| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.5 |
IMDb
|
6.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Что-то с телефоном |
| год: | 1979 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Константин Осин |
| сценаристы: | Анатолий Гребнев, Кир Булычёв |
| продюсер: | Валентин Маслов |
| видеооператор: | Роман Веселер |
| композитор: | Сергей Павленко |
| художник: | Анатолий Пластинкин |
| монтаж: | С. Дорофеева |
| жанры: | фантастика, короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
18 мин |
Короткий метр. 18 минут. А между тем, мы получаем, пожалуй, одну из самых ярких и занимательных новогодних историй в советском кинематографе. Нам показывают напряженно веселый праздник с танцами, алкоголем и гостями. Но изобилие продуктов контрастирует с внутренним настроем героя. Что-то не так. Память возвращает его в детство. Москва. Тот же самый Новый год, но во время Великой Отечественной войны. И увлеченный игрой в футбол мальчишка теряет талоны на еду. Такое сложно забыть.
Эти воспоминания приводятся в память благодаря телефонному сбою. Странным образом герой дозвонился в те далекие военные годы. Так начинается его знакомство с девочкой, которая оказалась в очень сложной ситуации. Парадокс в том, что наш герой может ей помочь...
Этот короткометражный фильм получился трогательным и глубоким. Я полагаю, что авторы ленты задали весьма уверенный ответ на многочисленные легковесные новогодние истории. Прежде всего это касается «Иронии судьбы», сюжет которой также предполагает череду фантастических совпадений, которые знакомят друг с другом незнакомых людей.
Ровно такая же модель предполагается и в нашей ленте. Только авторы весьма скептически относятся к праздности. И этот упрек вполне заочно можно адресовать и в адрес ставшего для многих культового фильма.
Остается лишь посетовать, что эта лента так и не получила большой аудитории, а сюжет не был переснят на большом экране. Не нужно никаких нотаций — такие ленты отрезвляют и расставляют все по своим местам. И никакой иронии
7 из 10
24 января 2025
Кир Булычёв — большой мастер фантастических миниатюр, среди среди которых встречаются настолько пронзительные вещи, что однажды прочитав такую, ты её уже никогда не забудешь. Со временем сотрутся детали, имена, но останется ощущение, что ты прикоснулся к чему-то невероятно трогательному, способному надолго запасть в душу и там прорасти благодарностью. Экранизация таких новелл — из разряда почти невозможного. Режиссёр Константин Осин, которому всего месяц назад исполнилось 79 лет, и на счету которого всего два полнометражных фильма, да вот эта чудесная киноминиатюра, сумел нащупать золотую середину, когда и первоисточник не страдает, и режиссёр может самовыразиться в своей работе.
Единственный существенный недостаток короткометражки заключается в том, что концовка выглядит «размытой». Военная новогодняя хроника в финале исключительно к месту, но сама история воспринимается оборванной на полуслове. Всё остальное — оставляет неповторимое ощущение чуда, которое может случиться лишь в канун Нового Года. Анатолий Грачёв, исполнивший роль Вадима Николаевича выглядит настолько естественно, что исчезает ощущение фантастичности происходящего. Закадровый голос Нины — тонкая, почти эфемерная ниточка, связывающая два мира, разделённых отрезком времени в 35 лет — исключителен по тональности, и очень жаль, что исполнительница не указана в титрах, ведь по сути она — самый главный персонаж рассказа.
Режиссёр несколько изменил акценты, экранизировав не весь текст. Разумеется, это его право как художника. Зрителю остаётся лишь с благодарностью посмотреть готовую работу, и в том случае, если происходящее на экране достучалось да его сердца, отыскать на просторах сети рассказ «Можно попросить Нину?». А затем найти рабиопостановку «Телефонный разговор» 1984 года (исполнители: С. Юрский, Т. Курьянова, А. Бари). Приятный голос Сергея Юрского ещё на целых 25 минут погрузит слушателя в мир, в котором не существует невозможного, и в котором писатель Кир Булычёв чувствовал себя не просто как дома, — он этот дом и создавал своим воображением.
В заключении хотелось бы процитировать содержание записки, которую зрителю не озвучили в конце фильма: «Дорогой Вадим Николаевич! Я, конечно, знаю, что вы не придете. Да и как можно верить детским мечтам, которые и себе уже кажутся только мечтами. Но ведь хлебная карточка была в том самом подвале, о котором вы успели мне сказать…» И после того, как посмотришь киноновеллу, прочитаешь рассказ, прослушаешь радиопостановку, останется масса времени для того, чтобы помечтать о том, как могло бы всё сложиться, если бы…
31 декабря 2015
Рассказ Кира Булычёва «Можно попросить Нину?» значится где-то в списке рассказов, способных затронуть всех и каждого. Это действительно так. К сожалению, о фильме такого сказать не могу. Но спасибо, что он просто есть. Если бы не было совсем никакой экранизации, было бы очень грустно. И пусто.
Телефонный разговор, это, конечно, прежде всего, только разговор. И, казалось бы, что интересного в том, чтобы показать на экране телефонную беседу? Но мир кино хранит много шедевров с театральным правилом трёх единств (места, времени и действия).
И пусть здесь сплелись второстепенные персонажи с новогодней ночи; пусть они отвлекали и встревали в диалог; пусть фильм начался с лишнего, на мой взгляд, монолога-предисловия, и закончился не на той ноте (не раскрыв содержания). Главное, что голос Нины был действительно юным. В необходимый момент, игривым, удивлённым или осуждающим. А главный герой — ошарашенным в момент истины. И несмотря на небольшие ответвления, рассказ как будто заново перечитал.
Музыка в сценах воспоминаний иногда такая, что того и гляди, бандиты из-за угла появятся (или так кажется из-за сходства с мелодией «Места встречи изменить нельзя»). Но в сценах наших дней мелодия красивая, душещипательная. Достойная тому, что переживал главный герой.
Может быть эта экранизация запомнилась бы, если бы стала одной из новелл полнометражного фильма; как вот «Не может быть!» по рассказам Зощенко.
31 марта 2014