Государственная граница: Мы наш, мы новый...
8.1
7.4
1980, драма, военный, история
СССР, 2 ч 13 мин
12+

В ролях: Юрий Каюров, Августин Милованов, Игорь Старыгин, Александр Денисов, Эрнст Романов
и другие
Действие фильма происходит в 1917 году. В молодой республике Советов принимается декрет о границах и создании пограничной службы. Фильм рассказывает о борьбе первых советских пограничников с незаконным вывозом ценностей.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Государственная граница: Мы наш, мы новый...

год: 1980
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Борис Олифер
композитор:
художник: Вячеслав Кубарев
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 мая 1980 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 13 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Видео к фильму «Государственная граница: Мы наш, мы новый...», 1980

Видео: Фрагмент (Государственная граница: Мы наш, мы новый..., 1980) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Государственная граница: Мы наш, мы новый...», 1980

Страшный 1917 год.

Первый фильм киноэпопеи «Государственная граница» по праву можно считать одним из лучших, не умоляя достоинств остальных, которые тоже хороши все по своему.

Время действия-конец 1917 года. Крах монархического режима, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным. Перед нами представлена ситуация на границе с Германией, где очень неспокойно и тревожно. Массы беженцев, в основном дворяне и буржуазия, стремятся как можно быстрее покинуть Родину, устремившись в логово заядлых «друзей».

Музыка в фильме очень хорошо подчеркивает атмосферу происходящего. Здесь нет второстепенных героев, все так или иначе причастны к переменам происходящим в стране. Основное внимание уделено герою Игоря Старыгина (Данович). На протяжении всего фильма он пытается сделать выбор между долгом перед Родиной и семейными ценностями. Его мать (Вия Артмане) пытается всеми силами склонить его к отъезду в Германию, но Данович делает свой выбор в пользу служения Отечеству.

Второй главный персонаж-солдат пограничной службы Гамаюн (А. Денисов). Их взаимоотношения С Дановичем-основная линия этой серии. Мы видим как из недругов в начале они становятся боевыми друзьями-товарищами ближе к концу и благодаря чему это происходит. Гамаюн в одном из эпизодов произносит в адрес Дановича запоминающуюся фразу: «Мы с вами словно одной ниточкой связаны», что в буквальном смысле характеризует их отношения. Во многом благодаря стараниям Гамаюна, Данович делает самый сложный выбор, стоящий перед ним.

Прекрасно сыграла жену Дановича Марина Дюжева. Ее героиня буквально повсюду со своим избранником, помогает ему морально и душевной теплотой согревает в трудных ситуациях. Тем самым она ободряет его и внушает оптимизм в будущем, что очень важно для Дановича. Без нее эту серию трудно представить. Отлично сыграли свои роли Эрнст Романов (комиссар погранохраны) и Аристарх Ливанов. Особенно запомнился последний в роли белогвардейца-контрабандиста.

Этот фильм можно пересматривать раз за разом-он не надоедает. То, что основано на исторических фактах и прекрасно воплощено замечательным актерским составом не может надоесть.

10 из 10

26 февраля 2017

Жаль, что отменили цензуру…

Довольно популярный сериал «Государственная граница» с художественно-исторической точки зрения мог бы ограничиться только этим 1-м фильмом. Впрочем, почти в каждой части сериала, за исключением разве что 7 и 8-й, можно найти если не хорошую постановку и исполнительское мастерство, то повод что-то из истории узнать. Но в целом, в дальнейшем сериал выродился в нечто среднее между клеймением «гнилого Запада» и «шпионскими играми».

А ведь в первом фильме показана более-менее внятная схема работы даже с изначально пропагандистским материалом и узко поставленной задачей в виде пиара пограничных войск КГБ СССР. Можно даже наскрести и другую задачу — политическую: обоснование мощи советского ВПК и аппарата безопасности, дабы ни одна мышь сквозь границы не проскочила. Тем более, что эволюция погранслужбы в сериале и демонстрирует нехитрую и, как ни удивительно, правдивую пропагандистскую вещь: превращение границы из проходного двора в непроницаемый железный щит.

И по правде говоря, именно трагизм обстоятельств и интересные персонажи отличают первый фильм от всех последовавших. Пусть даже это идет в ущерб динамизму действия, а в изложении есть несколько лишних околосюжетных наворотов.

