Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Антарктическая повесть |
английское название: |
Nankyoku monogatari |
год: | 1983 |
страны: |
Япония,
Япония
|
слоган: | «Amidst the coldest, harshest surroundings on earth, this true story celebrates the mystery and the warmth of life.» |
режиссер: | Корэёси Курахара |
сценаристы: | Тацуо Ногами, Сусуму Садзи, Тосиро Исидо, Корэёси Курахара |
продюсеры: | Акира Ёсиока, Корэцуго Курахара, Корэёси Курахара, Дзюити Танака, Томохиро Каияма, Хисаси Хиэда, Цунэюки Морисима, Харуо Сиканаи, Хироси Фуруока, Масато Хара, Масару Какутани |
видеооператор: | Акира Сиидзука |
композитор: | Вангелис |
художник: | Хироси Токуда |
монтаж: | Корэёси Курахара, Акира Судзуки |
жанры: | драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 марта 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 23 мин |
1958 год. Японская антарктическая экспедиция вынуждена срочно эвакуироваться из-за резко ухудшившихся погодных условий. На базе они оставляют своих ездовых собак, привязав к цепям, рассчитывая вернуться за ними через несколько дней. Но на самом деле возвращение состоялось лишь через год.
До просмотра я этого не знал, но по описанию фильм сильно смахивал на 'Белый плен'. Так и оказалось, что фильм с Полом Уокером это римейк японской картины, к тому же основанной на реальных событиях (выжившим двум собакам Таро и Дзиро в Японии стоит памятник)
Диснеевский фильм довольно светлый и оптимистичный и мне не очень всегда нравилось, что персонажа Пола Уокера в конце делают героем. Японский фильм с более тяжёлой и давящей атмосферой и смотрится реалистичнее. Параллельно идут две сюжетные арки: выживание собак и муки совести двух членов экспедиции в Японии, одного из которых играет Кен Такакура. Роль достаточно мощная, особенно в сценах, где он едет извиняться перед семьями, воспитавшими собак.
Фильм не давит на жалость, просто и без особых изысков достигая накала драматизма. В частности, в сценах гибели собак. Порой фильм реально тяжело смотреть. Ну и веса этой истории придаёт саундтрек Вангелиса. Кое-какие композиции я слышал до этого. Действительно выдающаяся работа греческого композитора, которую стоит послушать и в отрыве от фильма.
Эту картину я оцениваю выше диснеевского римейка. Да она не такая зрелищная и эффектная, где-то присутствует тяжеловесность и пересматривать её как-то не тянет. Но это один из лучших фильмов о выживании, что я видел.
7,5 из 10
7 марта 2022
На японской антарктической базе вовсю идут исследовательские работы. Некоторые из них затруднены плохими погодными условиями, что ограничивает использование техники. Такова, например, задача по исследованию одной возвышенности. В эту мини-экспедицию приходится брать собак, которые иногда оказываются ценнее дорогостоящих машин. Некоторое время спустя приходит пора смены людей — старая смена должна уйти, а новая прийти. Собак на время пересменки решают оставить на базе. Однако, добравшись до ледокола, команда узнает, что новых людей отправить на базу не представляется возможным. Ученые в ужасе, ведь собаки умрут с голоду. Их оставили посаженными на цепь, а еды оставили совсем немного. Однако ничего поделать они не могут. Собаки же начинают свою долгую одиссею выживания.
«Антарктическая повесть» — замечательное семейное кино о дружбе человека и животных, в котором ярко отразилась привязанность японцев к разного рода живности. В частности, к собакам японцы относятся как к людям. Примечательно, что, когда оставленных на базе собак закономерно посчитали погибшими, на японских островах прошли массовые акции их поминовения, включавшие выступления местных политиков и даже открытие памятника погибшим лайкам. Не менее остра боль членов экспедиции, один из которых решил обойти все места, где тренировали собак, и принести соболезнования.
Фильм этот, конечно, не о людях. Он в равной степени посвящен как воле к выживанию, так и красоте снежных южных пейзажей. Особенно поражают картины северного сияния, которые наводят на мысль об использовании еще невозможной в те годы компьютерной графики. Съемки собак тоже впечатляют. Работа кинологами была проделана колоссальная. Зрителю предлагается проследовать по пути трудной борьбы за жизнь. И фильм в этом плане оказывается не совсем развлекательным. Режиссер считается с реальностью и отказывается сводить все к примитивному счастливому концу. Конец здесь счастливый как бы наполовину. Зритель сам решит, счастливый ли он.
Есть в этой ленте какое-то дополнительное художественное измерение, отличающее его от передач National Geographic. Наверное, все дело в наличии драматического сюжета. Поэтому вполне можно предположить, что современные киножурналисты, снимающие природу, могли учиться по фильмам вроде этого.
