Тегеран-43
7.5
6.7
1980, боевик, триллер, мелодрама
СССР, Швейцария, Франция, 2 ч 30 мин
В ролях: Наталья Белохвостикова, Игорь Костолевский, Армен Джигарханян, Ален Делон, Курд Юргенс
и другие
Во время тегеранской конференции готовится убийство руководителей держав-противников Германии во Второй Мировой войне - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Но основное действие фильма происходит в наши дни. Бывшие непосредственные участники событий - и даже их дети - как бы заново переживают минувшее, но не для всех эти воспоминания заканчиваются благополучно.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тегеран-43

год: 1980
страны:
СССР, Швейцария, Франция
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Валентин Железняков
композиторы: ,
художники: Евгений Черняев, Владимир Кирс, Лидия Нови, Евгений Чернов
монтаж: , , ,
жанры: боевик, триллер, мелодрама, драма, криминал, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 июля 1981 г.
на DVD: 23 ноября 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, триллер, мелодрама, драма, криминал, военный

Постеры фильма «Тегеран-43», 1980

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тегеран-43», 1980

Главная ошибка многих - это пытаться оценивать «Тегеран-43» как политический детектив или шпионский боевик. Ну какая здесь детективная загадка? Мы с самого начала знаем, кто готовит покушение на большую тройку - и даже Андре с товарищем это тоже в общих чертах знают. Мы даже в курсе, и это ни для кого не будет спойлером, что покушение не удастся - ну и так где же здесь детектив? Логично, что ожидавшие интриги недовольны. Это не шпионский боевик, не бондиана - слишком мало пиф-паф-ой-ой-ой, слишком мало шпионских красивостей. Андре не катается на дорогих машинах в компании обольстительных дам. Логично, что ожидавшие драк и шпионажа тоже не получили чего хотели. Так что же это?

Это драма, это трагедия о любви и смерти. Это пронзительная история о том, как история катком проходит по судьбам людей - сталкивает их друг с другом, дарит и отнимает счастье. Это история маленького человека Мари Луни, чья судьба вкраплена в большое историческое событие. Она песчинка на фоне большой исторической драмы. От спасения лидеров большой тройки зависит успех Тегеранской конференции, зависит открытие второго фронта и жизни тысяч людей - поэтому логично и необходимо класть жизни разведчиков на предотвращение этого покушения. Но каждый из них был единственным для себя и своих близких, каждый из тех, кого мы в фильме не узнали даже по имени, каждый - как и Мари. Поэтому так пронзительна хороша песня Азнавура о любви на фоне военной хроники, ведь в фильм в целом про разрушенную войной любовь.

А еще фильм про время. Во-первых, про конкретное историческое время - Вторую Мировую и семидесятые. Зря иронизирует некоторые зрители над захватом самолета. Может, и не каждый день самолеты захватывали (можно подумать, покушения на большую тройку готовят каждый день), но семидесятые - это время активного политического терроризма как ни крути. Тоже каток по судьбам - у каждого времени он свой.

Во-вторых, про личное человеческое время. Самолеты побеждают расстояния и возвращают героев к прошлому, становясь личной машиной времени. Молодая Мари воскресает в лице своей столь не похожей на нее дочери - наверно, это самый необычный образ Белохвостиковой, самый экстравертный и авантюрный, совсем для нее не характерный - и очень удачный. Прошлое оживает на старых пленках и в строках изданных воспоминаний. Эта пленка и свидетельство старых преступлений, и мотив преступлений новых, и занятный экспонат в коллекции престарелых ностальгирующих фриков - и она же для Андрэ запечатленная память о его любви. Свидетельство преступлений и экспонат можно уничтожить, а память о молодости и любви останется. Не все, наверно, примут эту идею. Некоторые могут принять ее за унылое смирение перед неизбежным. Я не знаю, от чего это зависит - от склада характера, от жизненных обстоятельств или еще от чего, но есть категория людей, для которых их прошлое всегда живо и вызывает не боль, а светлую печаль. И именно эти люди любят этот фильм. Не за шпионскую интригу, а за волшебные самолеты в ночном небе и встречу Андрэ с адвокатом Легрэном.

