Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Врата рая |
английское название: |
Heaven's Gate |
год: | 1980 |
страна: |
США
|
слоган: | «The only thing greater than their passion for America...was their passion for each other» |
режиссер: | Майкл Чимино |
сценарий: | Майкл Чимино |
продюсеры: | Дэнис О’Делл, Джоан Карелли, Чарльз Окун |
видеооператор: | Вилмош Жигмонд |
композитор: | Дэвид Мэнсфилд |
художники: | Тамби Ларсен, Спенсер Деверелл, Морис Фаулер, Дж. Аллен Хайфилл, Джеймс Л. Берки, Джози Макавин |
монтаж: | Лиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Том Рольф, Уильям Рейнольдс |
жанры: | боевик, драма, приключения, вестерн, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 44000000 |
Сборы в США: | $3 484 331 |
Мировые сборы: | $3 484 331 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 ноября 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 45 мин |
Об этом фильме Майкла Чимино, ставшим одним из самых громких и мощных кассовых провалов XX века (сборы всего 3,5 миллиона, а бюджет ленты 44 миллиона долларов равняется суммарным бюджетам двух первых фильмов об Индиане Джонсе) написано множество статей, а лошадиный бюджет появился из-за опрометчивости студии и выросшего эго самого Чимино, который, получив после «Охотника на оленей» полную творческую свободу и пункт в контракте об отсутствии ответственности за перерасход средств, пустился во все тяжкие, постоянно переснимая дубли, переснимая нужный закат или рассвет, требуя снести только построенные декорации и выстроить их заново и т.д. И, надо сказать, помимо технической части (которая тут выполнена очень хорошо) Чимино стоило подобное рвение уделить проработке сценария, который здесь, мягко говоря, простоват и шаблонен, а с проработкой персонажей вообще большие проблемы.
В плане внешнего вида всё очень здорово: шикарные съёмки на натуре — природа, так самые закаты-восходы, отменная работа оператора, классные декорации и костюмы, огромные массовки в несколько сотен человек (начальное студенческое шествие, танцы, жизнь городка). Финальная перестрелка поставлена классно и эффектно. Но при этом фильм идёт 3,5 часа и одними видами природы и статистами сыт не будешь. Как и в первом акте «Охотнике на оленей», почти весь хронометраж «Врат рая» занимает быт главных героев и всех тех мигрантов (русские, румыны, болгары, поляки, немцы и прочие), а действие по сути стоит на месте. Базовый конфликт между власть имущими и мигрантами обозначается почти сразу, как и позже дается стандартная конфронтация двух друзей ради любви к проститутке (боже какая пошлость). И, собственно, всё. И далее все 3,5 часа всё это так и тянется — быт, отношения, быт, отношения, иногда убийство очередного мигранта. У фильма как такового даже катарсиса нет (в отличие от жёсткой и опустошающей сцены русской рулетки в «Охотнике на оленей»). Да, есть финальная разборка, снята она в меру жёстко и производит впечатление, но она и заканчивается по сути ничем, хотя постфинал и даёт ещё один удар под дых, но выглядит это уже как как целенаправленная попытка побольнее ущипнуть зрителя, мол накрутим ещё жести, что бы жёстко было. Актёрам тут играть толком нечего — да, Крис Кристофферсон, молодые Джон Хёрт и ранее работавшие с режиссёром Кристофен Уокен и Джефф Бриджес, а также молодая и сексуально притягательная Изабель Юппер все хороши и в типажах, но персонажи все картонные, и глубины им тут не дали. Приятно было увидеть в небольшой роли молодого Микки Рурка. Собственно, весь фильм выглядит как старательная реконструкция событий (собственно, в основе как раз реальные события) и околодокументальная хроника, а это с таким хронометражем выглядит достаточно скучно и банально.
