| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.2 |
IMDb
|
6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Завьяловские чудики |
| год: | 1978 |
| страна: |
СССР
|
| режиссеры: | Анатолий Дубинкин, Валерий Гурьянов, Эрнест Ясан |
| сценаристы: | Анатолий Дубинкин, Валерий Гурьянов, Эрнест Ясан, Василий Шукшин |
| видеооператоры: | Александр Дибривный, Владимир Ковзель, Борис Тимковский |
| композиторы: | Николай Мартынов, Игорь Цветков |
| художники: | Владимир Гасилов, Алексей Рудяков, Лариса Шилова |
| монтаж: | Анна Бабушкина, Н. Суркова |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 10 мин |
Авторы ленты видимо задались целью сделать нечто схожее с лентой «Странные люди» Василия Шукшина. Взяв за основу рассказы Василия Макаровича нам предложили три мощнейшие по своему внутреннему содержанию новеллы. На экране вроде бы ничего и не происходило, а герои раскрывали себя без остатка.
Например, в «Капроновой елке» мы получили трагедию «на ровном месте». Ну как можно из прогулки трех мужиков создать напряжение? Все просто – нужен откровенный разговор о зарплате. Тут и вскрывается все потаенное глубоко внутри, а как послевкусие мы получаем эффектно сказанную Виктором Павловым фразу: «Уметь надо жить. Голову надо иметь на плечах». Впрочем, в этой новелле мне более всего нравится «вторая волна напряжения». Когда беседа мужиков завершилась и они оказываются у сестры одного из них – Нюрки начинается самое интересное. Ее слезы заставят взглянуть иначе на все происходящее ранее.
«Билетик на второй сеанс» — это бенефис Владимира Кашпура. Несколько бесед, а потом монолог. И ведь совсем неясно, что происходит на самом деле. Может его Тимофей действительно переосмыслил все, погрузился в себя. А может быть нашел он свой путь к Богу. Не зря же к нему явился сам Николай угодник?
Без сомнения текст Шукшина гениален. Его непритязательные слова выстраиваются в гениальное построение раскрывая одновременно и неординарную, и обыденную ситуацию: «Хапал всю жизнь воровал, а жизнь мимо прошла»; «Жил бы честно никого бы не боялся»; «Приворовываешь? Приворовываю. Родиться бы мне еще разок?».
При этом, благодаря авторам новеллы переживания Тимофея - Кашпура ожили, стали близкими и понятными.
На третью новеллу 'Версия' настраиваться было непросто. Нам будто бы уже и показали все. После того, как один из мужчин упился так, что принял за святого своего тестя, которого ненавидел всю жизнь, лента достигла своего апофеоза. Но нет. Впереди была еще и «Версия» с Валерием Золотухиным. А он ведь тоже уроженец Алтая, родившийся в селе Быстрый Исток. Золотухин сыграл Саньку Журавлева – болтуна и балагура. Его история о кратковременном романе с состоятельной женщиной, директором ресторана глубоко взволновала наших завьяловских чудиков. Как точны, как памятны его слова: «Дальше мы едем с ней в ее трехкомнатную и там гужуемся. Кто-нибудь из Вас спал в спальне из карельской березы?».
В реальности Шукшина от прекрасного до трагического – один шаг. И вот уже наши герои едут по известному для Саньки адресу. Не поверили мужики – «Да таких дур на свете не бывает». Ну а то, что было дальше и описывать не нужно.
Как итог мы получаем яркую ироническую ленту, приправленную в серый, безрадостный визуальный ряд. Этот контраст лишь усиливает содержательную мощность фильма.
- А сама на меня смотрит
- А чего ей на тебя смотреть? Да еще и интересной?
8 из 10
3 мая 2025
Три очень хороших иллюстрации к бессмертным и «вечно животрепещущим» рассказам Василия Макаровича Шукшина.
На первой из них мы увидим как «Завьяловские Чудики» (а еще вернее — Чудаки на букву «М») по простоте душевной (которая, как известно, хуже воровства) и исключительно из благих намерений (которыми, как мы знаем, вымощена дорога в ад) «раскрывают глаза» своей односельчанке на всю противоестественность суррогатов (не случайно эта новелла названа «Капроновая елочка») и искренне недоумевают, почему это она не рада такому просвещению с их стороны. Правда, герой Михаила Кокшенова (к его чести) что-то все-таки, видимо, «дотумкал» в конце истории.
Вторая киноиллюстрация отображает терзания из серии «всех обманул, но себя-то не обманешь» или (по имени альбомчика «великого и ужасного» Оззи Осборна) «No Rest For The Wicked», что в переводе «Нет Покоя Грешнику» (картина печальная, но так «паразиту» и надо, и даже «Николай Угодник» глядит на него с укоризной в финале эпизода.
И, наконец третья (самая позитивная и веселая) иллюстрация к рассказу о поездке в город одного сельского обывателя (с невероятно хорошей фантазией) и о том, что всем нам в глубине души хочется иногда «праздника от жизни», но мы зачастую бываем на нем «чужие» как говаривал небезызвестный Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей.
Подводя итог скажу, что эта экранизация рассказов Василия Макаровича мне весьма пришлась по вкусу и ее будет небезынтересно глянуть и в другой раз, хотя все же, имхо, присутствует некая «схематичность» в изображении и «обрывистость в восприятии», можно даже сказать «скомканность». По видимому, режиссер просто боялся не уложится в рассчитанное для фильма время.
В этом случае весьма показательна другая кинокартина по произведениям Шукшина «А поутру они проснулись…», в которой режиссеру удалось отлично увязать всё в одну концепцию. Здесь же мы видим скорее зарисовки, наброски и эскизы или (выражаясь другими словами) «скетчи» из жития села Завьялова, хотя по большому счету (как, впрочем, практически у всех произведений Василия Макаровича, к которому я отношусь с безграничным уважением) наименование населенного пункта не имеет НИКАКОГО значения.
Важнее привязка к судьбам, мироощущениям, поступкам и мотивациям главных героев, их душевным терзаниям, «Вселенским» печалям и простым житейским радостям. Одним словом, всему тому, что подпадает под определение «САМА ЖИЗНЬ».
8 из 10
30 мая 2019