Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эгон Шиле – Скандал |
английское название: |
Egon Schiele - Exzesse |
год: | 1980 |
страны: |
Германия (ФРГ),
Франция,
Австрия
|
слоган: | «The Artist, the madness, the sex & Jane Birkin.» |
режиссер: | Херберт Весели |
сценаристы: | Херберт Весели, Лео Тихат |
продюсеры: | Рудольф Херцог, Роберт Русс, Херберт Весели, Дитер Гайслер |
видеооператор: | Рудольф Блахачек |
композитор: | Брайан Ино |
художники: | Альфред Дойч, Мален Паша, Лео Тихат |
монтаж: | Дагмар Хирц |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 мая 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Актер, играющий художника бесцветен, банален и бездарен, неужели нельзя было привнести эксцентричность, сумасшествие, которые были присущи и творчеству и личности Шиле. Какой банальный, слабый, вялый актер! Сам Шилле рисует себя изогнутым, изломанным и волосы его стоят вертикально вверх. А здесь волосы прилизаны и актер постоянно сонный. Единственную пряность фильма составляют натурщицы Шилле, она прекрасны и постоянно обнажаются, фиксируя наше внимание на своих гениталиях. То есть авторами картин являются в данном случае, именно они, а не художник. Натурщицы своими жаркими телами заставили себя писать художника. А он все равно оставался сонным, безразличным, словно мумия.
Страстная Валле, которую ревность к другим натурщицам, к жене художника, заставили написать на картине и повторять это, как трагедию своей жизни 'Я никого не люблю. Я просто натурщица'. И абсолютно бесчувственный художник с всегда приглаженными волосами и аккуратно одетый, заторможенный. Это он никого не любит, и он совершенно эмоционально мертв. Он словно в постоянном обмороке из которого выходит только во время болезни. Именно в болезни он учащенно дышит, покрывается потом, страдает. Мумия ненадолго возвращается к жизни и человек умирает.
22 мая 2023
Фильм атмосферный, но гнетущий. Поклонникам творчества художника не советую: в картине довольно много фактических ошибок и событийных отсылок к неподтвержденным сведениям (например, Валли было 23 года на момент смерти, а не 19, и любовницей Климта она не была) и мифов в духе 'нищий Ван Гог'.
Не так всё плохо было в жизни Шиле, и служба его во время ПМВ была не просто лёгкой, а сверхлёгкой, и работать он мог относительно спокойно; скажем так, 15-16 годы были не менее продуктивны, чем остальные, он даже за границу ездил для презентации своего творчества, кажется, в Швецию.
Музыкальное сопровождение ужасное, музыка больного нерва я это называю. Взгляд актёра, игравшего заглавную роль, напоминает, скорее, взгляд снайпера, киллера, маньяка, но не художника. Да просто фото посмотрите: у оригинала был взгляд живой, даже шаловливый...
Но это всё ерунда в сравнении со всем остальным. Что хотели показать и сказать этим фильмом? Ничего ведь не вскрыто: нет разбора причин странного влечения, нет нормального разбора дела, нет темы сестры (ну это понять хотя б можно: Герти умерла только три года как, не стали связываться с её детьми), а ведь именно в любви к ней и прячется весь секрет этой драмы.
Более того, сам художник показан озабоченным, зацикленным на сексе персонажем, хотя люди, знавшие его лично, вообще не отмечают ничего отклоняющегося в его поведении. В целом, из всех биографических материалов у меня сложилось впечатление, что Эгон был довольно продуманным молодым человеком, который чётко знал, что он хочет от этой жизни. Да, всякие странности, эксцентричность и прочее имело место, но всё это демонстрировалось, когда было нужно, судя по всему. И вся эта продуманность сочеталась с каким-то особо обострённым чувством и пониманием несовершенства этого мира, с какой-то своеобразной незащищённостью и глубиной. Личность-то сложная, тонкая, а в этом фильме какой-то маньяк озабоченный, который кроме секса ничего не видел и ни о чём не думал. И творчество его редуцировано только до откровенных работ... Но тогда бы сняли фильм про его 16 лет, вот именно тогда, в юности, он самые порнографичные рисунки и делал. Занимательные рисунки, кстати.
