Когда я стану великаном
8.1
7.4
1979, мелодрама
СССР, 1 ч 23 мин
6+

В ролях: Михаил Ефремов, Лия Ахеджакова, Наталья Сеземан, Алексей Дмитриев, Марина Шиманская
и другие
Герой фильма школьник Петя Копейкин доказывает, что такие понятия как храбрость, благородство и честь присущи не только временам плаща и шпаги, но и сегодняшнему дню. Выбрав примером для подражания героя известной пьесы Эдмона Ростана, он в своих поступках старается походить на Сирано де Бержерака.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Когда я стану великаном

год: 1979
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Валерий Гинзбург
композитор:
художники: Борис Комяков, Тамара Горшенина
монтаж:
жанр: мелодрама
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 августа 1979 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама

Видео к фильму «Когда я стану великаном», 1979

Видео: Фрагмент (Когда я стану великаном, 1979) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Когда я стану великаном», 1979

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Когда я стану великаном», 1979

О мужестве необыкновенно-обыкновенного парнишки, умении приспособиться и выживать.

Стало очень любопытно посмотреть Ефремова в первой главной роли. Вообще люблю фильмы о школе и подростках того периода, так что было тем более интересно.

Впечатление неоднозначное.

Сразу бросается в глаза очевидный «мискаст» возрастов и тел «восьмиклассников», который вроде бы должен подчеркнуть непохожесть Петьки, то, как сильно он не вписывается в коллектив сверстников-«акселератов». Вышло неубедительно. Он выглядит единственным *настоящим* школьником в компании вполне себе взрослых юношей и девушек возраста студентов… Для сравнения, в том же «Доживем до понедельника» главный герой-бунтарь тоже заметно ниже ростом своей избранницы и соперника — но это не настолько очевидно, когда он в кругу одноклассников.

Начинается фильм с откровенной хулиганской выходки Копейкина, которая — и герой Олега Ефремова прав — не делает Копейкину (в душе — Сирано) особой чести… Ласточкин действительно неплохо исполняет роль Бержерака, эффектен и уверенно смотрится на сцене, произносит роль с чувством. Кому из зрителей важна его «гнилая натура»? Петька не может снести такой удар по самолюбию: на такую роль выбрали не его — и банально портит всем вечер. Некоторые девочки плакали от злости, в спектакль было вложено немало сил и средств (для школы), престиж школы был на кону — ждали важных гостей. Всё это Копейкин внаглую срывает, не скрывая злорадства: наказать его по сути не могут.

И вот здесь интересен момент: а не слабость ли натуры Копейкина в этом показана? Когда нечего поделать — гадь. Гадь от бессильной злости. Нам показали, что парнишка не только остро ощущает свою неполноценность, но и давно отработал «защитные приёмы». Вполне примитивные, уровня обычного школьника.

Петька уже давно понял основные законы жизни, подростковой в том числе. Он их не ломает — нечем — просто сумел найти себе нишу, наиболее подходящую своей натуре и уживающуюся со своими принципами. На том и стоит. Но это не решает его проблем.

В конце фильма подонок и негодяй Ласточкин резюмирует положение Петьки: тот умён, сообразителен, и быстро подобрал себе подходящую социальную роль — не то шута, не то «артиста». Так его 100% замечают все, от малышни до старшеклассников, многие любят (кому его чудачества на руку). А многие откровенно пользуются, например, чтобы избежать двойки или смыться с уроков. Петькин статус весьма сомнителен, но тешит его уязвленное самолюбие. Он занял свое место. В его проказах нет откровенной злобы, больше позы и вызова. Это его «социальная шкурка», не спасает — но выжить помогает. Петька заставляет людей смеяться — это намного лучше насмешек в свою сторону.

А в чем он показан *настоящим* — ? В помощи слабым (кстати, многие из них страдают по его вине!), в искренней симпатии к хорошим, душевным преподавателям, помощи им, в цельности характера: Петька хочет быть Сирано по жизни, этот герой близок ему по духу — и паренёк поступает так же, как и он. Не подражает — он так и живет. Он домовит, практичен, не унывает, ценит в людях не внешнюю красоту и не «фирму» — он настоящий. И «шкурка» эта шутовская тонка, сразу рвется. Он хандрит, ерничает, огрызается, когда сказать нечего.

Петька ценит красоту настоящую, и тянется к ней. Наделенный поэтическим даром, он словом без труда восполняет недоданное ему природой: силу физическую, рост, красоту. Артистизм и обаяние тоже присутствуют (хотя на уроке в обычной школе эти «перформансы» тщедушного Ромео выглядят комично, если не сказать диковато). Но смех и улыбки настоящие лучше насмешек. И то хорошо.

В общем, Петька во многом обыкновенный паренёк, с комплексами, неидеальный, выбравший единственную соц. роль, которая хоть как-то могла выделять его среди других, показать таланты и отвечала душевным потребностям: хулиган-драчун-записной клоун-поэт — в одном-лице.

Мне лично фильм понравился не этим, а моментами, когда он беззащитен, прост, несчастен и одинок. Одинок в классе, один в квартире всю неделю, одинок в городе, одинок со своей первой любовью, один на один со своей борьбой с жизнью. Вот тут и видна его внутренняя сила, мужество, мужественность. Тут нет ничего от Сирано, здесь Петька настоящий. Это молчаливые, атмосферные моменты, быстрые взгляды, жесты и, разумеется — конец фильма. Этот растерянный, открытый, наивный и очень-очень детский взгляд сквозь решётку: Что? Ты всё узнала? Что ты теперь думаешь, что скажешь мне? Почему ты улыбаешься? Всё хорошо или плохо?

