировать образ главного героя. Что же мы увидим?
Прежде всего, Зелиг — это человек, который не имеет своего лица. Постоянно, где бы и с кем бы он ни находился, он перенимает манеры, повадки, речь и даже внешность тех, в чьей компании он находится. Можно вполне согласиться, что случай Зелига — это крайняя степень конформизма, то есть склонность следовать мнению большинства, не выделяться из толпы, быть «своим». В фильме его сравнивают с хамелеоном, который меняет свой цвет под окружающую среду. Очень точное сравнение. Среди врачей он становится «человеком в белом халате», среди нуворишей — он в строгом чёрном смокинге, среди нацистов — в коричневой униформе. Воистину — хамелеон. И всюду его принимают за своего. Поэтому, Зелиг забавен в этой своей многоликости, и быстро становится любимцем толпы. И в тоже время следует признать, что он — редкостная дрянь, чьи проступки не извиняет даже его помешательство. Несмотря на свои «перевоплощения», он приобретал только внешнее сходство с объектом подражания. Никаких внутренних качеств, таких как знания и умения он не приобретал. Впрочем, эпизод с пилотированием самолёта можно принять в качестве экстравагантного исключения. Из-за «несоответствия формы содержанию», Зелиг становится виновником множества проступков, как лёгких, так и весьма серьёзных. Так, по его вине было совершено несколько врачебных ошибок. Но, поскольку толпа его любит, ему всё сходит с рук. Многоликость Зелига спасает его и здесь. Таким образом, мы видим «героя», который благодаря своей неординарной безликости заслуживает благосклонное к себе отношение со стороны того общества, которому успел, тем не менее, изрядно насолить. Что ж, харизма решает всё.
И вот, посмотрев этот фильм, я пребываю в замешательстве. Неужели та эпоха действительно была такой? Неужели обыкновенный проходимец и сумасшедший мог вот так вот очаровать толпу, скорчив очередную гримасу? Если это так, можно только развести руками. Как ни крути, а Вуди Аллен на удивление точно показал то, каким образом происходит потеря собственного лица у человека массы. И всё было бы более чем понятно, объяснив всё пресловутым «принципом реальности», который заставляет человека прятать своё истинное лицо за маской социальных ожиданий. Ведь, в этом смысле даже «излечение» Зелига — это всё та же подстройка под запросы того общества, в котором он жил. Иначе говоря, научившись выражать собственное мнение, Зилиг просто сменил очередную маску. И здесь вновь проявился его образ хамелеона в полном своём безобразии.
6 из 10
3 июля 2011
Перед нами однозначно один из лучших фильмов Вуди Аллена, хотя и одновременно недооцененных (крупные награды, высокие сборы и культовый статус, к сожалению, прошли мимо него). Не скажу что это мой любимый его фильм, но то, что он мне понравился, это точно.
В первую очередь удивляет сама стилистика. Фильм снят в 1983 году, во что верится с большим трудом, действие происходит в первой половине двадцатого века, и кажется что снимали именно в это время, настолько натуралистичным сделали видеоряд. Ни для кого не секрет, что для того чтобы добиться такого эффекта, пленку пришлось даже топтать ногами (!) и использовать самое старое оборудование, которое только смогли найти. И это пошло только на пользу, хотя думаю, даже если бы сняли в «обычной» манере, то фильм не сильно бы стал хуже, благо есть такая штука под названием «сценарий».
А вот сценарий это уже главное достоинство всего фильма. Как минимум сама идея вызывает большой интерес, не припомню чего-то даже отдаленно похожего. Хотя сама история очень метафорична, за сказкой о человеке-хамелеоне скрывается мощнейшая и очень острая социальная сатира на массовую культуру, стадное чувство и желание быть «как все». Высмеивается преклонение перед всевозможными идолами (даже про фашизм вспомнили) и общественное мнение (отношение людей к главному герою меняется неоднократно за действие фильма). В то же время эту историю можно трактовать, как и добрую притчу (оказывается и такое бывает!) о поиске себя в жизни. Порадовало, что все подано с большой долей иронии (местами это действительно комедия) и без злобы, то бишь есть сатира, но нет стеба. Единственное, за что можно поругать сценарий, так это за среднюю драматургию, смотреть порой действительно скучновато, особенно в середине.
