Карнавал
8.1
7.2
1981, комедия, драма, мюзикл
СССР, 2 ч 31 мин
12+

В ролях: Ирина Муравьёва, Клара Лучко, Александр Абдулов, Екатерина Жемчужная, Борис Морозов
и другие
Попав в столицу, провинциальная девчонка, мечтающая выучиться на артистку, быстро расстается с романтическим представлением о жизни как сплошном празднике. Зато начинает понимать, что в мире действительно стоит ценить и что вовсе не имеет цены.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Карнавал

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Петр Катаев
композитор:
художники: Борис Дуленков, Владимир Постернак, Мариам Быховская
монтаж:
жанры: комедия, драма, мюзикл, музыка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 февраля 1982 г.
на DVD: 24 ноября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, мюзикл, музыка

Видео к фильму «Карнавал», 1981

Видео: Польский трейлер (Карнавал, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Польский трейлер

Постеры фильма «Карнавал», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Карнавал», 1981

По ухабам закулисья

Последний киношедевр Татьяны Лиозновой буквально соткан из парадоксов. «Карнавал» способен в двух пограничных сценах смотреться как задорная комедия, высмеивающая простодушие провинциалки, и как суровая драма о многообразии преград, возникающих на пути среднестатистической покорительницы российской столицы. Иронично, что двумя годами ранее в «Москве слезам не верит» героиня Ирины Муравьёвой словно охотница наметанным глазам высматривала цель, чтобы затем совершить один точный выстрел и забрать добычу. В «Карнавале» эта же актриса просто перебирается из одного зазеркалья в другое. Первое тщательно выстраивала одинокая мать-неудачница с замашками манипулятора – только бы не позволить дочери упорхнуть в прекрасную даль и забыть про неё. Второе зазеркалье встретило Нину Соломатину в актовом зале, где заседала приёмная комиссия театрального училища. Безжалостный отказ педагогов – и вот наивная девчонка остаётся наедине со своими заблуждениями. Один удар судьбы, ещё, третий, четвёртый – Москва демонстрирует хищный оскал большого города, в котором тебя никто не ждёт, не пожалеет, не утешит и не приласкает. Путь к спасению вроде бы очевиден – назад, к матери, желательно бы с малышом в подоле, чтобы по всем пунктам повторить судьбу, но есть и альтернатива – в ней ещё больше испытаний, боли и тягот, зато остаётся шанс на исполнение мечты.

Лиознова признавалась, что вспоминала тяжело болевшую мать, когда создавала образ Нины. Возможно, как раз желанием сработать на контрасте с ней самой, задумчивой и в глубине души страшно одинокой, и объясняется выбор энергичной, темпераментной 31-летней к тому времени Муравьёвой. На съёмках в «Москве…» Меньшова Ирина доказала фантастическое умение перевоплощаться из юной бойкой девчонки в помятую жизнью женщину. В «Карнавале» актриса столь же ловко проделала обратный трюк, и если в начале фильма, где действие разворачивается в родной провинции, её потуги вызывают смех, то, как только комиссия захлопывает перед ней дверь, улыбкам уже не место. Героиня ни на минуту не перестаёт грезить о сцене, мечтать о цветах, аплодисментах и овациях, но ей приходится жить, выживать и бороться. На протяжении фильма Нину окружают вредные люди: завистливая подружка Галка, глухая к её желаниям мать, подло бросивший её отец, ещё более подлый красавец-сердцеед Никита. По иронии судьбы, самым порядочным и заботливым человеком в жизни девушки становится цыганка Карма, представительница этноса, к которому питают инстинктивную неприязнь миллионы людей. Но удивлять – так удивлять, рассудила Лиознова. Одних игр с жанровой принадлежностью фильма мало.

Музыка в «Карнавале» самостийно присутствует и в отрыве от событий ленты, однако каждый артистический номер, будь то фантазии Нины на сцене, или легендарный шлягер «Позвони мне, позвони» – все они исполнены как крик души девчонки, которой пришлось экстренно взрослеть. Вот несуразная барышня в косынке метёт листву и попутно работает над речью, набрав полный рот орехов. А вот она же, в тёмном платье, подчёркивающим гармоничную фигуру, сверкает с вокальным номером. Да, вместо Муравьёвой пела Жанна Рождественская, но мощь очарования героини в этой сцене такова, что не остаётся ни тени сомнений – Москва падёт к её ногам, просто надо подождать. И помучиться, конечно. На проблемы и разочарования Татьяна Лиознова расщедрилась, как не прилетало ни одному из персонажей её ранее выпущенных фильмов, а у режиссёра за спиной уже были «Семнадцать мгновений весны». А всё потому, что реальная жизнь пострашнее пережитой грусти Нюры из «Трёх тополей на Плющихе», и она коварнее производственных проблем Лёни Шиндина из «Мы, нижеподписавшиеся». Нина не решает задач государственной важности, как Штирлиц, но так и опыта у неё кот наплакал, приходится набивать шишки за каждым углом. Героиня так незаметно превращается из неудачливой абитуриентки в закалённую невзгодами горожанку, что ни один педагог бы с умным видом не рассказал.

Да и ни к чему лишние слова, когда есть плёнка и целых два с половиной часа экранного времени. Татьяну Лиознову никто не ограничивал, не бил по рукам и не одёргивал. Сама стойко, уверенно и вместе с тем быстро провела Нину Соломатину по ухабам закулисья, научив базовым приёмам выживания. Да, в фильме хоть и крупными мазками, но столь же выпукло показаны другие герои – Юрий Яковлев в амплуа совестливого негодяя, Клара Лучко в роли его стервозной супруги, Александр Абдулов в самом типичном своём образе плейбоя. Задний план у «Карнавала» на зависть любым другим лентам, эксплуатирующим тему Золушки в большом городе. Тем не менее главная звезда одна, и её сыграла Ирина Муравьёва. Актриса на постоянном надрыве исполняет основную часть сцен, и потому так обжигают остальные эпизоды, где Нина разговаривает тихо и спокойно, вгоняя в краску провинившегося собеседника. Героиня всего за полгода проделала путь, на который при более счастливом раскладе у других может уйти лет пять, и это путь не столько к сцене, сколько к познанию собственной природы. «Всё равно счастливой стану!» – гордо поёт героиня, и разрази гром каждого, кто посмел бы усомниться. Кино, как и любое другое искусство, по определению Оскара Уайльда бесполезно, но конкретно «Карнавал» учит, действительно учит, как идти к счастью, идти за мечтой и побеждать.

20 сентября 2023

А может быть, мечты всё-таки сбываются?..

Провинциалка Нина верит в то, что её малая родина - 'просто деревня', и нет в ней никакой жизни. А вот там, в Москве, вот там-то тебе всё как в зарубежных кинокартинах! Фортуна подбрасывает ей шанс, и Нина оказывается в Москве. Но нашей Золушке там не найти ни принца, ни трона, ни хрустальной туфельки... Зато найдёт богатый жизненный опыт, который ни за какие монетки не купишь и ни в какой пантомиме не подсмотришь.

Фильм этот философский. Там есть элементы драмы, комедии, мюзикла, но философия на первом месте. Ведь, если подумать, все 'синяки да шишки' Нина получает от того, что 'поспешила' с решением. Ей бы повзрослеть да поумнеть, а там уже и столицу покорять. Вот и дошла до этого своим умом, и приехала туда, где тебя ждут на самом деле. Но то время не было потрачено впустую - Нина приобрела опыт, и теперь на старые грабли не наступит. И мечта её сбывается в конце оттого, что Нина будет 'расти над собой' и действовать более рационально.

Да, жизнь это не сплошной 'бал-карнавал', каким мы его себе представляем. Но это и не серая и мрачная рутина. Это что-то посередине. Так что, друзья, давайте не отчаиваться и будем благодарить свою Судьбу за победы и поражения, взлёты и падения. Мы ведь растем над собой из-за них.

Да, фильм с грустинкой, это не веселая комедия в духе Гайдая. Но если что-то в жизни не заладилось, посмотрите. А потом включите ещё какой-нибудь добрый советский фильм.

Советский кинематограф - он вечный.

9 из 10

10 сентября 2023

будущее болит сегодня

В год моего рождения вышел на экраны, пожалуй, самый потрясающий фильм сссроветской эры.

А потрясающ он прежде всего своей неподдельной лиричностью — которая в мировом киноискусстве невозможная редкость и практически показатель гения. Ведь обычно когда хотят нагнать райской лирики, наводят адского пафоса…

Кстати, именно так вышло и в данном случае — кто не читал Лиознову — расскажу. Повесть, положенную в основу фильма, она как наставник предложила для учебной постановки своим подопечным — режессёрятам. Угадайте, что они понакалякали… Правильно — его. Целую бочку того самого неприличного ууу-пафоса… И тогда г-жа мэтр на них от души плюнула и решила самостоятельно сделать за них их домашнее задание. Потому что сама не заметила, до чего зацепилась и вдохновилась… И потому что — как она сказала — они были не способны… Мало кто способен…

… История Нины только кажется биографией сугубо-советской провинциальной девочки-безотцовщины, мечтающей о дефицитных шмотках и триумфе в московских кардебалетах.