После просмотра уже понимаешь, что кассовый провал здесь не является какой-то неожиданностью, ведь американскому зрителю явно не особо было интересно 2,5 часа (сокращённая Чимино прокатная версия шла именно столько, а первоначальная версия вообще имела продолжительность 5 часов) наблюдать за страдающими мигрантами, которые, к тому же, весь фильм общались на родном языке без перевода (да, ещё одна «гениальная» задумка режиссёра). Обидно, что такие средства и усилия были пущены псу под хвост ради типового и слабого сценария, который подобных телодвижений явно не заслуживал. Замах был явно на что-то эпичное, а по итогу вышел эпичный пшик.
6 из 10
18 сентября 2023
Досмотрев фильм до конца, я понял, что он неслучайно провалился в прокате. Это эффект обманутых ожиданий. Да, есть эпизоды с полным погружением в атмосферу, есть отличная операторская работа и хорошая актёрская игра. И при этом — бестолковый сценарий, с логическими нестыковками и неоправданно затянутыми эпизодами, с недо-раскрытыми характерами.
Ну а люди, из-за которых разгорелся весь сыр-бор, то есть, славянские и немецкие иммигранты, не вызывают ни симпатии, ни сочувствия (за исключением вдовы с двумя детьми, которая тянет тяжёлую арбу). Они показаны какими-то чумазыми безграмотными терпилами, не умеющими организовать нормальное сообщество — ни взаимовыручки, ни даже попыток купить вскладчину коров. Бабы впряжены в плуги вместо скота, и при этом у иммигрантов вдруг обнаруживается достаточно лошадей, чтобы устроить массовый бестолковый заезд под пули наёмников.
Много чего хотелось написать… но если кратко, то похожие ощущения были от просмотра фильмов «Предстояние»/«Цитадель» Михалкова, а также «Викинг» Кравчука.
8 июня 2019
Дорогой и размашистый рассказ о столкновении богатых землевладельцев и европейских иммигрантов в Вайоминге, США, в 1890 году, на фоне которого развернулся любовный треугольник, состоящий из шерифа Джеймса Эверилла, работницы местного борделя Эллы и наемника со стороны землевладельцев, Натана Чемпиона. Несмотря на эпический размах, впечатляющую массовку и большое количество именитых актеров, фильм с колоссальным для начала 80-х бюджетом в 44 миллиона долларов (первый «Индиана Джонс» и «Империя наносит ответный удар» обошлись в 18!) мощно провалился в прокате, собрав чуть больше трех миллионов и вызвав резкое отторжение критиков. В результате «Врата рая» удостоились 5 номинаций на «Золотую малину», среди которых одна антипремия досталась некогда уважаемому режиссеру Майклу Чимино («Охотник на оленей»), чьи последующие картины также потонули в прокате.
Несмотря на то, что в 2012—13 гг. фильм был показан в 216-минутной режиссерской версии и «реабилитирован» многими критиками, признавшими во «Вратах рая» чуть ли не бесспорный шедевр, который просто опередил свое время, а купированная в 1980 году версия (изначально Чимино снял аж пятичасовую ленту) не смогла отобразить полностью всех его достоинств, вопросов к постановщику остается много. Одна из основных проблем картины — огромная затянутость большинства эпизодов, из-за чего возникало чувство, будто Чимино не успокоится, пока не покажет каждую демонстрируемую на экране сцену максимально долго, несмотря на явную сомнительность многих (например, начало, где 40-летние Херт и Кристофферсон изображают выпускников университета, и слабоватый финал). Возможно, таким способом он пытался окунуть зрителя в среду и заставить прочувствовать быт, но подобные приемы, как правило, чаще вызывают скуку и грозят провисанием картины. Ритм фильма действительно хромает — длиннющий хронометраж слишком утяжеляет повествование, постановщик не всегда удачно связывает между собой большинство фрагментов и не слишком хорошо организует взаимодействие на экране многочисленных персонажей. Из-за этого кино чаще выглядит не столько изучением трудностей миграционного вопроса, сколько затянутым кровавым вестерном, разбавленным мелодрамой о том, как два суровых мужика не могут поделить проститутку. Но, в любом случае, номинаций на «Малину», фильм, конечно, не заслужил, поскольку снят и сыгран он вполне качественно и добротно, и если бы Чимино не так растекался мыслью по древу и не заполнял кадр «многозначительной пустотой», фильм бы только выиграл от режиссерской и сценарной лаконичности.