Нужно иметь мужество быть собой, просто *говорить* о своих мечтах и желаниях. У Петьки Копейкина оно — честно — не всегда было. Слишком дорогая цена и для него, этот страх быть осмеянным, отвергнутым, просто жалким недомерком, последним по росту. Парнем, которому уже в 15 лет явно *не повезло*. Неудачником. В стихах всё прорывалось наружу, но не стихами одними жив человек. Кулаками и проказами он защищал свое право на уважение и внимание к себе, отстаивал свое место в коллективе (уж какое бы ни было), а просто сказать, в прозе — не смел. И в этом он похож на всех нас.

О конце истории: знаете, бросив все силы на Копейкина, авторы не придали той же глубины остальным. Но они реальные ребята. Горошкина — девочка симпатичная, мечтательная, романтичная, чувствительная. Она искренне ценит их дружбу, ей нравятся Петькины стихи, конечно, её очень сильно впечатлила и тронула его любовная лирика о ней самой. Без сомнения, объяснится она с парнем мило, трогательно, бережно — они продолжат общаться (соседи же!), как друга Петька ее не потеряет. Но жизнь есть жизнь, да и Петька освободит ее от какой-либо вины за отсутствие взаимности. Сначала Кристаллов, потом появится кто-то другой… если Петька *резко* не поравняется с ней по росту, не станет со временем симпатичнее — все будет как и должно быть. И найдет Маша Горошкина какого-нибудь нормального, подходящего парня, а Петька молча уступит. Друзья до гроба — но жизнь есть жизнь.

12 июня 2020

Скажу сразу, взрослое кинотворчество Михаила Ефремова не вызывает у меня никаких эмоций. Я не видел или не помню ни одного фильма с его участием. Вот его гражданская позиция вызывает уважение. После ДТП с Ефремовым наткнулся в отзывах, что вот дескать любили этого мальчика из этого фильма. А вот же каким он стал.

Поэтому решил посмотреть. Если бы я этот фильм смотрел в детстве, то возможно отношение было бы другое.

А так приходилось судить по тому, что вижу.

Сама по себе идея неплохая. Но.

Почему главный герой такой мелкий, ощущение, что все остальные актеры просто старше его на пару лет. Посмотрел, так и есть. Ефремов 63-го, а главные антагонисты 57 и 59 гг. Смотришь на таких «школьников» и сразу не веришь. А ведь это одна из завязок фильма — Копейкин маленький и поэтому Горошкина не могла смотреть на него как на кавалера.

Нелогичным выглядит поведение Коли Кристаллова, в которого влюбилась Горошкина. То он глупый, то нормальный. Когда он говорит с Ласотчкиным, то сразу понимает, что тот подлец. А когда говорит с Копейкиным, то дает сделать из себя клоуна. Ну с чего бы такой самоуверенный тип вдруг начал бы слушаться «мелкого». Или эпизод в конце, когда он «вдруг» вспоминает, что завтра надолго уедет. Зачем тогда все эти разговоры с Копейкиным. Почему тогда он не идет к Горошкиной сказать, что он завтра уезжает, если она ему так нравится.

Или эпизод, где Копейкин идет к доске. Зачем он «бросается на амбразуру», спасая класс. Ведь учительница сказала, что только в следующий раз будет применять дисциплинарные санкции к ученикам, если кто-то не выучит урок, словом, нелогично.

В фильме еще много эпизодов, про которые хочется сказать «нелогично», «не верю».

Самая большая претензия — это слабая игра всех детей актеров, кроме Ефремова. Не случайно, например, что актер сыгравший, Кристаллова и актриса, сыгравшая Горошкину, — больше не снимались.

Теперь о хорошем. Это собственно Ефремов. По-моему, гениально. Как он читает стихи, переходя с Гомера на Бальмонта, как он разговаривает с одноклассниками и учителями. И горе, и радость, и смех, и печаль, любая эмоция и все в точку. Превосходно.

В общем, за неплохую идею, гениальную игру Ефремова, и, пожалуй, хорошую актерскую работу Ахеджаковой —

7 из 10

Впрочем, если бы я был ребенком, то может мне бы и понравился фильм.

11 июня 2020

Жгучие чувства лишь только созревающих людей

Фильм обязателен для показа детям/подросткам от 10 лет и старше. Это один из лучших проводников в мир поэзии, в мир влюбленности, в мир прекрасной сложности «взрослых чувств» — в мир растущей и пытающейся узнать себя человеческой души. Смотреть этот фильм надо глазами детей и подростков — взглядом, которым руководят сильнейшие, но пока еще слабодифференцированные чувства — чувства сверхэгоистичные и жертвенные; фантастически слепые и настолько прозорливые, что прокладывающие путь для всей дальней жизни; жестоко-манипулятивные и одновременно абсолютно нерасчетливые…

Нужно отбросить все истории про съемки фильма и погрузиться в мир на экране. Нет никакого смысла обсуждать ни обстоятельства создания фильма, ни подбор и качество актеров, ни тем более их дальнейшие судьбы/морально-политические взгляды — режиссура и актеры в фильме ровно настолько хороши, чтобы быть неуродующим стеклом в смутном окне истории душ.

Будем смотреть прямо и наивно. Будем смотреть всем тем, что в нас осталось/что мы еще помним о себе — тех, кто когда-то ходил в школу — место, что тогда казалось самой большой и важной частью из вообще существующего мира и что теперь кажется таким маленьким его закутком. Впрочем, теперь, есть подозрение, всё, что мы — «взрослые» — можем увидеть в нашем и чужом детстве — будет лишь реконструкцией по немногим оставшимся черепкам навсегда ушедшего мира — т. е. будет лишь нашей фантазией о прошлом.