На самом же деле перед нами очень-очень вечная и очень-очень закулисная быль о суперчеловеке, который еще не сформировался.

Мы привыкли читать о великих, когда они уже велики. Как жил-был Толстой Лев, когда писал «Войну и мир» и что подвигло Булгакова Михаила на создание «Мастера и Маргариты»?…

Но что они делали и чем дышали маленькими Лёвой и Мишенькой?… Как и почему прорвались в наши глаза и уши?… Вот об этом история про молодую и непосредственную рыжую Ниночку. А может, и Танечку… Лиознову…

До сих пор не умолкают споры — мечта или реальность финальное выступление героини?.. Отвечаю однозначно — если Мечта — фильм бессмысленнен и вреден. Т. к. тогда он не вдохновение и руководство к действию — ищите и обрящете! — дерзай-дщерь и прочие-прочие не-бойся-я-стобой — а банальная чернуха, призванная доказать позорной доярке, что дальше коровьего вымени ей дороги не будет — хоть из кожи вон вылези…

Но ради этого не нужно было сколачивать съёмочную группу…

И, естественно, фильм о другом. Он — о нынешнем. О прошлом и грядущем.

О том, что любая веснушчатая деревенщина может и должна пробиться на олимп мира — если Господь изволил пошутить, и ей, а не прирождённой княгине со связями в Кремле, подарил Талант.

О том, что когда земля уходит из-под ног и тебе негде даже переночевать-перезимовать…

Когда любимый захлопывает перед тобой дверь…

Когда ты дворник… нянька… домработница и мусорщик…

Всё равно оставайся в аллегорической Столице и не вздумай отступать!

ВСЕ без исключения добиваются того, чего по-настоящему ХОТЯТ!

Кто долго и последовательно во всю глотку орёт небу «ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ!» — тому обязательно рано или поздно с неба перезванивают.

… Но чтобы приковылять к этой небесной вершине с достоинством — не сломаться и не зазвездиться — непременно надо пройти, к сожалению, горькие пустыни нищеты, нелюбви и одиночества… Не случайно же в конце картины Нина поёт — «Спасибо, Жизнь (читаем, Бог) за то, что Ты меня жалеть не стала!…»

Как раз-таки доярок Жизнь-Бог обыкновенно и жалеет. Пестует и бережёт от печалей…

Пророков же исторически принято нещадно пороть.

Зато и награда в их ведро наливается несравненно жирнее парного коровьего молока.

Без вариантов, 11 из 10

13 апреля 2019

«Суетных дней взметённый карнавал…»

Бывают моменты, что берёшь читаешь одну и туже книгу в разном возрасте и понимаешь, что раньше всё было по другому, как-то не так. Находишь много нового. Не даром говорят, что надо перечитывать все произведения спустя какой-то промежуток времени. Так же происходит и с кино. Когда смотришь впервые, испытываешь одни ощущения, а с каждым последующим просмотром каждый раз возникают всё новые и новые ощущения. И это радует. Фильм «Карнавал» один из моих любимых советских фильмов! Местами хочется смеяться до слёз, а порой плачешь навзрыд. Фильм о том, как рушатся мечты и жизнь заставляет главную героиню окунуться в суровую реальность. Ничего и никогда не даётся даром, для того, чтобы чего то достичь, нужно работать, работать и ещё раз работать, прилагать сумасшедшие усилия. Обожала этот фильм с первого просмотра. Люблю его и по сей день. Конечно я видела в нём себя. Свою мечту. Сколько нас вообще таких, кто хотел рвануть в Москву, чтоб стать звездой. Мечта любой девчонки. Вечная тема. И вечная тема, что Москва сломает даже самого сильного.

«Карнавал» — один из тех фильмов, под которые, можно сказать, проходит моя жизнь. Что-то в нём есть созвучное с моей натурой… Особенно в образе главной героини — Нины Соломатиной (Ирина Муравьёва). Весь сюжет вертится в основном вокруг неё. Хотя он заезжен до банальности — провинциалка едет покорять Москву, поступать в театральный вуз. Сколько таких отчаянных было и сколько будет… Нину ничуть не смущают её дефекты речи (южное «гэканье»), её немного эксцентричная манера поведения — она всегда идёт напролом! Её не все понимают и не принимают в театральный вуз — но девушка не опускает рук! Нина готова на всё — хоть нянечкой подрабатывать, хоть костюмером, лишь бы осуществить мечту. Жизнь её — безумный карнавал: песни, танцы и новые знакомства... Но разочарования, порой очень горькие, тоже не обходят её стороной.

И всё это под прекрасную музыку Максима Дунаевского. Где-то весёлая, но больше лиричная — ведь судьба главной героини не так проста. И, самое главное, очень добрая, как и сам фильм. А уж про главную песню оттуда («Позвони мне, позвони») и говорить нечего, она сидит в моей голове практически с самого детства и навсегда останется со мной.

Фильм этот пересматривала неоднократно. Мне нравятся такие фильмы из СССР. Они содержат те проблемы, которые существуют и по сей день, и будут существовать в дальнейшем, как в круговороте. Любовь и разочарование, достижение мечты, наивность, избавление от иллюзий. Сюжет фильма раскрывает историю о том, как провинциальная выпускница школы Нина Соломатина мечтала стать артисткой, не имея у себя никаких талантов («Голос, как у трубы иерихонской», — как отзывалась о ней мать). Но дочь уезжает с отцом в Москву и пытается пробиться на сцену, преодолевая разного рода трудности, наивно влюбляется и разочаровывается, понимая, что жизнь — не сказка.

Удивил тот факт, что роль выпускницы Ирина Муравьёва сыграла в возрасте 32 лет! В фильме немало и смешных сценок. Когда его смотришь, невольно окунаешься в обстановку фильма, и путешествуешь вместе с главной героиней по столице и ощущаешь её проблемы. Как-то само собой это получается, и каждый просмотр, своего рода погружение в прошлое. Любовная линия это просто шедевр. Нина в любовь просто с головой нырнула. Со всей своей безбашенностью. Накрутила, накуролесила. Однако как она потом вышла из ситуации. С гордостью, с достоинством. Разве ей было не больно? Конечно больно. Но об этом не узнал никто. Герой Абдулова порадовал. Редкостная скотина, но как он бежал за ней следом, как он слабости поддался. Значит не всё равно ему. И слова сказанные ему Ниной. Эту сцену надо просто в рамочку всем женщинам на стену повесить. В этом диалоге вся женская мудрость.

Для семейного просмотра очень рекомендую, это не просто фильм. Это кладезь. И именно ещё и потому, что он так прост, наивен, как героиня. А потом бьёт по голове реальностью.

10 из 10

26 января 2018

Где перемешан Париж и Памир

Если взглянуть на этот поздний лиозновский шедевр свежим, не замыленным нежностями и мгновениями взглядом, то настойчиво шокирует в нём одно, всё остальное затмевающее, с треском и кровью рвущее самый забубённый, самый архетипичный и самый повсестранно обэкраненный шаблон: создатели фильма о витальной, гикающей, гэкающей, гакающей, но двадцатидюймовой бронёй чистейшей пробы наива обшитой провинциалочке, приехавшей жизнерадостно и непременно артисткой вешаться Москве на разжиревшую шею — совершенно откровенно не хотят, чтоб у неё получилось. Не хотят чисто технически, сценарно, ничем не подтверждая провинциалкина таланта, а вместе с талантом — и прав на Москву, но и не делая Москву перед ней виноватой, не крадя у неё деньги из лифчика, не выманивая из рук её багажа с домашненькими курями и поросёночком, не разводя лохушку в напёрстки, не оплодотворяя её байстрючком столичного, властной мамой выхоленного хлыщонка.

Москва, некогда огромный странноприимный дом (в России всяк бездомный, мы все к тебе придём) равнодушно, аккуратно, не задевая особенно-то, но оперативно смыкается перед непосредственно вздёрнутым конопатым носом, и эта нерусская, не нашей культурой закодированная герметичность трактуется с полным и даже сочувственным пониманием: тесно в Москве, тесно и хлопотно, и запутанно-семейственно на кишащих мёртвыми прописанными душами и сытно пахнущих сдобными пирогами квадратных метрах. Своих бы пристроить — подросших, балованных, половозрелых, квартирно, а не чувственно нуждающихся, одеть бы в ливайсы, поступить бы во ВГИК, приписать, прописать, расписать — и развести, ежели забрезжит где иная жилплощадная перспектива. Чужие здесь не ходят, а потому они должны быть выведены за скобки — не по боязни, что взгрызутся в паркеты выстраданных хрущевок, а больше по их полной неуместности — и без них шумно, суетливо и тошно.

