Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Люди гор |
английское название: |
The Mountain Men |
год: | 1980 |
страна: |
США
|
режиссер: | Ричард Лэнг |
сценарий: | Фрейзер Кларк Хестон |
продюсеры: | Эндрю Шайнмен, Кэтлин Саммерс, Мартин Шэфер, Ричард Р. Ст. Джонс |
видеооператор: | Мишель Хьюго |
композитор: | Мишель Легран |
художники: | Билл Кенни, Томас С. Доусон, Рик Гентц |
монтаж: | Ева Руджеро |
жанры: | приключения, вестерн |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июня 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
В 1809 году маунтинмен и исследователь Дикого Запада по имени Джон Колтер со своим товарищем Джоном Поттсом подверглись нападению индейцев из племени черноногих при переправе через реку Джефферсон. В завязавшейся стычке Поттс был убит, а самого Колтера пленили, чтобы устроить на него настоящую охоту. Раздев его догола и дав небольшую фору, индейцы начали преследовать его как добычу. Уж не знаю, насколько это правда, но, как утверждает история, Колтеру удалось убить одного из преследователей, отняв у него копьё для защиты и одеяло для согрева. Пробежав ещё около 5 миль, Колтер достиг реки, где сумел спрятаться в бобровой хатке почти на сутки. Оторвавшись от преследователей, беглец, одетый лишь в трофейное одеяло, сумел спустя 11 суток добраться до ближайшего форта на реке Литтл-Бигхорн.
Такова история Джона Колтера, ставшего прототипом двух фильмов: «Голая добыча» и «Люди гор». Если в «Голой добыче» действия были перенесены в Африку и никакой бобровой хатки там не фигурировало, то «Люди гор» сняты куда более ближе к реальной истории Джона Колтера.
Фильм повествует о нелёгких временах покорения Дикого Запада. В центре сюжета два маунтинмена: Билл Тайлер (прототипом которого и стал Джон Колтер) и Генри Фрапп. К сожалению, самому бегству главного героя от индейцев уделено очень мало экранного времени и этот эпизод как-то теряется в самом фильме как что-то незначительное. В остальном же перед нами довольно заурядный фильм о жизни охотников Дикого Запада начала XIX-го века, промышляющих пушниной и ищущих загадочную бобровую долину.
18 февраля 2022
Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак.
Люди сосланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски…
А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.
А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.
Вот так вот возьмёшь слова песенного советского классика и невольно задашься вопросом — о каком именно времени эти куплеты? Это освоение байкало-амурской тайги с прокладкой железнодорожной магистрали тут препарируется или речь идёт об американской колонизации в глубь материка? Там переселенцы, тут новостроевцы-кочевники. Тогда — пионеры разных мастей в освоении и заселении индейских ареалов, спустя столетие — русские зэки, а еще позже — советский комсомол укладкой пути-дороги на Восток страны… За туманом ли ехали? За запахом ли тайги? Ой, ли…
Дикий Запад — это явно поездка не за туманом. Дикий Запад — это точно, не за запахом тайги. Земледельческие планы, а равно фермерство проблеском богатства, золотишко в старательском намыве. Жить лучше. Жить сытней. Жить в достатке. Быть хозяином. Светлая мечта. Без экзотики романтики о комарах, гнусе, мошке, грязи и так далее. Цена ошибки слишком высока. Краснокожие дикари, всё равно, что каннибалы-людоеды в повадках на всём протяжении. Сожрут ли, зажарив, череп ли раскроят, сняв скальп? От ножа, стрелы, томагавка, копья примешь смерть? Напасть могут днём, напасть могут ночью. Снял штаны в кустах по нужде и привет… Подкараулили!
