Рейтинг фильма | |
![]() |
6.6 |
![]() |
6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Никто не заменит тебя |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Рубен Мурадян |
сценарий: | Генрих Рябкин |
видеооператор: | Игорь Лукшин |
композитор: | Александр Колкер |
художник: | Владислав Расторгуев |
монтаж: | Т. Протопопова |
жанр: | мелодрама |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
7 мая 1983 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 5 мин |
Алексей Голенищев (Костолевский) - музыкант в оркестре цирка живёт с женой (Нильская) и сыном (Алёша Шичко) в коммуналке, а рядом тёща, которая зудит о том, как не устроена жизнь дочери и в итоге сводит её с соседом (Щербаков), простоватым парнем, зато с машиной и без закидонов типа обучения сына игре на скрипке. Но как объяснить ребёнку, что у него должен быть новый папа, а скрипка - та ещё ерунда?
Банальнейшая история как тёща портит жизнь своей дочери, зятю и внуку, дабы навязать им свой образ мышления и мировоззрение. Банальности добавляет и то, что она по сути единственное зло фильма, притом что её воля проявляется не то чтобы в крике... она удивительным образом просто навязывает её всем окружающим, которые до поры до времени плывут по течению её жизненного опыта и, делая вялые попытки к сопротивлению, тут же их прекращают, хотя внутренне не соглашаются... Выходит нечто вроде Маргариты Павловны из Покровских ворот, но в качестве объекта выступает целая семья... И все ради всеобщего (материального) блага. Но дочь сожалеет об упущенном образовании, её фаворит не хочет быть чужим отцом, а родной отец почти тщетно пытается преодолеть своё безволие... И только маленький Игорь научился не доверять бабушке и лгать во благо, чтобы учиться музыке с папой... Хорошо ли это? Жизнь покажет. А пока зрителю придётся пройти через детское и родительское горе (аж до слёз), которое приносит расчётливый и даже уютный (с вечным вязанием) практицизм. Какие уж тут интеллигенты-скрипачи... Это ж никому не нужно! То ли дело белорусская эстрада пополам с киевским Динамо... Раньше сие называли мещанством (кое-где даже озверелым), а нынче - чуть ли не образец вкуса.
24 июля 2024
С огромным удовольствием посмотрел ещё один фильм, снятый талантливым режиссёром Рубеном Хачатуровичем Мурадяном. Это 7-й по счёты из всего-то 12 полнометражных картин, но каждая из его лент всегда находит отклик в зрительском сердце. Находит отклик потому, что режиссёр не «высасывает» сюжет из пальца, он лишь внимательно смотрит вокруг себя, подмечая характеры, способные «расшевелить» и «задеть» публику. В картине «Никто не заменит тебя» играют замечательные советские актёры, очень удачно подобранные по типажам. Алексей Голенищев (Игорь Костолевский) — интеллигентный молодой человек, которому абсолютно несвойственна конфликтность, зато присуща редкая отцовская преданность.
Его жена Лариса (Людмила Нильская) — это почти «роковая красавица», которой «и тесно и душно» в её аптеке. Семейный быт вроде бы «устаканился». Всё идёт своим чередом с периодическими колкими напоминиями тёщи Валентины Ивановны (Раиса Куркина) в адрес затя о его «музыкальных талантах». Всё бы, наверное, так и продолжалось, если бы однажды в их коммунальной квартире не появился новый жилец — таксист Валера (Борис Щербаков). Валера тут же «взял быка за рога», и скоро от тихой, спокойной, уютной, размеренной жизни скрипача Алексея остались лишь воспоминания…
Сиуация, к сожалению, весьма распространённая, когда, чтобы избавиться от «неугодного» папаши, его обвиняют во всех смертных грехах, чтобы выставить негодяем в глазах ребёнка. Такой подленький ход даёт некоторое преимущество тёще, правда, ненадолго. «Простой» таксист Валера на поверку оказывается не таким уж простым (к тому же и хамоватым), а ребёнок, узнав правду, становится на сторону того, кто всегда держит слово. Очень интересно наблюдать за атмосферой в семье Голенищевых (мать Алексея пианистка Мария Степановна (Людмила Аринина) — невероятно приятная женщина) и в квартире тёщи.
Если в первом случае всё строится на любви, доверии и понимании, то во втором — на желании любыми способами доказать несостоятельность «бывшего папаши» как главы семейства. Конечно, сюжет, в некоторых местах выглядит несколько надуманно (эпизод с милиционером и др.), но это нисколько не портит общего впечатления от картины, как от хорошей киноработы, которую и смотреть интересно, и вспоминать приятно, гадая над открытым финалом: останется ли Лариса с Алексеем, или же они выберут другие «половинки» — Валеру и Лену?..
8 февраля 2015