Но ведь всё его творчество не сводится к этому. Где пейзажи? Где картины на философскую тему? Где стихи (хотя вот они мелькнули один раз, справедливости ради)?
В общем, ни личности, ни творчества, ни исследования того и другого...
В принципе, подача такая, словно пытались создать житие мученика, положившего жизнь на алтарь сексуальной революции... Секса в фильме прямо перебор. Я вообще ни разу не ханжа, но даже меня затошнило. Фильм в целом демонический какой-то, выворачивающий душу на изнанку. Он наполнен безысходностью и растерянностью человека перед зовом плоти... Вот это единственное, что сближает его с творчеством Эгона.
Но Эгон всё равно светлее, у него несмотря ни на что есть надежда и поиск выхода к свету, есть стремление души выжить вопреки насилию тела...
А здесь - беспросветный диктат плоти.
Душный фильм.
20 февраля 2022
Эгон Шиле прожил всего 28 лет и умер от испанского гриппа в 1918 году. Несмотря на такую короткую жизнь он написал наибольшее количество автопортретов среди всех художников до него, включая даже Рембранта. И конечно оставил свой след в истории живописи. Он начинал как большой поклонник Климта, доходя даже до копий, но довольно быстро обрёл свой голос. Картины Шиле, в особенности его автопортреты похожи на портрет Дориана Грея, хранимый в тайне на чердаке или подвале, и спрятанный от посторонних глаз. На молодом лице следы распада и смерти. Душевные кровоподтёки выходят наружу
Данный фильм, рассказывает нам о самом большом скандале в жизни художника, а именно, о судебном деле, где его обвиняли в совращении малолетних. Шиле рисовал подростков и когда общественность узнала, что они могли видеть его ню-рисунки — возмутилась.
Не могу не отметить, что современному миру давно не хватает целой отрасли исследования — «скандалологии», именно этот термин предложил американский исследователь Энтони Кинг в 1986 году. Политика политикой, а истории искусств без скандалологии сейчас никуда.
Роман Эгона Шилле с бывшей натурщицей Климта — Валери Нойзель, здесь Джейн Биркин, — вынудил их уехать из маленького городка Крумау, где все судачили о их грешной жизни вне брака, и поселиться там, где и начинается действие фильма.
Фильм медитативный и эротоманский. Если вы видели некоторые ранние картины Шиле — вроде «Подсолнухов» и его пейзажей, здесь они явно проскальзывают в съёмках местности. Не обойдётся так же без Климта и его полотен — уже без намёков. Ну а ножек в чулочках и животиков, тут прям больше чем самого Шиле.
Вся эта истома, показанная так тонко и так умно, не позволяет мне поставить фильму негативную оценку (а как схожа фактура актёра с самим художником!), но стоит признать, что для 2017-го фильму не хватает динамики и смотреть его порой скучновато.
Не стану рекомендовать фанатам голливудских биографий, но могу предположить, что фильм оценят любители созерцательных лет и «другого кино».
17 марта 2017
Фильм как все прочие не слишком вдумчивые рассказы, ходит вокруг нескольких фактов о жизни художника и их мусолит. В основе сюжета короткая биография, точнее — попытка посадить Шиле в тюрьму за совращение тринадцатилетней девочки (и откровенные рисунки) и быстрая смерть. В фокусе камеры начало двадцатого века, дамы в шляпах с перьями, высокий художник, некоторые критики по-прежнему не признают новое искусство искусством, война и постоянные эпидемии. Здесь нет никакой четкой логики и структуры: фильм начинается с титра о факте ареста, потом следует сцена в доме, куда к художнику и его женщине врывается девочка и просит приютить, дальше идет несколько размазанных ракурсов и планов, несколько крупно показанных женских тел, повторяющих знаменитые позы с его картин, потом арест, предыстория которого — флэшбэками, нелепая ревность мимоходом (Джейн Биркин обычная, но когда внезапно напоминает свою дочь Шарлоту Генсбур — сильно шокирует) и быстрая смерть. Все это сопровождает размазанная на два часа болтовня, повторяющая дневники, задумчивый и слишком отвлеченный взгляд Шиле (актер сильно похож внешне, но не характерный).
