Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ревизор |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валентин Плучек |
сценарий: | Николай Гоголь |
видеооператор: | Лев Стрельцын |
композитор: | Юрий Буцко |
художник: | Валерий Левенталь |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 3 ч 3 мин |
Спектакль режиссёра Валентина Плучека, поставленный в Московском театре Сатиры по одноименной комедии Н. В. Гоголя, «Ревизор».
Валентин Плучек, театральный режиссёр и актёр, /Народный артист СССР/. Начинал в труппе В. Мейерхольда, /дебютировал в эпизоде, в «Ревизоре»/. Далее не буду заострять внимание на богатой биографии режиссёра, скажу только, что с 1957 года Плучек назначен главным режиссёром Московского театра Сатиры.
Николай Гоголь, /настоящая фамилия Гоголь-Яновский/, писатель, драматург, критик, классик русской литературы. В юности начинал со стихов в рукописных журналах, потом переехал в Петербург. Пожив в Петербурге, пожил и в Германии, и в Швейцарии, и в Франции, и в Италии. Писал тяжело, духовные метания, поиски себя, Бога, усугублённое психическими комплексами подорвали здоровье. В конце жизни приехал в Россию, где перед смертью успел сжечь все свои рукописи.
Не думаю, что кто либо не знаком с пьесой, тем не менее позволю себе вкратце обрисовать сюжет.
Городничий уездного городка, Антон Сквоздник-Дмухановский, /Анатолий Папанов/ собирает у себя городских чиновников, дабы сообщить им «пренеприятную весть», о приезде инкогнито ревизора из Петербурга. В это же время местные помещики прознали, что в городской гостинице вторую неделю живёт, следующий из Петербурга в Саратов, чиновник, Хлестаков, /Андрей Миронов/. При всеобщем смятении, Хлестакова принимают за должностное лицо, тот воспользовавшись случаем, неплохо проводит время, /и неплохо поправляет своё финансовое положение/. Он не берёт взятки, он одалживает деньги, обещая всё вернуть, /и местные чиновники с радостью принимают «новые» условия игры. После «проверки службы», он пообещав жениться на дочери городничего Марье Антоновне, /Татьяна Васильева/ отбывает восвояси.
Что хотел сказать Гоголь мы знаем, «над кем смеётесь, над собой смеётесь». Смеёмся, сквозь слёзы. Хотя не так то уж оно смешно, когда начинаешь ходить по судам, больницам, любым другим кабинетам, где нужно просто поставить печать, но где без денег на тебя никто и не посмотрит. Ты букашка, попавшая в бюрократические жернова власти. И раздавить то тебя ничего не стоит. Вот такая она, сатира смешное, не смешно, когда себя увидишь в истории. Себя слабого, беззащитного.
Ну да ладно, этим нас не удивишь, а вот что хотел сказать Плучек. Наверное о том, что всё таки, каким бы пройдохой не был чиновник, у него есть совесть. Даже не сколько совесть, сколько страх, и этот страх в конечном итоге должен разбудить совесть. Спорный вопрос. Или я не такой уж идеалист, или немного жизни видел, кое что понять успел. Жизнь то она везде одинаковая, и люди одинаковые, /вот только, что с разных сторон стола находятся/, в канцелярии естественно.
Плучек вводит в спектакль нового героя, /которого нет в пьесе Гоголя/ бледного, бессловесного человека в плаще, /Алексей Левинский/, создаётся впечатление, что кроме Городничего его никто не видит, может это есенинский Чёрный Человек, или хуже того внутренний голос, голос совести? Он всего лишь подаёт городничему папку с бумагами, /приговор?/, по принципу зло должно быть наказано. Это мы так понимаем, когда видим Городничего, разглядывающего бумаги в папке. Конечно, жизненный опыт подсказывает обратное, но мы же верим, в церковь ходим, православные как никак. Не возжелай, не укради и всё такое. Такая вот мистика во времена всеобщего атеизма.