3 февраля 2023

Главная музыкальная тема — прекрасна, но не спасает

К сожалению, мой отзыв не положительный. Не могу сказать, что фильм совершенно не понравился. Есть какие-то сцены, моменты, которые можно с интересом посмотреть. Немного. Причем, сразу оговорюсь, я не любитель попкорна и т. п., поскольку некоторые люди в своих отзывах сразу всех, кому фильм показался скучным, так определяют: любители комиксов и попкорна. Этот фильм весь искусственный. Особенно сцены с угоном самолета. Так прямо сразу и постоянно у «НИХ» это и происходит — угоняють и угоняють.

Так все запросто, как эпизод из обычной жизни. Н. Белохвостикова особенно в роли молодой парижанки, не интересна. Выдуманная. Куклообразная. Выдуманно-напористая. Наверное так Алов и Наумов представляют молодых парижанок. Мне очень не понравилось, что в фильме множество сцен в полутьме или вообще почти без света. Как это смотреть? Добавляет скуки. Фильм не спасает и красивая мелодия, потому что не вызывает ответных чувств и правдивого ощущения того мира, о котором пытались нам поведать, сердце не отзывается.

1 августа 2021

Судьба всех рассудит…

Возможность вначале избежать наказания за преступные действия не означает, что в итоге это останется бесследным. Данная мысль в фильме отражена путём разделения основного сюжета на два временных отрезка: в одном из них, который происходил в годы Второй мировой войны, наемному убийце Ришару, совершившему, как всем известно, неудавшееся покушение на жизнь важнейших политиков антигитлеровского сопротивления, удаётся скрыться, несмотря на то, что все его планы до мельчайших подробностей были раскрыты. Во втором же временном отрезке видно, что спустя много лет данный персонаж далеко не счастлив, его постоянно преследуют не только враги, но и собственное полное отчаяние и вечное одиночество.

В противовес этому в фильме показана история двух положительных героев.

Таким героем является прежде всего Андрэ, перед которым стоит задача раскрытия преступления.

Положительным героем можно назвать и Мари, хотя с ней не все так просто. Она, хотя и оказалась втянута в хорошо спланированную преступную операцию не по своей воле, обнаружив неладное, поддалась страху и стала по сути необходимым соучастником. Но в любом случае, оба данных персонажа не руководствуются злыми намерениями, в их сердцах живёт человеческая любовь.

В итоге однако каждый из них получает «по заслугам». В этом, конечно, и трагичность основной идеи фильма. Всегда важно поступать по совести. Если ты действуешь иначе, для судьбы безразлично, чем ты руководствуешься: злыми намерениями или страхом. С данной мыслью можно и не соглашаться, однако именно она, как мне кажется, является главной в фильме. Может показаться, что идея эта раскрыта не вполне до конца, учитывая судьбу организатора преступления. Однако, если задуматься, в идеологическом плане и он проигрывает, а его конечная судьба не известна.

10 из 10

22 января 2021

N1

Для меня этот фильм — N1 в списке любимых фильмов. С удивлением прочитал негативные рецензии… Если этот фильм скучен, то какие тогда интересны? «Жмурки», «Черепашки-ниндзя» и «Терминатор»? Ладно, о вкусах не спорят. Особенно те, у кого есть вкус.

Плюсов много.

1. Сюжет. Все уже знают, что в 1943-м году во время встречи в Тегеране большой тройки, Гитлер мечтал обезглавить союзников одним ударом, так сказать. Никто толком сейчас не знает, сколько вариантов покушений было разработано, но в фильме показан один из таковых. В центре событий — советский разведчик Андрэ, пытающийся предотвратить покушение на большую тройку и случайно угодившая в этот водоворот переводчица Мари Луни.

