Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Острова в океане |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Анатолий Эфрос |
сценарий: | Эрнест Хемингуэй |
видеооператор: | Борис Лазарев |
художники: | Грета Таар, Виктор Лесков |
жанр: | драма |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
2 ч 41 мин |
- Сколько еще продлится война?
- Спроси у того, кто над нею хозяином.
- Несколько лет?
- Год-два во всяком случае.
- Тебя тоже могут убить?
- Вполне.
Талант постановщика этой ленты Анатолия Эфроса принято несколько приуменьшать. Это связано с его не самой удачной работе в Театре на Таганке. Но там на первое место вышли вопросы далекие от творчества. А в конце семидесятых взявшись за фильм-спектакль по роману Хемингуэя Эфрос убедительно доказал свою постановочную состоятельность.
Критически настроенный читатель может резко заявить - легко оживить гениальный текст Хемингуэя с Михаилом Ульяновым и Людмилой Гурченко в главных ролях. И в этом высказывании будет своя доля правды. Актеры были на высоте и идеально 'попадали' в заданные образы. Я бы назвал гениальной сцену на кровати. Вроде ничего особенного, но как он сжимает ее кисть. Она, бывшая жена, предлагает 'попробовать еще раз'. Он сразу скептически отвечает вопросом: 'Ты думаешь, что-то получилось бы'. И осознав неряшливость ответа тут же исправляется, что 'можно попробовать'. Бесподобными вышли и воспоминания нашего героя о детях. В силу игры воображения он будто перемещается в прошлое, при этом печально констатируя зловещую реальность.
'Острова в океане' - произведение яркое. Тут нужно показать и перестрелки, и морской пейзаж, и акулу... Но Эфрос ограничивается самым минимальным визуальным набором. Артисты не покидают сцену, но благодаря постоянно сменяющемуся набору планов повествование оживает. Даже во время долгих монологов лента не выглядит статичной - она живая. В конце концов, тому есть вполне логичное объяснение - Эфрос концентрируется на внутреннем мире главного героя. Никакие морские планы тут не нужны, это все внешнее.
И такое прочтение, как мне представляется, оказывается весьма смелым по своей сути решением, увлекательным даже в наши дни, много после своего выхода на экраны.
7 из 10
12 мая 2024
данный телеспектакль появился от неудовлетворённости Эфроса американским фильмом по тому же лит. источнику вышедшим годом ранее? Ведь именно текста от автора не хватало красочной картинке в произведении Голливуда. И вот Эфрос выпустил как бы дополнение к нему. Как ещё одну аудиодорожку. Ведь кроме самого авторского текста не хватает и харизматичной разбивки его на смыслы, столь явно понимаемые нами в переводе книги, столь великолепно - отточено отыгрываемые декламацией Ульянова и полностью отсутствующие в иностранной интерпретации.
Но что смотрелось бы в комплексе с работой других цехов кинопроизводство - в одиночестве, почти моно-спектакле одного актёра, с минимализмом декораций, отсутствием массовки и неудачными воплощениями образов другими актёрами - быстро приедается - всё же это теле постановка, а не радио-спектакль. К тому же интонационная манера Ульянова довольно однообразна, что не добавляет интереса к просмотру.
А жаль - начальное впечатление от просмотра было хорошим - великолепный образ гг, замечательные приёмы отечественных теле- и просто спектаклей, но авторы пересолили, я бы даже сказал пере-эфросили - пошла эклектика выдернутых из разных мест повествования сцен, почти непонятная, особенно для незнакомого с источником зрителя и монологи, монологи гг - когда дающие нужное настроение - грусть предопределённости, а когда этим перекрывая другие эмоции заложенные Хэмингуэем в своё произведение.
Как возможный подстрочник для фильма 'Острова в океане' от 1977 года - вполне замечательно, как самостоятельное произведение - для любителей ловить нюансы игры в моно-спектаклях. Жаль, ведь отечественные авторы могли ловить эти интонации - пример 'Последний дюйм' - 1959 года. Хм, возможно за 20 лет и выродились творцы, уйдя в самолюбование и эстетизм ради эстетизма.
6 из 10
16 июня 2023