***

Быть ребенком легко. Времени много — очень много. Ты бежишь и тебе интересно куда бежишь. Ты разговариваешь и тебе очень интересно, о чем ты разговариваешь. Ты мечтаешь и твои мечтания это самое важное, что сейчас с тобой может происходить. Ты скучаешь и эта скука так сильна, что заставляет тебя ходить по потолку… мгновение и ты уже забыл, что это такое «скука» — ты бежишь, ты болтаешь, ты мечтаешь…

Быть поэтом легко. Весь мир вокруг — он твой. Он только и ждет, чтобы ты, именно ты, про него сказал. И все должны услышать это твоё слово и раскрыть рот. Самое важное, что только происходит — происходит здесь и сейчас у тебя в душе и все должны прекратить заниматься ерундой, должны не мешать — должны дождаться, чтобы услышать и стать счастливыми от тех слов, что рождаются у тебя в душе.

Быть другом легко. У него есть дело к тебе и ты бросаешь все и его дело становиться твоим. У тебя есть идея и ты бежишь, выдергиваешь друга из его дурацких, совсем ненужных сейчас ему занятий, и вы уже вместе бежите, хватаете, обсуждаете и начинаете делать эту идею. Вы рядом — и темы для разговоров есть всегда — вы даже не знаете, что это такое — темы для разговоров — вам просто всегда есть, что обсудить — очень много есть, что обсудить — лишь бы эти дурацкие «обязанности» не прервали вас…

…А потом время берет тебя за шкирку и начинает вытягивать тебя из детства. И ты понимаешь, что смотрел и не видел, что говорил и не произносил ничего своего, что был рядом с кем-то и не понимал, что рядом был другой, а не копия тебя. Ты начинаешь становиться человеком — тем, кто обречен на возможность быть отчужденным, неудачливым, одиноким…

Ты можешь спрятаться в игру в «справедливость». Но это лишь выходки человечка, который отказывается признать, что люди могут быть разными и внутри большинства из них намешаны отнюдь не геройские порывы, что червоточинки в их душах не означают, что они должны быть приговорены навсегда и что они не могут жить с ними, бороться с ними и даже «приносить пользу»…

Ты можешь спрятаться в игру «в любовь». Но ты не знаешь, что это. Это для тебя лишь слова из книжек. Ты видишь во внезапно выросшей девчонке не юную женщину, а друга по детским играм, друга по разговорам, друга, с которым можно заняться чем угодно и будет всегда весело. Ты не видишь, что «просто веселье» — это уже навсегда не из её мира. А её мир это — ожидания, надежды, страхи, влечение, жар и холод, страдание, разочарование, боль, слезы, эйфория, восторг, ужас, потери…

Ты не ревнуешь, ведь ты еще не знаешь что это — тебе «просто» жутко обидно, что все не может быть как раньше. Твой мир трещит по швам, но он еще может быть прежним, ты еще здесь — в детстве, а она уже нет — она уже другая. Она еще помнит, что было все очень просто — ей очень хочется назад в тепло солнечного утра, но её, помимо её воли вынесло уже на простор жаркого дня. Она даже может отказаться от «неудачного предмета любви» — того, к которому её влекло и кто не давал заснуть, но это не вернет её назад. Её тащит в новый мир. Может быть в этот её мир вынесет и прежнего друга детства и тогда они сплетутся в новое одно, но он для этого должен стать другим, так же как она уже стала другой…

А пока «юный поэт» цепляется за свой прежний уходящий мир. За своих поклонников, которым от него нужен уже не он как он, как это было прежде, а нужна выгода. Он, «с его чуткой душой», вдруг замечает то зло, что творится и что сам творит… замечает несчастье взрослых не патетическим горем, а обыденным ежедневным несчастьем — и это для него новое. Он еще может своей выходкой что-то поменять, но лишь на миг — одинокие останутся одинокими, лживые лживыми, несчастные несчастными…

Быть взрослым значит быть (иметь возможность быть) отстраненным от всего в том числе и от себя — это ужас, но это и шанс увидеть ситуацию, в которой ты разыгрываешь какую-то роль, «со стороны» — шанс не совершить зло в состоянии «искреннего порыва» — не причинить боль своей слепотой «наивного ребенка».

Ты «дарил» свои стихи «сопернику» потому, что он был не соперник — а товарищ «по игре в любовь» и хороший шанс проверить действенность единственного, что для тебя как поэта ценно (и в этом ты уже стал взрослым) — того, что действительно ты Сам — твоих творений — твоих стихов.

Когда же ты первый раз в своей жизни разглядел, что твоё «благородство» принесло всем боль — ты сел в лифт с одной кнопкой — вверх — во взрослую жизнь — прочь от вечности детства — прочь в обреченную судьбу всех людей на дереве мира — созреть, быть одному, сорваться вниз и умереть — судьбу с ежесекундными мечтами о другом…

23 февраля 2019

Воображение дано человеку как компенсация за то, что он не такой, каким хотел бы быть. А чувство юмора — чтобы примирить его с тем, какой он есть. И поэтому — keep smiling!

Давно уже сбилась со счета просмотра одного из моих любимых фильмов. И все равно, периодически испытываю потребность в пересмотре фильма, который смело можно отнести к категории «на все времена»! Фильм был снят во времена, когда детскому кино, на ряду со взрослым, была отведена весьма весомая ниша, которая в наше время скорее походит на незаполненную брешь.

