Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Отверженные |
английское название: |
Les Miserables |
год: | 1978 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «A timeless tale of one man's search for freedom...and another's quest for revenge.» |
режиссер: | Гленн Джордан |
сценаристы: | Виктор Гюго, Джон Гэй |
продюсеры: | Норман Роземонт, Рон Карр |
видеооператор: | Жан Турнье |
композитор: | Эллин Фергюсон |
художники: | Уилфред Шинглтон, Ольга Леманн |
монтаж: | Билл Бланден |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 декабря 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
Список кинематографических интерпретаций «Отверженных» Виктора Гюго довольно внушительный. В нем есть и взлеты и провалы, с которыми любопытно знакомиться, особенно сразу после прочтения романа. Чем зрителя может заинтересовать фильм Гленна Джордана?
Сразу стоит оговориться, что в основе фильма — сюжетная линия о противостоянии беглого каторжника Жана Вальжана и принципиального полицейского инспектора Жавера. Все остальные линии режиссер безжалостно отбрасывает, многие колоритные образы Гюго остаются нераскрытыми — Козетта, Фантина, Мариус, монсеньор Бьенвеню, Тенардье, Гаврош, молодые революционеры здесь присутствуют, скорее, для галочки. Если вас не покоробит такая вольность в обращении с материалом, а линия Вальжана — Жавера кажется самой острой и драматичной, то, вполне возможно, эта экранизация придется вам по душе, как и мне.
Главное достоинство картины — это, конечно же, Энтони Перкинс в роли Жавера. Он здесь прекрасен. Это 100% попадание в образ. Он именно такой, каким представляешь Жавера, когда читаешь роман. Честно говоря, я даже не признала в нем того самого Нормана Бейтса из «Психоза» или Йозефа К. из «Процесса» Орсона Уэллса. В предыдущих рецензиях его упрекают в холодности и безэмоциональности, но за его внешней сдержанностью скрывается такая буря эмоций, которую он отыгрывает намеками, мимикой, жестами, интонацией; насколько серьезно он подошел к роли можно заметить хотя бы по тому, как он складывает руки — вспомните пассаж Гюго о жестах Наполеона, которые позаимствовал для себя Жавер, и сразу все поймете. Из этих мимолетных и, казалось бы, незаметных деталей складывается целостный и очень яркий образ. Единственное расхождение с книжным героем — пожалуй, Жавер Перкинса чересчур манерен, но его это нисколько не портит.
Для режиссера и сценариста Жавер здесь тоже принципиально важен и интересен — ему прописывают замечательные монологи и даже сцены, которых не было в книге (разговоры с начальством и подчиненными, стычки с Вальжаном в Тулоне и т. д.). Одна его фраза: «Бога нет, есть только закон. Виновных и невиновных вне закона нет», — из финального разговора с Вальжаном дорогого стоит. Перкинс, произнося ее, весь дрожит (к вопросу об отсутствии эмоций), — это его кредо, духовная доминанта его личности, которую он раскрывает человеку, которого всю жизнь презирал и преследовал, и который заставил его поверить, что есть что-то превыше человеческого закона. Сама по себе эта фраза Жавера представляет собой великолепный и глубокий анализ его личности, который делает понятными и логичными его последующие поступки. Как говорил Гюго в «Тружениках моря», — нет ничего более трагичного и достойного сочувствия, чем фанатик, терпящий мучения за свою веру. Таков Жавер в этой экранизации.
Жан Вальжан от брата режиссера Ричарда Джордана тоже очень неплох, но менее интересен, чем, например, Вальжан Габена. Его образ получился закрытым и несколько поверхностным — он просто очень хороший человек, попавший в тяжелые обстоятельства, его мотивы поведения не всегда понятны, не хватает той глубины и внутренней борьбы, которая описана у Гюго.
Из минусов фильма — ужасающая Фантина, которая не внушает ничего, кроме омерзения, поверхностное изображение событий на баррикадах, невнимание к линии Козетты и Мариуса. Режиссура местами кажется скучноватой и чересчур ровной, но это, скорее, специфика ТВ-проектов. Музыкальное сопровождение органичное, но иногда чрезмерно драматично, что временами даже кажется забавным.