Кроме уникальной визуальной стилистики режиссеру есть чем похвастаться. Есть отличная атмосфера (не только за счет работы оператора Гордона Уиллиса), очень хороший саундтрек и превосходные актерские работы самого Вуди Аллена (одна из самых лучших его ролей) и Мии Фэрроу (она как всегда бесподобна). И чувствуется любовь режиссера к этому фильму, результат налицо.
Вывод: остроумная и едкая сатира на массовую культуру, великолепно выполненная и почти ставшая классикой кинематографа. Всем советую!
Оценка:
10 из 10
27 января 2011
Зелиг: Так безопаснее… быть как все.
Юдора: Вам хочется избежать опасности?
Зелиг: Мне хочется, чтобы меня любили.
Аллен снял фильм оригинальный как по сюжету, теме, так и в том плане, что фильм снят как документальный, в тех местах где люди рассказывают про Зелига были сняты не актёры, это умное решение со стороны Аллена предающее ощущение действительно документальной хроники.
В разделе «Знаете ли вы, что...» прочитал про предложение итальянского учёного назвать это «синдромом Зелига» (2007г.). Но тема взята из психологии. Это один из 14 типов выдвинутых Личко и Леонардом (1976г.), называется Конформный тип.
В фильме показано, как Зелиг всегда подстраивается под окружение, однако в реальной жизни люди с конформным психологическим типом не переносят нового, т. к. не могут сразу под него подстроиться, стать к нему конформными, как это делает Зелиг. Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав в дурную среду, со временем усваивают все её обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило прежнему модусу жизни и как бы пагубно ни было. Хотя адаптация к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. У большинства (если не у всех) людей в какой-то степени это проявляется, но это просто необходимая адаптация в соответствующих обстановках, а ни болезненная, как у Зелига.
Этот фильм ни только способ рассказать про научные исследования! В фильме режиссёр делает акцент именно на ЛИЧНОСТЬ, как частичку общества в том числе с той стороны, что и общество не хочет принимать и признавать новое (хотя напрямую в фильме об этом не говорится). Это тоже своего рода защитный механизм, а почему это нужно? Да потому что, если общество (и мораль) будут принимать нововведения необдуманно, то это может привести к гибели вида (звучит жутко, но это так!). Поэтому обществу сначала следует доказать пользу нововведения. На эту тему существует гениальное произведение Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», где этот механизм полностью раскрыт. Это произведение демонстрирует, как работают современные общественные законы именно в данном аспекте нововведений. У Баха дана символическая модель — на примере сообщества чаек. Но у человека все происходит точно так же.
Браво Вуди Аллен.
9 из 10
7 декабря 2010
Общество — неограниченный потребитель «хлеба и зрелищ», раздает подзатыльники следом за овациями, кривит рот в страшной хуле после поклоннического улюлюканья… Так трудно заручиться теплом и поддержкой… Но когда ты человек-хамелеон — сверхконформист — спокойствие и понимание тебе обеспечены.
Личность потеряна. На человеке можно ставить крест и отправлять в ряды национал-социалистов, ведь общество — это ничто — бездонная клоака без лица, но с тявкающим рыком, едва различишь, что пронеслось, что было сказано одним, подхвачено другим и передано дальше-дальше-дальше…
Сегодня он клоун, забавная игрушка, на которой можно заработать большие деньги. Завтра герой, победивший течение и обретший голос. А на следующий день зависть, алчность, жадность и жажда до скандалов возьмут верх, что-то липкое, отвратительное до тошноты обхватит его плечи — это страх. Остается только бежать вглубь, но не в себя, вглубь толпы, забывшись в ней, бесследно затерявшись…
Но если есть один человек, не два, не десять — всего один, которого хватит на целый мир, уникальную вселенную из двоих, то не страшно ничего.
Ни толпа, избравшая в путеводители безумного диктатора, ни страх перед собой, и как оказывается, перед таким непростым состоянием — как быть собой. Лишь обретя гармонию на шатких весах «возможности и желания», Зелигу удастся удержать управление, спасти себя и свою любовь, так самоотверженно бросившуюся спасать его самого.
И когда Зелиг-Аллен трепетно, с благоговением и безграничной любовью в глазах целует в щечку Флетчер-Фэрроу, эти такие хрупкие и маленькие на вид человечки, смущенные под прицелами вспышек фотокамер, заполняют собой окружающее их пространство, льются через край и, перебравшись сквозь экран, подбираются ко мне. Становится тепло и спокойно. Это их маленькая великая победа. Их маленькое чудо на двоих.
