Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Любовная страсть |
английское название: |
Passione d'amore |
год: | 1981 |
страны: |
Италия,
Франция
|
слоган: | «The restrictions of passion in an age when aristocratic life was played by the noble book.» |
режиссер: | Этторе Скола |
сценаристы: | Этторе Скола, Иджинио Уго Таркетти, Руджеро Маккари |
продюсеры: | Франко Коммиттери, Эдмонд Тенуджи, Анджело Риццоли мл. |
видеооператор: | Клаудио Рагона |
композитор: | Армандо Тровайоли |
художники: | Фиоренцо Сенезе, Габриэлла Пескуччи |
монтаж: | Раймондо Крочани |
жанры: | мелодрама, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 мая 1981 г. |
на DVD: | 21 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
Ну вот очередное название фильма, в котором присутствует слово 'страсть'. Я бы назвала этот фильм просто 'Фоска', по имени его главной героини. Потому что именно она делает эту историю уникальной.
Дело в том, что Фоска очень некрасива.
Кроме того, она странная, экзальтированная и припадочная особа. Девушка живет со своим дядей и большую часть времени проводит в уединении с книгами.
Со всей страстью изголодавшейся души Фоска влюбляется в красавчика офицера, остановившегося на постой в доме её дяди. Но облик Фоски вызывает в нём смесь отвращения и жалости. К тому же, сердце Джоржио уже занято другой женщиной, по-настоящему привлекательной, не чета Фоске.
Одержимая страстью, почти обезумевшая от неё Фоска преследует своего возлюбленного...
Что же делать офицеру в этой деликатной неприятной ситуации?
Как вы думаете, есть ли у Фоски хоть малейший шанс?
В этом мире, где красота женщины является её главным 'товаром'...
Этот фильм буквально застрял у меня в голове из-за попытки понять, а точнее даже принять, всё в нём происходящее и его исход. Ведь он противоречит всем привычным нам клише, и может даже, законам природы. И тем не менее, я верю в его психологическую достоверность.
Когда-то, один очень хороший фотограф, Джоел-Питер Уиткин, прославившийся тем, что снимал уродов и натюрморты с частями мертвых тел, и делал это прекрасно, сказал: 'Если очень долго смотреть на нечто безобразное, то в конце концов оно покажется вам красивым'.
Клянусь, в конце фильма Фоска казалась мне красивой. Но не потому, что я очень долго на неё смотрела (я так и не привыкла к её внешности), а потому что...
Впрочем, я предлагаю зрителю самому разгадать энигму Фоски.
Ну а подсказка... в том самом названии фильма.
1 марта 2023
Прежде всего, сразу нужно оговориться и напомнить, что слово «любовь» — это чистая метафора, которая без дескрипции вносит сумятицу и формализует любое герменевтическое предприятие, по сути, сводя его на нет. С другой стороны, биологизаторское декодирование «любви» страдает таким же формализмом и редукционизмом, что также не проливает никакого света на явление. Оба крайних полюса — поэтическую и наукообразную метафоры — необходимо временно вынести за скобки, не отсечь, но вытеснить, оставляя возможность обратной связи.
Феномен, условно называющийся «любовью» — категорически невозможно разместить в когнитивном пространстве, иначе — о нём совершенно невозможно рассуждать, оттого так много рассуждений. К счастью, данная картина, не смотря на неприкрытое указание, не ограничивается темой «любви», а возможно и вовсе не о ней. Речь скорее об одном из сильнейших аффектов, попавшем в ловушку массированной (но не обязательно сознательной) манипуляции со стороны агентов, отвечающих за разные уровни влияния — личностные, социальные, сущностные, онтологические. В такой перспективе некоторые второстепенные персонажи выдвигаются на передний план, где главную роль играет герой Трентиньяна.
Врач — классический трикстер, ухватившийся за возможность уничтожения критически аффектированного Джорджо с первого же знакомства с ним. В свои намерения трикстер посвящает всех, включая зрителя, плутовской цитатой своего собрата по сущностной природе — Демосфена: «я бегу с поля боя, чтобы иметь возможность на геройский поступок в следующих сражениях». Другими словами, он даёт понять Джорджо, что предоставит ему возможность «героически погибнуть» в этот раз, и на протяжении всего фильма очень тонко, умело и без ошибок конструирует мир доминант, необходимых для подвода героя к пропасти падения, причём заставляет подыгрывать всех участников действа, попавших в западню его игры. В тот момент, когда трикстер готов прикончить героя, он цинично, вскользь проговаривает — «вы красивы и чувственны, не завидую я тем людям, которые наделены этим даром».