7 из 10
10 июня 2017
«Врата рая» — американский, приключенческий, исторический вестерн 1980 года. Бюджет у этой картины для того времени просто огромный — 44 000 000 миллиона долларов. Кино уносит нас во времена войны округа Джонсон в 1890 год. Мы видим жестокие сражения, бойни, кровь и несправедливость, на фоне которого стоит любовное трио…
Качество фильма конечно при просмотре чувствуется. Фильм снят действительно достойно, и съемки были шикарные. Такое ощущение, как будто и правда побывали в то время, посмотрев этот вестерн. Данная трагическая история очень драматична, и уже при просмотре чувствуешь, что конец будет ужасным. Американские актеры Крис Кристофферсон и Кристофер Уокен сыграли в этой картине просто отлично. Они оба талантливые и сильные актеры, и в этом вестерне приятно была их увидеть еще молодыми и сильными. Еще молодая Изабель Юппер играет в этом фильме одну из главных ролей и делает это как всегда талантливо. Она замечательная, французская актриса, и следить за тем, как она играет, одно сплошное удовольствие. В небольшой роли было приятно увидеть Микки Рурга. Фильм этот пропитан безысходностью и несправедливостью. Есть сцены в этой картине, которые просто обескураживают и шокируют зрителя. Сцена изнасилования была весьма эмоциональной, и Юппер сыграл как всегда достойно. Если Вы ценитель исторических фильмов, на которые денег не жалеют, то обязательно посмотрите это кино, оно несомненно имеет ценность, и я его оцениваю положительно.
8 из 10
7 августа 2014
Врата рая / Heaven`s Gate (1980)
США, конец 19 века, в стране невиданный наплыв эмигрантов из разных стран. Общество коренных американцев этим недовольно и решают физически уменьшить количество приезжих. Они составляют список людей, которых нужно отстрелять, формально обвинив в воровстве и склонности к анархии.
Сначала об истории этого легендарного фильма, потом о впечатлениях. В 1978 году Майкл Чимино ворвался в звездный режиссерский состав эпохи Нового Голливуда со своим шедевром «Охотник на оленей». Картина понравилась зрителям, собрала кассу, была отмечена кучей наград, да и критики были в восторге. После такой удачи у Чимино были развязаны руки и он мог снимать все, что угодно. Чимино решил снять суперэпичный и гигантский по масштабу вестерн и подошел к этому проекту с перфекционизмом, которому позавидовал бы Кубрик. В неделю режиссер тратил около миллиона долларов (гигантские деньги по тем временам), переснимал каждую сцену по 20—30 раз, по-жесткому гонял актеров, и посылал на йух всех продюсеров, которые пытались вмешаться в этот процесс. В принципе, ничего необычного в таком поведении не было, бюджет тогда все любили превышать (даже ботаник Спилберг на «Челюстях»), а Фридкин, Коппола, Олтман, Пекинпа, Богданович вели себя на съемочной площадке еще хуже. И Чимино бы все простили, если бы фильм стал хитом. Но он не стал. В прокат выпустили версию длинной в 3 часа 38 минут и зрителям она совершенно не понравилась. Чимино в срочном порядке забрал фильм из проката, урезал на час, и снова выпустил на экраны. Но было уже поздно, сарафанное радио сработало и зритель не пошел. К тому, же примерно в то же время на экраны вышел сиквел «Звездных войн», который и сделал кассу. «Врата рая» считаются одним из самых катастрофических провалов в истории Голливуда. Этот фильм похоронил эпоху Нового Голливуда (продюсеры моментально закрыли кучу авторских проектов и перешли на блокбастеры) и по сути уничтожил карьеру самого Чимино — он и дальше снимал кино, но это был уже совсем другой уровень, несопоставимый с «Охотником на оленей» и «Вратами рая».