Вообще появление «Карнавала» в восьмидесятые-усатые-хвостатые и полосатые (трамваи дребезжат бесплатные-летят снежинки аккуратные), — хронологически совпало с самой многочисленной волной взросления детей московской творческой интеллигенции и первым массовым осознанием конечности и невозобновляемости столичного сладкого жизненного ресурса, а оттого несколько истерическим, паническим огораживанием расросшегося за Стромынку, Марьину Рощу и Сокол междусобоя. Застрахованная собственной бездетностью Лиознова передала эту настороженную хищь, эту замкадную, не скрываемую перед хищью растерянность тем убедительнее, что выбранная ею на главную роль Ирина Муравьева была едва ли не единственной из актрис своего поколения настоящей москвичкой, более того, именно за прописку и взятой в театральную студию при Детском Театре. А потому играла Муравьева без боли, без надрыва, без выплёскивания на экран реминисценций собственной неустроенности — не себя играла, но чужую, постороннюю. А у Отечества, согласно Гандлевскому, нет посторонних, нет, и всё тут, и дышится так — кружит ночь из семейства вороньих, расстояния свищут в кулак. Не вдоль по Питерской, как у Фроси Бурлаковой, последней из тех, у кого получилось. А прочь от Москвы с заклинанием сквозь сжатые зубы — всё равно счастливой стану, всё равно счастливой стану, даже если без тебя.

3 июня 2017

Цо то бендзе, цо то бендзе…

Фильм, совершенно мною не понимаемый в детстве и юности. И просто взявший в плен при просмотре уже в зрелом возрасте. Начало жизни, мечты, фантазии, все впереди… Кажется, весь мир может быть у твоих ног. Наивная провинциалка приехала покорять Москву. Распространенная история. В фильмах она часта заканчивается хэппи-эндом, особенно в американских. В этом же кино показана жизнь как она есть. Без прикрас, без сказочных историй про золушек и выигрышей в лотерею с шансами один на миллион.

Девочка проходит всевозможные испытания. Знакомится с отцом, которого она заочно ненавидела. Сцена на вокзале:

- Папка, папка родненький, ты приезжай, не забывай, я все таки дочка твоя. Папка, папка! Ой что я говорю, Михаил Осипович! — мне кажется никого не может оставить равнодушным. Настолько блистательно сыграла ее Ирина Муравьева. В результате этих испытаний, она многое переосмысливает. Даже не так, она что-то начинает понимать в этой жизни, набирается опыта, который, как известно, не бывает положительными или отрицательным, он просто — опыт.

В картине замечательно прописаны все образы. Помимо главной героини, это ее возлюбленный Никита (красавчик Александра Абдулов), не самый серьезный сын очень серьезных родителей. Отец Михаил Соломатин, которого сыграл Юрий Яковлев, талантливый неспокойный человек (герой, а не актер). Прекрасен и Ремизов в исполнении Александра Михайлова. Их поступки, как хорошие, так и не очень, понятны и оправданы обстоятельствами, нет в них искусственности, которой часто грешат для создания пущего художественного эффекта. Именно из настоящести фильма вытекает и финал его. Героиня находит нечто большее, чем слава, карьера и прочие эфемерные ценности, она находит себя…

10 из 10

31 октября 2015

Не верю!

Фильм «Карнавал», который хоть и не входит в топ лучших советских фильмов, тем не менее, полюбился зрителям. То ли их подкупила история «советской Золушки» (которая так и осталась Золушкой), то ли вспомнился другой фильм, со схожей завязкой (я говорю о картине «Приходите завтра»), то ли очаровала Ирина Муравьёва… Честно говоря, не знаю, но для меня «Карнавал» стал картиной, просмотр которой вызывает сожаление о потраченном времени и даже оставляет неприятный осадок. Попробую объяснить почему.

Во-первых, хоть это и не главная причина, фильм утомляет. Хронометраж просто поразительный, особенно если смотришь две серии без каких-либо перерывов. К тому же, на мой взгляд, начало слишком растянуто, а конец, напротив, скомкан. У меня сложилось ощущение неясности и недосказанности. Как уже упоминали, танцевальные и музыкальные номера выглядят нелепо. Это действительно так, и не знаю, кого уж здесь обвинить: безжалостные 80-е годы, «брежневский застой» или создателей фильма. Современный зритель это навряд ли оценит, но тот, кто помнит советское прошлое, может и всплакнёт, вспоминая «Голубые огоньки», медведей на роликах и пр., и пр.

Во-вторых, игра Ирины Муравьёвой меня абсолютно не убедила. Оставим за кадром, что возраст героини и возраст актрисы не совпадают. Бог с ним… Но, простите, какая из Муравьёвой «деревенская простушка»? Это выглядело настолько неестественно и нелепо, что аж зубы сводило.

Начну с того, что её говор, перенасыщенный «хгэ», «о», излишняя голосистость нисколько не похож на говор тех, кто родился и жил в деревне. Это был так искусственно, что для меня Муравьёва именно играла, но никак не жила своей ролью. В общем, простота напоказ.

К тому же, следуя логике, можно предположить, что Нина, жившая в деревне, а значит и занимающаяся хозяйством, должна быть если не трудолюбивой, то работящей и умелой. В фильме же нам показывают эпизоды, где героиня Муравьёвой выглядит как медведь на роликах: то споткнётся, то упадёт, то запутается в сумках и авоськах. Может, создатели пытались показать комедийную сторону фильма… Что ж, получилось не смешно, а глупо и нелогично.

И, конечно, мне не совсем ясна цель Нины приезда в Москву. Вроде бы как она приехала поступать в театральный институт, вроде как талантливая, вроде как «темперамент есть». Но почему-то «деревенская простушка», который всё по плечу (она же ведь в клубах выступала!), теряется перед приёмной комиссией и вместо того, чтобы показать всю прелесть своего деревенского говора, свою индивидуальность, она читает стихотворение, «заезжанное» на всех вступительных испытаниях. Я, конечно, понимаю, кто бы ей там, в деревне, объяснил, как надо держаться перед приёмной комиссией, но даже после своего провала она не стала работать над собой, хотя, казалось бы, мечтает… Нина занимается тем, что устраивает танцы, ищет Карму (которая, впрочем, плюет на неё) и крутит роман с Абдуловым, который заканчивается таким же провалом, как и её поступление. Единственное «спасибо» за сцену ревности от Муравьёвой и драку с новой пассией героя Абдулова. Вот это было по-бабски! По-деревенски!.. А в остальном: нелепость и, как бы это грубо не звучало, показуха.

И в-третьих, я уважаю и люблю советское кино, но этот фильм… Он получился неестественный и фальшивый. И дело здесь даже ни в актёрской игре, ни в сюжете, ни в несостыковках… Это была попытка показать, как рушатся мечты, как город ломает простую и наивную девушку, казалось бы, хорошая история, которую никогда не устанут смотреть зрители. Однако получилась надуманная драма.

4 из 10.

30 июля 2015

«А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет, ненужно пройденных путей, впустую слышанных вестей…»

Если в тесте про соотнесение личности с геометрической фигурой я всегда идентифицировала себя как круг, то Нина Соломатина, главная героиня «Карнавала», — это безоговорочный зигзаг. А сам фильм — торжество зигзагов, возведённых в абсолют, закрученных в серпантиновые кольца и изрезанных на карнавальное конфетти…

Я никогда не смогу сформулировать однозначно, о чём эта картина. Об инициации? О наивных мечтах провинциалки стать знаменитой актрисой? О шишках и синяках, набив которые, ты постигнешь великую правду жизни и научишься ценить то, что имеешь? Наверняка знаю одно: лишь тот, кто, как героиня Ирины Муравьёвой, родился в заштатном городишке, где «ни одной незнакомой рожи — бандиты, и те знакомые», поймёт её стремление попасть в придуманную сказку. В «прекрасное далёко», которое манит слепящими карнавальными красками и нешуточными страстями с экрана кинотеатра «Горизонт» и о котором завистливо выдыхается вслух: «О господи! Ведь где-то же есть жизнь…»

Не каждый из нас в силах идти к достижению поставленной цели с неослабевающим энтузиазмом. Напористый боевой танк в «Карнавале» олицетворяет собой Нина Соломатина. Зажигательная, неунывающая, бедовая. Способная заявиться с тремя полуживыми тюльпанами в чужую семью без лишних рефлексий и церемоний, зато со словами: «Я ж Нина. Дочка его. Из Оханска…» Мимоходом вопрошающая: «Где у вас здесь театральное какое-нибудь?» Гадающая самой натуральной цыганке и с лёту готовая отправиться хоть на покорение Москвы, хоть прямиком в табор. Ничего-никого не видящая и не слышащая (даже удава), проваливающаяся в параллельную реальность при виде медведя на роликах в Мюзик-холле или госэкзамена по танцу. Нина, к которой и звёздный час-то нагрянет по иронии судьбы тогда, когда у мишки-транссексуала (Кузя отчего-то предпочитает выступать в красном платье) случится приступ диареи. Но «Карнавал» не был бы комедией с лирическим окрасом, если бы образ главной героини выбили только на аверсе монеты 1981-го года выпуска, позабыв о многочисленных изгибах противоречивого Нининого характера. Та же самая Нина восприимчива к постижению новой информации. Не растеряла детский дар удивляться и говорить то, что думает. Умеет растворяться в любви и дружбе и не чурается самой непрезентабельной работы. Её дворничиха с метлой в руках и орехами во рту, оттачивающая «фефекты фикции» скороговорками, реабилитировала данную профессию в моих глазах до такой степени, что в детстве я мечтала стать не космонавтом или врачом, а подметать улицы.