Однако же, «заговор» не так просто раскрыть, и чисто внешне, складывается вполне благопристойная картина, где чувственность Джорджо подвергается испытанию при помощи давления различных моральных установок, выработанных общественным опытом и преломлённых в конкретной исторической среде. Испытание проходит путём сомнения в собственных чувствах и поступках, что оборачивается воспитанием «чувства любви», ибо ведущим, общефилософским сомнением фильма движет вопрос — что есть такое — «любовь».
Прилив высоких чувств и райское забытье ничего не подозревающего героя изничтожается агрессивной настойчивостью вопроса о «любви», персонификацией которого, безусловно, является Фоска. И как кажется, сюжет руководствуется тривиальной оппозицией: Клара — внешнее, что равно — «неподлинная любовь», Фоска — внутреннее, что равно — «любовь подлинная». Но это только кажется, на самом деле всё гораздо сложнее. В орбиту врача попадают все персонажи и статисты, даже те, с которыми он лично не знаком, потому и Клара, подыгрывая, резко меняет своё «любовное» настроение и выказывает готовность на разрыв отношений в угоду «испытания/воспитания», в угоду игры, в угоду Фоски.
Трикстер, в своих разоблачительных играх, как правило, ограничивается набором тех инструментов, которые лежат у него под рукой, т. е. изготовлены участниками балагана смертной жизни, наивно вовлечёнными в свои человеческие противоречия, находящимися внутри ойкумены. Набором этим легко манипулировать, когда достаточно посеять небольшие раздоры, запутать, обмануть, поинтриговать, столкнуть лбами себе на потеху от скуки, но недостаточно для чёткой всепоглощающей цели — «уничтожения» высокоморального героя-антагониста. Здесь, трикстер обращается к своему главному секретному оружию, которое древнее его самого, старше любого плутовства, мифологии и смысла — речь о том, откуда явился и сам плут — о первоначальном импульсе небытия.
Фоска и есть этот импульс, для надёжного сокрытия своей всёпроявляющей энергии, внешне тщательно замаскированный беспримерной слабостью, смертельной болезненностью и отталкивающим безобразием. Это та изначальная тёмная материя (начала всего сущего), которую искали древние греки и которую вопрошали греки новые — Гуссерль и Хайдеггер. Она представляет собой угрозу любой попытке остановиться, любому устройству, порядку, осёдлости, при обращении к ней пропадает любая уверенность, любое убеждение, любая стабильность, потому как она всегда заставляет начать заново, всегда возвращает к вопросу — «что есть», например — «что есть любовь».
Фоска — опасное оружие, как брахмастра из индийского эпоса, которая активируется высоким уровнем умственного сосредоточения, доступным лишь богам, святым или трикстеру, и которая также призвана защитить принципы дхармы — свои собственные импульсы созидания через тотальное разрушение наносной косности социальной традиции и человеческой истории в целом (сансара). Здесь мы и приходим к вопросу о мотивах трикстера — а какой ему, собственно, прок в игре ради игры, в уничтожении, зачем ему прибегать к такому тяжёлому оружию, от которого, к слову, не застрахован сам? Всё дело в том, что демонизация и дегуманизация трикстера произошла по всей археологической видимости — позднее, на этапе коллективных расслоений и формирования первых антагонизмов. До этого, до пантеонов — (условно) высшие сущности, персонификации и боги, скорее всего не обладали этическими характеристиками, ни негативными, ни позитивными. Эти сущности не нужно было даже умилостивлять, они не требовали кровавых жертв, оракулов и прослойки посвящённых, с ними контактировали напрямую все члены коллектива, и в этом постоянном контакте разрешали нарождающиеся индивидуальные и коллективные проблемы.
Поэтому трикстер жаждет не сколько погибели, сколько проверки силы, желает провести героя через мощный поток личностного очищения, и нахождения в себе фундаментальных (не зависящих от социально-исторических пертурбаций) основ, ответов, в которых он был бы точно уверен, и Фоска жёстко, истерично вопрошает у Джорджо — «что есть любовь!?». В этом смысле герой действительно «уничтожается» и в самом благоприятном случае, должен возродиться преображённым и дать ответ, и как показывает картина — он его даёт, но последующая судьба указывает на то, что это было очередным заблуждением, самообманом, герой не исчерпал свои возможности до конца и где-то сдался и поспешил с ответом. Не в этот раз. Импульс затухает, трикстер продолжает играть монеткой, полагавшейся в качестве награды герою, при условии его преображения, и уходит посмеивающимся уродливым карликом прочь.
