Рейтинг фильма | |
![]() |
4.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хуана безумна, но не всегда |
английское название: |
Juana la Loca... de vez en cuando |
год: | 1983 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Хосе Рамон Ларрас |
сценарий: | Хуан Хосе Алонсо Миллан |
продюсеры: | Хосе Фраде, Рикардо Гарсия Аррохо |
видеооператор: | Рауль Артиго |
композитор: | Тедди Баутиста |
художники: | Гумерсиндо Андрес, Хосе Луис Галисия |
монтаж: | Мерседес Алонсо |
жанры: | комедия, мюзикл |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
19 сентября 1983 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 27 мин |
Если бы Хосе Рамон Ларрас родился в России, то вполне мог бы взяться за экранизацию «Всеобщей истории» от «Сатирикона», созданной в начале прошлого века Тэффи, Аверченко и другими сатириками и юмористами Серебряного Века пародии на учебник истории, полной злободневных на тот момент аллюзий. Злободневность, правда, со временем прошла, но книгу ту читать интересно и сегодня. «Хуана Безумная» снималась как фарсовая комедия, интерполирующая известные каждому испанскому школьнику исторические события на современную жизнь (то есть, так же, как и «История от Сатирикона» по сути являлась одним большим фельетоном), и вряд ли претендовала на долгую и благодарную зрительскую память. Тем не менее, говорить, что сегодня фильм выглядит скучным и неактуальным было бы не совсем справедливо. Пусть даже я давно уже не школьник, и уж тем более не испанский.
Впрочем, персонажи ленты должны быть знакомы многим даже далеким от интереса к истории людям. В конце концов, масштабный исторический эпик о Хуане Безумной прошел по мировым экранам не так давно, а уж имена Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского, Томаса Торквемады и Христофора Колумба вписаны в учебники истории всех стран и народов. И от текста этих учебников авторы фильма не отошли ни на йоту. Никакой отсебятины и домыслов — только общеизвестные события и факты, изображенные в стиле и духе площадных средневековых театров. Если, конечно, допустить, что в Средние Века существовали телевизоры, плееры с наушниками, жевательная резинка и прочие сомнительные достижения технического прогресса. Забавных анахронизмов по ходу действия сеньор Ларрас разбросал немало, что вполне отвечает фарсовому характеру фильма. А вот то, во что он превратил фигуры Фердинанды и, особенно, Изабеллы похоже обидело многих и многих испанцев, для которых эти правители являются символом национальной гордости. Клоунада от Лолы Флорес (сыгравшей Кастильянку) не прекращается ни на минуту: ужимки и гримасы вместе с гипертрофированной жестикуляцией превращает каждую сцену с Изабеллой в непрерывный набор гэгов, на фоне которого теряются все прочие актеры, в том числе и Беатрис Элоррьета, играющая Хуану, и Жайме Морей (Филипп Австрийский), и Хосе Луис Лопес Васкес (Фердинанд Арагонский). Придворные интриги, тайные убийства и процессы инквизиции представляют из себя один большой цирковой номер, в котором рыжий и белый клоун с восторгом дубасят друг друга палкой по голове и с восторгом «умирают», выдувая при этом большой пузырь жвачки. Правда, в отличие от ковёрных, выбывший персонаж больше не вскакивает и не начинает с гиканьем носиться вслед за своим обидчиком. Ведь что-что, а историческую правду подправлять Ларрас со товарищи не собирался.
Так что, если сестру Хуаны инфанту Изабеллу отравили — значит отравили, если герцога Медину зарезали — значит зарезали. С какими бы веселыми гримасами и шутками-прибаутками это все не происходило. Соответственно, труп любимого мужа тоже будет кататься вместе с армией «Ля Локи». Вот только выглядеть при этом та армия будет примерно как рок-фанаты при виде своего идола. Впрочем и Филипп от Жайме Морея — карикатурная копия Элвиса Пресли.
На самом деле, если опустить сатирический аспект фильма (за давностью лет и слабым знакомством с испанской политикой 80-х это происходит само собой), «Хуана Безумная» от Ларраса выглядит довольно забавной а порой и по-настоящему смешной комедией. Что же до вольного обращения с национальными символами — то мало ли что и кому покажется обидным. В этом и Монти Пайтонов обвиняли (они тоже любили превратить историю в фарс), и тот же «Сатирикон». Нельзя же все время только молиться на прошлое. Иногда бывает полезно над ним и посмеяться…
28 декабря 2011