Объективная же картина действия такова: офицер-пограничник Данович, отправившись однажды на службу, поставлен перед фактом ликвидации границы, а, значит, и собственной пограничной судьбы в связи с грянувшей 25 октября революцией, которая смела препоны между народами Декретом о мире… Учитывая дворянское происхождение и отсутствие государства, которому он служил, офицер со своей молодой женой и матерью отправляется на Запад, в Германию, в неизвестность…

И вот тут, как и любой человек в эпоху революции (а тем более пограничник), Данович сталкивается с дилеммой — служить ли странноватому, хамоватому, необразованному государству или уйти туда, где он никому не нужен вовсе?

Нет никакого секрета или спойлера в том, что он станет служить Советской власти. Почему? Мотивы понятны — как идеологические, так и личные: хоть и Советская, но Родина, да и делать пограничник ничего не умеет, кроме охраны границы. Но у большевиков с этим вообще полный швах, ну разве что «революционная сознательность», да и та с перекосами. Какой еще выбор у бывшего царского военспеца? Варианты были, и они, несколько карикатурно, но продемонстрированы:

1) защищать веру, царя и Отечество в их прежнем варианте;

2) мстить за себя и своего дворянского брата;

3) встать на путь борьбы всех против всех — по существу, заняться бандитизмом, пользуясь своими знаниями и умениями.

Исходя из расклада, служение государству — единственный путь, по которому мог пойти такой интеллигентный военный. Важно заметить, что Данович, очевидно, не понимает и не принимает новых лозунгов — его сам Ленин обозначает как русского патриота, что противоречило большевистскому идеологическому тренду на мировую революцию и соединение пролетариата всех стран.

Но ценность фильма еще и в некоторых деталях. Одна из самых интересных, как мать Дановича, уходя-таки в Германию, крикнула: «Ты еще вспомнишь свою мать!». И вроде бы эмоции, но если приложить к ним известные советские анкетные характеристики «происхождение», «родственники за границей», то будущая судьба Дановича незавидна, а сцена приобретает иное значение… Или фраза Гамаюна о том, что со временем научимся, а ПОКА такие как Данович помогут… Или как бывшего генерала (находящегося, к слову, на службе у красных) не пускает в Смольный часовой… В общем, любопытнейшая картина. И очень сдержанная манера игры Старыгина подчеркивает как достоинство, так и место меж всех огней таких вот интеллигентов…

Жаль только, что советские цензоры убили картину как историческими ляпами, так и прочими несуразностями. Про ходульность ряда персонажей, карикатурность ситуаций, «случайность» встреч и т. д. сказано выше. Но зачем еще и в небрежном публицистическом ключе «добивать» Николая II сравнением с Лениным? Зачем настаивать на том, что Октябрьский переворот — революция, коли тот же Ленин нисколько не гнушался называть события именно так? А пафосные восклицания «товарища в шляпе», чаще всего ни к месту? Стоило бы подрезать всё это новыми цензурными ножницами. В конце концов, даже в советское время выходили талантливые фильмы про революцию и гражданскую войну, лишенные подобных недостатков…

Но, пожалуй, даже таким вот образом фильм проводит границу не только по земле, но и по людским судьбам. Пусть не слишком явственно и убедительно, но кино и об этом тоже. А, может, и в первую очередь об этом…

28 марта 2015

Граница на замке!

Фильм создавался в 80-ые годы, то есть в последнее десятилетие существования СССР, а действия, описываемые в сериале, начинаются с 1917 года и заканчиваются собственно временем съемок. Таким образом, фильм является отражением истории СССР, всеобъемлющий как в историко-временном плане, так и географически (касаемо России разумеется). На протяжении сериала мы «побывали» и на Польской (западной) границе во времена становления советской государственности; в Харбине, когда белое движение в приграничных территориях еще имело некоторые силы; на южных границах союза, где окунулись в атмосферу восточной культуры; увидели, как начиналась Великая Отечественная война и как приходилось бороться с фашистскими недобитками на Украине после войны, а также ознакомились со шпионскими намерениями Запада на морской границе в Прибалтике и на сухопутной границе в южных частях СССР.

Для всех 8 частей характерна короткая вводная документальная часть. Также всем частям присущ детективный характер, что делает фильм именно интеллектуальным, а не показным.