Интересно, что такие трикстеры, Фоски, мятущиеся герои, возникают в бытийных разломах, в кризисах, переходных периодах, как Италия в эпоху войн за национальную независимость, выступающая фоном развернувшейся драмы в картине Скола. Феодальные брачные обряды, куртуазия, адюльтер сходят с арены, и в момент этого ухода временно образуются разрывы, из которых прорывается слепящая тьма, заставляющая пересмотреть главные вопросы заново, ещё раз, в который раз. И надо признать, режиссёр мастерски изобразил слом, разрыв и опустошение, оставив картину открытой, разносящейся эхом призывающей к ответу Фоски.
28 августа 2016
Пожалуй, обстоятельство указанное в заголовке и является главной особенностью фильма. Его выигрышным номером было участие Лауры Антонелли и наличие в титрах фамилии Этторе Скола. Однако, что могли они поделать против того напора многозначительной душещипательности, который со всем напором «Санта-Барбары» рванул на зрителя. Драматические паузы и проходки героев, картинные переживания собственной важности и исторические декорации — все это в совокупности совершенно не убеждало в мало-мальской значимости истории.
Лаура Антонелли будто продолжала ту же линию, которая была ей успешно апробирована в «Невинном» у самого Висконти. Она была хороша и мила, точна в выражении собственных эмоций, но полностью обособленна от всего происходящего вокруг, как утонченный деликатес на бизнес-ланче. Антонелли, как и все другие актеры (а среди них можно заметить и Тринтиньяна) была очень осторожна, видимо полностью слушаясь режиссера, позволяя ему заделать такой налет академичности, что фильм можно было бы расстреливать каждым вторым емким афоризмом Вольтера.
Впрочем, наверное можно и придерживаться сюжета. Следить за странными взаимоотношениями между офицером и двумя дамами — признанной красавицей и женщиной, мягко говоря, не лишенной внутреннего очарования. Страсть переходит в безумие и все неимоверно затягивается унося вихрем смысловую компоненту. Что же касается визуальной части, так фильм получился не слишком интересным, ибо стремление быть не тождественно обладанию определенным набором качеств. Декорации, уровень проработки сцен, сценарные диалоги, освещение, фиксация монологов актеров — все неимоверно утомляет. Полагаю, что причиной тому амбиции и перфекционизм Этторе Скола, наскоро стремящегося сделать высококлассную костюмную драму без должной штудии. Чем больше элементов фильм стилистически отсылали нас к Висконти, тем больше ощущалась разница между действительно классным кино и лентами проходными, потребительскими. Не верите? Так посмотрите сами, только вот, не следует ориентироваться на авторитеты.
2 из 10
7 августа 2015
Признаться, я не знаток творчества классика мирового кино Этторе Скола, но «Любовная страсть» произвела сильное впечатление.
По сути, это перенесенная в реальность сказка о Красавице и Чудовище, которые поменялись местами — и получилась тяжелая психологическая драма, страдания героев которой видеть больно, даже осознавая, что это всего лишь кино…
Никогда всерьез не задумывалась о трагедии по-настоящему не красивой женщины, ибо и сейчас считаю, что изъяны внешности микширует внутренний свет и обаяние доброты и женственности.
Но Фоска, героиня этой истории в блистательном исполнении Валерии Д`Обичи, действительно, ужасающе уродлива. Она озлоблена на весь мир и яростно умирает от эпилепсии и массы других болезней, то и дело оглашая округу душераздирающими воплями.
Она требует любви правдами и неправдами, заверяя красивого избранника, что страстно его обожает. Но я так и не поверила ей, ибо Любовь щедра, великодушна и способна на самоотречение во имя счастья любимого. В отличие от легшего в основу сценария автора романа «Фоска» Иджино Пьетро Теодоро Таркетти, я уверена, что насильно осчастливить невозможно. …
26 августа 2010
Я не являюсь поклонницей итальянского кино, но эта картина является очень приятным исключением.
Капитан кавалерии Джорджо влюблен в замужнюю синьору Клару, в то время как по нему сходит с ума гротескно-уродливая и болезненно-хрупкая Фоска. Сюжет не акцентирован на внутренних качествах Клары, в основном на ее прекрасной внешности, что намекает на физическую страсть героев, а не настоящее душевное родство. В оппозиции Кларе стоит Фоска: остроумная, деликатная, добрая, эмоциональная, но ужасно некрасивая. Как ей тягаться с соперницей, которая так притягательна для Джорджо?