Прямая противоположность городничему Хлестаков. Для него жизнь — игра. Он не умудрён опытом, /и страхом/, как городничий, он счастлив быть. Он не ходит, а танцует, у него в голове звучит музыка петербургских балов. Он проигрался до нитки в карты, /молод ещё, шулерским приёмам не обучен/, до того, как попал в этот городок, и проиграется опять, по дороге с этого городка. И не сделает для себя никаких выводов. Он часть человечества, наивная, жаждущая развлечений, не задумывающаяся о дне грядущем. Зачем? Будет день, будут приключения, а нет, придумаем, создадим. И создаёт бессмысленную жизнь. Хлестаков не видит Чёрного Человека, он даже не догадывается о его существовании, но только это ничего не меняет. Смысл жизни в игре не появится.
Хотя смысл смыслу рознь. То, каким его видел Гоголь, одно, Плучек, другое, я третье, и ты наверное своё мнение имеешь, /может чего своё, сокровенное в спектакле увидишь/.
21 апреля 2016
В современном мире даже отношение к классике можно назвать «осовремененным», особенно если речь идет о театральных постановках классических произведений. Нам, окруженным прочтениями разного характера, сиквелами, приквелами и прочими творениями «по мотивам», иногда хочется дать себе морально отдохнуть и насладиться чем-нибудь по-настоящему классическим, в случае с постановками литературы — наполненным духам автора и его эпохи. Спектакль Московского академического театра Сатиры «Ревизор» режиссера Владимира Плучека заслуженно является одним из таких шедевров.
Первое и самое яркое впечатление, остающееся после просмотра даже телеверсии спектакля, — Плучек на редкость близок к оригиналу. Учитывая, что любая театральная постановка литературных произведений — это в первую очередь авторское прочтение, которое каждый член труппы воплощает в своей доле подготовки и представления, не стоит думать, что этот «Ревизор» — точная копия гоголевского. Хотя, ближе чем Плучек, к Гоголю еще не подбирался никто.
Близость к оригиналу отражается не только в сюжете, монологах и диалогах, гриме, костюмах и декорациях, но в первую очередь в присутствии духа оригинального «Ревизора», атмосферы тех событий и того времени.
Спектакль начинается с появлением нового персонажа, введенного в сюжетное действие режиссерским замыслом — человека в черном со свечой, чем-то напоминающего черноризца, православного монаха. Персонаж символичный, появляющийся в спектакле довольно часто. Стоит отметить, что мы видим его только тогда, когда ожидаем, что вот-вот должно произойти нечто важное для действующих лиц, что-то, что потрясет их уже и без того неспокойную жизнь.
К примеру, «человек в черном» остается на сцене, даже когда появляются основные действующие лица первого эпизода с письмом. Еще как пример можно привести, присутствие этого персонажа на сцене в момент разоблачения Хлестакова и приезда настоящего ревизора.
Символический и неоднозначный персонаж. Большинство зрителей сошлось на мнении, что это символ рока, высших сил, управляющих жизнями персонажей. К тому же, актер, исполняющий роль «человека в черном» внешне похож на самого Николая Васильевича Гоголя, что, скорее всего, также было режиссерским символом. Рок управляет жизнями персонажей как людей, автор же управляет их жизнями как персонажей своего произведения.
Игра актеров мгновенно затягивает, и это касается не только двух «звезд» постановки — Папанова в роли Городничего и Миронова в роли Хлестакова — но актерского состава в целом.
Вне всякого сомнения, Анатолий Папанов был тем, кто держал настроение спектакля на всем его протяжении. Роль Городничего сложна не сколько тем, что является одной из центральных, а в большей части противоречивостью характера и эмоций. Особенно тяжело актерам понять и выразить чувства Городничего, опального и «грешного» главного городского чиновника 19 века, с чем Папанов справился блестяще. Его Городничий смешон, но это горький смех. Его персонаж вызывает различные чувства: он желания посмеяться до жалости.
Он суетится, бегает по сцене, кричит, ругается, искренне боится и радуется, но, вместе с тем, всегда выкладывается на сто процентов. Пусть даже силы он и использует на ублажение поддельного ревизора.
Рядом с Городничим, Хлестаков Миронова выглядит в каком-то роде противоположностью, хотя, если присмотреться, чувства и эмоции этих персонажей во многом схожи.