Затронутые в фильме темы, актуальны и по сей день. Борьба добра со злом, первая невинная любовь, юношеский максимализм, несбывшиеся мечты, книжная романтика и сухой реализм…

Главный герой фильма Петя Копейкин, вечно комплексующий по поводу собственной низкорослости ученик старших классов, взамен на эту допущенную природой мелкую генетическую оплошность, одарен рядом неординарных способностей, отличающих его от своих сверстников. Копейкин не по годам умен, начитан, благороден, артистичен, всегда готов встать на сторону слабых и обиженных, одним словом индивидуум, воплотивший в себе черты героев мушкетерских и любовных романов. И как подобает всякому герою романа, Копейкин безнадежно влюблен в свою одноклассницу Машу Горошкину, современную Дульсинею Тобосскую, которая не догадывается о чувствах одноклассника и воспринимает его только, как близкого друга — эдакого исповедника, готового в трудный час выслушать жалобы и подставить плечо. И вот, неровен час, чувство любви стучится в дверь Горошкиной! Да вот беда — выбор пал не на благородного идальго Копейкина, а на одаренного смазливой внешностью, да и только, новичка-провинциала с параллельного класса. Очередная излитая Горошкиной исповедь-мольба, обескураживает Копейкина. Бедняжка, зарыв поглубже испытываемые чувства, берется помочь Горошкиной и свести ее со своим антагонистом. Легко сдружившись с «соперником», Копейкин готов на такое великое жертвоприношение, как поставка предназначенных для Горошкиной стихов собственного сочинения, своему оппоненту. По воле случая, обман раскрыт, Горошкина прозрела, провинциал отошел на второй план, звездный час Копейкина настал, занавес лифта опущен.

В фильме прекрасно все — и подача темы, и исполнение ролей, и такой ощутимый, но невидимый герой, в лице минорной, меланхоличной музыки. Кроме основной музыкальной темы, в фильме звучат подобранные со вкусом инструментальные мелодии в исполнении оркестра Поля Мория и благодаря фильму, открытая мной популярная в 70-ых годах прошлого столетия нидерландская прогрессив-рок-группа «Ekseption», в исполнении которой звучит переиначенная на неповторимый, своеобразный лад «Сицилиана» Иогана Себастьяна.

Роли в фильме исполнены бесподобно. Особенно западает в душу Ефремовская, не по детски сыгранная, неповторимая роль, не побоюсь сказать, пожалуй самая лучшая из сыгранных им ролей. Козалось бы, актеру на тот момент всего-то лет пятнадцать, но как точно переданы все чувства и переживания героя, какая подача роли, какой глубокий взгляд искрящихся глаз… Редкий случай, когда настолько веришь артисту, что теряешь чувство реальности и выдаешь экранный сюжет за действительность.

Уверена на все сто, что во мне никогда не померкнет необъяснимая потребность в просмотре такого легкого и одновременно глубокого фильма, как «Когда я стану великаном», просмотр при котором на короткий отрезок времени возвращаешься в детство, просмотр при котором невольно покрываешься мурашками, и в момент неоднократно просмотренной сцены движения лифта вверх-вниз, стиснув зубы сдавливаешь подступившую горючую слезу…

10 из 10

15 июля 2018

Маленький Великан

Ещё один прекрасный советский фильм — про школу, дружбу, благородство, соперничество, первую любовь…

Главный герой — Петя Копейкин, маленького роста, на вид обычный подросток-«хулиган». Но как часто внешность бывает обманчива!

Урок литературы. Появилась новая учительница, и оказывается, что никто не подготовил домашнее задание. И вдруг… Выходит к доске этот «хулиган» и начинает с помощью «Курочки Рябы» рассуждать о художественных особенностях различных стилей.

Парк. Встречаются одноклассник и одноклассница, друг и подруга (а может быть, не только подруга?). И о чём разговор? Маша Горошкина просит Петю, чтобы он помог ей познакомиться с понравившимся парнем из другого класса. И что же? А ведь он помогает — и ей, и тому счастливчику, даже сочиняет стихи, чтобы он выдал их за свои собственные. Поразительное великодушие! (Не «я», но «она» в центре внимания…)

Как часто влюблённые слепы и не видят того, что на самом деле происходит, кто достоин любви, а кто просто так! Однако, к счастью, всё становится на свои места…

Невозможно пройти мимо последней сцены — у лифта, с булками. Это, на мой взгляд, просто чудо. Петя и Маша, Копейкин и Горошкина… Он в кабине, она на лестнице. И ни слова. Только глаза и улыбка… Зачем и слова, когда такие взгляды!

Фильм понравился очень. Как всё это созвучно! Ведь у каждого есть сокровенные уголки сердца и памяти, в которых навеки хранится великое — первая любовь…

10 из 10

22 февраля 2018

Не забывайте

Пишу сейчас сей отзыв потому, что увидела непростительно мало рецензий на такой Фильм. Я всегда пытала слабость к такому кино и считаю своим долгом рассказать о тех чувствах, которые оно у меня вызывает.

«Когда я стану великаном» — этакое доброе и милое творение Инны Туманян, что рассказывает нам про мальчика Петю и его грустную, совсем не мальчишескую, историю любви. Хочется сказать, что это именно тот фильм о школе и детях, который интересно смотреть. Постановщики прекрасно поработали, создав нам атмосферу школьной жизни, а сценаристы позаботились описать эту жизнь так, что поневоле вспоминаешь свою, такую же, и понимаешь — да, все так и есть. Проблемы героев кажутся очень серьезными, а сами герои что ни есть настоящими.

Вообще, во всей этой работе проглядывается большой талант всех, кто был к ней причастен. Меня всегда удивляло умение делать стоящие фильмы без красивого фона, великолепных пейзажей и прочего. Здесь у нас есть школа, двор и маленькая комната Пети Копейкина. И самое удивительное, что этого достаточно! Не нужно дорогих костюмов и спецэффектов там, где есть душа. Этим, по-моему, и отличается кино той эпохи от нашей. Ставки сейчас, видимо, делаются совсем не на то. Посмотрите последнюю сцену фильма, и вы тотчас же согласитесь со мной. Кстати, особое спасибо за такой немногословный, но прекрасный финал. В глазах актеров мы видим все, что нам нужно знать.