«Карнавал» — это фейерверк и по содержанию, и по форме. Это смех сквозь слёзы и песни вопреки прозе жизни. Это гимн простому советскому человеку, чьи беды и радости заключены в реалии из деревянных паркетных полов, спектра услуг фирмы «Заря», школьной самодеятельности, пирожков на морозе, восторга от полученной на 16-ом этаже квартиры и духовного единения при переезде всей коммунальной братии, давно ставшей семьёй…

Хвала случайности, дарующей инсайты, за то, что на глаза Татьяне Лиозновой попался скромный рассказик Анны Родионовой и зацепил её. Хвала отваге режиссёра, не побоявшейся слухов о тиражировании образа и замечаний о перетекании Муравьёвой из роли Людмилы Свиридовой в Нину Соломатину. Хвала дерзновенному таланту Ирины Муравьёвой, сыгравшей 17-летнюю в свои за тридцать так, что её искристые глазищи, гиперактивность и заразительный смех превратились в хрестоматийный перечень примет для изображения девушек-выпускниц. Хвала фантазии тех, кто поработал с текстом сценария, подарив зрителям россыпь юмора. Например, скороговорки в виде имён-отчеств героев картины: Вадим Артурович, Жозефина Викторовна и — венец творения! — Евдоксия Ардалионовна!

Вообще я бы выдала коллективу, работавшему над фильмом, комплект контрабандных «Оскаров». После написания музыки к «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Карнавалу» Дунаевский-младший с чистой совестью мог бы оглохнуть, как Бетховен: свой вклад в искусство он определённо внёс. Ибо в «Карнавале» две вишенки на торте: один из первых видеоклипов в советском телевизионном пространстве на песню «Позвони мне, позвони!..» и цирковое выступление на роликах а-ля Фанни Брайс из «Смешной девчонки». Художники по костюмам и постановщики танцевальных номеров разделили вдохновение своих коллег. Постепенно минимизируемые наряды на танцовщицах, двигающихся под аккорды отчаянно-гипнотического призыва, в Стране Советов того периода выглядели не менее революционно, чем трансляция стриптиз-шоу из кабаре «Crazy Horse»! Спонтанный дуэт однофамильцев Рождественских сделал песни из картины нетленными хитами. Не уверена, кто такой(такая) Л. Гомберг, фигурирующий(ая) в титрах как мастер по причёскам, но сия загадочная личность — гений! Два хвостика в дополнение к синему пластмассовому обручу, копна кудрей, как у Анжелы Дэвис, кокетливые косички с вплетёнными бусинками, а после — куцый сиротский хвостик наглядно демонстрируют зрителям жизненные вехи Нины.

«Нигде и никогда, ни в одном городе мира звёзды не светят так ярко и пленительно, как в городе детства». Нигде и никогда, ни в одном фильме мира звёзды не светят так ярко и пленительно, как в «Карнавале». Ирина Муравьёва, Александр Абдулов, Клара Лучко, Юрий Яковлев, Екатерина Жемчужная, Александр Михайлов… их здесь хватит на целый Млечный путь! Хотя Ирина Муравьёва не любит видеть себя на экране, являясь полной противоположностью своим героиням в реальной жизни, её Нина Соломатина — солнечный луч комедийного таланта. Что до актёрского дуэта Муравьёвой и Абдулова, то это кинематографическое чудо. Настолько непостижимое и вместе с тем знаменательное, что будет повторено позже в картине «Самая обаятельная и привлекательная». Стройный, холёный мальчик-мажор, он же любимец дам, и фактурная, 48-го размера, берущая за живое непринуждённостью и бешеной позитивной энергетикой девица, не владеющая «московским диалектом». Пара, играющая на контрасте, провоцирует бурную химическую реакцию с гаммой чувств от любопытства до сопереживания. Как эффектен их рассветный танец в опустевшей после завершения «гулянки» квартире! И совсем другой танец дома у Никиты, в комнате с тревожными фиолетовыми стенами, на одной из которых висит его фото. «Насобачилась, артистка?» Без восхищения, что в родном Оханске вкладывала в последнее слово местная старушка, делясь сокровенным с козой Белкой. Звучащее оскорблением…

За что я люблю «Карнавал»? Видит Бог, я сама стараюсь это осмыслить. Понять, почему Татьяна Лиознова загнала в мою грудь занозу не с помощью триумфа интеллигентного Тихонова, а посредством экзальтированной Ирины Муравьёвой в этой по-чеховски смешной и трогательной, местами безумной, а местами реалистичнейшей истории с открытым финалом…

Как бы то ни было, когда от неистового ритма современной жизни, от постоянных усушки-утряски и разбазаривания себя в круглогодичном марафоне под названием Жизнь сбиваются мои внутренние настройки, я пересматриваю «Карнавал». Мой камертон — это Нина Соломатина. Моя заветная цель — её умение оставаться собой. Моё послание жизни — произносимая её устами, немного пафосная стихотворная благодарность:

Спасибо, жизнь, что я перед тобой в долгу,

за прошлую и завтрашнюю силу.

За всё, что я ещё успею и смогу,

спасибо, жизнь, воистину спасибо!..

30 июня 2015

Все равно счастливой стану, все равно счастливой стану

Этот советский, музыкальный фильм, лично для меня, всегда будет в списке любимых советских подарков. Данное в то же время и милое, и трогательное кино режиссера Татьяны Лиозновой уносит в историю, которая старая как мир. Мы видим чистую и добрую провинциалку, приехавшую в столицу для того, чтобы стать актрисой. Ее девичье грезы и мечты быстро рухнули, и она поведала суровую реальность. Девушка работала где могла (убирала, готовила, выполняла поручения), и в это время все время представляла, как поет или танцует на сцене…

Музыкальный фильм вроде бы и комичный, но в тоже время драматичный. Показан он в приятной атмосфере и с замечательными актерами. У этого фильма много замечательных песен, интересных танцев, и конечно самое главное это юмор кинокартины. Фильм поставлен жизненно и правдоподобно, поэтому его и приятно смотреть.

Потрясающая Ирина Муравьева в этой музыкальной трагикомедии исполнила одну из своих лучших ролей. Она замечательная актриса. Играет всегда с душой, и ее нельзя не полюбить. Сцены с ее участием все заслуживают повторного просмотра. Ее героиня этой истории полна такой мощи и силы духа, что заслуживает несомненно уважения. Таких историй о провинциалок, пытающихся покорить Москву много, но эта безусловно моя любимая. На вторых ролях приняли участие такие замечательные советские актеры с большой буквы, как Юрий Яковлев, Александр Абдулов, Клара Лучко и Александр Михайлов. Особенно хочу выделить Екатерину Жемчужную. Ее цыганка была просто шикарной и сыгранной с душой.

«Карнавал» — советская, музыкальная трагикомедия 1981 года. Это кино наделено сильным обаянием и чем-то добрым и светлым. Со временем его хочется пересматривать и пересматривать. Я люблю «Карнавал», и всем новым поколениям его к просмотру рекомендую!

Спасибо!

«Позвони мне, позвони

Позвони мне, ради бога

Через время протяни

Голос тихий и глубокий

Звёзды тают над Москвой

Может, я забыла гордость

Как хочу я слышать голос

Как хочу я слышать голос

Долгожданный голос твой»

28 мая 2015

Фестиваль воображения, или Жестокая реальность

Карнавал — художественный фильм режиссера Татьяны Лиозновой, музыкальная комедия. Школьница-выпускница из провинции приезжает в Москву поступать в театральный ВУЗ. С первого раза у нее это не получается, но она остается в Москве, не теряя надежды поступить в следующем году. А пока она готовится к будущим экзаменам. Пытается заработать себе на жизнь то дворником, то костюмершей, то домработницей. Знакомится с разными людьми, влюбляется и разочаровывается. Возвращается в свой родной город, говоря маме, что все теперь умеет и нигде не пропадет.

Фильм, несомненно о мечте и, самое главное, о жизни. О том, что мечты не всегда имеют свойство сбываться. Пожалуй, это и к лучшему. Фильм учит благодарить жизнь за все, за каждый прожитый день, за неудачи и удачи, за потери и приобретения.

Фильм снят потрясающе, сюжетная линия очень ярко раскрывает духовный и чувственный мир героини. Очень хорошо показано противостояние интересной, яркой воображаемой жизни Нины Соломатиной и серой, жестокой реальности. Шикарный саундтрек играет не последнюю роль на протяжении всего фильма.

Фильм актуален для зрителя любого пола и возраста, но лично я бы показывала его в старшей школе, выпускникам. Фильм поможет опуститься с небес на землю, рационально оценить свои силы и выбрать для себя более реальную профессию на будущее. Но опять же, фильм учит и тому, что не стоит отчаиваться, если что-то не получилось. Не получилось сейчас, получится потом.

Самое главное, не переставайте мечтать. Именно мечты помогают нам двигаться дальше даже в самые тяжелые времена. Не бойтесь ошибаться, не бойтесь учиться, не бойтесь жить! Разрушение воздушных замков неизбежно для всех, но кто вам мешает построить новые.