Миронов показал Хлестакова большим избалованным ребенком, понимающим, что он делает неправильное и даже опасное, но не способным остановиться. Он ходит на полусогнутых ногах, бахвалится, смешит зрителей забавными оговоркам и постоянными, порой хаотичными, перемещениями по сцене. Хлестаков Миронова, как и Городничий, искренне боится, его напряжение ощущается сквозь полу-клоунское поведение.
Он не прост, не глуп, не настолько ветрен, как может показаться с первого взгляда, но не может остановиться без внешнего воздействия и ведет себя абсолютно непредсказуемо.
Помимо этого, будет несправедливо не отметить игру всей актерской труппы в целом. Повизгивающая, молодящаяся в откровенных нарядах Анна Андреевна в паре с крупной, похожей на стереотипную испанку, не по-женски физически сильной и активной, говорящей басом Марией Антоновной составили прекрасный дуэт «одинаковых противоположностей».
Брутальный, с наполовину расстегнутой рубашкой Ляпкин-Тяпкин, шарикообразные, перебивающие друг друга Бобчинский и Добчинский, наглый и предприимчивый Осип…
Каждый персонаж получился особенным, хоть и отличным от представлений Гоголя, но сохранившим характер оригинала. Характеры получились неоднозначными, противоречивыми, но, что редко в постановках «Ревизора», человеческими. За ними видно не только порок, но и человеческую душу, в которой этот порок появился не без причины. Недаром, Валентин Плучек в предисловии к телеверсии спектакля назвал произведение своей труппы «комедией характеров».
Также хочется отметить звуковое сопровождение спектакля. Музыка подобрана настолько хорошо, что ее просто не замечаешь.
Нельзя не упомянуть еще один специфический звук, сопровождавший действие. Сложно судить, является ли этот звук изначальной задумкой режиссера, или все же родным для сцены театра, но деревянный скрип, сопровождавший каждый шаг актеров, привносил в спектакль частицу эпохи происходящего, чем-то напоминая скрип половиц. Этот звук в сопровождении с голосами актеров и иногда музыкой всецело погрузил зрителей в театральное действие.
Вместе с тем, немалую долю погружения и воссоздания эпохи нужно отнести на счет декораций и костюмов. Попытка воссоздать историческую эпоху налицо, причем, попытка, вне всякого сомнения, удачная. Декорации и костюмы символичны, одновременно отражая как характеры персонажей, так и характер момента. К тому же, можно добавить, что на актерах почти не было грима. К примеру, тут нельзя не вспомнить платья Анны Андреевны и Марии Антоновны в сцене знакомства с Хлестаковым: два платья, сделанные из одних и тех же материалов и в одном и том же стиле, отличающиеся только тем, что выполнены по принципу цирковых костюмов, зеркально отражая друг друга. Это, как нельзя лучше, отражает «одинаковую противоположность» характеров персонажей.
Таким образом, постановку «Ревизора» Н. В. Гоголя в Московском театре Сатиры можно по праву считать одной из самых удачных в истории российского театра. Режиссер и его команда смогли уловить и показать эпоху и характеры, не только сохранив атмосферу и пафос оригинала, но и привнеся достойные и не вызывающие отторжения элементы собственного прочтения.
7 июня 2011
Спектакль «Ревизор» Валентина Плучека по праву считается одной из лучших постановок Театра Сатиры. Жаль, что посмотреть его в наши дни можно лишь в телевизионной версии, но и она весьма недурна.
Первое, что привлекает в этом спектакле — звездный состав. Любимцы нескольких поколений зрителей — Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Вера Васильева, Михаил Державин и Александр Ширвиндт не оставили публику равнодушной. Кто восхищался игрой мэтров, кто был не совсем доволен их видением гоголевских персонажей, но факт остается фактом: спектакль несколько лет собирал аншлаги и бурные овации.
Еще одна несомненная заслуга Валентина Плучека — близость к оригинальной пьесе. Спектакль и впрямь получился классическим: герои Гоголя будто ожили и вышли прямо со страниц книги. Соответствие костюмов и антуража того времени радует современных зрителей на фоне сегодняшнего чрезмерного модернизма театра. Все персонажи на своем месте и говорят лишь то, что предписал им автор.