2. Блистательная игра актеров. Современным стоило бы поучиться. Хороши все, даже те, кто в кадре появляется раз или два. Костолевский бесподобен. Белохвостикова очаровательна. Джигарханян обаятелен, несмотря не то, что он — враг. Филозов… Нет слов. Сыграл на 5+. Актеры сыграли людей того времени, что современным просто не под силу, не учат их, видимо. Девочка, из последних кадров фильма — даже она свою минутную роль исполнила прекрасно.

3. Диалоги. Весь фильм можно разобрать на цитаты. «Остается память. Обыкновенная человеческая память. Она надежнее всего»…

4. Любовь. Не склонен к сантиментам, но в этом фильме любовь показана потрясающе. Герои сохранили ее даже спустя долгие годы.

5. Никакой фантастики в духе Голливуда. Если стреляют с двух метров, то (вы не поверите!!!) попадают! Нет никаких Рэмбо, способных в одиночку перебить сто врагов.

6. Отсутствие пафоса.

7. Музыка. Ее тут назвали пошловатой… Ну да, не «Руки вверх», не Стас Михайлов и даже не «Рамштайн». Песня Азнавура потрясающа.

8. Финал. Без розовых соплей. Без заламывания рук и истерик. Но удивительно печально.

Этот фильм — классика советского кино. При всей моей придирчивости, не могу отыскать в нем ни единого недостатка. Но это кино не для любителей поп-корна точно.

11 июня 2013

Жить, чтобы любить…

Исторические свидетельства о несостоявшейся попытке фашистов уничтожить лидеров «Большой тройки» и сорвать Тегеранскую конференцию 1943 года вдохновили творческий дуэт Александра Алова и Владимира Наумова снять политический детектив, как предположение одного из вариантов осуществления немецкого теракта, который успела обезвредить советская разведка. Таким образом, на отечественный экран вышла широкоформатная картина под названием «Тегеран 43», которая стала лидером кинопроката 1981 года и вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. Ее ключевой идеей, по отзыву самого Владимира Наумова, стало размышление на тему терроризма, его сущности, как тяжелого социального явления, которое наносит непоправимый ущерб для общества и, по мере своего развития, становиться потенциально опасным для человечества. Эта тема остроактуальна и на сегодняшний день, так как терроризм продолжает набирать обороты в мировых масштабах. И, на мой взгляд, фильм стал обращением ко всему мировому обществу, которое звучит одновременно как протест против глобального насилия и всеобщий призыв: «Люди! Опомнитесь! Давайте остановим это зло, пока оно не истребило все живое!!!.. Иначе наступит момент, когда изменить что-либо будет уже поздно!…»