10 из 10

24 мая 2015

Не нужно быть исключительно придирчивым и искушенным зрителем, чтобы сегодня с легкой иронией говорить о бросающейся в глаза разнице между возрастом главной героини фильма по сюжету, и любимой миллионами артисткой Ириной Муравьевой. Называя вещи своими именами, подобный диссонанс — уже неотъемлемая часть этой истории, как и советского кино. Тридцатилетняя женщина в чулках школьницы, с бантом и на роликах дарит дополнительный повод для улыбки.

Важной особенностью истории главной героини является ее преображение — ускоренное взросление, если так можно выразиться. Наивная и простодушная девушка с резким провинциальный акцентом, по приезде в Москву, очень скоро вкушает настоящую жизнь, а корабль ее иллюзий сталкивается с волной реалий большого города. Множество отдельных сцен очень красочно демонстрируют выразительный контраст между нравами и поведением людей из глубинки и столицы.

Даже после появления на экране финальных титров, трудно с уверенностью причислить фильм к отдельному жанру. Ирония и откровенно юмористические сцены пронизывают все происходящее на экране, особенно в первой половине фильма. Возможно, хвататься за живот вы не станете, но не раз ощутите расплывающуюся по лицу улыбку. С другой стороны, перед нами драматическая история, которая отрезвляет от юношеских иллюзий и по-своему показывает, что рассчитывать всегда нужно, в первую очередь, на себя самого.

Пожалуй, основным недостатком фильма можно назвать неравномерное распределение ярких сцен по двум с половиной часам хронометража. Здесь есть достаточная концентрация эмоциональной драмы, как и бодрящих, часто ироничных моментов, вот только между ними нашлось место неоправданно затянутым диалогам и долгим созерцательным сценам, что по итогу смазывает общее впечатление.

7 из 10

16 декабря 2014

Карнавал — это не комедия и не мюзикл

Раньше я думала, что это фильм наподобие Карнавальной ночи, что-то вроде мюзикла про Новый год. И даже не старалась посмотреть.

Как-то я все-таки увидела фильм. Это не комедия, это драма с элементами комедии. Такой добрый светлый фильм, после просмотра которого, задумываешься о жизни. Смотрела раз 20 наверное, и всегда смотрю с большим удовольствием, как все советские фильмы.

После первого просмотра удивила тогдашняя наивность героини Нины, такая несвойственная нашему периоду.

Фильм показывает, что не всегда все выходит так, как хотелось, что возможно мечты не сбываются, что это не история о Золушке, встретившей своего принца со счастливым концом.

Про актерскую игру говорить вообще ничего не надо, она бесподобна. Ирина Муравьева безгранично талантлива. Тандем Муравьева-Абдулов, это просто образец экранной пары. А Юрий Яковлев, просто совершенно новое амлуа.

10 из 10

14 июля 2014

Очередной, всеми любимый, шедевр Лиозновой.

Провинциальная, рыжеволосая, нескладная дылда Нина Саломатина едет в Москву учиться «на артистку». В Москве она останавливается жить у отца, которого в жизни никогда не видела. Но у отца уже другая семья, а у Нины в голове полно амбиций и наивной веры в открытость и честность окружающих людей.

Две серии лирической комедии окунут нас в атмосферу реального карнавала, никому не нужной мишуры столичной жизни. Такая жизнь — надменная, неискренняя, наигранная — не для провинциальных девочек. Но зато это — хорошая школа жизни, через которую прошла наша героиня.

Интересные факты:

Нина — некоторый прототип самой Лиозновой. Смешная наивная Нина, мечтавшая стать актрисой, пережила крушение надежд, одиночество, равнодушие сытых людей, находившихся рядом. Все это было знакомо и Лиозновой: она мечтала быть режиссером, но целых семь лет после окончания ВГИКа не могла устроиться работать по специальности. Как и Нина Соломатина, Лиознова подрабатывала уборщицей, а еще шила на продажу халаты, писала заметки в газеты…

Это веселое кино Лиознова посвятила своей маме Иде Израилевне. Она тяжело болела, и много работавшая дочка в любой перерыв кидалась ей звонить, а ночами часто подходила к маминой постели и слушала: дышит ли? Историю с больной мамой Татьяна Михайловна ввела и в фильм. В конце повзрослевшая Нина возвращается домой, подходит к кровати, где лежит мама, и прислушивается к ее дыханию — точно так же, как много раз делала сама Лиознова.

Идея снять «Карнавал» появилась, когда Лиознова подошла к завершению работы над фильмом «Мы, нижеподписавшиеся», и часть актеров, едва закончив озвучивание производственной драмы, получила предложение сняться в музыкальной комедии. Юрию Яковлеву досталась роль отца Нины, Клара Лучко сыграла его жену Жозефину Викторовну. У а Муравьевой досталась главная роль.

Знаменитый эпизод, в котором героиня Муравьевой, набив рот фундуком, учится говорить «Кукушка кукушонку купила капюшон» и «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», появился спонтанно. Однажды Татьяна Михайловна пришла на площадку и объявила: «Ночью придумала новую сцену. Нина с орехами во рту говорит скороговорки — и они с отцом вместе заразительно смеются». Сказано — сделано.

До этих съемок Ирина не становилась на ролики ни разу в жизни.

Лиознова хотела, чтобы в фильме звучала песня про телефонный разговор. Она сказала Роберту Рождественскому, что ей нужна песня более трогательная, чем полонез Огинского. Песня на его стихи «Позвони мне, позвони» стала воистину народным хитом. Исполняет ее Жанна Рождественская (она не родственница поэта, а просто однофамилица).

В финале несчастная героиня Иры, уезжая с Курского вокзала домой, должна была встретить Карму — с новорожденным ребенком и с подбитым глазом. Нина спрашивает подругу: «Что с глазом?» Та: «Упала, скользко». Нина обещает прислать деньги, а Карма лишь отмахивается. Нина: «А где твой мальчик?» Цыганка отвечает: «Умер». Очень сильная была сцена, Жемчужную после нее даже валокордином отпаивали. Но при монтаже этот фрагмент вырезали: такая трагическая история слишком выпирала из фильма…

Сурового супруга Кармы сыграл мой настоящий муж Георгий Жемчужный.

Обязательно смотрите «Карнавал»! Вы не разочаруетесь.

10 из 10

27 июня 2014

«Реквием по мечте» по-советски

Нет, этот фильм меня всегда чем то цеплял, не оставлял равнодушной. И сейчас я его периодически пересматриваю под настроение, чтобы еще раз окунуться в сюжет и еще раз оттуда «вынырнуть»,чтобы перевести дух. А дух переводить есть от чего… Начну с того, что в последние годы фильм смотрю больше в целях на время просто посмотреть на другую жизнь, другую эпоху. Это как машина времени. Да, мне интересно наблюдать за бытом людей тех лет, как они развлекались, во что одевались, какие фильмы смотрели и т. д. Это все прекрасно конечно, но больше там… не на что смотреть. Да, песни-пляски завораживают, немногочисленные шутки заставляют улыбнуться, но это тоже не спасает ситуацию.

Сам фильм без всего этого довольно мрачноват… Главная героиня весь фильм терпит неудачу за неудачей, при чем нигде в фильме нет объяснения всему этому. Вот например почему Нина так рвется в театральный… Разве она талантлива? Есть ли он? В фильме нет ни намека на этот самый талант, только одно сплошное «хочу», лишь бы в родном городишке не прозябать и жить у моря. Потом отношения с отцом. Все скомкано, добавьте сюда кучу ляпов и получается какая то невразумительная история. И так почти весь фильм. Ближе к концу остается совсем немного места для сентиментальности, мол ничего, прорвемся. И снова это дело разбавили песнями и плясками, потому что без них получилось бы совсем унылое зрелище. Кино безусловно сделано талантливыми людьми, верю что режиссер вложил в него много своего, личного. И это трогает, честно. Но вот эта скомканность сюжета, отсутствие цельности и объяснения некоторых деталей — все портит.

11 февраля 2014

Самый-пресамый любимый советский кинофильм!

«Карнавал» с Ириной Муравьёвой — моя самая любимая советская мелодраматическая комедия! Пересматривал раз 15, знаю наизусть, а хочется ещё и ещё… Я даже не знаю, что в этом фильме может не понравиться, потому как я не вижу минусов.

Ирина Муравьёва играет божественно! В первой серии без смеха на неё смотреть просто невозможно. Нина Соломатина — это кадр в берете, её одновременное катание на коньках и пение приводит в восторг, её «заезд» к себе в дом на роликах — настоящий цирк, её знакомство с отцом трогает за душу, особенно в сцене на вокзале, а оригинальное поступление в театральный институт — это вообще отдельная песня! Во второй серии комедийность Нины уходит на второй план, и Муравьёва показывает своё мастерство уже в мелодраматическом ключе. Некоторые считают, что самая звёздная роль Ирины Вадимовны — в «Самой обаятельной…», но для меня Соломатина Нина Михайловна останется самым ярким образом актрисы.

Кроме Муравьёвой бесподобные работы у Юрия Яковлева, Клары Лучко, интересная роль у Александра Абдулова, а Екатерина Жемчужная вообще перевернула моё, так скажем, нелицеприятное отношение к цыганам в лучшую сторону.