Другое дело — как они это делают. Есть в «Ревизоре» Плучека свои авторские находки. К примеру, таинственная фигура человека со свечой, очень напоминающая самого Николая Васильевича Гоголя, привносит в спектакль особую мистику, которая так свойственна писателю. Так же удачно вышла задумка с голосом «за кадром», который озвучивал мысли героев. Блистательный Анатолий Папанов — поистине бриллиант в короне актерского состава — всюду носит с собой красный платок — то ли символ тревоги, то ли просто привлечение внимания. Наиболее неожиданной вышла Марья Антоновна в исполнении актрисы Татьяны Васильевой. В ней появились не свойственные книжной девице низкий голос, бесцеремонность и грубые манеры, видимо, для создания большей комичности. Не стоит и говорить, что нелепые наряды матушки и дочери, смешные расшаркивания и заикания чиновников отлично выполняют ту же функцию. Андрей Миронов неоднозначен в роли Хлестакова. Зачастую он выглядит шутом и пустомелей, но иногда вдруг проскользнет в нем что-то трагичное и человечное.
Можно бесконечно разбирать мелочи постановки, но самое важное, что характеризует ее — это абсолютно гоголевская атмосфера страха, паники, сумбура и трагичного комизма, воссозданная Валентином Плучеком. Апогеем этого напряжения становится та самая знаменитая немая сцена — настоящая, гоголевская.
7 июня 2011
Живой спектакль «Ревизор» называют одной из лучших постановок Московского Академического театра Сатиры. Анатолий Папанов, Вера Васильева, Татьяна Васильева, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Зиновий Высоковский, Георгий Менглет ни раз собирали полные залы. Режиссер Валентин Плучек постановкой «Ревизора» осуществил свою давнюю мечту. Начинающим актёром он участвовал в постановках Мейерхольда. Критики того времени шутили, Мейерхольд «выстрелил Плучеком» в спектакле «Ревизор», где тот сидел в тумбочке. По прошествии многих лет режиссер поставил своего оригинального «Ревизора». Спектаклю в таком виде суждено было погибнуть вместе с почти одновременным уходом из жизни Миронова и Папанова в 1987 году.
О том, каким был спектакль мы можем судить лишь по отзывам критиков и киноверсии. Это как судить об арбузе по конфете со вкусом арбуза.
Телеспектакль оставляет тяжелое ощущение. Действие не захватывает. Происходящее на сцене неинтересно и наиграно. Неужели обманывают те, кто называет спектакль остроумным, удачным, одним из лучших неужели не спасает блистательный Андрей Миронов? Или мы слишком далеко ушли во времени от Гоголя и Плучека? Попробуем разобраться в особенностях телевизионного «Ревизора».
Сразу мешает дистанция. Все актёры говорят о том, что «отдают» залу, а зал «отвечает». Но тут -то актёров нет, только пресловутый голубой экран. И по ту его сторону люди стараются что-то донести, но их посыл не доходит и не дойдёт. Нет эмоционального контакта. А ведь именно за ним ходят в театр. Объективно, по техническим характеристикам кино уже давно впереди театра: бешеные спецэффекты, цвет и звук, доведенные до предела, да и простая экономия — ленту можно «гонять» сколько угодно, особых затрат это не требует. Театр же оставляет за собой одну, но очень немаловажную привилегию, он позволяет прикоснуться к «живому». Телевизор скрадывает это преимущество.
Если уже говорить о телевизоре и телевиденье, то никак не обойти общие законы этого особенного пространства. Один из общих законов — «операторский глаз». Он как притяжение для землян, никуда не деться, можно увидеть лишь то, что «схватывает» оператор. Явно, что сидя в зрительском кресле в театре, мы не получим ни перемещений точки зрения, ни «обрезания» части картинки, ни крупных планов. Последние воспринимаются особенно болезненно. Актёр, которого и не должно быть видно близко, в крупном плане выглядит гротескно. Чересчур играющим. Переигрывающим.