Сделанный каннским лауреатом немцем Хербертом Весели, фильм не столько про художника, не столько даже про конкретного художника (только постоянно повторяемое «Эгон! Эгон!»), сколько о очевидно зарифмованном сгорании бумажного рисунка и человеческой жизни, с одинаковой легкостью и без видимых причин. Камера подолгу стоит, пока герои удаляются, красивые пейзажи иллюстрируют слова и отношение художника к осени — желто-коричневое на его картинах запоминается навсегда, женщины появляются и исчезают, слышно Мендельсона и как к станции подходит паровоз — не фильм, а ожившие картины, но словно чьи-то чужие, мало имеющие к Шиле хоть какое-то отношение.
11 февраля 2014
Биографические фильмы — это жанр, который всегда привлекает зрителя. Жизнь знаменитых людей — одно из самых любимых зрелищ. И Шилле, конечно, привлекательная личность для сюжета, все-таки он — экстравагантный художник, таинственный даже.
Но неудивительно, что фильм не популярен, и его не спасают прекрасные актеры.
Мне видится проблема в сценарии. Он раздробился на две несвязные части, и ни та, ни другая, не раскрывают глубин творчества Шилле. Какие-то обрывки его сюжетов и только.
Но, может быть, целью была личная жизнь? Нет, и тут я вижу полный провал. Начатая линия любви едва начавшись, бессвязно обрывается. Эмоциональное настроение зрителя не достигая кульминации, идет на спад, затем теряется в попытках увидеть хоть какой-то связный рассказ о переживаниях художника. Впечатление остается скомканным и не сформировавшимся.
Хотя, надо отметить, что фильм, все-таки, снят с большой любовью к художнику, и ни один кадр не вызывает неловкости.
22 февраля 2013
Интересно, почему на этот фильм никто не оставлял никаких отзывов?
А фильм, кстати, очень даже хороший, я бы сказал добротный, не без некоторых недостатков в виде некоторой скуки местами.
Об австрийском художнике Эгоне Шиле я почти нечего не знаю, и не знал бы и дальше, если бы французская певица Милен Фармер, которая мне очень нравится, не посвятила бы ему одну из своих знаменитых песен Je te rends ton amour, не скажу, что его творчество сильно привлекает мое внимание, но тот факт, что Милен посвятила ему песню и этот из ее любимых художников, стало поводом для просмотра фильма.
Но не только это участие в фильме актрисы-красавицы Джейн Биркин было ещё большим поводом для просмотра, и вообще мне нравятся фильмы о художниках, творческих людях, их личных взаимоотношениях.
Фильм мне понравился с самого начала несколько шокирующего для простых обывателей, он начинается с того, что в дом к художнику(Матьё Карьер), где он живет со своей спутницей Валли (Джейн Биркин) (но не женой), приходит молодая девочка-подросток, ей всего лет 13 или 14, дело происходит поздно вечером или уже ночью, за окном идет сильный ливень, девочка промокла до нитки, она сбежала от родителей и просит переночевать одну ночь, а наутро отправиться в Вену к своей бабушке. Так начинаются бедствия художника — его обвиняют в растлении и совращении малолетних девочек и порнографии, заточают в тюрьму, над ним идет суд, но в конце концов он выходит. Это только начало фильма.
амбиент от Брайно Ино в начале фильма), местами скучноват, но тем не менее это так мелочь.
Матьё Карьер — все время напоминал мне молодого Тароторкина(он Раскольникова играл) из Кулиджановского Преступления и Наказания, вообще не знаю как выглядел настоящий Шиле, но в фильме получился замечательный образ таинственного, демонического созерцателя, и тяжелой личности художника.
Джейн Биркин — восхитительна как всегда, натурщица, муза, спасительница, отвергнутая женщина- это все она, не устаю восхищаться ее глазами и чувственными губами, утонченностью и эротизмом.
Картина начинается с обвинения, заключения художника под стражу, суда, и выхода на свободу, как окажется это переломный момент в жизни художника по фильму, ибо перед смертью он вспоминает именно выход из тюрьмы.
А было ещё много чего интересного, измена Валли, отношения с другой женщиной, Европа во время Первой мировой войны.
6 июля 2012