Фильм построен на переплетении двух сюжетных линий: политической и любовной, что обусловило сочетание нескольких жанров: лирической драмы, триллера и политического детектива в сочетании с документально — исторической кинохроникой. Остроту и напряженность создают события, которые одновременно разворачиваются в двух отрезках времени: Тегеране 43-го, как ретроспективе исторического прошлого и прошлого героев фильма, и трагических событиях, происходящих тридцать лет спустя в Париже, как последствиях неудавшегося политического теракта. Интригующая завязка начинается с попытки старого нацистского киллера Макса Ришара за выгодную сумму обнародовать документальную хронику о провалившемся покушении агентов третьего рейха на лидеров тегеранской конференции, что в последствии приводит к гибели многих свидетелей, корыте могли иметь хоть какое-то отношение к данной операции. Такое стремительное начало сразу и всецело поглощает внимание зрителя, продолжая держать его в напряжении. И конечно же, для столь захватывающего сюжета необходима и захватывающая игра, с чем незаурядно справились известные актеры: Армен Джигарханян в роли Макса Ришара, Альберт Филозов в роли Шернера, Курд Юргенс в роли адвоката Легрена и другие. Небольшой, но интересной получилась одна из главных ролей французского любимца Алена Делона, который сыграл инспектора Фоша. По воспоминаниям режиссера Наумова, эта роль состояла всего из нескольких реплик, но увидев такой маленький объем текста Делон потребовал для себя значительную роль: «В противном случае я отказываюсь играть» — заявил он. Так появился на свет еще один характерный персонаж — типичный француз, немного «пижон» и романтик, но мужественный герой защитник — инспектор Фош. А звездный дуэт Игоря Косталевского и Наталии Белохвостиковой, по истине, одухотворил картину. Любовь советского разведчика Андрея Бородина и русской француженки Мари, в их исполнении, стала маленьким шедевром для всех поколений. Потому что это именно та «любовь ценою в жизнь», которую главные герои смогли сберечь и пронести сквозь долгие годы разлуки и невзгод, то благословенное чувство, которое рождается в высших сферах человеческого сознания и сердца, и усиливаясь с годами творит чудеса, проникая сквозь века и пространства. И ее не способны остановить ни война, ни политика, ни мировой террор… Она сама сметет в прах все преграды стоящие на пути, чтобы вновь, пусть и на миг, соединить их любящие сердца. Ведь они «живут чтобы любить до слепоты и до последних дней…» И это «вечная любовь» звучит в их сердцах еще одним шедевром — одноименной песней на слова Шарля Азнавура и музыку Жоржа Гарваренца. Эта магическое чудо — оружие стало классическим бестселлером, пленив сердца зрителей и меломанов всего мира.

6 июня 2013

Вечная любовь и вечная война

Все без исключения, кого знаю в жизни и в Сети, называют этот фильм великим. Робко встаю поперёк: согласна с этим не очень. Робко — потому что при всём своём творческом гигантизме Алов и Наумов не могли создать по сути своей «средненькую» картину. Стало быть, «средненькой» она может быть только для кого-то отдельно, в чьих-то сугубо личных головах и душах. К таким сугубо личным отношусь и я. И, к моему приятному удивлению, я здесь не одинока — даже и отрицательные отзывы встречаются.

Оставим в стороне режиссёрские, операторские и актёрские находки. Они вне критики, ибо период творческого созревания и совершенствования эти мастера уже давно прошли и не могут работать «плохо». Скажем так: фильм абсолютно на любителя. А точнее говоря — на строгого ценителя. Полно знаю народу, кому интересна исключительно историческая тематика в кинематографе, будь то эпоха Возрождения, будь то Первая, Вторая или нынешняя, глубоко завуалированная, третья (пока что с маленькой буквы) мировая война с Америкой. Это ФАНАТИКИ в буквальном смысле слова. Они просто носятся сломя голову в поисках подобных фильмовх, и разговор на эти темы у них фактически не прекращается.

Каюсь, может, я не слишком глубока в своих взглядах, но исторические фильмы (как и романы) мне НЕ БЛИЗКИ. Они просто на меня навевают откровенную грусть и скуку. Копанию в чужом многовековом белье предпочту музкальные фильмы, до предела напичканные ариями, комедии, а то и вообще детское творчество (фильмы для детей и мультфильмы). Но если бы мой муж был именно таким историкофилом в кино — возражать бы не стала, чтоб его не злить. Пусть он смотрит, а я покуда на кухне потолкаюсь. Каждому своё, знаете ли.

Но, поскольку голова какая-никакая на плечах у меня всё ж имеется, то и здесь скажу своё отношение — как Я понимаю.

Как и большинству здесь отписавшихся, больше всего понравился Джигарханян. И потому что отрицательностью и натуральностью своей образ завораживает («Представляете: я бы мог их всех убить!»), да и просто нравится мне Армен Борисович как актёр, и не только в этой роли. Гораздо круче есть работы у него, и всюду он привносит свой неповторимый колорит этого армянского крепкого мужика. Такого же, как и мой родственник, композитор этого фильма — ЖОРЖ ГАРВАРЕНЦ (нарочно выделю, а то обидно, что тут, как погляжу, сугубо-единственно Азнавуру музыку приписывают, фамилии Гарваренц ни разу тут не встретила).

