Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Парни из Фэнкуэй |
английское название: |
Feng gui lai de ren |
год: | 1983 |
страна: |
Тайвань
|
режиссер: | Хоу Сяосянь |
сценарий: | Чжу Тяньвэнь |
продюсер: | Hwa Kun Chang |
видеооператор: | Кун Хао Чен |
монтаж: | Ляо Цинсун |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 июля 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
“Парни из Фэнкуэй” – драма о взрослении и том, как большой город может стать катализатором этого процесса. В центре внимания трое друзей из тайваньской глубинки – островка Фэнкуэй – которые в преддверии их скорого призыва в армию решают отправиться в город Гаосюн.
Хоу Сяосянь хорош в описании тектонических жизненных изменений не крупными мазками, а по-импрессионистски: из мелких переживаний и эпизодов. Именно поэтому многие его работы не вызывают особых эмоций непосредственно во время просмотра, но приводят к глубокому пониманию уже после.
“Парни из Фэнкуэй” - одна из картин Тайваньской новой волны, которая, в отличие от многих других “новых волн” (в том числе французской) характеризуется не столько движением к новому, сколько переосмыслением прошлого. И неслучайно это произошло именно с тайваньским кинематографом: страна с конца XIX века прожила полвека как японская колония, а затем почти столько же в строгих рамках Гоминьдана и компартии. Все это с одной стороны травмирующий опыт, а с другой – то, что определило нынешний культурный код.
В частности, поэтому в картине Хоу Сяосянь нам показывают, как отец одного из парней профессионально играл в бейсбол, пришедший в тайваньское общество именно с колониальных времен - сцена с бейсболом дважды подчеркнуто запечатлеется режиссером как “прошлое”: в виде фильма в кинотеатре, который смотрят парни в начале, и в виде далеких воспоминаний, когда отец бейсбольной битой убивает в траве змею. Все это более чем символично, хотя на первый взгляд может показаться простым флешбеком.
С художественной точки зрения “Парни из Фэнкуэй” смотрятся весьма свежо и ярко с характерными для тайваньских мастеров “плоским кадром”. Что Хоу Сяосянь, что Эдвард Янг в большинстве своих картин выстраивают кадр таким образом, чтобы происходящее на экране было запечатлено строго в анфас. Это с одной стороны добавляет некоторую театральность, а с другой, напротив, реализм - потому как в большинстве своем кадры сделаны как бы из окон или из дверных проемов. С ними, кстати, у тайванцев тоже отдельная любовь - достаточно обратить внимание на сцену, когда парни стоят у края 11-го этажа заброшенного здания и смотрят на панораму большого города, как будто проецируемую на широкий экран.
В фильме есть все эпизоды, из которых, как правило, складывается взросление: первая работа, любовь, уход из отчего дома, потеря близких, дружба и разочарование в ней, радость получения новых возможностей и тоска от ускользающих больших перспектив. Возможно, “Парни из Фэнкуэй” не станет большим впечатлением, но это точно кино, которое поможет вспомнить себя.
7 из 10
13 сентября 2023
В фильме рассказана история трех молодых ребят с острова Фэнкуэй. На острове они прозябали. Работы нет, все свободное время занято драками с другими ребятами. Из развлечений только черно-белое кино, причем верхом мастерства является попасть в кинотеатр, не заплатив. Но однажды ребята понимают, что это не жизнь, и решают отправиться в крупный город. У одного из них там сестра, которая при случае может подыскать работу. Но по приезду в город их тоже ждет разочарование. Никому они особо не нужны, а работа, которую удалось найти, состоит в том, чтобы класть на тележку коробки с электроникой и возить куда скажут. Свободного времени много, и его опять нечем занять. Один из них решает заняться продажей кассет, но это тоже не приносит прибыли. В общем замкнутый круг.
Режиссеру удалось передать особый ритм размеренности жизни, причем сделано это мастерским почерком. Фильм вообще похож на большое кино, потому что по духу здесь проводится та же практика фиксации образов жизни, что и в лентах наподобие «Амаркорда». Но у этой практики есть и обратная сторона, а именно некая утомительная приверженность предельной реалистичности, под которой по сути понимается немного примитивное бытописание. У ребят из Фэнкуэй слишком обычная жизнь, которую мог прожить любой. Они не попадают в переделки, с ними не случаются приключения, в жизненных ситуациях, которые с ними происходят, тоже сквозит обычность, а подчас и банальность. Они не тянут на героев, даже не героев своего поколения, потому что их опыт ничего не выражает. Кроме разве что разочарования, но это точно не разочарование экзистенциалиста или социалиста, которое само по себе весьма содержательно.
Вообще поездка ребят в город даже не похожа на полноценное бегство. Наверное, потому что городские пейзажи оказались мало отличимыми от островных. Многоуровневных развязок, шумящих машин, промышленных районов режиссер не показал. А показал вместо этого тихий съемный домик, где герои знакомятся с жившими здесь до них девушкой и ее парнем. Несмотря на регулярные эпизоды мелкого драматизма вроде драк и выяснения отношений в семье, в фильме акцентирована тишина происходящего. Но не за счет статичных кадров, а скорее за счет неподвижного фона многих сцен. Съемный дом, зелень, вид на море через раскрытую дверь, даже однообразие толпы, которой герои пытаются продать музыкальные кассеты, — все это наводит на мысль о равномерном течении жизни. Ребята из Фэнкуэй пытаются в нем найти себя, но у них ничего не выходит — места для них пока нет.
7 из 10
26 февраля 2015