7 из 10
Хороший фильм с гениально сыгранным и проработанным Жавером. В ряду других экранизаций смотрится очень неплохо — фильм Джордана, например, смотрится лучше «Отверженных» с Депардье или Нисоном и по художественным достоинствам намного опережает заунывный попсовый мюзикл 2012 года.
1 октября 2015
На сайт КП отсутствует описание ленты 1978-го года выпуска «Les Miserables», что в нашем переводе означает «Отверженные». А, в принципе, и ничего страшного: кто не знает про великий роман великого писателя Виктора Гюго, ставшего летописью 1815—1830-х годов Франции? К тому же совсем недавно по экранам гарцевал помпезный мюзикл 2012-го года от Тома Хупера с Хью Джекманом и Расселлом Кроу в главных ролях. Думаю, что благодаря этой постановке ещё больше людей проникнулись душещипательной историей беглого каторжника Жана Вальжана, ставшего отцом девочке по прозвищу Козетта (Жаворонок), и преследователя Вальжана Жавером.
Эта, неизвестно уже какая по счёту экранизация романа, вышла в рамках телевизионного проекта и заняла в своём хронометраже целых два с половиной часа (причём, это ещё не самая продолжительная картина «Отверженные»), ну, а как же иначе, если уместить в VHS-диапазон, то есть примерно в полтора часа времени, жизненную историю Жана Вальжана невозможно? Жизнь Вальжана, разделённая на несколько частей, каждая из которых глубоко драматизированная, если не сказать трагическая, людям, коим не чуждо чувство жалости, граничащего с восхищением к человеку, не может не запасть в душу. Вот только данная экранизация вряд ли поспособствует этому проникновению, потому что фильм вышел формальным, нет скачковых вершин и ям, которые встречаешь в сюжете по мотивам романа Гюго, декорации не захватывают дух, а костюмы не создают впечатления той эпохи. Конечно же, скидкой может быть то, что это телевизионный фильм, но вот его одноразовость и скучность вовсе не оправдывает.
При всех выше перечисленных правилах (так стоит называть эти условия создания исторического кино, будто драмы, будто батальной картины), где создатели допустили ошибки, фильм уже не смотрится. Значит, каким-то иным способом есть возможность доказывать состоятельность отснятого материала. Но опытный режиссёр Гленн Джордан передал только пересказ романа Виктора Гюго, не фантазируя в кинематографических рамках с сюжетом, не добавляя новшеств, кои могли обратиться в изюминку проекта, нет, лишь пересказ по каноническим темам книги и всего лишь. Так свои сочинения дети в 10-м классе пишут. Номинант на «Оскар» сценарист Джон Гэй также ничего не привнёс в адаптацию романа, по крайней мере, этого не видно, лишь некоторые моменты были опущены, на некоторые был сделан более направленный акцент, но и это оказалось достаточно слабым и возникает вопрос: а так ли был необходим сценарист? Можно было открыть книгу и начать снимать по ней, да и все дела.
Никаких особых впечатлений не оставили актёры фильма. Обладатель «Золотого глобуса» Ричард Джордан, сыгравший Жана Вальжана, был довольно скован эмоционально, лишь изредка можно проникнуться его внутренней твёрдостью духа, но это происходило только тогда, когда эпизод сильно того требовал, в остальном же Джордан будто пребывал не в своей тарелке. Лауреат Каннского кинофестиваля Энтони Перкинс в образе целеустремлённого до мании Жавера и не плох и не хорош — достаточно средняя роль, где-то на подобие статиста в каком-нибудь полицейском фильме, а ходить постоянно с каменным лицом с высоко задранным подборотком — это ещё не есть Жавер, далеко это не он. А вот кто хорош, так это Иэн Холм в образе негодника Тенардье, наверное, он единственный, кто достаточно убедительно передал своего героя, чтобы о нём можно было сказать — да, это настоящее дитя своего времени, а время-то в начале 19-го века во Франции было, ой, каким суровым и опасным.