И вот тут-то я, до сих пор мямлившая нейтральным тоном, перещёлкну курсор мышки на «положительно». Можете винить меня в кумовстве и протекционизме, мол, за родственничка голосую. Но ведь давайте посмотрим правде в глаза: честно, по-настоящему, ЧТО всё-таки вытягивает этот фильм и позволяет ему так надолго зацепиться в наших душах? Исторический сюжет, что ли? Да ни в жизнь не поверю. Главный козырь фильма «Тегеран-43» — это ПЕСНЯ ЖОРЖА ГАРВАРЕНЦА «ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ». Единственная вещь, написанная им в России, на земле, где тоже есть его корни и далёкая родня (это я), и, может, поэтому это единственная вещь, прославившая его НА ВЕКА, чего не смог сделать даже саундтрек из «Грома небесного». «Тегеран», извините, при всей своей мощности, когда-нибудь да позабудется. А песня останется. И будут петь её ещё долго, долго, разные исполнители и разных жанров. (Кстати, источником вдохновения Гарваренцу послужил образ Натальи Белохвостиковой — сидел он за роялем и отгонял ревниво наблюдающего за происходящим Наумова: «Отойди, не мешай, она меня вдохновляет, я для неё музыку пишу!»)…

И особенно потрясает, как верно тут подметили, исполнение этого Шедевра на фоне кадров военной кинохроники. Почему-то не на гламурной современной эстраде, а именно тут она звучит лучше всего. Может, оттого, что жизнь наша — вечная любовь. И вечная война.

16 апреля 2013

Остается память…

Остается память, а в ней шпионская операция, которой нет ни в каких хрониках, кинолентах, о которой знают не так много людей. Ведь Макс, исполнитель покушения на Большую Тройку, единственная надежда на удачу рейха. Операция просчитана до мелочей, но на пути встают русские разведчики. Конечно, сам по себе сюжет уже динамичный и интересный, параллельно перед нашими глазами живут два мира: мир прошлого, воспоминаний, и «настоящий» мир, в котором теперь, тридцать лет спустя, и живут герои. В котором они снова находят друг друга. И снова теряют.

Француженка русского происхождения, переводчица Мари, оказывается вовлеченной в этот калейдоскоп событий совершенно случайно, но неотвратимо, увы. Она находит человека, в которого влюбляется всем сердцем, но им не суждено быть вместе, и время и обстоятельства разлучают их. Но это та самая любовь длиною в жизнь из песни Шарля Азнавура, поэтому они однажды обязательно встретятся, пусть через 30 лет, и пусть эта встреча будет длиться совсем недолго, но она пополнит их копилку воспоминаний. Ведь их так немного, но они стоят того, чтобы верить и ждать всю жизнь.

Актеры, конечно, прекрасно справились. Особенно понравилась Наталья Белохвостикова. Играть две роли, создать двух разных, но таких похожих людей, не каждому удается, а ей удалось блистательно.

За романтику и потрясающую достоверность

10 из 10

7 мая 2012

Стоит просмотра

Наверно, я не напишу ничего нового, просто хотелось бы дать оценку картине с позиции человека, который не то, что войну не видел, но и родился задолго после выхода фильма. Сюжет фильма довольно интересный, все персонажи заслуживают внимания. Конечно, как писали до меня, с гримом они напортачили, хотя когда я смотрела, в глаза как-то не бросилось. Всё выглядело очень приятно. Радует, что в отличие от всех фильмов того времени, туда не напичкали под завязку советской пропаганды. Всё просто — в далёком 43 году, фашисты захотели сорвать встречу трёх президентов, и им смогли помешать. И после начинают всплывать подробности тех событий. Из героев мне очень понравилась Белохвостикова, ну или её персонаж, как мать, так и дочь, хорошо сыграны, а главное разно. Оставляет образ отличных друг от друга людей, пусть и схожих внешне. Костолевский? Тут меня двоякое отношение, если честно я советских шпионов себе по-другому представляла. Ален Делон, хорош, как и почти всегда. Удивительно, что всего за два дня участия в съёмках, он смог создать впечатление постоянного присутствия на поле действия. И вообще, хорошо изобразил, пусть и привычный для себя образ. Джигарханян тоже здорово сыграл, скользкий такой типчик, моё впечатление по крайней мере.

