Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Безумный день инженера Баркасова |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Лырчиков |
сценаристы: | Александр Хмелик, Михаил Зощенко |
видеооператор: | Андрей Пашкевич |
композитор: | Марк Минков |
художник: | Виктор Сафронов |
монтаж: | Алла Мякотина |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 апреля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Тончайшая ирония в произведениях Михаила Михайловича Зощенко более восьмидесяти лет не даёт покоя режиссёрам. Многие из них хотели, хотят и обязательно будут хотеть испробовать свой талант на прочность, 'замахиваясь' на прозу, в которой, что ни строчка то афоризм. Сравнивать работу Николая Лырчикова с 'Не может быть!' (1975) Леонида Гайдая не стоит хотя бы потому, что в их основе разные произведения, у которых совершенно разный глубинный смысл. Кроме того, лента Гайдая - это, прежде всего, эмоциональный фейерверк действий и поступков, а картина Лырчикова пронизана лирикой, легко угадываемой за авторской иронией. При всём при этом, 'Безумный день инженера Баркасова' явно недооценён современным зрителем. Впрочем, любое кино рано или поздно обязательно находит СВОЕГО зрителя. Меня фильм Лырчикова нашёл уже давно, и за это я ему безмерно благодарен.
Количество советских актёров первой величины в этом фильме просто зашкаливает. Здесь в полной мере проявился настоящий талант режиссёра, сумевшего распределить роли таким образом, что каждый персонаж не просто на своём месте, - он абсолютно незаменим именно в таком амплуа. Зритель получает эстетическое удовольствие не только от визуализации персонажа, но, прежде всего, от словесных перлов, в которых Зощенко был великим мастером. Именно поэтому персонажи запоминаются не столько своим поведением и поступками, сколько визитной карточкой каждого образа - репликами, многие из которых легко превращаются в афоризмы. Литературной основой фильма послужила пьеса для театра комедия в трёх действиях 'Парусиновый портфель' (1939) и несколько рассказов, которые сценарист Александр Хмелик виртуозно вплёл в канву киноповествования.
Наибольшей популярности творчество Михаила Зощенко достигло в 20-30 годы. В этот период было написано большинство его рассказов, постоянным персонажем которых стал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. Участие в литературной группе 'Серапионовы братья' окончательно убедило писателя в изображении реальности идти, прежде всего, от фактов жизни, а не от лозунгов. 'Я был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарём суда, делопроизводителем. Это было не твёрдое шествие по жизни, это было — замешательство'. Природная наблюдательность помогли писателю создать целую череду образов всесильных чиновников, которые никуда не исчезли за прошедшее столетие, - сегодня они просто сменили 'окраску'.
Возвращаясь к этому замечательному фильму хочется ещё раз мысленно 'посмаковать' самые 'вкусные' моменты и самые комичные ситуации. Лучших актёров в этой картине нет, но есть такие, которым досталось больше экранного времени. Алексей Гаврилович Баркасов в исполнении Василия Бочкарёва - это совсем не тот персонаж, в адрес которого хотелось бы злопыхать или злословить. Вовсе нет. Отчасти его хочется даже пожалеть за то, что должность 'ответственного работника' постепенно превращает его из живого человека в хорошо функционирующий винтик госаппарата. Он настолько убеждён в своей вынужденной незаменимости, что берётся за решение любого вопроса. Подтверждение тому - история с кочергой истопника в исполнении Бориса Новикова. Это высший пилотаж бюрократического абсурда!
А действительно, как правильно писать: 'кочерыг', 'кочерёг', кочергей', кочергов'?.. Сегодня, благодаря 'Гуглу' мы точно знаем, что кочерги с цифрами 5 и выше никак не спрягаются. То есть в заявке на получение нужно было просто написать: 'Прошу выдать 2 кочерги для 1-го этажа и 3 кочерги для 2-го'. Но ведь тогда было бы не смешно! Ещё один перл косноязычности - это заместитель Баркасова Иван Силыч Тятин (Михаил Кононов). Нужно иметь настоящий талант, чтобы говорить так, чтобы никто ничего не понял: 'Товарищи! Что мы имеем на данном отрезке времени с нашими показателями? Являются ли данные показатели показательными на данном отрезке времени? Не есть ли эти показатели мало показательны сами по себе?' Сатира никогда не умрёт, потому что проходят столетия, а сами-то люди не меняются!
Ещё один образ, который невозможно пропустить: Софочка в исполнении Ольги Остроумовой. 'Имея высокую квалификацию своей красоты и молодости' она находится в постоянном поиске семейного счастья. Понятие этого самого счастья у неё узкоспециальное, и включает исключительно материальные блага, потому как чувства нематериальны и на них одних в Гагры не съездишь. Не могу не вспомнить великолепный образ 'непризнанного поэта' Петра Слоняева (Андрей Мартынов): 'Сирень цветёт и отцветает, и ваши ручки привлекают, а ваши ножки вдохновляют...' Фильм длится более двух часов, и каждая минута несёт зрителю что-то новое, благодаря великолепной плеяде прекрасных актёров: Евгения Ханаева, Валентина Теличкина, Игорь Дмитриев, Пётр Щербаков, Виктор Сергачёв, Афанасий Кочетков, Александр Лазарев и многие другие.
Если прибавить ко всему сказанному музыку Марка Минкова, то получим настоящую гармонию красоты, юмора и таланта, вершиной которой является блестящий дуэт Валентины Талызиной и Вячеслава Невинного с их 'Семью слониками', а также закадровая песня 'Средь повседневной кутерьмы', строчки из которой являются своеобразным напоминанием каждому из нас: 'Ах, как бы нам, друзья, себя не потерять...'
9 января 2023