Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 4.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Петля Ориона |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василий Левин |
сценаристы: | Валентин Селиванов, Алексей Леонов |
видеооператоры: | Вадим Авлошенко, Эдуард Губский, Юрий Лемешев |
композитор: | Александр Зацепин |
художники: | Лариса Токарева, Александр Токарев |
монтаж: | Виктория Монятовская |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 октября 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Научная фантастика о загадочном космическом явлении - какое многообещающее начало и какое разочарование уже в середине просмотра.
Я понимаю, конечно, что в СССР не было таких бюджетов и технологий, как у Кэмерона при создании 'Бездны', что сложно тягаться с 'Близкими контактами' Спилберга, но.. Как же позорно выглядит фильм 1980(!) года! Сравните 'Петлю' с 'Солярисом', вышедшим за 8 лет до того - и кто из них смотрится старше? Примитивные спецэффекты уровня 50-х (и то, 'Планета бурь' Клушанцева современнее смотрится) - это первое, что 'убивает' фильм.
Но ладно. Что там с сюжетом? С основой? Сценарий как раз неплох (и его соавтором числится, между прочим, сам Алексей Леонов - второй космонавт Земли!). интересная идея, интрига - у 'Петли Ориона' была хорошая возможность стать советской 'Бездной' или чем-то подобным. Если бы картину снимали обладающие талантом люди..
Постановка и игра актёров - полный провал! Вроде бы серьёзная фантастика, но зачем в ней какие-то мелодраматичные ходы словно из современных российских сериалов на 200 серий? Авторы хотели сделать своих героев живее и человечнее? Так это надо было сделать другими вещами. Смотрите, тот же Кэмерон - у него довольно простой сценарий, понятные герои и конфликты. В 'Петле' ведь тоже есть от чего оттолкнуться! Но нет, вместо этого, у нас учёный и астронавт тоскует по маме, другой персонаж активно изображает из себя какого-то романтика-переростка, словно прибыл сюда из слащавого кино про взросление и так далее. Когда же герои вспоминают, что они 'учёные' это становится ещё более смешно. Говорящие картонки. Эти персонажи не похожи на людей, не похожи на учёных. Их, якобы, эмоции и чувства - фальшивы и неубедительны. Что играли актёры, как им объяснял их задачу режиссёр? Детский утренник, ей богу! Драматизм, напряжение - забудьте. В сценарии есть моменты для саспенса, но фильм бездарно их запарывает. А актёры хорошо справились лишь с исполнением 'киберов' - роботов-двойников экипажа. Справились так хорошо, что продолжали играть киберов уже в образах людей..
Халтура, на которую не стоит тратить время.
12 июня 2024
Начинается кино с партийного собрания. Вообще-то это совещание такое, планетарного масштаба, но похоже — до чёртиков. На совещании нам доводят до сведения, что Земле угрожает уж-ж-жасная опасность. Кольцо Всевластия ищет своего хозяина. Тьфу, пропасть. Не то! Кольцо загадочного излучения, названого Петля Ориона двигается к нашей планете. Экипажи космических кораблей, попавших в радиус его действия, сходят с ума от безделья, а то и чего похуже. Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме. Страшное дело, короче. Особенно страшна визуализация, выполненная операторами Вадимом Авлошенко, Эдуардом Губским и Юрием Лемешевым.
Для спасения от Петли земляне срочно высылают супер-пупер звездолет «Фаэтон» со специально обученными космонавтами. Кроме того, организаторы отправили в космос ещё и «людей в чёрном» — киборгов в человечьем обличье. Мало того, их сделали похожими на членов команды, для того, чтобы «экипаж не отвлекался на посторонние лица».
Только, собственно, от чего экипаж не должен отвлекаться? Они нифига не делают! А если бы не приходилось всё время крутить кучу верньер и ручек, в стиле hi-tech 70-ых, им бы вообще делать было нечего. Ничего не происходит в Космосе, в каморке за плохо нарисованным очагом. Метеоритные потоки только, куда без них в космокинофантастике.
Наконец корабль достигает Петли и экипаж начинает глючить. К бортинженеру Мите является полупрозрачная инопланетная девица в ночнушке и быстренько делает тому хорошо. Хотя и не так как земные девушки. В общем, у них там состоялся контакт. Не, не так, Контакт! Инопланетянка Эйя говорит Мите под большим секретом, что Земле угрожает вовсе не Петля Ориона. А что? Ответ на этот вопрос, уважаемые знатоки, вы будете должны дать ещё после двадцати-пятнадцати минут просмотра этой тягомотины.
И вот вопрос: а «двести рублей могли бы спасти гиганта мысли»? Только ли в плохом реквизите и дешевых спецэффектах беда этого фильма?
Увы нет. Кроме малобюджетных метеоритных дождей, звездолёт «Фаэтон» на пути подстерегают и другие опасности, прежде всего — Чёрные дыры. В сценарии.
Словно в наспех сляпанном новогоднем утреннике, куда натащили персонажей из разных сказок, в фильме появляются новые и новые штампы из рубрики «Антология таинственных случаев». Инопланетные сверхцивилизации, палеоконтакт, погибшая планета Фаэтон, телепатия. Всё тщетно, не выходит каменный цветок.