Поскольку данный фильм-эпопея включает в себя события разных лет и состоит из нескольких частей, серий, то будет правильным коротко сказать о некоторых из них в отдельности.

Фильм 1-й: Мы наш, мы новый…

Свершилась революция. Время — когда, кто был ничем, стал всем и наоборот. Период, когда бывшим господам придется либо сломать в себе старую психологию, правильно оценить сложившуюся обстановку и перейти на сторону большевиков — какой процесс мы и наблюдаем на примере Дановича. Естественно это происходит не сразу, героя одолевают сомнения, но то, что он видит вокруг, его честность и любовь к России делают свое дело. Либо же оказать сопротивление советской власти, что в свою очередь показано на примере сослуживца Дановича, исполняющего упадническую песню за роялем, на свадьбе Дановича. Данная сторона на мой взгляд показана несколько однобоко. Белые офицеры давали присягу монарху, царской России и очередная революция в то время могла показаться им не последней и переход на ее сторону рассматривался ими как предательство. Поэтому данные люди могли не принять Советы в соответствии со своими убеждениями и понятием чести и их сопротивление не обязательно могло сочетаться с бандитизмом, целями личной наживы и прочим, а мы видим именно такую негативную сторону.

Тем не менее конфликт между старым и новым светом показан хорошо, главному герою даже пришлось расстаться с матерью, которая не намерена была оставаться в России.

Фильм 4-й: Красный песок (1984)

Эта часть показалась мне менее удачной из всех. Думаю здесь сказывается место происходящего. Незнакомая, далекая природа, культура и обычаи вызывают отторжение, но это связано исключительно с личным восприятием.

Фильм 5-й: Год сорок первый (1986)

Начиная с этой части музыкальное сопровождение у фильма становится «современным». Подобная музыка была распространена в фильмах, как раз в 80-ые. Это одна из лучших частей. В принципе в ней есть все, что ассоциируется у сегодняшнего человека с началом той войны: и беззаботная мирная жизнь, и ожидание нападения, тревога, и перебежчик, и провокации. Запомнился момент, когда солдаты сидят у бани в белом нательном белье и рассуждают о погибшем товарище, именно в тот момент звучит фраза «он даже белье одел чистое, как знал…прямо как мы сейчас»…эти слова как приговор, потому что из пограничников не выжил практически никто в той войне. Очень здорово, что актеры во всех частях фильма играют малоизвестные, так как незнакомые лица придают большей реалистичности, чем когда в современных фильмах собирается целый «ансамбль» заезженных лиц.

Фильм 7-й: Солёный ветер

К седьмой части создатели фильма решили внести некоторое разнообразие: с сухопутных границ мы перемещаемся на боевой корабль, на который прибывает молодой «горячий» офицер для прохождения службы (такой же резкий и заносчивый, как лейтенант из пятой части). В этой серии происходит противоборство американского и советского полковников, которые знают заочно друг друга, хорошо понимают с кем имеют дело. Вопрос лишь в том, кто кого…

Радует также и заглавное музыкальное оформление картины — которое как красная нить связала воедино все части.

Общая оценка сериалу 9, хотя есть части, которые и не дотягивают до такой оценки, но я очень ценю, что на протяжении почти 10 лет снимался фильм, объединенный одним названием и благой идей — создать фильм о тех, кто первый встречает врага.

18 марта 2011

«весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый ​мир построим — кто был ничем, тот станет всем»

Этот фильм мне понравился больше всего из сериала, он ярче всех отражает эпоху. Замечательные актеры, замечательная игра. Действительно впечатляющие сцены на границе.

Мне, как человеку любящему историю, почему то никогда не приходило в голуву проблема государственных границ в 17 году….. а ведь именно с них и начинается государство.

Единственное, в чем можно упрекнуть фильм, это в немного однобоком освещении картины, но учитывая год создания, и это можно простить.

10 из 10

5 февраля 2009

Драма Государственная граница: Мы наш, мы новый... появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Борис Степанов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Юрий Каюров, Августин Милованов, Игорь Старыгин, Александр Денисов, Эрнст Романов, Марина Дюжева, Вия Артмане, Виктор Тарасов, Аристарх Ливанов, Павел Винник, Алексей Кожевников, Юрий Баталов, Гедиминас Гирдвайнис, Людмила Ксенофонтова, Валерий Порошин.

Страна производства - СССР. Государственная граница: Мы наш, мы новый... — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.