Логичный вопрос — так ли плох фильм? Отвечаю — нет. Он не плох. Он просто шикарен и замечателен. Я смотрел версию на 3 часа 38 минут и едва ли не единственная претензия к фильму — хронометраж. Чимино насовал в фильм кучу абсолютно лишних сцен, которые хоть и добавляют эпичности, но в то же время сильно замедляют темп и ритм картины, отчего периодически смотреть скучновато. Однако, даже в таком виде фильм мне очень понравился. Небанальный сюжет (не видел ни одного подобного вестерна), мощнейшая постановка (там есть ряд сцен, которые можно в учебники по режиссуре помещать), шикарный визуал от Вилмоша Жигмонда (этот парень не умеет плохо снимать), ну и шикарный актерский состав. Тут и Крис Кристофферсон (ныне подзабытый), и Изабель Юппер, и Джон Херт (небольшая, но яркая роль), и Брэд Дуриф, и Джозеф Коттен. Но самый круто здесь — Кристофер Уокен, который создает просто шедевральный образ, и играет одну из лучших своих ролей.
Кроме того, картина очень зрелищна, а уж финальный экшн просто бесподобен.
Резюмирую, картина замечательная, но она не станет самым легким просмотром в вашей жизни. В сети можно найти и сокращенную версию, возможно она подинамичнее. Но мне и оригинальная версия по душе.
11 января 2014
Во всех смыслах выдающаяся лента американского режиссера Майкла Чимино, мгновенно преданная анафеме, и на долгое время сделавшая его заклятым врагом всех крупных киностудий США. В год выхода, «Врата рая» (1980) были изрядно сокращены продюсерами, став одним из самых крупных кассовых провалов. Но самое удивительное — фильм был почти повсеместно разгромлен критикой, которая еще недавно боготворила «нового американского гения». Конечно, виною такого приема стала не приписываемая картине «излишняя откровенность и жестокость», и даже не сюжетная невнятность театральной версии, но провокационное содержание ленты. Кинотворец осмелился вспомнить о том историческом факте, который в Америке предпочли не вспоминать — а именно, о резне в округе Джонсон. Режиссер показал, что геноцид славянских эмигрантов, провинившихся за различные мелкие преступления, был устроен буржуазной элитой при поддержке Правительства США.
Само собой, в глазах американского зрителя это эпическое кинополотно, охватившее временной промежуток в тридцать три года, выглядело чуждым, и совершенно несвойственным их любимому вестерну. Подобная участь постигла и несколько схожего по замыслу «Солдата в синем мундире» (1970). Но если относительно недорогой фильм Ральфа Нельсона, тоже упрекнувшего американское высокое начальство в фашизме, провалившись в прокате, просто прошел мимо кассы, то провал крайне высокобюджетного опуса Чимино, ни много ни мало, привел к краху знаменитой студии «Юнайтед Артистс», поставив жирную точку в истории Нового Голливуда (вместе с «Разыскивающим» (1980) Фридкина, «Они все смеялись» (1981) Богдановича, «Проколом» (1981) Де Пальмы и «От всего сердца» (1982) Копполы).
Однако в полной мере оценить данное произведение можно лишь сегодня, когда оно доступно в том виде, в котором и задумывал его режиссер, и когда финансовые вопросы не стоят во главе угла. Имея карт-бланш и почти полную свободу, постановщик-перфекционист добился просто ошеломительного эффекта. По внутрикадровому наполнению, настроению, атмосфере и конечно операторской работе равных этому фильму практически нет. Потрясающие выразительные панорамы, барочное свето-теневое решение, проезды и пролеты камеры создают настоящее эстетическое пиршество, целый калейдоскоп ощущений, схожий со сценой танца в Гарварде, в прологе ленты. Очень чувствуются рука режиссера — у картины много общего с замечательным «Охотником на оленей» (1978) и менее удачным «Сицилийцем» (1987).