Цитировать фильм можно практически весь:

- «Папка!!!»

- «Евдо… Евдокия Ардалеоновна!!!»

- «Здесь одни Хорки да приХорки»

- «Садитесь, я вам рад…»

- «Я не курю, но если вы хотите, можно и покурить»

- «Ой, какие хорошенькие!»

и т. д. Вспоминать могу очень долго.

Фильм пестрит красивейшими композициями, но самой главной темой фильма является, как ни странно, «Позвони мне, позвони», хотя лично для меня основной композицией стала песня «Спасибо, жизнь!». Финал картины остаётся открытым, и при каждом просмотре я всегда думаю: а как всё-таки повернулась жизнь Нины?

Безоговорочно, любимому фильму:

10 из 10

15 октября 2013

Фильм о жизни

«Спасибо жизнь. За все тебе спасибо!

За слезы и за счастье наяву,

За то, то ты жалеть меня не стала,

За каждый миг в котором я живу…»

Это фильм всегда будет популярен, думаю всегда будет актуальна история, как Москва меняет жизнь провинциальных приезжих.

Живет девушка Нина, такая жизнерадостная, открытая для всего нового, ее спокойную жизнь меняет приезд отца, которого она никогда не видела, для нее он становится образцом для подражания и Нина уезжает в Москву, поступать в театральное училище.

Такая типичная история, она будет часто повторяться в разных фильмах. Но как меняется Нина, ее мировоззрение, какой она становится сдержанной, серьезной, стойкой, такой характер могла показать только актриса Ирина Муравьева, играя девушку намного моложе себя, она смогла воплотить в этой роли все живую душу и детский задор Нины Соломатиной.

Наша жизнь, как карнавал, состоит из пасмурных и светлых дней и только от нас, от нашего благоразумия зависит, каких дней будет больше.

Фильм, песни из этого фильма всегда будут нужны нам, провинциалам, москвичам и петербужцам, «Карнавал» — любимое кино на все времена.

9 января 2013

Нигде, ни в каком городе мира, звёзды не светят так ярко, как в городе детства…

«Карнавал». Один из множества прекрасных советских фильмов, являющийся образцом невероятного таланта режиссеров, актеров, сценаристов и всех остальных создателей фильмов тех времен. Проходя через цензуру, на экраны попадали лишь самые достойные, самые лучшие, качественные по всех отношениях киноленты, именно поэтому они до сих пор столь популярны.

Фильм «Карнавал» был создан в 1981 году, но и по сей день он невероятно актуален. Тысячи вчерашних школьников приезжают из маленьких провинциальных городков и деревень в столицу в надежде встретить свою любовь, стать знаменитым, получить высокооплачиваемую работу, считая, что Москва встретит их с распростертыми объятиями, что жизнь там интересная и праздничная.

В подобной ситуации оказывается и главная героиня фильма Нина — забавная, наивная и искренняя девушка, только что окончившая школу. Она мечтает уехать из своего тихого провинциального городка в столицу «выучиться на артистку». Ведь в родном городе, считает она, никаких возможностей, жизнь скучна и однообразна, «ни одной незнакомой рожи — бандиты, и те знакомые!», «на культурной ниве ничего», да и парень, заботливый и искренне любящий ее уже много лет, кажется ей вовсе не тем принцем из сказки, о котором мечтают девушки.

А жизнь в большом городе представляется ей сплошным праздником — там множество людей, большие возможности, есть, куда сходить — театры, музеи, кинотеатры. К тому же у девушки в Москве есть отец, который любит ее и поначалу помогает, но сам находится под влиянием своей жены, а она против того, чтобы он общался с Ниной и помогал ей материально. Встретив будущего режиссера Никиту и влюбившись в него, она думает, что встретила свою настоящую любовь, но ошибается — тот лишь использует ее. Пережив обман, расставание, сменив несколько мест работы, повзрослевшая Нина возвращается в свой родной город, и понимает, что ее место там. Там, в тихом спокойном городе, где любящая ее мама, которая всегда поймет и поддержит, там, где ее друзья и Женя, который наверняка до сих пор любит ее. Она поняла, где ее настоящее счастье, что оно всегда находилось рядом.

Мечтать, а тем более стремиться осуществить свои мечты — это очень хорошо, но необходимо понимать, действительно ли это нужно нам, станем ли мы поистине счастливыми, достигнув желаемого?

Великолепный фильм, жизненный, добрый и искренний, местами смешной, местами грустный, отличная игра актеров, чудесная музыка и прекрасные танцы разных народов мира, которые сейчас, к сожалению, редко где увидишь, — его можно пересматривать далеко не один раз, и он никогда не надоест.

10 из 10

9 января 2013

Казалось бы, обычная история — провинциалка едет покорять Москву, да еще и само кино снято с претензией на мюзикл или музыкальную комедию, граничащую с варьете. Велика вероятность того, что фильм, если и не провалится, то обязательно явит миру избитые и пошлые сюжетные ходы. Но не в том случае, если в режиссерское кресло садится уже обессмертившая свое имя сагой про разведчика Татьяна Лиознова.

Безусловно, этот фильм в равной пропорции, как режиссерский, так и актерский. Ирина Муравьева, роль которой является некоторым рефреном роли Людмилы в картине «Москва слезам не верит», буквально нанизывает весь фильм на себя, то собирает все повествование на себя, то раскручивает его, как катушка или бойкая юла. Наверное, это самая яркая роль Муравьевой, вулканическая роль. И ее огненно рыжие волосы — признак задора и чертовщинки — отлично ложатся в эту строку, в этот образ. А глаза… какие у нее глаза!

- Нигде и никогда, ни в одном городе мира, ты уж мне поверь, это правда, звёзды не светят так ярко и пленительно, как в городе детства.

Я смотрел этот фильм и вспоминал свой год в Москве… конечно, я был куда как менее деятелен, чем Нина Соломатина, но многое из того, что пережила она, было близко и мне, поэтому фильм не мог оставить меня равнодушным.

- Что за город такой?! Ни одной незнакомой рожи! Бандиты, и те знакомые!

Только финал я бы переделал.

- Хорошее кино было?

— Ниче, все девчонки ревели, аж Галка, про любовь.

Стоит ли говорить, что в фильме чудесная музыка?! Ради одного только номера «Позвони мне, позвони», можно и нужно было снимать такое кино — яркое, пропитанное оптимизмом, пусть и перебиваемое грустными заходами.

9 из 10

16 ноября 2012

Покоряя столицу

Сделать свою жизнь похожей на карнавал, чтобы каждый день был праздником, редко кому удается. Но это не мешает людям мечтать и стремиться исполнять свои мечты, как бы трудно не было порой и какие бы преграды не приходилось преодолевать на тернистом жизненном пути.

Режиссер Татьяна Лиознова за свою карьеру сняла не так уж и много кинофильмов, но по крайней мере несколько из них вошли в историю советского кино. Ее любимым жанром была драма, военная или о рабочих буднях, но всегда в центре этих историй были простые люди, которым выпадают нелегкие испытания. Данный фильм стал ее последней большой работой, и посвятила она его всецело нелегкой судьбе одной девушки, решившей однажды стать актрисой.

«Все равно счастливой стану

Даже если без тебя.»

Главная героиня, Нина Соломатина, всю свою юность жила мечтой стать известной актрисой. И вот она отправляет покорять своим талантом столицу, которая оказывается не готовой к столь простодушной девушке из провинции. На наших глазах неуклюжая Нина превращается в сильную женщину, которая готова работать кем угодно, лишь бы хватало на жизнь. Тяжело наблюдать за тем, как ее разноцветные мечты разрушаются, оптимизм куда-то девается, в глазах появляется горечь и разочарование. Она не просто взрослеет, а и учится выдерживать любые удары судьбы. Какая все-таки замечательная актриса Ирина Муравьева! Она никогда не боялась быть смешной, и не менее убедительно у нее получалось играть серьезных героинь. И пусть за нее пела Жанна Рождественская, Муравьева вложила в свою героиню часть себя, сыграв ее с таким чувством, искренностью, наделив свою героиню тяжелой удачей, но очень добрым сердцем.

Прекрасную компанию актрисе в этом фильме составили и такие талантливые актеры, как Юрий Яковлев, Александр Абдулов и Александр Михайлов. Каждый из них сыграл персонажа, значительно повлиявшего на жизнь главной героини, показав ей, каким порой жестоким бывает мир, что далеко не каждый заслуживает ее доверия, а любовь может принести не только счастье.

Кстати, актеры Екатерина Жемчужная и Георгий Жемчужный, сыгравшие вспыльчивых супругов-цыган, в жизни также оказались женаты. И судя по тому, как долго они уже состоят в браке, к счастью, их реальные отношения сложились совершенно не так, как у их невезучих персонажей.

