Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Особо важное задание |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Матвеев |
сценаристы: | Борис Добродеев, Петр Попогребский |
видеооператор: | Игорь Черных |
композитор: | Евгений Птичкин |
художник: | Семен Валюшок |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 февраля 1981 г. |
на DVD: | 25 августа 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 18 мин |
СССР
годы Великой Отечественной войны
Михаил Шадуров /Владимир Самойлов/ - директор авиационного завода, эвакуированного в тыл и производящего самолёты для фронта
Сергей Кириллов /Евгений Матвеев/ - начальник производства
Мария /Валерия Заклунная/ - жена Кириллова, тяжело переживающая от того, что её единственный маленький сын оказался отрезанным от семьи, поскольку гостил у бабушки и территория эта теперь оккупирована
Леонид Лунин /Александр Парра/ - конструктор, друг Кириллова
Эльвира /Людмила Гурченко/ - жена Лунина, яркая женщина, душа компании, оптимист, который может поддержать в трудную минуту и отвлечь от грусти
Это очень серьёзная работа, рассказывающая историю людей, живущих и трудящихся в тылу. За основу истории взята реальность – авиационный завод Воронежа в годы войны был эвакуирован в Куйбышев и наладил производство Ил-2 в кратчайшие по меркам военного времени сроки.
Большая часть повествования – это как раз-таки нелёгкий труд людей, вывезенных в незнакомое место. Людей, которые своими руками строили новый завод и начали работать над созданием самолётов ещё до того, как над стенами завода была воздвигнута крыша. Людей, которые «пахали» по 14 часов в сутки, жили в бараках, но чаще всего спали у станков, не бывая дома, чтобы не терять драгоценное время.
На фоне этого подвига – а иначе невозможно назвать происходящее – разворачивается личная драма Марии и Эльвиры. У Марии это материнская драма, у Эли - женская. И эти линии действительно хороши, но основной хронометраж – решение производственных вопросов. Что в данном фильме помешало им насладиться. Ибо мало эмоций вызвало.
В картине прозвучала пронзительнейшая песня «Довоюй, родной», слова для которой написал Роберт Рождественский, а сама композиция была создана именно для этого фильма. Сегодня эту песню можно услышать часто, её нередко исполняют на патриотических концертах и ассоциируется она уже не всегда с Великой Отечественной войной.
Я и сама не знала, что она впервые прозвучала в этой картине. Исполнение Людмилы Марковны даже обсуждать не стоит. Эта сцена довела до слёз.
Но при этом я не могу рекомендовать этот фильм, честно говоря. Несмотря на то, что картина являлась лидером проката в 1981 году, мне она показалась скучноватой и ломанной. Я не сумела проникнуться полностью.
1 сентября 2024
Снимай эту картину Герман, то быть шедевру. Тут Вам и предвоенное напряжение, и эвакуация, и оставленный на оккупированной территории ребенок, и случайная смерть, и тяжелая, до изнеможения работа по 12 часов... А еще несколько пикантных подробностей, таких как жесткая телеграмма от Сталина, намеки на адюльтер супруги с военным офицером и даже задержание от органов безопасности.
Исполнительница одной из главных ролей Людмила Гурченко будто напоминает нам о сходстве ленты с картиной «20 дней без войны». А в партнерах у нее выразительные Юматов, Самойлов, Матвеев, Заклунная. Действительно характерные актеры, готовые к самым серьезным вызовам. Но... В картине вроде нет надрывной героики, которая часто «смазывала» впечатление от многих военных лент. Тут все решает прямолинейная стилистика ленты. Никаких деталей, нюансов, напряжения. Только понятные ситуации, обусловленные сценарием и упомянутые пикантные моменты, неожиданные для кинематографа 80-х. Возможно в некоторой мере мы оказываемся в заложниках у чрезмерно адекватного, предсказуемого и оттого скучного характера главного героя. И Евгений Матвеев, и Владимир Самойлов играют мужчин, вынужденных быть погруженными в себя. Их внутренний мир скрыт, остается лишь домысливать...
На мой вкус, создатели ленты в полной мере не раскрыли потенциал многих сюжетных поворотов ленты. Помните как неистово в «Офицерах» Лановой собирал букет цветов, а в упомянутых «Двадцати днях» Никулин выступал перед публикой? Тут таких ярких моментов не сложилось, хотя сюжет к этому предполагал. Ни оставленный ребенок, ни танцующая с другим мужчиной жена, ни задушевный разговор с вдовой в полной мере не заполняют ленту эмоциями. Такое бывает, когда создатели ленты сами в полной мере не понимают своих героев.
Картина выхватывает то, о чем не так уж и много снято — трудовой подвиг. Завод по производству самолетов был стратегически важен. И зрителя убеждают, как вклад каждого работника был важен для победного перелома в войне. Уже сам выбор такой темы даже при скромном исполнении никак не может быть оценен отрицательно.
5 из 10
12 мая 2024
Длинный и тяжёлый фильм, но о просмотре не жалею. Как минимум удалось увидеть ещё один из образов Людмилы Гурченко, а как максимум — узнать про историю ИЛов.
Хочется отметить два поразивших меня способа создателей фильма по воздействию на зрителя.
Первый не раз применялся в кино, заключается в разделении на цветные кадры довоенной жизни и относительно спокойных моментов повествования, и на однотонные для самых напряжённых и трагических. Например, растрел немецкими самолётами бегущих полями к переправе через мост тысяч людей, среди которых мелькают Заклунная и Гурченко. Всё это отображено в жёлтых тонах.
Второй — в резких контрастах, иного характера, сюжетного, в неожиданных ударах по зрителю очередной смертью. После сцен с откровенным юмором, когда не можешь сдержать улыбку (например, про надписи на вагонах), вдруг обрыв в бездну. И так на протяжении всего фильма: тут и гибель в погоне за грузовиком, и не отпускающий гудок машинист, и бабушка, оборвавшая новогодний танец героинь, и старик-рабочий в кабине нового ИЛа, и рванувшая на фронт жена и мать… Посмотревшие фильм, поймут трагическое значение этих намёков
10 мая 2014