А вот действия и интриги сильно не хватало. Признаюсь, что я из того поколение, которое воспитано на «экшенах». Понятно, что гоголевский «Ревизор» и экшены друг от друга далеки. А тут ещё и сюжет известен… — занимательность стремится к нулю, может и не стоит смотреть читанные-перечитанные произведения? Но мы же смотрим. И не для того, чтобы в очередной раз узнать, как простоватый Хлестаков «обует» чиновников города N, а затем, чтобы увидеть как текст превращается в жизнь. Безликие буквы складываются во вполне жизненные ситуации, на сцене люди с характерами и привычками, такие же как мы, а не просто роли. Если то, что происходит на сцене актуально и для того, что происходит в жизни — режиссёрская удача.
Из того, что происходило на экране «Ревизора» актуально для меня была по большому счёту одна сцена — «общение» Хлестакова и Марьи Антоновны. Актёры буквально приковали к себе внимание, которое к тому моменту уже блуждало в неведомых далях. Замечательная Татьяна Васильева в образе брутальной Марьи Антоновны и Андрей Миронов в образе мягкого, почти женственного Хлестакова. Тут даже и не понять, точно ли Хлестаков хотел приударить за Марьей Антоновной, или это инициатива деятельно девушки припёрла «жениха» к стенке? Но даже с такой непростой особой, герой Миронова не растерялся. Когда она буквально увалила Хлестакова и впилась в него поцелуем, а потом обозвала хамом, наш герой- аферист лишь покраснел, его щеки зацвели розовым цветом. Но когда пришла просить прощения и оказаться на коленях, Хлестаков не растерялся. С криком возвещающим, что он всегда готов на колени, герой запрыгнул на означенную часть тела Марьи Антоновны. И ничто бы не мешало идиллии молодых, но… Вы и сами знаете, всё было по сюжету.
Хочется, очень хочется, чтобы классика театра и литературы была живой, реальной, чтобы герои были характерными, похожими на знакомых, действительно существующих людей. Может быть тогда никакие преграды не помешают её воспринимать, даже стеклянный экран между актёрами и зрителями, даже годы между Гоголем, Плучеком и нами…
3 из 10
6 июня 2011
Скажу прямо, восторга спектакль не вызвал. Хотя и режиссер — признанный мастер, и актеры далеко не последней величины. Конечно, можно сказать о том, что не хватило в телеверсии «театрального волшебства», самого духа театра, его запаха…Это — не вина режиссера…Но все же, разве только в этом дело? Только ли поэтому спектакль вызвал разочарование?..
В начале телеверсии спектакля режиссер В. Плучек сообщает о том, что он в своей постановке стремился осовременить «Ревизора», приблизить его к сегодняшнему человеку. Но, то ли год выпуска спектакля (1982) для меня, «сегодняшнего» человека, сам по себе уже совсем «не близок», то ли вообще осовременивание Гоголя — идея не лучшая. Гоголь, на мой взгляд, современен всегда, именно в своем первоначальном виде. Устареть такой гений не может, это нам бы, наоборот, к нему «приблизиться»!
В общем, просто добавилось какой-то мишуры, как оно чаще всего и бывает. Хотя, в наше время сюрреалистических и постмодернистских «издевательств» над классическими произведениями, спектакль кажется довольно сдержанным. Вот оно — осовременивание театра сатиры! Почти лишенное индивидуальных черт, сливающееся в сплошную массу окружение городничего (спасает лишь удивительно талантливо сыгранный А. Ширвинтом Добчинский); образы скучающих и сексуально оголодавших провинциальных самок (женщинами назвать их как-то не получается). Особенно «режет слух и глаз» дочь городничего в исполнении Татьяны Васильевой. Конечно, кто-то из зрителей, а может даже и многие, именно такой «развлекухи» в стиле Ирины Аллегровой и Лолиты Милявской от актрисы и ждали, но…я точно не из их числа! Хлестаков в исполнении Андрея Миронова — совершеннейший паяц, Фигаро, водевильный попрыгунчик с плохим чувством юмора.
Да, есть в спектакле и настоящий герой — это городничий. Папанов просто изумителен! Именно он — тот луч света, который и оживляет всю постановку! Он играет настоящую трагедию. Не столько трагедию человека, сколько трагедию чина. От игры актера, от его глаз оторваться невозможно!
