Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сила пятерых |
английское название: |
Force: Five |
год: | 1981 |
страна: |
США
|
слоган: | «Five against a thousand... The odds are even.» |
режиссер: | Роберт Клауз |
сценаристы: | Эмиль Фаркас, Джордж Голдсмит, Роберт Клауз |
продюсеры: | Майкл Фридман, Фред Вентрауб |
видеооператор: | Джил Хуббс |
композитор: | Уильям Голдштейн |
художники: | Джоэль Дэвид Лоуренс, Ричард Лоуренс, Чарльз Грэффео |
монтаж: | Боб Бринг |
жанры: | боевик, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Как-то в одном из старых док. фильмов (которые мне довелось смотреть еще в юности на VHS) про Брюса Ли он в одном из интервью, которое дал Лос-Анджелесскому, кажется, ТВ, после премьеры в 1966 году фильма «Кун-фу», куда вместо него на главную роль взяли Дэвида Каррадайна, обиженно, что вполне понятно, заявил, что настоящие боевые искусства в кино возможно показать лишь в Гонконге, но не в США, где ценят лишь вялую имитацию кун-фу, рассчитанную на среднестатистического американского обывателя (за абсолютную точность слов не ручаюсь, но смысл сказанного был именно таким).
Действительно, вся дальнейшая история жанра американских рукопашных боевиков эту мысль ярко проиллюстрировала и подтвердила, и любой более-менее продвинутый кино-видеолюбитель с этим согласится. Американский зритель может ахать и аплодировать от восторга при созерцании мастерских (в высоком, азиатском смысле слова) боев мастеров (в том же смысле слова), пусть даже немногочисленных белых (еще реже -чернокожих), но! — в азиатском, в 99% — гонконгском кино.
Все этих мастеров знают: это Ричард Нортон, Бенни Уркидес, Кейт Витали, Лорен Аведон, Синтия Ротрок, Джеффри Фалькон, Питер Кеннон, Рон ван Клиф, Джим Келли и еще пара-тройка уникальных невосточных мастеров Востока. И. посмотрев эти фильмы, американский обыватель скажет: да-а, вот красота-лепота, причем — у их там, в азиях ихних, на высотах небожительских, я ТАК, КАК ОНИ, никогда не смогу, восхищаюсь снизу и принимаю смиренно такое положение вещей. А куда деваться?
Так же дело обстоит и с совместными гонконгско-американскими проектами, очень немногочисленными: это либо серия 80-х «Тигры каратэ» в 6 частях (другое название — «Не отступать, не сдаваться», особенно 2, 3 и 5-я части с Аведоном), либо боевики недавнего времени с guest-starrами Д. Ли и Д. Чаном. Но когда дело касается чисто американских фильмов про каратэ, то тут берет верх американский обывательский ШОВИНИЗМ, т. е. при просмотре таких фильмов американский обыватель должен сказать себе: ВОТ ОНО, ТО ЧТО МНЕ НАДО! ВОТ ТАК Я ТОЖЕ СМОГУ! Только годик покачаюсь, порастягиваюсь и понабиваю кулачки.
Ну, ведь и вправду, при всем уважении к выдающимся актерам американских боевиков, в том числе и рукопашных, любой зритель понимает, что настоящими мастерами боевых искусств их назвать никак нельзя. И когда упомянутые невосточные мастера Востока снимаются в чисто американских боевиках, при их, в общем, неплохой зрелищности и американской динамичности, возникает, по большому счету, дикая ЛАЖА: настоящий МАСТЕР (пусть он нередко и играет негодяя) вынужден затормаживаться и приспосабливаться к американскому бойцу-спортсмену-герою (реже — антигерою), а нередко — и откровенно поддаваться ему: Р. Нортон то дает забить себя насмерть очень талантливому, но неповоротливому и пузатому У. Форсайту в одном фильме, то позволяет отрубить себе голову не шибко ловкому Бриттону Ли в другом, то получает ножные оплеухи от корейского тормознутого сопляка в третьем; Бенни Уркидес позволяет затоптать и потом зверски заколоть авторучкой себя Джону Кьюсаку тоже в одном известном боевике, в другом — полчаса дожидается, пока ему вломит китайско-японский американец-качок Джеймс Лью; чернокожего качка (пусть он и по-своему молодец) Билли Блэнкса для побития тоже полчаса дожидаются то отрицательный герой Ричарда Нортона, то положительные герои Кейта Кука и Лорена Аведона. Жаль, что ради популярности в Америке и ради относительно Гонконга большого и легкого заработка эти мастера идут на такое явное унижение своего таланта и мастерства.
Но данный фильм — «Сила пятерых» — является счастливым уникальным исключением из этого названного американского правила (хотя, подозреваю, и в этом фильме поработали как постановщики мастера-китайцы) — это крепкий, поставленный фактически на гонконгском уровне в плане мастерских боев фильм-боевик. Из мастеров Востока там, вообще-то, присутствуют только двое — Ричард Нортон и Бенни Уркидес (а другие знатоки таких фильмов уверяли меня, что тут в эпизоде, в финальном массовом рукопашном бое около вертолета засветился в отрицательной роли и молодой Кейт Витали), но зато, Боже ты мой, как они тут хороши!
Ни под какой массовый тупо-силово-тормознутый американский рукопашный уровень они тут не приспосабливаются, ведут бои руками и ногами в высочайшем, не хуже азиатского, темпе, более того, подтягивают до своего уровня и остальных актеров-персонажей: и, в своем роде, конечно, замечательного, но все же чисто американски-силового каратиста Джо ЛЬюиса, и чернокожего качка Сонни Барнса, и фотомодельную Памелу Хантингтон. Видимо, в 1981 году кинозрители США еще сами иногда тянулись к высокому в смысле боевых искусств, а не снижали это высокое до уровня обывательски-массового понимания и изображения, как это случилось позже.
Фильм получился очень яркий, бодрый и динамичный, не лишенный даже здоровой самоиронии. Всем, кто его не видел, очень рекомендую посмотреть, а тем, кто видел, как я — посмотреть заново. Более чем стоит.
3 июня 2009