Я не даром назвал в рецензии достижения людей, которые занимались созданием фильма «Отверженные» 1978-го года, по идее они бы могли сотворить нечто хорошее, возможно, изысканное, но, увы. Лишь из-за уважения к роману и великому писателю не буду окрашивать рецензию в красный цвет, но и советовать его смотреть тоже не буду, есть куда более достойные экранизации, например, 1958-го года с незабываемым Жаном Габеном или же 1982-го года с Лино Вентурой и Жаном Карме — вот их точно стоит увидеть.
4 из 10
30 июля 2014
Картина Гленна Джордана, к сожалению, оставила после себя больше негативных впечатлений, хотя была и пара светлых моментов.
Одним из них стал небольшой экскурс в жизнь Жана Вальжана до каторги, чему авторы просмотренных мной других 7 экранизаций фактически внимания не уделили, а ведь это был важный, определяющий в его жизни момент.
Вторым светлым лучом стало участие замечательного британского актера Йена Холма, сыгравшего Тенардье. Он просто неподражаем в своей сцене, от его трактирщика буквально захватывает дух, настолько Холм близок к оригиналу, рожденному фантазией Виктора Гюго. Но что сделали с этим персонажем в ленте Джордана, вызывает, мягко говоря, недоумение. Одна из ключевых фигур и в романе французского классика, и опять-таки, во всех ранее пересмотренных мной экранизациях (за исключением фильма Клода Лелюша с Бельмондо, но это кино — вообще отдельный разговор), в этом фильме присутствует в кадре до обидного малое количество времени. Режиссер, неизвестно из каких соображений, перенес основные акценты на противостояние Вальжана и Жавера, отодвинув практически всех остальных герое на второй и третий план. Естественно, это повлекло за собой и ряд сюжетных вольностей, многие важные сцены были или вырезаны, или сведены к минимуму. Несколько важных персонажей вообще не попади в ленту. Кого как, а меня все эти творческие находки и эксперименты совсем не порадовали.
Скрасить весь этот негатив могли хоть как-то вышеупомянутые Вальжан и Жавер, но увы… Играющий Вальжана Ричард Джордан больше походит на лощеного английского джентльмена, нежели на французского каторжника — и внешним видом, и поведением, и манерами. Слишком он, на мой взгляд, оказался легким и воздушным для этой роли, где нужны чувства сильные, глубокие, но отнюдь не такие поверхностные, которые демонстрирует на экране этот актер. В «Отверженных» 1998 года подобное впечатление на меня произвел и Вальжан — Лиам Нисон, однако даже он выигрывает в сравнении с Джорданом. Наверное, это одни из самых слабых Вальжанов в киновоплощениях романа Гюго.
Что же касается Энтони Перкинса, исполнившего роль Жавера, то с ним в картине Джордана произошел трагический парадокс. Потенциально Перкинс мог стать лучшим Жавером в мировом кино, это был очень удачный выбор режиссера, но все свела на нет трактовка образа. Этот персонаж действительно был скуп на внешние проявления чувств, но они у него были, и этот очень хорошо показывает в своем произведении Гюго. Герой очень сложный, противоречивый, объективно играть его очень тяжело, но Перкинс мог это сделать. Если бы не решил лишить своего персонажа каких-либо эмоций в принципе. В результате полицейский инспектор, которого мы видим в фильме, передвигается и говорит словно механическая кукла, которую заводят ключом. В нем вообще не чувствуется жизни как таковой. Очень жаль.
Чтобы завершить на позитивной ноте, могу отметить разве что еще музыку Эллина Фергюссона. Ряд тем оставляют хорошее впечатление, но в целом ситуацию спасти не в силах.
Моя несколько завышенная оценка фильму продиктована только моей нежной любовью к роману «Отверженные» и очень хорошим отношением к Йену Холму. А в общем, я сильно разочарован.
5 из 10
26 марта 2013