Авторы фильма просто катастрофически не знают что придумать ещё, отсюда натужно нелепая финальная сцена квёлого самопожертвования Мити, когда он минут пять препирается с роботом-двойником, вместо того, чтобы встать и выйти из отсека, в иллюминатор которого попал очередной шальной метеорит. Никаких действий по борьбе за живучесть корабля он тоже не предпринимает, а он, напомним — бортинженер. Получается на супер-пупер корабле один треснувший иллюминатор никак не возможно заблокировать. Ну так они все умрут. Зачем это всё? А потому, что непонятно что делать и кто виноват. Так может хоть девочки попереживают за симпатичного космонавта. Не плачь, девчонка! Смерть здесь и та не взаправду.
«Автоматы не совершенны, там, где необходимо решать творческие задачи», заявляют устами одного из персонажей создатели фильма. У людей, к сожалению, тоже не всегда получается.
5 мая 2020
Знакомству с Петлей предшествовали просмотры оригинального Стар Трека и Времени первых. Оба фильма — шедевры (каждый для своего времени).
И вот — Петля Ориона.
Сразу про то, что понравилось, — настрой авторов снять серьезный научно-фантастический фильм, они даже сделали введение в форме выступлений реальных людей, причастных к изучению космоса. И первые кадры художественной части выдержаны в сухом хроникальном стиле, и декорации с модельками в общем-то на твердую четверку для условий того времени, но… затем фильм стал расползаться в разные стороны, как бракованный трикотаж.
Первый фатальный изъян его — авторы не определились со стилем повествования.
Вроде бы сухая хроника, а с другой стороны — много сентиментальных кадров.
С музыкой тоже не пойми что: то скучная тишина, то нечто волнующее. Но музыка не склеивает фильм и не обогащает его, а усиливает ощущение брака всего изделия.
Героям сочувствовать не хочется, потому что личных историй героев, обычно предшествующих разгону сюжета, здесь просто нет. Кроме того, сами актеры какие-то замороженные получились, и это больше всего бесит. Очень средние актеры второго плана собрались в постановке. Во всяком случае они так смотрятся.
Главный герой в фильме отсутствует. Есть подозрение, что снимали псевдодокументалку, в связи с чем линия главного героя оказалась лишней.
Словом, с точки зрения драматургии и игры актеров фильм пустой.
Операторская работа. Скажем так — по настроению снимающего. Иногда ракурсы и дрожание камеры настолько бросаются, что хочется крикнуть: «Эй ребята, держите оператора, его сносит!».
В итоге внутренний конфликт Петли Ориона заключается в том, что как «документалка» фильм слишком затянулся за счет театральных моментов (надо было выбрасывать музыку, вырезать сентиментальные эпизоды и делать конкретный короткий метр), а как художественное кино — не доразвился, не достучался до сердца зрителя.
В итоге — ни уму, ни сердцу.
Я бросил Петлю спустя полчаса, так что спойлеров в этом отзыве точно нет.
Имею ли я право писать отзыв, не досмотрев кино до конца? Думаю — да, потому что хорошее кино цепляет зрителя и не отпускает до конца.
3 из 10
P.S. Смотрите Время первых.
27 июля 2017
Советский зритель не мог похвастаться обилием отечественных игровых фантастических фильмов на космическую тематику. За все годы их наберётся менее двух десятков: «Космический рейс (1935), «Дорога к звёздам» (1957), «Небо зовет» (1959), «Я был спутником солнца» (1959), «Планета бурь» (1961), «Мечте навстречу» (1963), «Туманность Андромеды» (1967), «Солярис» (1968), «Солярис» (1972), «Москва — Кассиопея» (1973), «Отроки во Вселенной» (1974), «Большое космическое путешествие» (1975), «Дознание пилота Пиркса» (1978), «Через тернии к звёздам» (1980), «Лунная радуга» (1983), «Кин-дза-дза!» (1986).
«Петля Ориона» вышла в один год с отличным фильмом «Через тернии к звёздам», и уже тогда проигрывала работе Ричарда Викторова и Николая Викторова практически по всем пунктам. Почему? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Дело в том, что космическая фантастика — жанр особый — материалозатратный. Чтобы создать достоверный антураж — необходимы, как минимум, дорогие декорации, оригинальные макеты, дорогостоящие спецэффекты. В СССР никогда не было «специализированной» студии, имеющей всё необходимое для съёмок достоверной фантастики.
И это притом, что мы никогда не страдали от недостатка в идеях для сценариев, благодаря работам большого числа талантливых писателей-фантастов. Сценарий для «Терний» писал Кир Булычёв — «золотое перо советской фантастики», а сюжет для «Петли» создали лётчик-космонавт Алексей Леонов и сценарист Валентин Селиванов, снявший пятью годами ранее «Большое космическое путешествие». Алексей Архипович Леонов — талантливый художник, чьи совместные работы с Андреем Соколовым я до сих пор разглядываю с душевным волнением.
Но разве Алексей Леонов писатель? Да и «Большое космическое путешествие» — прекрасный детский фильм — ещё не повод браться за такую поистине «неподъёмную» тему, как контакт внеземных цивилизаций. Фильм получился откровенно скучным, в котором 80% экранного времени — «научно-фантастические» разговоры. Для радиопостановки этого бы хватило с лихвой, но для зрелищной космической фантастики, которой советскому зрителю так не хватало, — кране мало.
Не скажу, что в фильме всё так плохо. Есть и хорошее: красивая «неземная» музыка Сергея Александровича Зацепина; возвышенная романтическая история; прекрасная в своей недостижимости и непостижимости инопланетянка Эя (Елена Тонунц). К сожалению, этого оказалось недостаточно, чтобы картина, подобно «Планете бурь» или «Мечте навстречу» навсегда запала в душу…
10 января 2016