2 мая 2010
«Как тень, с тобою навсегда тот демон — дьявол неудачи,-
Но не гони его — беда возникнет большая иначе.
Иль вид природы, взор людей
Околдовал тебя сильней души твоей?
Будь сам собой. Твой скорбный плен
Лишь станет тяжелей от всяких перемен.» П. Шелли
В наше время, как и десятилетия до этого, главное искушение предать себя, растоптать свою индивидуальность, связано с желанием достичь успеха в обществе, стать «своим». Поскольку жизнь в социуме склоняет человека к тому, чтобы ощущать себя вещью, чувство идентичности — редкое явление. Думается мне, люди, поддавшиеся искушению нарушить свою целостность, испытывают бессознательное чувство вины, в свою очередь порождающее чувство скованности, хотя причин его они не осознают. И до тех пор, пока человек не полностью мёртв в психологическом смысле, он чувствует себя виноватым за то, что живёт, не будучи целостностью.
Как было кем-то метко сказано, в младенчестве мы учимся ходить и говорить, а в зрелые годы — сидеть тихо и помалкивать. С таким положением дел слишком рано приходится познакомиться Леонарду Зелигу. Но он находит лучшее решение — рабское непротивление он заменяет виртуозным подражанием. Он становится хамелеоном, приспособленцем, «сверхконформистом». Поначалу это симпатизирует толпе — по крайней мере не высовывается, он такой как все. Но потом это способствует внезапному осознанию «Эй, этот парень знает то, что я знаю и чувствует то что я чувствую. Какое черт возьми он имеет на это право?». Это претит их осознанию себя как прекрасной и единственной в своем роде снежинки и даже нарушает пресловутое прайвэси. И вот, горожане, вооруженные вилами и факелами, уже готовы линчевать своего недавнего героя.
Но и искренность также не удовлетворяет общество. Кому может понравиться сильная личность, рубящая правду-матку с плеча, не признающая полумер? И это вызовет волну негодования и лавину претензий, которые, в общем случае, сводятся к банальному «Ты че, самый умный, да?». Так что же делать человеку, недостаточно отважному, чтобы идти против всех, но и недостаточно слабому, чтобы склонить голову в смирении?
Может, ответ прост? Игра не стоит свеч. Не становись лакеем чужой мысли — будь самим собой, будь ценен, сожги мосты компромиссов, не навешивай на себя мишуру банальности и легковесности — к чему тебе внимание толпы, ведь оно кратковременно, к чему быть всем приятным, как пряник? Рано или поздно ты так привыкнешь к маскам, что потеряешь свое «Я» и тогда человек, который был предназначен для тебя, и для которого предназначен ты, который полюбит тебя со всеми скелетами в шкафу — просто пройдет мимо. Отважься быть собой — и ты не пожалеешь.
Вердикт: В этом великолепном творении присутствуют извечные соседи: мудрость и чувство юмора. И одно буз другого никуда. Человеческая трагедия отражает как в зеркале трагедию общества: общества потерянного, мажоритарного, беспечного. Грустные вещи здесь соседствуют со смешными. Безупречная операторская стилизация полностью погружает зрителя в атмосферу 30х годов — с их фокстротами, сухим законом и только начинающими расправлять крылья нравами. Как всегда обворожительный Вуди Аллен создает практически совершенный образ — ведь только в его голове режиссера, творца, существует целостная и идеальная картина происходящего. Кино невесомое и ненавязчивое, не морализаторствующее, но приглашающее к размышлениям и, безусловно, обязательное к просмотру.
P.S. «Человек привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант… А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?» С. Довлатов
Безусловно,
10 из 10
10 марта 2010
В своем лучшем и, пожалуй, единственном фильме, который без всяких оговорок можно зачислить в шедевры киноискусства, Вуди Аллену удалось в необычайно емкой и выразительной, и в то же время лаконичной форме, обозначить, прямо или косвенно, глобальные экзистенциальные и онтологические проблемы, как отдельного индивида, так и социума в целом, на пути развития западной цивилизации, которым на протяжении XIX-XX веков посвящены сотни томов философской, психоаналитической и художественной литературы. Не буду пытаться сформулировать их все, выделив только центральную и самую очевидную. Это массовое явление конформизма и забвения индивидуальности. Корни его, разумеется, уходят глубоко в детство. Как известно, с младых ногтей человеку беспрерывно внушают определенные догмы и правила. И тогда же интуитивно, а повзрослев сознательно, он четко усваивает — чтобы тебя любили, да и просто, чтобы выжить, необходимо, грубо говоря, стать таким как все. Торжествует фрейдистский «принцип реальности».