Данная кинокартина с первых минут позиционирует себя, как комедия, но чем ближе мы знакомимся с главной героиней, ее судьбой, она медленно превращается в драму. А в некоторые моменты, когда кажется, что героиня сломается под тяжелым весом обстоятельств, и вовсе слезы на глаза наворачиваются. Но она все равно идет вперед с высоко поднятой головой, оставив позади обиды и несчастья. Среди схожих драм не позволили затеряться этому фильму не только талантливые актеры, но и неожиданные музыкальные номера. Яркие, задорные, немного смешные и неловкие, они отражают сущность главной героини, показывают ее недостатки и достоинства, вызывая и улыбку, и грусть. Татьяна Лиознова создала фильм о простой жизни, порой такой несправедливой, где приходится рассчитывать только на свои силы, а порой и дарящей счастливые мгновения. Ведь главное, чтобы было с кем разделить это самое счастье.

Яркие огни столицы могут наобещать много всего, а потом обмануть. Но это не значит, что люди должны перестать мечтать и стремиться к лучшему, просто стоит трезво оценивать свои способности и всегда помнить, что не профессия определяет человека, а его доброе сердце.

6 мая 2012

Она артистка

Если не брать за основу простой кажется сценарий фильма, то над его смыслом можно философствовать много времени. Нам рассказывается история казалось бы советской Золушки. Но тут вы не найдете падений и стремительного триумфа с звездным часом вместе взятых. Данная картина нам расскажет о жизни простой девушки: милой, задорной и наивной. Героиня фильма Нина всегда ощущала себя артисткой. Внутри нее всегда была какая-то звездная энергетика, которая выливалась в ее поведение. Она видела себя на сцене, представляла себя в качестве танцовщицы, певицы, да хоть кого, но она желала быть в концерте любой телевизионной программы.

Желая выучится на артистку, Нина отправляется в столицу за воплощением своей мечты. Там ее ждали большие испытания. Все это время ей очень сложно, милая девочка растет на газах духовно развиваясь и получая огромный опыт в жизни, становясь волевой женщиной. Чтобы выжить в столице она подрабатывает в нескольких местах сразу. Юная провинциалка узнает много людей, она впервые влюбляется и узнает, что такое обман и предательство. Шагая по жизни, она развивает в себе очень важные качества, как личности. Безусловно говорящие, что она готова играть по правилам данной ей жизни и быть артисткой.

Отличный советский фильм, который стал настоящей классикой своего жанра.

9 из 10

21 февраля 2012

Давно собиралась посмотреть этот фильм и вот, наконец, решилась.

Сюжет про провинциалку, поступающую в театральный, хотя и стал банальным, но преподнесен вполне неплохо, довольно интересно. Почему-то тронули отношения главной героини с ее отцом, которого она узнала незадолго до окончания школы и поездки в Москву. Интересно было наблюдать, как отец Нины разрывается между новой семьей и неожиданно появившейся в своей жизни дочерью, а так же за отношениями Нины и семьи ее отца. В фильме меня тронула сцена прогулки отца и дочери по Москве. Что-то в ней есть.

Самое печальное в фильме, так это то, как Нина постепенно отказывается от своей мечты, «опускается», хотя на то нет причин, и есть отец, который готов ей помочь, но она предпочитает мыть полы, выгуливать собак и выполнять прочую низкооплачиваемую работу. Это могло бы иметь смысл, если бы это было чем-то временным и она делала это ради лучшего будущего, чтобы доказать, что она сама может справиться со всем, сама может добиться всего в жизни, но постепенно это становится ее рутиной и может завести ее уже только в тупик.

В целом фильм понравился. Его можно посмотреть.

Но есть и минусы.

Первое что бросается в глаза — это старя Муравьева с обвисшим лицом, морщинами и целлюлитом, играющая восемнадцатилетнюю девушку. Кто-то пишет, что так, как она никто бы не сыграл, но всему, в конце концов, есть пределы. Смотреть, как толстая тетка катается на роликах и изображает школьницу было не очень приятно.

В сцене, где мать утешает главную героиню, говоря, что у нее самой жизнь кончена, зато у дочери все впереди, я невольно задумалась, а не одного ли они возраста? Оказалось далеко не одного, но выглядят они примерно одинаково.

Танцы и музыкальные номера — это отдельная тема, которая, по моему мнению, очень испортила фильм. Они занимают ну о-о-о-чень большую часть времени именно за счет них у фильма такой приличный хронометраж. И все бы ничего, но и музыка и танцы просто бесчеловечно убоги, как будто призваны показать, насколько неразвитым, а точнее насколько деградировавшим стало искусство в 80-ых, ведь все музыкальные номера за исключением «Позвони мне, позвони» больше похожи на какую-то пародию. Если бы их все до одного вырезать при монтаже, то было бы несравнимо лучше. Я же их лично проматывала, чтобы в течение этих долгих минут не забыть хотя бы сюжет.

6 из 10

16 августа 2011

Думаю, фильм должен быть очень актуален сегодня. Молодые и чересчур амбициозные люди стремятся уехать в большой город, считая, что приедут и их оторвут с руками и ногами, считают, что они полны талантов и их амбиции плещут через край. Спрашивается, а вы уверенны, что это кому-нибудь нужно? Фильм — наглядный пример банальной ситуации о том, как чересчур мечтательная девушка думала, что очень талантлива и покорит Москву. Однако же, все оказалось не так, как мечталось. Жизнь на самом деле не такая уж и прекрасная и что все достается не так просто. Реальность отличается от наших мечт. Человек в данной ситуации должен быть готов ко всему. Слепо идти к мечте не замечая реальности — глупо.

В начале фильма главная героиня предстает перед нами в образе глупенькой и неопытной девушки, которая бросает свой родной городок и свою спокойную жизнь ради большого города, где, как она считает, станет известной актрисой. Мечты разбиваются о реальность. В конце фильма мы видим взрослую женщину, кажется даже повзрослевшую внешне, которая осознала, что все достается не просто так.

Прекрасный фильм об обычной жизненной ситуации. Добрый, светлый, искренний фильм. Отличные актеры. Что может быть лучше?

10 из 10

12 мая 2011

Мудрый фильм

Фильм очень зрелый, очень мудрый. Наверно он более понятен людям постарше, но по-настоящему жизненно полезен был бы для юных душ. О мечте ли он, о том ли, что что при встрече с реальностью мечты рушатся? Может быть и об этом. Но не только об этом.

Все мы по жизни куда-то спешим, брать какие-то рубежи, постигать чьи-то вершины. В суматохе этой жизни мы доверяемся, влюбляемся, обманываемся и ошибаемся. И важно не потерять себя в этом мире, признаться себе в своих ошибках и понять себя, свое место в жизни, принять себя, как есть.

На мой взгляд, знаковыми и показательными в фильме являются 2 сцены. Первая сцена с матерью, где Нина выговаривает матери «отчего одним все, как этим артисткам: и любовь, и деньги, и внешность, а другим… Я уеду отсюда. Я второй жизни, как твоя, не хочу. Вон как люди живут. У моря..». Нина хочет любви и жизни как в кино, а потому провинциальный городишко, образ жизни матери и любовь одноклассника-Женьки для нее не имеют цены. Нина приняла лоск и красоту фильмов за чистую монету, за правду жизни, а потому реальная жизнь потеряла для нее ценность. Потому и хочет Нина стать актрисой. Мечта ли это? Пожалуй мечта, но это мечта ребенка, который мечтает без дела, без поступков, без определенной цели (потому и проводит Нина время в кутежах на квартире в Москве, а не в подготовке к экзаменам на будущий год). Ведь цель не реализация талантов, замыслов, идей, цель Нины банальна — «хочу быть артисткой, чтоб было у меня в жизни все». Это большой обман, на который ловятся тысячи современных мальчишек и девчонок. Жизнь в кино и жизнь реальная — это разные вещи, и смешивать их нельзя. Потому и ждали Нину неудачи и разочарование. Потому Нина упустила шанс, даже не попытавшись им воспользоваться. Но стоически выдержав испытания, не потеряв жизненного оптимизма, Нина нашла правильное решение своей жизненной задачи.

Вторая знаковая сцена — сцена возвращения Нины. Здесь мы видим нового человека. Человека, который встал на ноги, обрел себя. Это так важно не потерять себя, понять себя, обрести себя. Нина поняла, что жизнь — это не карнавал, жизнь это сложности, предательства, лицемерие, но жизнь — это и любовь близких, отчий дом, тепло домашнего очага. Только зрелый человек может увидеть главное, определить свой путь. Так что жизнь Нины Соломатиной только начинается. Потому как Нина Соломатина избавилась от пустых детских грез, обрела свою суть.

Эта жизненная история очень поучительна и сегодня. Так что если вы не смотрели этот фильм, то обязательно посмотрите.

10 из 10

28 марта 2011

«Пусть не меркнут огни, Ваших радостных глаз…»

Достойных и по-настоящему интересных мюзиклов не так много, именно поэтому, творение режиссёра и сценариста Татьяны Лиозновой «Карнавал» — бесценно. Этот фильм, пожалуй, один из лучших в своём жанре. Он и смешной, и грустный, и увлекательный, и свежий… В нём собрано самое лучшее.

«- Ведь где-то ж есть жизнь…»

Сейчас создают множество проектов о «Золушках», только вот души в таких фильмах нет. Это конвейер, с заранее известным сюжетом. Но «Карнавал» — полная противоположность подобным кинолентам. Это натуральный и неподдельный фильм о жизни, во всех её проявлениях.

