| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Никто не заменит тебя |
| год: | 1982 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Рубен Мурадян |
| сценарий: | Генрих Рябкин |
| видеооператор: | Игорь Лукшин |
| композитор: | Александр Колкер |
| художник: | Владислав Расторгуев |
| монтаж: | Т. Протопопова |
| жанр: | мелодрама |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
7 мая 1983 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 5 мин |
Сюжет очень жизненный, наполненный драматичным психологизмом, трогает за живое. Карикатурный персонаж тёщи представлен здесь в непревзойдённом виде, пожалуй, это лучшая тёща со знаком минус из кинематографа СССР. Благодаря таким персонажам в обычной жизни разваливаются семьи, и именно эта проблема нарисована здесь в полный рост, как говорится, без купюр. Получилось очень красочно и доходчиво, и главное – всё как в жизни бывает.
К сожалению, затронутая в истории проблематика комплексная, в таких ситуациях никогда не бывает виноват кто-то один, например, та же тёща. Здесь даже дочь начала осознавать неразумность своих действий, однако она тут в большей степени использована как инструмент для игры на нервах зрителя. Типаж дочери – типичный взрослый ребёнок, эгоистичный и слабовольный, не желающий даже задумываться о своих ошибках, и поэтому при любой проблеме немедленно кидающийся в атаку со встречными обвинениями, чаще всего необоснованными. Это тяжело исправить во взрослом человеке, но терпение и труд всё перетрут.
Может показаться странным, но формально отрицательный персонаж соседа мне даже понравился, потому что он на фоне других оказался с более цельной натурой и не с совсем ещё задавленной совестью. Классический пример поговорки «лучший – не значит хороший...» Сосед – классический «змий-искуситель», противостоять такому очень сложно, особенно если он работает с уже готовым для этого материалом.
Умело построена дуга главного героя, который проделал необходимую работу над собой, смог проявить характер. Однако у меня и к нему есть серьёзная претензия – в систематической лжи своей матери, чего можно было вполне избежать. Также в минус главному герою можно записать, что слишком интеллигентный и умный муж почему-то недостаточно уделял время своей супруге, чтобы находиться с ней на одной волне, чтобы выравнивать дисбаланс в мировоззрении. Такое случается, что люди торопятся вступать в брак, а потом оказывается, что они слишком разные; но в целом это решаемо, если проявлять любовь и настойчивость.
Характерно, что в подобных ситуациях мужчина ничего не может сделать в плане реорганизации своей семейной жизни (переселение семьи на отдельную жилплощадь), если жена не поддерживает такую идею. Тут выбор очевиден, и придётся остаться с семьёй со всеми сопутствующими проблемами. Подобные решения могут быть реализованы только сообща, намерения одной стороны недостаточно. В данной ситуации показали дочь, привыкшую к удобной жизни со своей мамой, и в том числе недостаточно умную, чтобы разобраться с приоритетами и просчитать неизбежные последствия.
Минусы. Очевидная ошибка на монтаже, т. к. в эпизоде с оказавшимся в городе мальчиком было бы недопустимо, чтобы папа спокойно продолжал сидеть у костра.
Вывод. Отличный фильм, очень жизненный. Категорически рекомендую! За один час с небольшим всё умело скомпоновано и представлено с самых лучших сторон, ничего лишнего.
16 марта 2025
Алексей Голенищев (Костолевский) - музыкант в оркестре цирка живёт с женой (Нильская) и сыном (Алёша Шичко) в коммуналке, а рядом тёща, которая зудит о том, как не устроена жизнь дочери и в итоге сводит её с соседом (Щербаков), простоватым парнем, зато с машиной и без закидонов типа обучения сына игре на скрипке. Но как объяснить ребёнку, что у него должен быть новый папа, а скрипка - та ещё ерунда?
Банальнейшая история как тёща портит жизнь своей дочери, зятю и внуку, дабы навязать им свой образ мышления и мировоззрение. Банальности добавляет и то, что она по сути единственное зло фильма, притом что её воля проявляется не то чтобы в крике... она удивительным образом просто навязывает её всем окружающим, которые до поры до времени плывут по течению её жизненного опыта и, делая вялые попытки к сопротивлению, тут же их прекращают, хотя внутренне не соглашаются... Выходит нечто вроде Маргариты Павловны из Покровских ворот, но в качестве объекта выступает целая семья... И все ради всеобщего (материального) блага. Но дочь сожалеет об упущенном образовании, её фаворит не хочет быть чужим отцом, а родной отец почти тщетно пытается преодолеть своё безволие... И только маленький Игорь научился не доверять бабушке и лгать во благо, чтобы учиться музыке с папой... Хорошо ли это? Жизнь покажет. А пока зрителю придётся пройти через детское и родительское горе (аж до слёз), которое приносит расчётливый и даже уютный (с вечным вязанием) практицизм. Какие уж тут интеллигенты-скрипачи... Это ж никому не нужно! То ли дело белорусская эстрада пополам с киевским Динамо... Раньше сие называли мещанством (кое-где даже озверелым), а нынче - чуть ли не образец вкуса.
24 июля 2024
С огромным удовольствием посмотрел ещё один фильм, снятый талантливым режиссёром Рубеном Хачатуровичем Мурадяном. Это 7-й по счёты из всего-то 12 полнометражных картин, но каждая из его лент всегда находит отклик в зрительском сердце. Находит отклик потому, что режиссёр не «высасывает» сюжет из пальца, он лишь внимательно смотрит вокруг себя, подмечая характеры, способные «расшевелить» и «задеть» публику. В картине «Никто не заменит тебя» играют замечательные советские актёры, очень удачно подобранные по типажам. Алексей Голенищев (Игорь Костолевский) — интеллигентный молодой человек, которому абсолютно несвойственна конфликтность, зато присуща редкая отцовская преданность.
Его жена Лариса (Людмила Нильская) — это почти «роковая красавица», которой «и тесно и душно» в её аптеке. Семейный быт вроде бы «устаканился». Всё идёт своим чередом с периодическими колкими напоминиями тёщи Валентины Ивановны (Раиса Куркина) в адрес затя о его «музыкальных талантах». Всё бы, наверное, так и продолжалось, если бы однажды в их коммунальной квартире не появился новый жилец — таксист Валера (Борис Щербаков). Валера тут же «взял быка за рога», и скоро от тихой, спокойной, уютной, размеренной жизни скрипача Алексея остались лишь воспоминания…
Сиуация, к сожалению, весьма распространённая, когда, чтобы избавиться от «неугодного» папаши, его обвиняют во всех смертных грехах, чтобы выставить негодяем в глазах ребёнка. Такой подленький ход даёт некоторое преимущество тёще, правда, ненадолго. «Простой» таксист Валера на поверку оказывается не таким уж простым (к тому же и хамоватым), а ребёнок, узнав правду, становится на сторону того, кто всегда держит слово. Очень интересно наблюдать за атмосферой в семье Голенищевых (мать Алексея пианистка Мария Степановна (Людмила Аринина) — невероятно приятная женщина) и в квартире тёщи.
Если в первом случае всё строится на любви, доверии и понимании, то во втором — на желании любыми способами доказать несостоятельность «бывшего папаши» как главы семейства. Конечно, сюжет, в некоторых местах выглядит несколько надуманно (эпизод с милиционером и др.), но это нисколько не портит общего впечатления от картины, как от хорошей киноработы, которую и смотреть интересно, и вспоминать приятно, гадая над открытым финалом: останется ли Лариса с Алексеем, или же они выберут другие «половинки» — Валеру и Лену?..
8 февраля 2015