А главное, наверное, это то, что «Ревизор» Гоголя и «Ревизор» Плучека говорят совсем не об одном и том же. Разве о скуке провинциальной жизни писал Гоголь? Разве о буйном пьянстве, оголодавших барышнях?.. Нет, не думаю…Не было в этом спектакле ни «смеха сквозь слёзы», ни искренней тоски по изуродованной жутким общественным укладом русской душе, ничего…Только гениальный Папанов и скучноватый трехчасовой фарс…
3 июня 2011
«Ревизор» Гоголя — выдающееся произведение русской классики. Первая постановка состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре. Интерес режиссёров и зрителей к этой пьесе сохранился до сих пор: к примеру, в марте 2011 года Марина Глуховская представила достаточно своеобразную трактовку текста в Омском театре кукол «Арлекин».
Постановка Валентина Плучека (1982, Театр Сатиры) «увековечена» телеверсией. И «это неспроста». Ведь в главных ролях — замечательные актёры тех лет — Андрей Миронов (Хлестаков) и Анатолий Папанов (городничий), а режиссёр близок к тесту пьесы.
Спектакль «по телевизору» — достаточно специфичное действо. Театр предполагает «живую» передачу: и актёр, и зритель находятся в одном помещении в один момент. Этакий классицизм: единство времени, места и действия. В видеоверсии зритель — у себя, актёры — у себя… Конечно, это единственный шанс нам с Вами наслаждаться игрой Миронова и Папанова, но сейчас речь о самом способе просмотра. В телеспектакле глаз зрителя несвободен, им, как и в кино, управляет оператор: дал панораму, наезд, крупный план, отъезд — и всё по своему разумению!
Хлестаков в постановке — этакий мальчик-кузнечик, — прыгает и скачет. Но, на мой взгляд, что-то не так, задумка расходится с воплощением, пусть и на малую долю. То ли актёр уже не так свеж для легкомысленной роли, то ли в моём сознании Миронов не кто иной, как Остап Бендер — персонаж авантюрный, но уже умудрённый жизнью и отмеченный горькой усмешкой. В Хлестакове не может быть места горчинке бендеровского образа — неоткуда было ей взяться в беспечном мальчишке, живущим не днём, но секундой. И Остап, бывало, голодал по трое суток, но, видимо совсем по иным причинам. «Охотничий взгляд великого комбинатора» и вяло, по-телячьи отлёживающийся в гостинице Хлестаков -«как говорят в Одессе, две большие разницы».
А вот Папанов, в моём представлении, настоящий городничий. Другие его роли моему восприятию не помешали. По всему видно, этот городничий — «очень неглупый по-своему человек», несколько устал и мягкотел, но воли удержать подвластное в руках ему хватит. Его красный платок- символ властности? власти? Этакая пурпурная мантия древнего властителя… Но тут не Рим, а городишко, и сам он не Цезарь, хоть и человек неглупый. Вот и осталось всей пышности-властности на платок величиной.
«Главные» мужчины спектакля действительно «на подбор». Что дальше? Cherche la femme! Ох уж эти женщины! Тезки Васильевы Вера и Татьяна — жёнушка и дочка городничего. Мать смешливая и инфантильная, носит платья из светлой материи, что недопустимо по правилам тогдашнего этикета для женщины её возраста. Но Марья Антоновна! Внешность Татьяны Васильевой колоритна: она при умелой игре передаёт и грубость, и томность, и пошлость, и изюминку. Режиссёр решил сделать ставку на сыгранную томность и пошлость и подправил гоголевскую задумку. У Николая Васильевича бесплотный (то есть воображаемый каждым читателем по-разному) Хлестаков лишь целует плечо бесплотной же Марьи Антоновны, у Плучека — Васильева в огромном пышном платье заваливает в жарком поцелуе тщедушного мальчика-кузнечика Миронова, кричащего «не надо!». Хлестаков просит прощения стоя на коленях, а Миронов сидя на коленках у барышни, как дитя малое. Слова пьесы обыграны великолепно! Остроумно и тонко. За такое «отступление» от Гоголя грех не отметить.
Актёры прекрасны. Режиссёрские задумки интересны. Гоголь сохранён. Но уже первая часть меня, к сожалению, утомила. Возможно, 3 часа — много для современного зрителя, и для него стоит провести ревизию «Ревизора»?