«- Нигде и никогда, ни в одном городе мира, ты уж мне поверь, это правда, звёзды не светят так ярко и пленительно, как в городе детства.»

По сути, каждый человек когда-нибудь мечтал о «минуте славы». Но реализовать свои мечты в жизнь — не каждому удаётся… Именно поэтому, чтоб в конце своего пути не остаться «у разбитого корыта», не стоит забывать о близких людях, которым не безразлична твоя судьба.

«- Я могу не говорить «ж», но у нас — все так говорят!

- Ты что с ними ещё и спорила?

- Ну… Я им доказывала!

- Дважды дура!»

Я не представляю этой истории без Ирины Муравьевой. Её очаровательная непоседа Нина Соломатина естественная, добрая и наивная девушка, лишённая чувства ответственности и деликатности. Но идёт время, и «столица огней» учит и трансформирует Нину в лучшую сторону. Теперь, она самостоятельная личность, готовая принимать серьёзные решения. Муравьёва удивительно тонко воплотила в жизнь свою героиню. Ей хочется верить, сопереживать и поддержать. Понравились, хотя и маленькие, но яркие и самозабвенные эпизоды с Екатериной Жемчужной, Юрием Яковлевым, Кларой Лучко и Александром Абдуловым.

«- А вы не знаете, когда газ дадут?

- А лифт?

- А то, знаете ли, чтобы завтра не опоздать на работу, похоже, что пора уже сегодня начинать спускаться…»

Не осталась незамеченной великолепная музыка Максима Дунаевского и слова песен на стихи Роберта Рождественского. Получилось очень тематично и со смыслом. Такие замечательные творения не могут оставить равнодушным.

«- Ну, мишка!!! Я катаюсь на роликах… Но чтоб так…!»

Прекрасный и искренний советский фильм, который вмещает в себя целую эпоху. Это кино горит ярким светом, даже в самый тёмный и серый день жизни!

10 из 10

19 января 2011

вот так вот в жизни и бывает, реальность-грёзы разбивает..

История взросления. Трогательная и правдивая, о реальности и мечте. Глубокая игра Ирины Муравьевой восхищает и полностью дает видение всего глазами ее героини. Ты начинаешь чувствовать и все переживать будто это все с тобой и происходит. В течение всего фильма я ловила себя на том что я вместе с Ниной Соломатиной удивлялась, сочувствовала, восхищалась, мимика на моем лице менялась так же как и у героини Муравьевой, как, например, эпизод, когда Нина сопереживала в песне ее подруги цыганки Кармы своей мимикой, и пыталась подпеть, не зная слов.

Потрясающая игра актеров. Очень жизненно. Причем смотрится легко и красиво, хоть не всегда радужные моменты преподносятся. Смешно наблюдать над забавностью, наивностью и неуклюжестью главной героини. Но еще больше радует то, что все эти черты характера совершенно не сковывают ее, она просто их принимает как данность и все равно, временами робко, но со старательной уверенностью Нина идет к своей цели.

Это тонкая история о любви. Очень поучительно, наглядно показано как взрослеет наивность, как обрастает опытом, как жестоко предательство и что такое эгоизм. И мало кому есть дело до чужого сердца и проблем. Разве все это можно понять под теплым маминым крылышком?Думаю нет. И только когда это защитное от всех невзгод крылышко осталось далеко, в наивном родном городке, тогда самостоятельность начала биться о жестокую реальность жизни. И очень явно выражено изменение Нины Соломатиной, когда она возвращается к маме. Это уже повзрослевшая Нина, которой жизнь показала реальность. Реальность, где ее мечте места не нашлось. Грустно, но правдиво.

Фильм — один из великих, который можно пересматривать бесконечно с неизменным интересом. Музыка трогает за душу. Этот фильм меня всегда возвращает в светлое, уютное и доброе.

10 из 10

4 марта 2010

Нигде, ни в каком городе мира, звёзды не светят так ярко, как в городе детства (с)

Фильм повествует нам о жизни наивной девушки из провинциального города — Нине Соломатиной. Она относится к числу тех, кто плачет в кинотеатре над боевиком «Смерть у моря», занимается художественной самодеятельностью и мечтает, во что бы то ни стало, стать знаменитой. Ради этого она бросает родной город и уезжает с отцом в Москву.

В девочке с нескладной фигурой, косичками и веснушками трудно узнать прекрасную актрису Ирину Муравьеву, запомнившуюся по фильму «Москва слезам не верит». Здесь она не боится показаться смешной и неуклюжей, кататься на роликах или повторять скороговорки с набитым орехами ртом. При этом она умеет в нужный момент перевоплотиться в прекрасного лебедя, например, в сцене с танцами или в образе поющей дивы.

Картина рассказывает о том, как кораблик мечты тонет в пучине суровой реальности. Как добрый отец, случайно нашедший брошенную им дочь, незаметно забывает о ней в Москве. Как театральное училище не стремится распахнуть двери перед провинциальной актрисой со странным говором. Как будущий режиссер окажется отнюдь не принцем, променяв героиню на манекенщицу. Представление о столичной жизни как о вечном празднике, безжалостно рушится и совсем неважно станет или не станет великой актрисой Нина Соломатина, вернувшаяся с первым жизненным поражением в родной город. Важно то, что теперь она научилась отличать настоящую жизнь от придуманного ей же самой карнавала, где все легко и просто.

10 из 10

17 ноября 2009

«Карнавал» — это Кино с большой буквы!

«Карнавал» — это Кино с большой буквы!

Старые, советские фильмы, в большинстве своем, — произведения искусства,

прошедшие через громадное количество цензуры, запретов и критики. Эти фильмы были отточены идеально, поэтому почти все они отложились в памяти зрителей. И в комплекте с ностальгическими воспоминаниями плюсов Совка являются нашей историей — историей о которой приятно и не стыдно говорить!

«Карнавал» — наверно, один из лучших в своем жанре и в своем времени!

Вряд ли он будет также интересен для зрителей 15—25 лет, как и для более старшего возраста, но смотреть его, однозначно, можно и нужно всем.

Моя оценка 10 из 10

5 сентября 2009

Мечты всегда разбиваются о суровую реальность.

Фильм не о любви, фильм о жизни. О жизни совсем непростой, но чересчур мечтательной и наивной девушки, которая узнала жизнь. Научилась жить как все, но все таки нашла свое счастье, которое все это время было рядом, но чтобы это понять нужно было пережить все, через что она прошла, чтобы суметь расставить приоритеты. Фильм учит тому, что нужно жить, именно жить и пробовать все, что тебе интересно, все, что ты хочешь, только так ты сможешь понять кто ты есть на самом деле.

Фильм безумно смешной и безумно грустный. Это фильм, наверное, о каждом из нас и для каждого из нас.

P.S. «Карнавал» переплюнет многие американские романтические комедии. Мне кажется, к нему невозможно написать отрицательную рецензию. Фильм без каких либо не стыковок, и зазоров, все настолько естественно и просто здорово, не то, что сейчас штампуют в России — искусственные, совершенно не жизненные и не настоящие фильмы ни о чем. Это печально. В конце я плакала, не только слезами радости за героиню, но и потому что в голове все время был вопрос: Почему в России больше не снимают такое кино? Люди действительно разучились снимать достойное кино.

10 из 10

4 сентября 2009

«спасибо жизнь за то, что ты жалеть меня не стала….»

Начиная смотреть фильм, я думала только от души посмеяться, но никак не плакать, и уж совсем не рассчитывала задуматься над жизнью после просмотра.

Фильм несет в себе одну главную мысль: мечты не всегда сбываются (а может и сбываются?), но важно одно — научиться жить, повзрослеть и ценить ее.

спасибо жизнь, за все тебе спасибо…

человек, все испытав, становиться собою

Потрясающая игра актеров никого не оставляет равнодушным, ровно как и песни.

в конце фильма так и остается неясным — стала ли она знаменитой? Каждый решает для себя сам, для кого что важнее.

Безусловно, 10 из 10

7 октября 2008

Фильм стоящий. Раньше видел разок-другой по молодости, почему-то думал, что в нем преобладают комедийные начала, ан нет! Давече вот пересмотрел и убедился, что кино-то вполне серьезное. Есть, конечно, доля юмора, но суть, идея более чем жизненные. Даже интересно стало, настолько новое восприятие. Не ожидал. В любом случае, понравилось, одозначно.

Наши лучшие актеры, советская студенческая и «околостуденческая» жизнь — для сравнения, что называется. Да масса достоинств! Песня так, вообще, отдельная строка. Добротная картина. Ценю.

18 января 2007

Комедия Карнавал появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Татьяна Лиознова. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ирина Муравьёва, Клара Лучко, Александр Абдулов, Екатерина Жемчужная, Борис Морозов, Александр Михайлов, Лидия Смирнова, Валентина Титова, Зинаида Воркуль, Георгий Жемчужный, Валентина Ананьина, Елена Астафьева, Владимир Балашов, Вячеслав Баранов, Яков Беленький.

Страна производства - СССР. Карнавал — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.