Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прошу убежища |
английское название: |
Chiedo asilo |
год: | 1979 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Марко Феррери |
сценаристы: | Роберто Бениньи, Марко Феррери, Жерар Браш |
продюсеры: | Этторе Росбок, Жаклин Феррери |
видеооператор: | Паскуале Ракини |
композитор: | Филипп Сард |
художник: | Николетта Эрколе |
монтаж: | Мауро Бонанни |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 октября 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Известный философский тезис гласит: «всякая вещь есть единство и борьба противоположностей». Так, на заре эпохи психоанализа утверждали, что психика женщины базируется на травме, полученной в результате комплекса кастрации (т. е. обнаружения в детстве отсутствия фаллоса); мужчины в свою очередь лечились от переизбытка животных страстей, мучительно стараясь втиснуться в узкий корсет цивилизации. Что же сегодня? Женщины берут на себя доминирующую роль во всех делах, а от комплекса неполноценности лечат уже мужчин (чувствующих себя выключенными, посторонними во время беременности жены и дальнейшего воспитания ребенка), часть из них элементарно не способна выявить — есть ли у них вообще нечто «нецивилизованно-либидинальное».
В то время как психиатры и социологи лишь замечают эпохальный сдвиг всей гендерной социокультурной системы, такие художники как Макро Феррери уже десятилетия назад изобразили все эти изменения в своих картинах, которые в свое время (да и сейчас) не разглядели.
Практически все картины итальянского мастера пытаются решить задачу описания ролей мужского/женского в постиндустриальном, урбанизированном пространстве современной действительности. Стараясь расположить их так, чтобы график (т. е. цикл смерть-рождение) не прерывался и не отклонялся от заданного курса, Феррери сталкивается с рядом трудностей. Оказывается, что мужчина просто не вписывается в эту «дивную, новую» картину мира.
И на фоне прочих картин об экзистенциальном одиночестве мужчин (к слову, другая сторона творчества Ф. — дико красочные, чувственные, бьющие через край любовью фильмы о силе женского начала), картина «Прошу убежища» возможно самая оптимистическая и поразительно живая. На мой взгляд именно в ней отчасти даются ответы на те вопросы, на которые персонажи других фильмов ответить не сумели (отцовство, общение с ребенком, «роль», положение в социуме и т. д.).
Как всегда, главный герой фильма сильно феминизирован (работает учительницей в детском саду, где наряжается беременной женщиной, крайне чувственен и эмоционален). И вновь он сталкивается с проблемой будущего отцовства (в фильме «Прощай, самец» героя Депардье она буквально сжигает до тла). Он нонконформист и в прошлом (намеки на пережитую душевную травму проскальзывают тут и там) неоднократно конфликтовал с законом. Но по его собственному признанию он такой же как все, «только чуть-чуть веселее». Как мне кажется это «чуть-чуть» и не позволило ему подобно героям прошлых лент увязнуть в трясине окружающих его проблем (социальных, политических, индивидуальных, которые как незримая стена воздвигнуты в закадровом пространстве). Он их просто не замечает. Кажется, вся его жизнь игра — в которую он вовлекает и многочисленных детей, и даже их родителей. И каждый из них находит заветное место (убежище) под солнцем его веры и любви.
Но в его группе есть один особенный мальчик, что ни ест, ни говорит. На протяжении всего фильма Роберто старается включить его в свою жизнь. Но тщетно. И только к самому концу, почти слившись с ним воедино (даже одинаково одевшись), мальчик произносит слова «Я хочу туда.» И указывают в сторону моря (постоянном персонаже во ВСЕХ фильмах маэстро). И герои буквально растворяются в вечной стихии. Этом символе возвращения к жизни (мальчика-аутиста) и перерождения (Роберто — за кадром плач его новорожденного сына)
Что и говорить, фильм не только суть пересечение основных линий творчества Феррери, освещение множества жизненно важных вопросов современности, но и философское отражение… теории Ницше! Ведь (в очередной раз повторяя Иисуса) философ утверждает, что мы должны вновь стать детьми, даже если УЖЕ обладаем (чисто мужской) силой и мощью царя зверей: «Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения…» Как раз именно неистовым утверждением жизни и характерно все творчество великого маэстро Марко Феррери. За что ему безмерная благодарность и почет. Таких художников нельзя забывать! Никогда…
22 февраля 2015