2 июня 2011
Сейчас каждый старается быть оригинальным. Режиссеры нещадно экспериментируют с постановками, поэтому даже если вы пойдёте на спектакль с классическим названием, это совершенно не значит, что вы увидите те образы, которые изначально задумывал автор пьесы. Скорее всего, это будет нечто сюрреалистическое, постмодернистское.
Таким образом, если вам надоели не те «Ревизоры», понадобилось вспомнить произведение Гоголя, не перечитывая его, захотелось приобщиться к классике — посмотрите фильм-телеспектакль В. Плучека «Ревизор» с Папановым и Мироновым в главных ролях.
В самом начале спектакля появляется фигура Неизвестного (А. Левинский), ее нет в произведении Николая Васильевича. Этот тощий, длинный, сгорбленный человек с мертвецки бледным лицом и с коварной улыбкой — придумка режиссера. Он напоминает Гоголя, будто бы попавшего в свою пьесу. Это мистическая фигура. В ее руках два символа: свеча и папка. Свеча как вечный спутник человека по жизни. Она освещает Неизвестного крайне таинственно. Этот небольшой предмет создает глобальное ощущение мистики, страха, чего-то потустороннего. Папка в данном контексте выступает символом страха. Не произнося ни единого слова, Неизвестный раскрывает ее и отдает Городничему (А. Папанов), все так же молча. Тому становится ясно: придется отвечать за свои поступки. В этот момент зритель понимает, что Неизвестный — материализация вины Городничего, он вживлен в спектакль, чтобы внушать ужас Антону Антоновичу.
Мы видим страх, им пропитан весь образ управителя города N. То, как он в растерянности крестится кулаком, потом угрожает «своим», рубашка, вылезшая из брюк, его мысли за кадром — все это говорит о многом. В панике он не может отличить Хлестакова от настоящего ревизора. Когда появляется проверяющий, Неизвестный исчезает, видимо, он сливается в сознании Городничего с Хлестаковым.
Иван Александрович (А. Миронов) появляется на сцене спиной, тихонько закрывает дверь. «Ужасно, как хочется есть», — трогательно произносит Миронов, потом принюхивается, начинает грызть перила. Да, интересный способ показать всю прискорбность положения Хлестакова, который от голода пытается погрызть дерево. При этом его движения легки: он будто порхает по сцене, прыгает, совершает действия, которые привносят в спектакль элементы водевиля, а он, в свою очередь, вкупе с серебристым фраком, становится похожим на стрекозу.
Хлестаков не из чиновничьей среды: он из обедневшей помещичьей семьи, случайно попавший в глухой провинциальный городок, где он проигрался в карты и остался совсем без денег. Он вовсе не коварный обманщик или хитрый интриган. Попадая в сеть определенных обстоятельств, он просто поддерживает то, чего от него ждут. Его принимают за всевластного сановника и он, очень милый, вежливый и благовоспитанный по своей природе, ведет себя в точ¬ности, как вел бы настоящий — берет взятки.
Предваряя свою пьесу «Замечаниями для господ актёров», Гоголь объясняет будущим исполнителям роли Хлестакова: «Чем больше актёр, исполняющий эту роль, выкажет чистосердечия и простоты, тем больше он выиграет». Миронов именно так подает своего героя. Действительно, он играет очень легко, музыкально, танцевально, обаятельно и привлекательно, порой иронично, его образ слегка офранцужен (и это неудивительно, если припомнить, что он петербургский щеголь), даже беззащитен (плачет, залезает под стол).
На протяжении спектакля Хлестакова бросает из одной крайности в другую: то его пугает факт, что его принимают за ревизора, то он уже действительно ведет себя так, как будто он важный человек. И самое интересное, что он искренен и в том, и в другом.
Марья Антоновна (Т. Васильева) — девица устрашающая (по крайней мере, меня она напугала, как только заговорила). Грубый, низкий голос, солдафонские манеры, высокий рост, нагромождения оборок на платье — все это явно не делает ее привлекательной. Во время сцены, где «Машенька» пытается обольстить Хлестакова, она чуть ли не избивает его. Бедный мужчина не в силах вырваться из цепких клешней «монстра в юбке». Кстати, это еще одна сцена, демонстрирующая беззащитность Хлестакова.
