Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Занос |
английское название: |
Kalamita |
год: | 1978 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Вера Хитилова |
сценаристы: | Josef Silhav, Вера Хитилова |
видеооператор: | Иван Шлапета |
композитор: | Laco Deczi |
художники: | Богумил Покорны, Гелена Анижова, Иржи Зучек, Мирослав Фара |
монтаж: | Иржи Брожек |
жанр: | комедия |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 января 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Три года «Занос» был под цензурным запретом, удивительно, что его вообще выпустили на экран до середины 1980-х, ведь здесь мы видим убедительную картину типичной бесхозяйственности и бардака позднего «совка». Хитилова первые две трети фильма показывает зрителю, что привело к стихийному бедствию, и почему герои оказались к нему не готовы. Первое участие в лентах Хитиловой Болеслава Поливки, впоследствии частого гостя ее фильмов, далеко от той клоунады и комикования, которые будут в «Шуте и королеве» и «Наследстве». Здесь его герой – аналог молодого Швейка, непутевого неудачника, вечно попадающего в неприятные ситуации. Несмотря на то, что персонаж Поливки – далеко не донжуан, женщины к нему липнут (в данном случае целых три). Импровизационность многих диалогов и документализм съемки, то и дело выхваченные камерой случайные лица, портрет жизни врасплох нужны постановщице для того, чтобы создать метафорическую панораму жизни при реальном социализме, когда никто ни за что не отвечает.
Здесь царит продуктовый дефицит, ломаются дверные ручки, окончательно победила типовая серость жилых помещений, что в конце концов и приводят к стагнации, остановке поезда социализма, тому самому «застою», который, как видит зритель, был не только в СССР, но и в других странах соцлагеря. Как это ни парадоксально, но фильм Хитиловой даже шел в советском прокате (вот уж партийные чинуши куда смотрели?), и, думаю, хорошо запомнился диссидентски настроенным зрителям. В следующей своей ленте «История панельного дома» Хитилова уже будет бить наотмашь, не стесняясь своей критики и не боясь цензуры, а пока в «Заносе» она пристальным глазомером фиксирует всем знакомые публике реалии жизни при социализме. Последовательно чередуя острый монтаж и долгие планы-эпизоды, режиссер заходит еще дальше в своей сардонической сатире, чем в «О чем-то ином» и «Ставке – яблоко», сюрреалистических экспериментов тоже как ни бывало.
Да они ей и не нужны, ведь Хитилова находит себя именно в формате комедийной карикатуры, от фильма к фильму становящейся все злее. Здесь также дает знать о себе стилевое родство с лентами Киры Муратовой (интересно, смотрела ли их Хитилова, или это подспудная связь?). Видимо, когда женщины-художники видят несовершенство мира, оно вызывает у них злую насмешку, хотя Муратова гуманнее, ведь лишь раз (в «Астеническом синдроме») она высказалась предельно жестко по отношению к времени и героям, Хитилова же снимала «Астенический синдром» фактически всю жизнь. В «Заносе» все настолько узнаваемо, что даже те зрители, что не жили при социализме, но сравнивая показанное постановщицей с книгами Аксенова, Довлатова, Войновича, увидят много сродного. Ведь если «партия – ум, честь и совесть», отдельный человек фактически освобождается от необходимости их иметь и за что-либо отвечать, что в итоге и погубило социализм, который на рубеже 1980-1990-х отказался кто-либо защищать кроме совсем уж твердолобых идеологических фанатиков.
Чем глубже мы погружаемся в фильмографию Веры Хитиловой, тем больше становится очевидной ее бескомпромиссность (особенно, конечно, в «Турбазе Волчьей» и «Копытом сюда, копытом туда»). Но и в «Заносе» и, безусловно, в «Истории панельного дома», заметна, как говорили функционеры, «огульность критики социализма»: жертва, как и множество ее соратников по «новой волне», разгрома «пражской весны» и последующего усиления цензуры, Хитилова ни на секунду не забывает о своих убеждениях, высказывая врагу все, что она о нем думает. Это заслуживает еще большего уважения, чем вынужденная эмиграция ее коллег (у постановщицы даже есть документальный фильм «Хитилова против Формана», где она критикует своего именитого соотечественника за отъезд из страны). Прощупав «Ставкой – яблоко» и «Заносом», почву для будущей критики, Хитилова делает ее всеобъемлющей в «Истории панельного дома», одной из лучшей своих режиссерских работ.
3 января 2025