На примере своего героя — Зелига — Аллен воплощает на экране эту идею в буквальном выражении — используя популярный диалектический метод — в гротескной наглядности доводя ее до абсурда. В следствие чего, вскрывается ее парадоксальная сущность: только совершенно утратив собственную личность, слившись с окружающей средой, подобно хамелеону, превращаясь в «человека без свойств», только тогда Зелиг обретает притягательную индивидуальность в глазах окружающих. Выходит так, что конформизм в абсолютной форме, в массовом сознании становиться тождественен крайней степени индивидуализма, возведенной толпой в культ, фетиш, образец для подражания. Всплывает основная причина тотальной отчужденности модернистского общества: сам по себе человек никому не нужен и не интересен, востребован лишь растиражированный, «раскрученный» образ, по сути дела фикция.
Даже если закрыть глаза на то, что почти все главные персонажи фильмов Аллена евреи, безусловно, Леонард Зелиг не мог быть ни кем иным, как евреем, в аллегоричном характере своей роли олицетворяя извечную необходимость «богоизбранного» народа в культурной ассимиляции.
И, конечно же, Аллен не был бы самим собой, если бы не рассыпал по всему полотну зерна сатиры, прорастающие то тонкой, в присущей ему манере, иронией, то откровенным сарказмом. По заслугам досталось всем — традиционно: психоаналитикам, газетчикам, католикам, самим евреям и далее по списку: Фрейду, Папе Римскому, Гитлеру, Карнеги, ку-клус-клану, «светилам» науки, Голливуду, попросту глупому обывателю и всей системе в целом. И почти всегда это метко, находчиво и смешно.
Что касается художественного качества картины и профессионализма ее создателей, то об этом написано так много и подробно, что здесь, по существу, прибавить нечего, остается только повторяться — в жанре псевдодокументального кино, это непревзойденная работа. В самом деле, если вырезать сцены, где разыгрывается неприкрытый фарс, можно легко поверить в подлинность съемки. И это в то время, когда о компьютерных «фокусах» можно было только фантазировать. Словом, высокий класс.
Каждый, кто более-менее увлечен искусством кино, должен посмотреть эту картину, если до сих пор по какому-то недоразумению этого не сделал.
11 декабря 2009
It`s better to be fake somebody,
than a real nobody
Talanted Mr. Riply
Этот «документальный» фильм рассказывает нам историю человека по имени Леонард Зелиг, столь сильно и страстно желающего вписаться в окружающий его мир и быть в нем любимым, что изменяется для этого буквально физически. Он может быть кем угодно — психиатром, гангстером (а через минуту музыкантом), актером, он может менять цвет кожи, голос и манеры поведения в зависимости от ситуации.
В общем, Зелиг — сверхконформист.
И эта, казалось бы на первый взгляд, абсурдная история, при ближайшем рассмотрении оказывается очень жизненной, да еще и сконструированной так, что ты в какой-то момент даже начинаешь верить в то, что это действительно было.
Ведь на самом деле история Леонарда Зелига (и это самое страшное) — это история среднестатистического человека, которому легче «подлезть» и приспособиться к другим, более сильным людям, к обстоятельствам, чем отстаивать право на свое собственное «я». Не зря ведь Зелиг на сеансе психоанализа говорит:
Зелиг: Так безопаснее… быть как все.
Юдора: Вам хочется избежать опасности?
Зелиг: Мне хочется, чтобы меня любили.
Доктора Юдору Флетчер, лечащую, а в последствии влюбляющуюся в своего пациента женщину, играет Миа Ферроу (это их вторая картина из одиннадцати совместных работ с Алленом). Образ Юдоры является как бы неким двигателем, помогающим открывать нам новые и новые грани в характере незадачливого конформиста, раскрывать его более полно.
Параллельно со съемками «Зелига», Вуди Аллен работал над фильмом «Сексуальная комедия в летнюю ночь» (тоже с Фэрроу в главной роли), то есть делал одновременно фильм очень легкий и фильм очень серьезный (но так же наполненный юмором). Несмотря на простую форму изложения, «Зелиг» затрагивает очень важную проблему.