«Городничиха» (В. Васильева) — некий контраст к дочери. Она будто ведет себя так, как должна была вести Маша. У Анны Андреевны все не по годам: она одевается слишком откровенно (в ее возрасте уже неприлично носить платья нежных тонов с глубоким декольте), она излишне эмоциональна, хотя к своим летам в ней должен был взять верх холодный разум, она инфантильна — пытается, как ее дочка, соблазнить Хлестакова, хотя сама давно замужем. Я бы грубо назвала Городничиху истеричкой, уж больно громко и неприятно она кричит. Но, тем не менее, такое поведение актрисы на сцене помогает достичь главного — привить отвращение к героине.
Мама с дочкой — два сапога пара. Обе не обогащены интеллектом, лексическим запасом (слова «этакое», «такое», не выражающие толком ничего определенного, характерны для их речи), тонким вкусом. Во время встречи с Хлестаковым они обе наряжаются так нелепо, что становятся похожими на пасхальные яйца. А про их дуэт и говорить нечего — невозможно воспринимать, вот и все. Как бы то ни было, слушатели нагло льстят дамам, говоря, как они прекрасно поют. Впрочем, если рассматривать ситуацию глобально, то все в городе N льстецы да обманщики.
В конце спектакля появляется внушительных размеров памятник. Кто там? Конечно, Гоголь. Он грозно смотрит на героев пьесы, и этот взгляд — последнее, что мы видим на сцене.
Стоит заметить, что спектакль сделан весьма реалистично и точно. Костюмы соответствуют духу времени, актеры выступают без грима. Музыкальное сопровождение, созданное композитором Ю. Буцко, помогает полностью погрузиться в атмосферу 19 века. Недаром он вводит в спектакль ритмы эки¬пажа и будто переносит зрителей на мостовые тех времен.
По моему мнению, это лучшая постановка «Ревизора», во многом благодаря неподражаемым Миронову и Папанову. Не думаю, что эту пьесу в ее классическом варианте можно было поставить лучше.
30 мая 2011
Есть на земле классические кинофильмы, без которых кинематограф немыслим: Броненосец Потёмкин, Унесённые ветром, Психо, Крёстный отец, Терминатор. Точно так же можно отметить классику театральных спектаклей: Гамлет, Ромео и Джульетта, Дон Жуан, Чайка и, конечно же, Ревизор!
Современный театр подразумевает постоянный творческий эксперимент, поэтому даже если вы пойдёте на спектакль с классическим названием, это совершенно не значит, что вы увидите те образы, которые изначально задумывал и представлял себе автор пьесы. Скорее всего, вам будет представлена либо абсолютно современная история, любо нечто сюрреалистическое. А ведь вы шли на классику…
Таким образом, если вам попался не тот «Ревизор», вы можете спокойно наверстать упущенное: посмотрите фильм-телеспектакль «Ревизор» с Папановым и Мироновым в главные роли. Если даже вам не понравится, вы будете чувствовать себе полностью удовлетворёнными, поскольку вы приобщитесь к классике. Не обязательно постоянно слушать музыку Баха и Глинки, но если вы не послушали её ни разу, то можете многое упустить. Такие произведения призваны воспитывать вкус.
В целом спектакль выдержан строго. Декорации взяты с театральной постановки, поэтому для кинофильма это было бы примитивно. Так же иногда можно услышать записанные и воспроизведённые из колонок дополнительные звуки и закадровый голос того же Папанова — «волка из ну погоди» городничего. Миронов играет Хлестакова манерно и с подчёркнутостью: каждый жест героя нам отчётливо ясен. В спектакле появляется вторая великая и неподражаемая парочка актёров: Ширвинт и Державин в роли Добчинского и Бобчинского. В зале постоянно слышен смех.
Я бы с удовольствием сходил на такой спектакль, но эти актёры уже не выступают. Сегодня существует замечательный «Ревизор»с блистательными Табаковым и Безруковым, но если у вас нет возможности их посетить, посмотрите эту работу 1982-ого года.
9 из 10
19 декабря 2010