Отдельное слово о Михаиле Ефремове. Удивлена, восхищена и покорена его героем и мастерством. Я очень редко встречаю искреннюю игру юных актеров, но Петя Копейкин получился замечательным. Остается только гадать, откуда у Ефремова был такой багаж знаний, что позволил ему сыграть такую взрослую роль.

Также очень понравилась мне Лия Ахеджакова. Трогательна и нежная, просто великая актриса.

Жаль, что таких фильмов больше не снимают. Но хорошо, что они были. Да, их уже не возродить, но давайте будем хотя бы помнить…

9 из 10

12 февраля 2015

Какой хороший фильм я только что посмотрела! Нет, не так. Какой чудесный, добрый, замечательный (и еще великой множество «ный») фильм посчастливилось мне только что увидеть. Когда-то давно я случайно натолкнулась на эту картину по телевизору, и все… Я окнчательно и бесповоротно влюбилась. К сожалению я начала смотреть фильм с середины, и для меня на много лет осталось загадкой его название и актеры, сыгравшие в нем, но фильм запал в сердце и остался в нем на долгие годы. Я мечтала когда-нибудь посмотреть его снова целиком и сегодня мое желание исполнилось.

История Пети Копейкина — это история умного, честного, смелого и благородного человека. В фильме показано, как важно для героя оставаться Человеком с большой буквы в любой, даже самой сложной жизненной ситуации. И Пете это удается. Конечно Петя Копейкин не человек без недостатков, но все эти недостатки прощаются ему ради его достоинств. Пете не чужд юношеский максимализм, но он сглаживается потрясающим чувством юмора, он обижает человека, но сразу же старается загладить свою вину перед ним. Впервые я не могу назвать Петю Копейкина обыкновенными словами «главный герой», как это обычно делаю в рецензии, потому что благодаря потрясающей игре Михаила Ефремова(теперь-то я знаю, кто исполнил в этом фильме главную роль), сценарию, операторской работе, Петя перерос обыкновенный кинематографический персонаж и стал для меня живым человеком. «Чудо?»- скажите вы и будете правы. Действительно чудо.

И еще… Конец фильма заставляет слезы навернуться на глаза. Признание в любви без слов. Что может быть чудеснее? И самое ценное в этой сцене у лифта остается то, что режиссеру удалось избежать даже малого намека на пошлость. Только чувства и мечта. Нет слов!

Я бы поставила этому фильму гораздо больше, чем 10 баллов, но если нельзя больше, то:

10 из 10

19 декабря 2013

Искренность — норма жизни

Кино про школьную пору подростков с не самым простым характером редко оказывается светлым. Время, когда юношеский максимализм окончательно переполняет архимедову ванну, расплескивая эмоции на окружающих, когда детство уже почти осталось за спиной, а юношество еще не показалось из-за горизонта, само по себе непростое. Тем удивительнее, насколько же чистым и легким получился фильм Инессы Туманян «Когда я стану великаном». По ходу действия мне казалось, что фильм снимает заряженный искренними эмоциями ровесник Пети Копейкина и его друзей, а не женщина, которой исполнилось 50 лет, настолько честно и правдоподобно изображена жизнь юных людей. Бесполезно критиковать то, по чему сам безнадежно скучаешь: по клятвам, нарушать которые не собираешься, по осторожным взглядам в сторону своей симпатии, стихам и чувствам, на которые ей плевать с самой высокой башни Нотр-Дама. Всё это так естественно и чувственно показано, что смотреть это кино хладнокровно просто не получается. Туманян обходится без наставительного тона, нравоучений, рефлексии по поводу и без, а просто снимает кино. О Пете Копейкине, живущем, как кажется, в каждом романтике нашего времени. О Горошкиной, считающей себя взрослой и не видящей своего солнечного счастья рядом. О наглых Ласточкиных, без которых жизнь казалась бы пресной. О том, что от беспрерывного повторения мантры «keep smiling» счастливее не станешь. Обо всём, что важно.

Солистом фильма выступает совсем еще юный Михаил Ефремов, раздолбаисто куражащийся все полтора часа. Интересно наблюдать за началом творческого пути прекрасного артиста, которого в наше время как только не хулят. Кажется, что Петей Копейкиным он на всю жизнь и остался… Веселым, разухабистым, с незатухающими огоньками в глазах, постоянно хулиганящим и перманентно обаятельным. В мимике юного артиста уже тут заметны многие вещи, эксплуатируемые им потом на протяжении всей актерской карьеры. Вечный грустный шут, пытающийся за показной бравадой скрыть тонкость своей душевной организации, веселящий всех, но не веселящийся сам. Следуя названию фильма, стал ли сам Михаил Ефремов великаном, когда вырос? Вопрос сложный, и ответа в своей риторичности не особо и требующий. Каждый сам выбирает свою дорогу, и уж тем более это касается людей творческих. «Когда я стану великаном» оптимистичен в каждом своем кадре, в каждой грустной и веселой сцене. Это не Франсуа Трюффо, не Дина Асанова, не Кристоф Барратье, не Ролан Быков и Вадим Абдрашитов. Это кино со своим воздушным почерком, своим видением проблем взросления, разговаривающее на понятном для зрителя языке, при этом не чураясь символизма и игры литературными параллелями с классикой. В такой фильм невозможно не влюбиться, он зажигает в окружающей беспросветной мгле хилый огонёк, хоть на пару секунд дающий надежду на лучшее.