«Люди гор»(1980) — фильм удивительный. Фильм превосходный. Ибо в нём соблюдена без пережима в одну либо другую сторону необходимая грань приключенческого экшна краснокожей массовки в бестолковщине криков, гиканья, «шухера» с бытовой стороной охотничьей повседневности. Штампы Голливуда, с револьверной пальбой от пояса, градом пуль винчестера в передёргивании туда-сюда (его время тогда ещё не пришло, не родился он), патронташами кобуры в опоясе задницы, остроносые ботинки со шпорами, широкополые шляпы «а-ля Техас», сигары в раскурке… — отсутствуют. Ничего этого нет и в помине. Как корова языком слизнула. Помилуйте, — воскликнет кинозритель, — а что же здесь тогда есть? Это фильм о Диком Западе или… где? Как к этому относиться? В чём суть? В чём интрига? Да-да, конечно…
«Люди гор»(1980) — фильм о трапперах. Охотниках на пушных зверей. Совершенно, скажу Вам, не заезженная в кинематографических кругах, тема. Тут нет Шерифов, тут нет конокрадов в чистом виде. «Бандюков», грабящих по большим дорогам — ни души. В центре сюжета два уже немолодых «старикана». Во всяком случае Чарлтону Хестону (а значит и его персонажу) в 1980 году — 57 лет, Брайану Киту и того больше — 59. Люди увлечённые идеей. Люди, двадцать лет кочующие с места на место. Ни жены, ни детей, ни дома, ни уклада хозяйства. Бобры — «свели с ума» этих двоих. С 1820 по 1840 годы в Америки наблюдался бум торговли шкурками этих «несчастных». Порядка 3000 охотников, или как их называли — Маунтинмен (мужчины гор) были джентльменами удачи — петли, капканы, сети для ловли — непременной оснасткой. До 5 долларов в Сент-Луисе давали за единицу меха. Большие деньги по тем временам. Огромные. Как мимо такого пройдёшь. И сложного то, ничего нет. А бобров было… видимо-невидимо.
«Люди гор»(1980) — это едва ли не хроникальная исповедальня о стародавних временах. Тут даже манера съёмки совершенно иная нежели сейчас. Актёрская игра, забытыми лицами кумиров наших дедов, отцов, матерей. Всё тот же Чарлстон Хестон до этого сверкал «Бен Гуром» аж в 1959 году — узник на галерах, возница колесницы амфитеатра, римский гражданин… Весьма колоритны костюмные обрамления картины. Шкуры перелатанные в одежду напоминают одеяния древнего человека времён пещерного века. Головные уборы меховым выворотом наружу — тюрбаны восточного образца. В истинное восхищение приходишь от «битловских» волос в роспуске нестриженности, бород и усов в небритости щетины. Разве не класс? Костюмерам за натурализм — 5+. Интересно, а как же смердили эти нечёсанные люди? А их редко стиранные шубы? Запахи, наверное были, просто — «туши свет, сливай воду».
Рельсы упрямо режут тайгу,
дерзко и прямо в зной и пургу,
Веселей, ребята, выпало нам
строить путь железный, а короче — БАМ.
Скалы и чащи — всё он пройдёт,
наш работящий, смелый народ,
Веселей, ребята, выпало нам
строить путь железный, а короче — БАМ.
Э-хе-хе-хе-хе-хе-хе, дикари, аборигены местности, явно не рады пришлому народу. И какая разница с какой именно идеей Вы пришли сюда — БАМ строите, или Бобров наших под корень изводите. А потому, будьте готовы к неожиданным встречам — либо лошадей, подобно цыганам уведём у Вас, либо кровушку пустим. Налёт за налётом. Едва отбились, глядь, новая ватага «чингачгуков» тут как тут. Племена «Чёрная нога», «Чёрный ворон» злыми и добрыми индейцами. Никак не успокоится «Тяжёлый Орёл», совсем извилась в ожидании любимого «Бегущая Луна»…
Замечательная картина о Скалистых горах. Пейзажи видов, прилагаются. Люди, мулы, кони, без изъяна. От снега, белым бело. От ковров трав в долинах, зелень. Тут и приключений в меру и комедии щепоть вброшена.
7 из 10
6 июля 2020