После просмотра этого фильма, я как-то иначе стала смотреть на работы наших режиссёров, достойная вещь на мой взгляд.

9 из 10

24 января 2011

Лучшая оценка — «неплохо».

Хорошо, что у этого фильма противоречивые оценки. Он заслуживает как раз такие оценки. В детстве это был мой любимый фильм, потому что в восемь лет я ничего подобного больше не видел. Меня впечатлили три вещи: 1. то, что в одном фильме играют советские и иностранные актеры, 2. красивая музыка и 3. много пальбы. По тем временам, да еще и в сознании приученного к аскетизму советского зрителя фильм воспринимался однозначным боевиком. Причем, пальба смонтирована грамотно: она есть в самом начале, потом в конце первой серии, а во второй серии ее становится намного больше. По современным меркам это, конечно, ерунда и вообще не боевик, но тогда воспринималось на ура.

Потом, пересмотрев этот фильм во взрослом возрасте, я понял, что это, конечно, фильм далеко не самый удачный в советском кино и не самый удачный у его авторов. Недостатков у него очень много, и самый главный из них тот, что снята картина была совершенно очевидно для кассы. Поэтому у нее отсутствует искренность и присутствует мелодраматизм и даже с этаким закосом под французский криминальный шарм, который в сочетании с фирменной советской задумчивостью на пустом месте вырождается в скуку. В фильме есть некоторая эффектность, но, мне кажется, чиновники, отвечающие за кинопродукцию, маленько сдерживали режиссеров, не давая им сделать кино более безбашенным и зрелищным. Таковы уж советские традиции. Может быть, все было и не так. Но если бы сделать это кино покруче, оно стало бы лучше. Конечно, если его сделать более стильным и тонким, оно было бы еще лучше, но требовать такое, наверное, уже нахальство.

В общем, какое-то не прочувствованное кино, отдающее иногда небрежностью и безразличием, есть эффектные и хорошо поставленные сцены, но они единичны. Но песня Азнавура очень симпатичная, и в том, как она наложена на хронику Второй мировой, что-то есть.

24 августа 2010

Если очень строго, то фигня

К концу 70-х годов многие советские маститые кинорежиссеры не устояли перед типичными коммерческими мелодраматическими и остросюжетными приемами эпических голливудских саг, фильмов-катастроф — тогдашними блокбастерами, вроде «Крестного отца», «Аэропорта» и др. Иными словами, понахватались голливудщины, и хотели что-нибудь такое «отсебячить», перенеся международный сюжет на почву соцреализма. Яркие примеры этой тенденции — фильм «Экипаж», «Москва слезам не верит» и др. Наумов и Алов тоже не устояли и выдали на гора политический триллер с претенциозной темой покушения на трех «великих вождей и учителей» человечества, разбавив его «вечной темой». Не получилось.

Настоящий политический детектив — это чай без сахара, виски без содовой, джин без тоника, словом, его не надо разбавлять слезливой мелодрамой, иначе получится низкосортный боевичок из серии бондиады. Как говорит наш бывший и будущий президент Путин «котлеты — отдельно, мухи — отдельно».