8 из 10

23 ноября 2013

Ускользающая красота

Такой простой по сути и такой глубокий фильм, равного которому найти очень сложно. Я думаю, что это одна из самых ярких, выразительных историй о первой любви в советском кинематографе. А финальная сцена в лифте под невыразимо прекрасную мелодию группы Ekseption — просто квинтэссенция самой сути первой любви. Кажется, невозможно представить ничего более трогательного и точного, чем этот потрясающий безмолвный диалог.

Снято гениально, других слов нет. Характеры персонажей раскрываются двумя-тремя мазками, и сразу становится понятно, что это за человек. Коля Кристаллов, Эльвира Павловна, Федя Ласточкин, Джульетта Ашотовна, таксист… Маша Горошкина, в конце концов… С детства узнаваемые интерьеры, тихие сонные улицы, по которым можно безбоязненно ходить ночью, наивно-идеалистичные старшеклассники, которые не нападают из-за угла, а ведут светские беседы — уютный, где-то выдуманный мир, который навсегда остался там, в моём советском детстве. И не вернуться уже никак.

Сейчас таких фильмов не снимают. Почему? Подростки перестали влюбляться? Исчезла потребность в высоких чувствах? Не нужно трепетное ожидание любви?…

Какое счастье, что именно юный Михаил Ефремов сыграл в этом фильме — без него история не была бы такой щемящей, нежной и душераздирающей. Если бы не он, то фильм был бы просто неплох, но фильм шедеврален. Ефремов — актёр на генетическом уровне, и можно только порадоваться, что он выбрал правильную стезю.

Этот фильм — про Петю Копейкина. Про его благородство, дерзость и отвагу — какие странные, полузабытые слова и понятия! Про честь и достоинство. Про то, что Мужчиной можно быть и в 15 лет. И про то, что всегда нужно быть человеком — в любой, даже самой трудной ситуации.

Спасибо.

25 января 2013

Вот почему больше так не делают?

И не сделают, наверное. Потому что все в поисках лучшего, небанального, захватывающего, интересного, нового — и не думают, что самую простую, обыденную историю можно показать так, что захочется в нее поверить.

А знаете, даже если сделают, все равно будет не то — исчезнет ощущение простоты и при том наполненности этой советской жизни — той серьезности, с которой люди относились к вещам, на которые сейчас они же не обращают никакого внимания, пренебрегают и упорно не хотят видеть.

Очень понравился Миша Ефремов — действительно гениальная актерская игра для такого возраста. Это не ребенок, но мужчина. Настоящий мужчина, пусть и пока маленького роста.

Так же хочется отметить Лию Ахеджакову, которая наполнила фильм такой беззащитной женской красотой, которую сейчас уже не найти.

Смотреть и пересматривать.

14 мая 2012

Одних подростков неказистая внешность толкает идти в наполеоны, других — догонять и обгонять среднестатистических товарищей с помощью физических экзерсисов. Но большинство находят точки опоры, которые примиряют их с окружающей действительностью. И только ростовой диссонанс с девушкой тайных мечтаний нет-нет да и царапнет коготком полузажившие комплексы.

Живёт на свете простой парнишка Петя Копейкин. Характер у него не из неприметных, постоянно нужно держать форму. Если физические минусы сглаживает дзюдо (где-то я в современных реалиях уже с этим сталкивался), то эстетические замаскировать сложнее. Тут расслабляться нельзя — и подошвы наращиваются, и пригорки незаметно в ход идут. Н главное — переключение обуви внимание аудитории. С лирическо-поэтическим уклоном.

Возможно, живой мальчик Петя поистерся бы в зрительной памяти через недельку-другую после просмотра. Да вот сыграл его небезызвестный Михаил Ефремов. Тот, который отдувается сейчас за всех русских в жюри КВН да не сходит с лимонных страниц печатных изданий сомнительной парадигмы. А в свободное время снимается в кино, отыграв трехзначное количество ролей.

И, глядя на одну из первых его работ, понимаешь, почему кинематограф не отпустил Михаила. Кризис перехода из отрочества в юность переживали все. Поэтому фальшь рубилась бы на корни. Мы выбираем, нас выбирают — как это часто не совпадает, первая любовь даёт возможность разбудить ручейки лирики и романтизма, что естественно проявляется в игре Ефремова-младшего.

Особенно это заметно на фоне каменнолицего старшего. Да и ровесники ничем не выделились. Загадочная Наталья Сеземан (Горошкина) являлась больше образом Прекрасной Дамы, патлатые (где только такую нестриженную ораву отыскали в 1978 году) школьники ведут себя театрально-шекспировски, что увеличивает художественный градус, но уменьшает реализм, в рамках которого балансирует картина.

Лия Ахеджакова имеет довольно узкий типаж. Голос, внешность, мимика не даёт возможности примерить роковой или воздушный образ. Но здесь плюсы актрисы использовали по полной. Нескладная «англичанка» оттеняет задиристого ученика, увеличительной линзой раскрывая его душевность. Получился прообраз будущей Елены Сергеевны, неумеющей проводить черту между внутренней поэзией и убегающим рациональным миром. Что незамедлительно подчеркнул герой Владимира Качана, изобразивший «скелет в шкафу». Действительно, славный птах с гитарой получился.

Инна Туманян не достигла высот Динары Асановой в проблематике начал взросления. Но «Когда я стану великаном» ей удался. Всю картину украшали метафоры и аллегории шекспировского толка. Уровень символизма неустанно повышался. И, как и должно быть в хорошем кино, в памяти осталась концовка. Лифт, увозящий в небеса последнего романтика, стал точкой расставания с детством. А мелодии стихов Хармса, «другого» поэта аранжировали этот переход.