7 из 10
9 сентября 2015
В основу данной японской эпопеи легли реальные события, произошедшие в Антарктиде на закате 50-х. Казалось бы, сколько трагедий происходило с участием братьев наших меньших: кто-то ждал своего хозяина вплоть до своего последнего вздоха, кто-то охранял его могилу, участвовал в военных операциях, спасал детей от страшной болезни в зимнюю стужу, но был еще один момент. В Антарктике находилась японская база полярников. Исследования, работа, дружба и быт. Но погода резко ухудшилась, потому люди улетели, оставив целую свору собак замерзать. Разумеется, вернулись горе-хозяева очень поздно. Кто-то из питомцев, всей душой веря человеку и отвергая предательство, до полного замерзания лежал на цепи, а кто-то бежал и выживал, погибая под тонной ледяных глыб, в пасти касатки или в бездонном ущелье. Из всех 13 собак выжило только двое. И то не факт, ведь животные могли за эти 2 года попросту одичать. Но псы сразу же стали знаменитыми. Им поставили памятник, а погибшие собратья увековечены.
С точки зрения съемки фильм снят практически без изъянов. Придраться можно разве что к дергающейся камере и порой крупным кадрам мордочек наших пушистых четвероногих героев. Музыка хороша. Добавляет атмосферы и прекрасно сочетается с бескрайней белоснежной гладью, «изображает» чувства и делает нечто огромное еще более великим и прекрасным. И, черт возьми! Пейзажи шикарные! И снежный шторм, и восходящее солнце, символизирующее надежду дотянуться до света и переступить все невзгоды, по-настоящему живые съемки, узоры на заледеневшем Мировом океане, высоченные горы и вся живность континента. Вот когда говоришь себе, видя «мертвые» края и скованные толстыми льдами моря: «Это прекрасно, красиво, но и опасно». Дрессировка собак прекрасная, за них переживаешь, съемки натуральные (надеюсь, что во время съемок ни одно животное не пострадало), критические моменты просто накал страстей.
Говоря об актерах. Лично я перематывала эту часть и возвращалась к неукрощенной дикой природе с нашими четвероногими героями. Ничего не говорю, в целом актеры сыграли довольно живо и показали привязанность и дружбу, вот только трудно мне сопереживать совершенно незнакомым мне японцам (на мой взгляд, только мультфильмы у японцев получаются шедеврами — например, великий мастер Хаяо Миядзаки и многие студии, чьи мультики многие смотрели в детстве в СССР).
Единственное, что часто можно назвать недостатком этого фильма, это его хронометраж и неторопливое повествование, из-за чего кажется, что активность и динамика у него отсутствует. Как будто ты смотришь не фильм, а документалку с телеканала Animal Planet. Технически это нечто среднее между художественным фильмом и документальным. Косвенно это экранизация. Порадовали также «съемки реальных событий» (помехи на камере как со старых засекреченных документов). Вот это я понимаю. Глубокое погружение в историю.
Если же сравнивать «Антарктику» и ее ремейк «Белый плен»… В целом, оба фильма хороши. В зависимости от того, что вам нравится больше. Да, «Белый плен» может и выигрывает у оригинала известными актерами (ныне трагически погибший Пол Уокер, Брюс Гринвуд и Вэнди Крюсон), которые имели больше экранного времени для развития своих героев, которые получились более живыми и чувствующими что ли, «Антарктика» берет другим. Это присуще многим японским фильмам и мультфильмам. «Белый плен» тоже содержит много волнующих и драматических сцен, но он полегче своего собрата, более оптимистичен и с большей долей доброты, надежды и справедливости. «Антарктика» же более приземленная, жестокая, тревожная, с безысходностью, суровостью и жизненностью. Она не дает пощады, показывает настоящее выживание наперегонки со смертью, бой с неукротимой природной стихией, сметающей все. Это мощный драматический эпос. Масштабный и зрелый. Глубокий немой рассказ, понимаемый на уровне эмоций и души. А еще он ближе к реальным событиям. Заслуженное:
10 из 10
Оригинал чуть лучше своего ремейка, чего не скажешь о японском «Хачико».
18 июня 2015
Вечные ценности остаются вечными. Преданность и доброта. Любовь и дружба. Они кочуют из сюжета в сюжет. И вдруг в суете дней появляется очередной рассказчик. Здесь это Корэёси Курахара. Чуть скупой на эмоции, как и все японцы. Романтик в глубине души, как и все режиссёры. Хотя, что может быть прозаичнее? Воля рока оставила ездовых собак на Южном полюсе. Оставила ждать и верить. Оставила погибать или бороться. Их хозяин не способен забыть это даже в житейской будничности. Со временем становится ясно, что играть с самим собой сложнее. Лучше вернуться и снова сыграть с природой. Жестокой, но красивой. Так поэт превращает прозу в стихи. А Курахара трагический некролог в возвышающую повесть. Он переводит сложные чувства на язык киноплёнки.