Фильм начинается бодренько, но затем быстро скатывается в типичную мелодраму, где безвинными жертвами Гименея становятся Луни и Бородин. Они успевают втюриться в друг друга, лазая по помойкам Тегерана, отстреливаясь от агентов гитлеризма. Причем от обоих персонажей отдает лубком: мадам Луни страдает аристократическим инфантилизмом, хрупкостью, а советский разведчик Бородин — пример чекистской бодрости, благородства и обаятельности. Ну то есть, очередная кинокопия Штирлица. Музыкальным фоном к этой мелодраме служит крайне сентиментальный до пошлости трек «Вечная любовь», хотя он как-то странно контрастирует с заявленной в названии темой покушения на трех вождей.

Одна из коммерческих уловок — это временной прыжок. Зрителя заставляют сопереживать главным героям, которых захлестнул ветер перемен и одновременно дразнят молодой героиней Белохвостиковой. «Кто же это?», — вопрошает наивный заинтригованный зритель. Не успев получить ответа, зритель смотрит совершенно надуманную пошлую сцену угона самолета, будто это у них случается каждый день.

Из актерской игры более всех понравился типажный Джигарханян и, как ни странно, Делон в привычной для себя амплуа полицейского/бандита.

Одна из слабых сторон фильма — это грим. Герой Костолевского, что в молодости, что в старости выглядит почти одинаково; этого не может скрыть дилетантская седая шевелюра и нелепые усы (как будто все старики носят усы). В принципе, это же касается героев Филозова и Джигарханяна.

19 августа 2010

Только что посмотрела этот фильм, пишу отзыв под впечатлением увиденного. Я впечатлена? восхищена? потрясена? Нет, это не те слова, которые мне сейчас нужны. Я тронута до глубины души! Каждым кадром, каждым взглядом, каждым жестом. Не знаю, где снимали каждую сцену, да мне и неинтересно, это не главное!

Картина получилась очень красивой: настоящий живой Восток, его дух; Запад, его романтизм; Америка с ее небоскребами. Какой подбор актеров! Это потрясающе. Я искренне смеялась и искренне плакала. Какой гениальный ход — монтаж кадров военной кинохроники с песней «Вечная любовь». Этот момент, пожалуй, один из самых сильных в фильме. Этот фильм не коммерческий ход, он сделан не для того, чтобы заработать, это картина о жизни, о любви, о справедливости.

В фильме освещаются попытки покушений на «большую тройку», мне понравилось здесь то, что Тегеран-43 — не боевик, где герой может рассчитывать только на свою силу, мозгов-то мало, здесь присутствует некая интрига, тонкий интеллектуальный расчет. В картине злодей умен, но и герой тоже умен. Они пытаются разгадать следующий шаг, понять планы друг друга.

Все актеры без исключения на высоте, как русские, так и иностранцы. Здесь каждый на своем месте.

Это искренняя картина. Улыбка девочки — сама невинность и улыбка старика, у которого остались одни воспоминания. Не могу понять, как кому-то могла не понравиться эта картина!

10 из 10

19 октября 2009

Всё-таки странно получается: кому-то из кинематографистов судьба упорно не желает улыбаться, а кто-то, наоборот, получает от неё чересчур щедрые дары.

Режиссёры Алов и Наумов относятся к последним.

Все их фильмы (включая «Бег») чрезвычайно интересны как проекты, но как фильмы выполнены донельзя плохо.

А «Тегеран-43» уже и на уровне проекта — вещь глубоко сомнительная.

То, что фильмы о том, как в наши (тогдашние наши) дни преследуют военных преступников, были общим местом советского кинематографа, ясно всем (вспомнить хотя бы «Государственного преступника» 1964 года с Демьяненко в главной роли).

Есть, правда, интересная подоплёка — покушение на Сталина, Черчилля и Рузвельта во время Тегеранской конференции. При этом подоплёка имеет реальную основу.

Но вот именно реальность Алову с Наумовым абсолютно до лампочки. Иначе почему они сняли тегеранские сцены в павильоне? Интересно бы было посмотреть на реальный Иран? То-то же. А вот Алову с Наумовым — неинтересно. Зато им до ужаса хочется снять сцены в США и во Франции, и они это делают без зазрения совести. Конечно, снимать за рубежом, тем более, за таким рубежом — это большой понт для советского режиссёра. Но в данном случае это понт ради понта, который очень быстро обесценивается временем.