А на обломках дней кровавых

Я рваные всем раны залечу

Когда я вырасту и стану великаном

Ведь в жизни только этого хочу.

17 марта 2012

Поэт-мечтатель и благородный герой Петя Копейкин

Обожаю такие фильмы. Спасибо советскому кинематографу за такую историю. Хочу пересматривать это кино еще и еще. Мне это доставляет нескончаемое удовольствие.

Петр Копейкин — замечательный парень, конечно мой любимый герой. Я им восхищалась весь фильм. То как он говорит, как он ведет себя в той или иной ситуации, мне нравится в нем все. А как он читает стихи! Вот таких героев не хватает в нашей жизни, поэтому я хочу смотреть и смотреть, и любоваться им хотя бы с экрана телевизора.

В жизни часто бывает, что девушки смотрят на красоту, высокий рост парня, и внушают себе, что он им нравится. А самый достойный — остается в стороне.

Горошкина не замечает, что рядом находится тот самый лучший, который ради нее готов на все. Все-таки она услышала стихи посвященные ей, как она мечтала, не зная кто настоящий автор этих строк. И конечно, справедливость восторжествовала и Горошкина всё узнала. Так и должно было быть. Она поняла, какая она была слепая. Ведь рядом всегда находился благородный, прекрасный принц и поэт, который всегда её любил. И совсем не важно какого он роста.

Благородство, самопожертвование, храбрость, и самое главное чистая любовь — все есть в этом фильме. Доброе, нежное кино.

Я влюбилась в Петю Копейкина в исполнении Михаила Ефремова, навсегда.

10 из 10

11 февраля 2011

Спасибо

«Спасибо» — вот то слово, которое хочется сказать после просмотра. Причем благодарить хочется всех: режиссера, Ефремова, сценаристов, Ахеджакову, Шекспира, советские магазины, в которых продавался бутылочный кефир с зеленой фольгой на горлышке, Владимира Качана с его гитарой, Сирано де Бержерака (за то, что таковой был), родителей (друзей, подруг, интернет, телевизор — или кто там еще натолкнул на просмотр фильма). Всех.

Весь фильм при виде главной героини хотелось закричать: «дура!», сгрести ее в охапку, поставить нос к носу с Петей Копейкиным, ткнуть пальцем и проследить, чтобы не убежала. Ну правда.

По правде говоря, не знаю, как выразить словами все те щемящие чувства, которые вызывает этот фильм. Я всегда улыбаюсь, вспоминая его. И всегда сдерживаю подступающие слезы, вспоминая сцену с лифтом.

И бесконечно жалею, что ни в моем классе, ни в моем дворе не было такого вот Пети Копейкина. А во взрослой жизни искать таких Петь бесполезно… Они все родом из детства. И, правда, лучше не знать, что потом с ними происходит, кем они становятся, эти Пети, каких девочек они себе выбирают, какие профессии, каким транспортом добираются на работу… Пусть это уже будет другая история.

Спасибо режиссеру, сценаристу, оператору, всем-всем, что не стали останавливать лифт с Петей, не стали открывать створки. Спасибо…

Я бы поставила 100. Или больше. Честное слово.

10 из 10

26 мая 2010

Все гениальное — просто

Говорят, если книгу не хочется прочитать второй раз, значит, она не стоит прочтения вообще. То же самое можно сказать и про фильмы. Всем сердцем обожаю Михаила Ефремова в «Супертеще», в «Дубровском», в «Таежном романе», но, посмотрев «Когда я стану великаном», просто влюбилась в Петю Копейкина. Этот фильм сразу же занял первое место в рейтинге моих любимых. Пересмотрела несколько раз за выходные. Диалоги даже выучила наизусть и мысленно повторяла их за героями.

- Говорят, ты стихи пишешь.

- Пишу.

- Хорошие?

- Хорошие. А зачем плохие писать?

После просмотра таких фильмов как будто очищаешься. И хочется верить, что есть рыцари и в нашем веке. Очень жаль, что почти не показывают такое кино по телевидению… глядишь, рыцари бы и появились, ведь их нужно воспитывать, воспитывать такими вот примерами. Очень советую посмотреть «Когда я стану великаном» всем, кто его еще не смотрел, а уж поклонницам Михаила Ефремова тем более.

3 апреля 2009

Обыкновенная история

«Когда я вырасту и стану великаном,

Я всем разбитые коленки излечу

И всех ребят из нашего подъезда

Я через крыши прыгать научу».

Помните, в вашем классе был мальчик — невысокий, невзрачный? Может его звали Петя Копейкин. Он мог сочинять стихи на ходу, мог устроить самый безумный и весёлый розыгрыш, мог наступить на собственные чувства, лишь бы увидеть улыбку на лице соседской девчонки, мог грустить в одиночку и мечтать:

«Когда я вырасту и стану великаном…»

Про таких не говорят — «он был не таким как все». Таких любят, но не понимают. Таких ненавидят, но уважают. Таких порой не замечают, пока они вновь не устроят нечто этакое, приковав к себе внимание всей школы. Таким сложно по жизни, но именно такие делают эту жизнь ярче, лучше, интереснее.

«Школьные годы чудесные…». Сорванные уроки, разговоры на переменках, первая любовь, ревность, дружба, вражда, свидания, вечеринки. Этот фильм стал для меня своеобразным круизом в прошлое. Вместе с главным героем я вновь оказалась за партой, рассказывала про «художественные особенности творчества Лермонтова», читала монолог Джульетты и делилась с лучшим другом секретом о своих симпатиях к «новенькому» из параллельного класса, даже не подозревая, какую боль принесут ему мои слова. Этот диалог под дождём между главным героем и его подругой — сколько эмоций и какая сила характера нужна, чтобы столь искусно спрятать их в себе.