Безусловно, одну из лучших своих ролей исполнил Крис Кристофферсон, тонко прочувствовавший характер Джеймса Эверилла — человека из высшего социального слоя, но более благородного и чистого по своим убеждениям, чем палачи, выписавшие приговор ста двадцати пяти нищим эмигрантам. Нельзя пройти мимо актерских работ прекрасной Изабель Юппер, убедительного Кристофера Уокена, и разумеется Джона Хёрта в роли пьянствующего поэта. Помимо основных героев, Майкл Чимино преуспел в раскрытии и многих второстепенных, на роли которых также приглашены именитые актеры (Микки Рурк, Джефф Бриджесс, Джозеф Коттен).
Интересно, что столкнув сильные характеры на фоне масштабной бойни, режиссер остался верным себе. Как и в «Охотнике на оленей», Чимино вновь ставит в центр её любовный треугольник. Одно лишь отличие — история Майка Вронски и его товарищей оказалась более легкой для восприятия массовым зрителем, чем в колоссе под названием «Врата рая» — самом авторском и самом амбициозном проекте постановщика. Даже сегодня американские критики, отдавая дань уважения этой явно незаурядной работе, все-таки стараются обходить стороной сей портрет американского империализма. А справедливее было бы назвать его фашизмом, как бы оскорбительно это не звучало. Чимино блестяще продемонстрировал, как один социальный класс задавил другой. И отнюдь неважно, на чьей стороне правда. Важно, у какой из сторон больше денег и власти.
И напоследок, в качестве заключения, стоит вспомнить о существующих версиях ленты. Если первая пятичасовая монтажная сборка «Врат рая» так и осталась где-то в архивах студии, то вышедшая на экраны театральная версия представляла собою лишь не ограненный алмаз. А все попытки восстановить первоначальный замысел Чимино все же были тщетны, по крайней мере, до тех пор, пока в 2013 году не был выпущен отреставрированный режиссерский вариант, продолжительностью почти в четыре часа. Только смотря его, можно по достоинству оценить эпическое звучание картины, и в очередной раз убедиться, что каждый кадр данного произведения выверен до мельчайших деталей, и обладает особым гипнотическим свойством. Это, пожалуй, и есть образец чистого киноискусства.
27 ноября 2013
Почему иммигранты из недоразвитых стран Восточной Европы приехали в богатую, теплую и сытую страну и вступили в вооруженный конфликт с теми, кто эту страну такой создал, предпринимателями и землевладельцами, режиссера Чимино совсем не интересует. Ему больше интересны многозначительные страсти с любовным треугольником, предателями детства, героизмом, неумолимым злым роком и черт знает, чем еще вперемешку. Ирреальные идеалистические персонажи будут реализовывать бурные и невнятные фантазии режиссера-простака, который за один фильм из семи считается «великим» художником. А зритель будет любоваться красивой «картинкой», и недоумевать, ища «глубокий посыл» этой «эпической саги».
11 августа 2013
1. Ни хрена себе прокатик!
Оглушительный, смертельный провал в прокате. Сравним разве что с «Once upon a time in America». Шквал критики. Отчуждение, преодолеть которое удалось только «The Deer Hunter» спустя годы (несмотря на то, что снят был раньше). И то — не благодаря, а вопреки тому, что с премьерного просмотра «Охотника» демонстративно ушла советская делегация (ну что взять с партийных придурков?). А ведь Майкл Чимино был явно неравнодушен к славянам — как к русским, так и к полякам.
Но тот, кто на полном серьезе думает, что кино — это бизнес, тот глупец в полном смысле!
«Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!» (с) В. Высоцкий.
Бизнес в кино — это побочный продукт политики. Ну, так, типа «почему бы и не заработать?».