И все же сказка имеет место быть. Самая красивая красота живет в сердце. И она придает даже самым жутким чертам лица особое очарование. Взгляд Фоски, каким она смотрит на своего возлюбленного, озаряет ее. И Джорджо, чувственный и отзывчивый мужчина, не может устоять перед этим взглядом…
Драматическая, но светлая история любовной страсти.
17 августа 2010
Не люблю писать рецензии в том случае, если фильм не понравился, но тут как раз тот случай, когда немного критики любимого режиссера не помешает целостно и ровно продолжать воспринимать его фильмы.
С чего начать? Как известно, талант Сколы заключается в том, что он, как никто другой, в своих «Мы так любили друг друга», «Терраса», «Отвратительные, грязные, злые» умело противопоставлял два мира: сытый мир итальянской интеллигенции против их же молодости, революционных идеалов, утопических мечтаний о счастливом будущем. По сути, плач по концу этого бездуховного буржуазного мирка — его фирменный «конек».
Интересно, что несмотря на богатство материала в «Любовной страсти», зрители ничего подобного не увидят. Хотя пару раз за фильм поднимется тема тупой и бессмысленной муштры и военщины (главный герой — капитан кавалерии), однако он нисколько не тяготиться таким существованием — наоборот, он плоть о плоти своего социального мирка, и уж точно не позволит себе питаться в солдатской столовой, предпочитая сытный обед в доме коменданта гарнизона. Странно, но мне немного непонятна режиссерская позиция — он не выступает против своего героя, а наоборот, пристально следит за ним, и фокусирует свое главное внимание на его чувственном внутреннем мире, обуреваемом любовью по зову сердца и страстью из-за жалости (но это мы выясним только в конце). Не знаю, но не по-сколовски это как-то.
А вывод таков: видимо, хотел режиссер потягаться с другим безусловным шедевром — «Чувством» Лукино Висконти, да прогадал — там, где «леопард» использовал любовную коллизию для исследования эпохи и «рефлексирования» самого себя, то Скола промахнулся — «Любовная страсть» кажется слишком незначительной, самоуверенно вспыльчивой, и что самое страшное, глубоко одинокой, чей смех растворяется в пространстве, потому что издает его маленький уродливый карлик на скрюченных ногах. Спасибо, режиссер, за ремарку — так честно расписываться в провале, это какую надо иметь храбрость!
31 мая 2010
Извините, доктор, всякий раз за обедом вы кладете этот брелок на стол, а затем убираете в карман, что это? Какая-то особая традиция?
Вот уже 30 лет вытаскиваю его, когда обедаю с офицерами, но если случиться так, что за столом не буду говорить о женщинах и лошадях — я подарю его сотрапезнику.
Если ты в мире — ты любишь и любим, если ты на войне — ты любишь и любим, ждешь встречи, считаешь дни, говоришь, чувствуешь.
Удивительная вещь любовь, как много о ней написали, попытались расковырять. Вот вам история, рассказанная на фоне осенней тишины и «теплого» спокойствия, при этом наполненная огромным массивом эмоциональных переживаний и сложной детально-прорисованной картиной окружающей обстановки, времени.
Осенняя симфония в теплых золотистых и коричневых тонах предаёт любовным томлениям особую грусть, порой даже невыносимые страдания. (Очень удачное решение с цветовой палитрой, как и в «Необычном дне»). Выделена каждая деталь, и каждая деталь важна и прекрасна (как изгибы обнаженного тела Клары). Скола представляет нам самый банальный диалог между «красавцем и чудовищем», но за простотой выбранных образов скрывается не внутреннее уродство Джорджо и последующее его «просветление» при внешней привлекательности на контрасте с богатым внутренним миром и тонким, но чрезвычайно не устойчивым душевным состоянием Фоски при внешней болезненности, а тяжелая болезнь-одержимость, которая протекает мучительно, с осложнениями. Кому-то она оставляет глубокие незаживающие раны-оспины, а кого-то ведет к смерти. И лишь короткий миг настоящего счастья, короткий и быстрый, он стоит того…
Для меня Скола всегда образец выдержанности и лаконичности, за строгостью образов каждого из его героев огромный культурный и социальный срез самого обычного и в тоже время необычного человека. Он заставляет меня чувствовать.
10 из 10
3 апреля 2010