В остальном фильм безнадёжно плох и, что самое страшное, скучен. Действие сомнамбулично, персонажи бесцветны, актёрская игра оставляет желать лучшего. Есть тут ещё и метафизика — сцена погрома в лавке с идолами. Но до высот Тарковского режиссёрскому тандему далеко. Как бы они не старались — выходит только ложная многозначительность — в худших традициях советского кино. Сценарий убивает последний интерес — реальную историю, положенную в основу фильма. В действительности всё было в разы интереснее. Немного спасает положение мелодия Азнавура, но вытянуть собой абсолютно провальный фильм она не может.

Вот только почему-то всех этих очевидных вещей принято не замечать, и «Тегеран-43» часто гоняют по ТВ, в то время как куда более приличные фильмы того времени до зрителя не доходят.

10 октября 2009

«Тегеран-43» занимает совершенно особое место в истории советского кинематографа хотя-бы потому что жанр кинокартины довольно труден для постановки — это политико-шпионский триллер. Причём структура сюжета настолько сложна, логически проработана и реалистична, что посмотрев фильм от начала и до конца невозможно не поверить в историческую истинность увиденного.

В 1943 году в Тегеране состоялась встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции. Спецслужбы Третьего Рейха строили планы по уничтожению Сталина, Черчилля и Рузвельта, но этим планам не суждено было сбыться, во многом благодаря действиям советских разведчиков-нелегалов. Это исторический факт служащий основой для сценария «Тегерана-43».

Действие фильма происходит как в столице Персии в 1943, так и в западных странах в конце 70-х. Оперативный руководитель покушения по имени Макс (Джигарханян) обладает документами, раскрывающими всю правду о неудачном замысле гитлеровцев. Он хочет обнародовать имеющиеся у него материалы и хорошо заработать, но встречает противодействие со стороны своего бывшего начальника, нацистского преступника и руководителя террористической организации (Филозов).

В разворачивающуюся по всему миру смертельную игру оказываются втянуты непосредственные участники событий в Тегеране: советский разведчик Андрэ (Костолевский) и переводчица Мари (Белохвостикова).

Конечно этот фильм нельзя назвать абсолютной исторической реконструкцией произошедших событий, но это и не голливудская красивая картинка с хэппи эндом. Здесь этого нет. Это долгая, протяжённая во времени драма повествующая о любви двух людей, любви безжалостно растоптанной временем, холодной войной и ещё множеством причин, но остаются воспоминания о событиях навсегда изменивших внутренний мир переживших это людей. И пока живы люди, живёт их незабываемое прошлое, хорошее и плохое, зло и добро которое им довелось увидеть.

И несмотря на то что зло неистребимо, но остаётся надежда. Надежда на триумф добра и света. Надежда, которой пропитан финал замечательного фильма «Тегеран-43».

P.S. Главная музыкальная тема фильма — это песня знаменитого французского певца Шарля Азнавура. Более того, в «Тегеране-43» снимался Ален Делон и другие иностранные актёры. Да, когда-то наше кино уважали и знали во всём мире, сниматься в нём соглашались многие иностранные звёзды. Вернутся ли когда-нибудь эти золотые дни?

10 из 10

23 августа 2009

Боевик Тегеран-43 появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссерами являются Александр Алов, Владимир Наумов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Наталья Белохвостикова, Игорь Костолевский, Армен Джигарханян, Ален Делон, Курд Юргенс, Альберт Филозов, Жорж Жере, Всеволод Санаев, Нартай Бегалин, Джесс Хан, Елена Добронравова, Наталья Наумова, Баадур Цуладзе, Александр Январев, Чеслав Сушкевич.

Производство стран СССР, Швейцария и Франция. Тегеран-43 — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.