Отдельное слово хочется сказать о самих способах съемки фильма. Вуди Аллен стилизует фильм под документальное кино, и практически все актеры, играющие в катрине, на самом деле актерам-то и не являются. Они — непрофессионалы. Например, актриса, играющая Юдору в старости и столь убедительно рассказывающая ее историю, прежде никогда не снималась. В кадре даже появляются реальные исторические личности, такие как Фрэнсис Скотт Фитджеральд, Аль Капоне, Марийон Дэвис, Кэрол Ломбардт, Адольф Менжу и великий Чарли Чаплин, что создает впечатление еще большей документальности.
Картина охватывает примерно десятилетие — от «эпохи джаза» (действие начинается в 1928 году) до прихода к власти Адольфа Гитлера. И тут выплывает еще один важный аспект: ближе к концу фильма Сол Беллоу говорит:
«В Зелиге настойчиво говорило желание слиться с массой, он стремился к анонимности — и фашизм дал ему прекрасную возможность реализовать это желание»
И действительно, именно такие люди, как Зелиг, желающие слиться с толпой, но быть якобы «на верху», люди, полностью отказавшиеся от своего «я», и стали, по словам самого Вуди Аллена, «идеальным объектом для фашистской пропаганды», а это, как мы знаем, привело к величайшей трагедии двадцатого (да и не только!) века.
Кстати, первым шагом на пути к полному отказу от своей личности для Зелига было вранье о якобы прочитанной им книге «Моби Дик». А для чего? Для того, чтобы понравиться другим.
Может уже перестанем быть Зелигами, а?
10 из 10
2 декабря 2008
Фантастический, до ужаса оригинальный и напичканный потрясающим юмором шедевр Вуди Аллена. Здесь Аллен выступает режиссёром, исполнителем главной роли и сценаристом.
Главный герой — Зелиг, этакий хамелеон, который приспосабливается к любой жизненной ситуации и к любым людям. В компании толстяков он толстеет, чернеет среди чернокожих джазменов. В общем, нигде не пропадёт. На первый взгляд, кажется, что фильм очень прост, но на самом деле здесь всё не так просто. Аллен показывает «приспособленца», человека, который ради своей безопасности готов жертвовать своей оригинальностью и ничем не отличаться от общества.
Вместе с Алленом в этом фильме сыграла на тот момент его муза — Миа Фэрроу.
В общем, «Зелиг» — очередной шедевр Аллена. Ничего подобного больше уже не снимут, поэтому остаётся наслаждаться только этим фильмом.
10 из 10
23 сентября 2008
Великолепная лента, выполненная в редком жанре мокьюментари, повествующая о человеке с необычными свойствами.
Зелиг — человек без свойств, боящийся быть самим собой и оттого мимикрирующий, подобно хамелеону, под окружающих. Фактом мимикрии психологической и идеологической никого не удивишь, однако герой обладает феноменальной способностью копировать не только поведение окружающих, но и их внешний вид, что делает его национальным героем и чуть ли не святым (наверное, не случайно созвучие фамилии героя немецкому слову Selig-блаженный/ благословенный).
Меня особенно впечатлила та необычайная любовь, с которой прорисованы мельчайшие детали псевдо кинохроники, которые могли бы создать впечатление правдоподобия, если бы эту иллюзию не разбивала всепроникающая ирония режиссера. Каждый кадр в картине переполнен юмором, отчего картину можно смотреть несколько раз, находя все новые штрихи Комизм происходящего на экране усиливается мастерским, выполненным без заметных стыков вкраплением реальных кадров документального кино с участием ключевых исторических личностей начала двадцатого века, что создает контраст малозначимой персоне героя.
П. С.: К сожалению, так и не понятно, отчего героя с необычными свойствами так быстро забыли. Наши кинематографисты, если бы этот фильм снимали в России, непременно списали бы этот факт влияние спецслужб. Но тогда бы этот фильм не был бы комедией…
10 из 10
10 марта 2008
Казалось бы, смотреть черо-белые фильмы, да еще и с замахом на присутствие кинодокументов, должно быть тяжело для восприятия и скучновато для обычного вечернего просмотра, но это не так! Смотришь и не можешь оторваться, ловишь каждую деталь, смеешься и, между тем, думаешь. Может быть это покажется странным после его краткого описания, но фильм очень жизненный, живой, по-настоящему захватывающий и интересный.
Не побоюсь поворчать, но сейчас такого уже не снимают… а вот людей таких, как Зелиг, много.
10 из 10
22 октября 2007