И Америка тут в фаворитах.
Итак — отступление (сюжет рассказывать не станем, смотрите — и обрящете).
2. Война округа Джонсон.
Война округа Джонсон — известный факт в истории США. В 1890 году нравы во многих штатах Америки были не так мягки, как может казаться после просмотров костюмированных хождений и прищуров от Клинта Иствуда. Реальная история куда как отвратительней.
И вот именно такую историю становления той самой «демократии» американские власти и не любят.
Оно и понятно: правда глаза колет.
3. «Мы в восхищении!» (с) кот Бегемот
Прямолинейность, с которой зрителю в картине показано составление элитой Вайоминга 1890 г. списков на убийство (вкупе с вызовом для этого наемников-убийц под видом правительственных войск) вызывает уважение бесспорно.
И голосование в стиле нынешних людоедов — не устареет никогда. Поскольку людоедство — оно, может быть, в крови всех поборников демократии?
Тем ближе нам картина. Тем четче перекликается произошедшее тогда в штате Вайоминг с тем, что происходит повседневно здесь и сейчас. В России.
4. Автора на сцену!
И скажем в конце концов правду (ясное дело — субъективную). Крис Кристоферсон — блестящ! Как и в большинстве картин, в которых снимался. Даже в бредовой фантастике «а-ля конец 80-х»
Роль шерифа — кстати: из богатой семьи, но вставшего на сторону поляков — сложна.
Раскрыться полностью может только после просмотра полной режиссерской версии (пока в Рунете недоступной). Но и отрывки вполне себе передают гамму его чувств.
Джон Хёрт (первый пострадавший от Чужого в «Alien») — сыграл великолепно. Такой, типа Есенин в Вайоминге.
10 из 10
3 июня 2011
Лента Майкла Чимино «Врата рая» задумывалась как суперпостановка, эпическое полотно о жизни американского Запада конца ХІХ в. А в итоге-один из самых громких провалов в истории Голливуда (достаточно лишь сравнить бюджет фильма и сумму кассовых сборов).
Возможно, на картину возлагались слишком большие надежды — ведь предыдущая лента Чимино «Охотник на оленей» получила 5 «Оскаров» (в т. ч. награды за лучшие фильм и режиссуру), превратив ее малоизвестного тогда постановщика в одного из самых перспективных американских режиссеров. Увы, но «Вратам рая» не удалось повторить успех «Охотника». А поскольку все последующие амбициозные проекты Чимино («Год дракона», «Сицилиец», «Часы отчаяния») потерпели фиаско, как в творческом, так и в коммерческом плане, за ним прочно закрепилась репутация режиссера-неудачника.
На первый взгляд, в фильме «Врата рая» есть все составляющие хорошего эпического кино: постановочный размах, великолепный актерский состав, включая будущих звезд Микки Рурка и Уиллема Дефо, прекрасная операторская работа, хорошая музыка… Так в чем же причина провала? Что помешало «Вратам рая», подобно «Охотнику на оленей», стать еще одной запоминающейся сагой о человеческих судьбах? Однозначно ответить сложно. Может быть, виноват не слишком удачный сценарий. «Хромает», на мой взгляд, и монтаж: иногда создается впечатление, что какие-то события остались за кадром, словно «выпали», поэтому приходится додумывать их самому. Меня, например, оставила в недоумении сцена столкновения переселенцев с наемниками: последние чуть ли не в упор расстреливают несущихся на них фермеров, повозки переворачиваются, застревают в реке, падают раненые и убитые… В итоге же бандиты почему-то оказываются в окружении.
Кстати, я смотрел киноверсию продолжительностью 149 минут, а оказалось, что существует еще и расширенная, 219-минутная видеоверсия. Возможно, это полный, режиссерский вариант.
В целом же «Врата рая» — далеко не самый худший фильм в истории кино, даже поинтереснее и посильнее иных оскаровских лауреатов.
6,5 из 10
7 марта 2011