Боже, благослови времена, когда кино обходилось без спецэффектов! Времена без закулисного присутствия ещё одного повелителя клавиатуры. Мы видим льды и это льды. Операторы мёрзнут. Актёры невольно купаются в снегу. А режиссёр истошно пытается перекричать вой ветра. И ты проникаешься доверием к ним. Они не играют с тобой. Они позволяют играть самой Антарктике. Игра ветра и льда. Игра света и тени. Игра высоких гор и ледовых полей. И самая главная игра! Игра человека и природы.
Его картина разговаривает с нами волшебной музыкой Вангелиса. Это пение полярного сияния и искрящегося снега. Чувства его героев отражаются в зеркале Антарктики. Всё живое здесь ценно. И человек, и братья его меньшие равнозначны. В суровом великолепии полюса нет ничего наносного. Нет ничего того, чем столь отчаянно набивают квартиры горожане. Верно, это и есть та сила, что тянет сюда человека. Эта же сила, но уже именуемая красотой, завораживает. Она притягивает к экрану монументальностью и удерживает истиной. Истиной в последней инстанции. Только такая может существовать здесь.
Она не требует глубоких знаний или подготовки. Она проста, а потому понятна. Проста как музыка. Ею способен восхищаться и композитор, и мусорщик, и капитан, и матрос. Открытость и доступность — не это ли гений творчества? В итоге спасение собак становится и спасением собственной души. А жестокий южный континент немым укором слабости человеческой. При этом он же человека и возвеличивает. Это и конец, и начало всего живого.
Перед лицом стихии блёкнут объективы и гаснут софиты. Техника замерзает. Лишь человек и его верные друзья. Единственные, кто движется, кто живёт. Глупо приукрашивать. Перед лицом этого — всё становится лишним, нелепым. Чудо бытия объектив камеры способен испортить. А приумножить — нет. И Курахара не стал. Он осторожно фиксировал на камеру бытие. Без изысков. Правдиво. Так возвращаются после боя солдаты. Они возвращаются домой не в глаженом фраке. Они возвращаются домой в рубище.
8 из 10
28 февраля 2014
Боже! Кто писал это описание фильма? Из фактов верен только один (с натяжкой) — действие происходит в 1957-м году. Это да.
Японская арктическая станция. Подходит к концу летняя экспедиция. Ей на смену должны привести полярников, которые проведут здесь зиму. «Летние» полярники подготавливают станцию к их прибытию и заодно привязывают собак цепями друг к другу («Будет некрасиво, если они приедут, а собаки не привязаны»). Но тут происходит неожиданное. Выясняется, что на смену летней экспедиции никто не приедет, руководство решило закрыть станцию из-за плохих погодных условий. И чтобы пробиться к полярникам ледоколы потратили слишком много горючего. Так что даже не хватит вернуться на базу и умертвить всех собак, как предложил один из покорителей Антарктики. Японцы возвращаются домой и терзаются муками совести. А собаки умирают от голода и холода. Те, что не смогли вырваться из цепей. Те же, что сумели, пытаются выжить любыми способами в ледяной пустыне. Охотятся на чудом забредших сюда тюленей, тонут в трещинах, падают со скал…
Через полгода, когда заканчивается полярная зима, японцы всё-таки возвращаются на покинутую базу… Ну а дальше вы сами всё увидите.
Потрясающий фильм! Несмотря на кажущийся непрофессионализм в операторской работе (камера дёргается, часто напоминает любительскую съёмку), фильм наполнен шикарными кадрами, от которых дух захватывает. Сцена, когда собаки смотрели на южное сияние (переводчик почему-то назвал его северным), просто мозг сносит. Вроде и спецэффекты старенькие, и вроде видишь это невооружённым взглядом, а всё равно, дыхание останавливается.
Большую роль в успехе фильма сыграла музыка Вангелиса. Завораживает. Я даже не могу себе представить этот фильм с каким-либо другим музыкальным оформлением.
Ну и сама история. Честно признаюсь, несмотря на то, что я убеждённый кошатник, весь фильм еле сдерживал слёзы. Уж больно слёзодавительное кино у японцев получилось. Поклонникам «Белый Бим, чёрное ухо» и «Хатико» фильм обязательно понравится.
10 из 10
25 апреля 2010