Петя Копейкин. Самый обычный мальчик, и даже фамилия такая — «мелкая». Только вот душа его была иная, бесценная, подобная нетронутому алмазу. Мальчик из другого времени, эпохи рыцарства, романтизма, когда любовь и благородство были высшими человеческим ценностями. Петя Копейкин — просто мальчик с легко угадываемыми чертами лица уже взрослого актёра Михаила Ефремова. Петя Копейкин — роль, которой можно гордиться. Образ, который запоминается с первых кадров.

Эта картина, снятая в 1978 году Инной Туманян отныне займёт в моём сердце пустующую нишу фильмов о школе. Действительно простая история из жизни обычного мальчика с нестандартным взглядом на жизнь. Может быть немного короткая, мне так не хотелось расставаться с Копейкиным так быстро. Я готова была постоять у двери лифта ещё немного и дождаться его. Лифт бы наконец остановился, он вышел и читал мне свои чудесные стихи до самого утра…

* * *

Помните, как он сорвал школьный спектакль, помните, как помог классу сбежать с урока, исправно исполняя роль Ромео перед школьной великовозрастной Джульеттой в исполнении Лии Ахеджаковой? Помните… Нет? Его-то вы точно запомнили бы. Наверное, в вашем классе не было Пети Копейкина. А может быть был, но вы его не знали. Что ж, жаль.

P.S. «Keep smiling». Просто — «keep smiling».

4 февраля 2009

Сирано за школьной партой…

У меня в голове сложился образ Михаила Ефремова как актёра с комедийным амплуа… Но этот фильм открыл его для меня с новой стороны. И не то чтобы роль Пети Копейкина глубоко трагичная, но есть в этом персонаже что-то такое живое, яркое, настоящее и очень личное… Не знаю как объяснить по-другому.

Фильм чудеснейший! Как часто бывает наткнулась на него совершено случайно. Включила именно в тот момент, когда Лия Ахеджакова читает монолог Джульетты на английском… и оторваться от фильма уже не смогла) я не знала названия, не читала краткого содержания, не знала актёров. И я не знала что это Михаил Ефремов! Но всё же узнала его. А потом уже прочитала, что фильм «Когда я стану великаном» сделал его одним из самых популярных юных актёров страны. И я понимаю почему!

В него здесь просто нельзя не влюбиться. А как он играет! Я сопереживала ему каждую минуту. Он любит Её, а Её кажется что она любит Другого… или может быть не кажется?

- Скажите, ну, а вдруг он, этот человек,

Красив, но не умен? Вас не пугает встреча? (Сирано де Бержерак)

- Какие волосы! Красив, как древний грек! (Роксана)

- Но волосы еще не признак красноречья. (Сирано де Бержерак)

- Нет! Он умен! Его слова должны

Изысканными быть, как и его манеры. (Роксана, капризно)

- Все хороши слова, когда глаза нежны!

Однако вдруг он глуп? (Сирано де Бержерак, с горечью)

- О, я умру, наверно! (Роксана)

О, конечно эта история не так поэтично-трагична как судьба классического Сирано, но зритель думающий много найдёт для себя в этом фильме.

А ещё глубокий поклон Валерию Гинзбургу. Операторская работа на мой взгляд выше всяких похвал. Последняя сцена, в которой не сказано ни слова! Но глаза, глаза сказали всё что нужно.

Возможно, отзыв получился слишком восхищённым? Но не судите строго. Просто посмотрите этот фильм, я советую)

18 октября 2008

Самый лучший фильм!!!

Очень хороший фильм, искренний, добрый, о правильных вещах. Только недавно его впервые посмотрела, и лишний раз убедилась, что Миша Ефремов гений! Какой был красивый мальчик, какой юмор, характер, какие глаза, какой талант! Если бы в меня влюбился такой Петя Копейкин в мои, скажем, 13 лет — я бы пошла за ним на край света! Безусловно, это его лучшая роль!

Не злоупотреблял бы Ефремов мл. спиртным — стал бы величайшим актером современности, я уверена! Такой талант рождается один раз на миллион! Очень жаль, что после «Дубровского» у него, кажется, не было больше главных ролей, во всяком случае в качественных фильмах. Хотя Михаил Олегович во всех своих ролях бесподобен, я его бесконечно уважаю и люблю!

30 января 2008

Неизбежная цена выбора

Один из лучших фильмов своего жанра и своего времени. Гениальный Ефремов, гениальные диалоги. Ефремов-старший, Ахеджакова, Инна Ульянова. Замечательный образ Джульетты Ашотовны, одинокой, немного чудаковатой учительницы английского языка, воплощённый Лией Ахеджаковой с такой невероятной любовью и нежностью, на грани грустного, почти трагичного, и смешного. Для меня это самая яркая и талантливая роль актрисы. Будни «советской школы» (в лучшем смысле этого слова), обычного городского двора, — показаны так, ну, или почти так, как «было».

Вневременные проблемы взаимоотношений, люди, их идеалы, их мелочные кумиры и фетиши, сомнения и решения, выбор, горечь этого выбора, ответственность и маленькие, каждодневные предательства… Дружба и Любовь, Любовь и игра, игра и искренность. Неизбежная цена выбора.

19 мая 2007

Мелодрама Когда я стану великаном появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Инна Туманян. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Михаил Ефремов, Лия Ахеджакова, Наталья Сеземан, Алексей Дмитриев, Марина Шиманская, Олег Ефремов, Владимир Качан, Арсен Багратуни, Андрей Васильев, Инна Ульянова, Ирина Дитц.

Страна производства - СССР. Когда я стану великаном — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.