Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
След росомахи |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георгий Кропачев |
сценарий: | Юрий Рытхэу |
видеооператор: | Валерий Миронов |
композитор: | Александр Кнайфель |
художник: | Елена Фомина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Я люблю фильмы о Севере. Люблю за духовную чистоту народа, его населяющего. К сожалению, фильмов данной тематики не так много. Все их условно можно разделить на 3 категории. Первая — картины революционной направленности, сюжетным стержнем в которых является становление Советской власти и вовлечение коренных народов «в цивилизацию». Это такие картины, как «Романтики» (1941), «Алитет уходит в горы» (1950), «Следы на снегу» (1955), «Начальник Чукотки» (1966), «Тайна предков» (1972), «Последняя охота» (1979) «Белый шаман» (1982). Вторая категория — это фильмы, которые без какого-либо революционного налёта рассказывают о непростом быте северных народов, и их богатейших традициях: «Друг Тыманчи» (1970), «Самые красивые корабли» (1973), «След росомахи» (1978), «Когда уходят киты» (1981), «Белый олень тундры» (1987). Перечень этот далеко не полный. Просто составлялся он по тем картинам, которые мне удалось посмотреть. Есть ещё третья категория картин о Севере, снятых после 90-х годов. Но это, как говорится, уже «совсем другая история».
Фильмы революционно приключенческой и этнографически бытоописательной направленности объединяют писатели, поведавшие «цивилизованному миру» о красоте и гармонии «белого безмолвия»: Владимир Германович Богораз (1865 -1936), Тихон Захарович Сёмушкин (1900 — 1970), Николай Елисеевич Шундик (1920 — 1995), Юрий Сергеевич Рытхэу (1930 — 2008). Благодаря этим авторам, на свет появились все перечисленные фильмы, и, хочется надеяться, будут появляться и в будущем. Фильм «След росомахи» снял советский и российский художник-постановщик, режиссёр-постановщик, сценарист, актёр Георгий Борисович Кропачёв. Это его второй режиссёрский опыт. Фильм снят по одноимённой повести Юрия Рытхэу, написанной в 1977 году. Кропачёв, прежде всего — художник. Именно в качестве художника-постановщика он снял самые известные свои фильмы: «Гамлет» (1964), «На войне как на войне» (1968), «Старшина» (1979) и др. Произведение Рытхэу, по всей видимости, привлекло его внимание белым цветом, у которого может быть миллион оттенков.
Конечно, для такой повести как «След росомахи», идеальным решением было бы воплощение в виде телевизионного спектакля, либо аудиокниги — в этом случае до зрителя/слушателя дошло бы всё богатство литературного языка Рытхэу. Правда, в этом случае исчезло бы главное — сопричастность зрителя к суровому миру, живущему по своим законам. Экранизация всегда балансирует на острой грани: что оставить из романа/повести/рассказа в сценарии, а о чём умолчать. Юрий Сергеевич Рытхэу сам написал киносценарий, поэтому зрителю остаётся лишь согласиться с решением автора. И в том случае, если что-то в картине покажется ему непонятным или спорным, он может в любой момент обратиться к первоисточнику, чтобы «из первых рук» узнать все нюансы красивой истории о любви человека, вынужденного разрываться между многовековой мудростью предков и ярким блеском европейской цивилизации…
«Высокое небо, чистое небо… Ветер, идущий с тёплой страны. Летите, птицы, вестники счастья, несите на крыльях любовь и весну!» («След росомахи» Юрий Рытхэу, песня Айнаны)
19 марта 2018