Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Как тоску одолели |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Трофимов |
сценарий: | Валерия Коновалова |
продюсер: | Олег Кузнецов |
видеооператор: | Евгений Туревич |
композитор: | Борис Чайковский |
художники: | Юрий Трофимов, Ирина Дегтярева |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 21 мин |
Конец радужным мультикам про доблестных пионеров, зайчиков и мишек произошел где-то в середине шестидесятых. Вероятно виной тому был гениальный мультипликатор Андрей Хржановский со своей страшной античиновничей фантазией «Жил-был Козявин», где человек представлен частью безнравственной системы, обезличенным манекеном, готовый ради инструкции и параграфа буквально на все. Но это была ещё рисованная мультипликация, в семидесятые ей на смену пришла кукольная, и вот тут-то таиться один страшненький парадокс. Кукольная мультипликация, к сожалению, позволяла халтурить.
Речь у нас пойдет о мультипликаторе Трофимове, и о его самом лучшем в творчестве мультфильме «Как тоску одолели». Но до этого у этого же автора был цикл о Приключениях Незнайки, снятый в той же кукольной, пластично застывшей стилистике. Я, например, даже в детстве был откровенно разочарован и циклом о Незнайке и «Волшебником изумрудного города», потому что, согласитесь, после описанных в этих книгах городов Солнечного и Изумрудного смотреть серые и невыразительные кубические построения, и жителей с одинаковым торсом и лицом, словно эти города наполняют сплошь близнецы, даже ребенку было неинтересно. Хотя и в кукольной мультипликации случались прорывы, гениальный шедевр «Разлученные» (1980 г.), например, но к счастью случился подобный единичный шедевр и у ремесленника Трофимова, после чего он опять вернулся на привычный, проторенный путь.
Итак, «Как тоску одолели» — что это? По сути привычная для безумной советской мультипликации психоделика. Завязки сюжета нет; на некий далекий остров на утлой лодчонке пребывает веселая пара. Парень, чем-то похожий на шута (озвучка — Олег Даль) и девушка. Непонятно, кто она ему, жена или сестра, такие непонятки характерны, кстати, для сюжетов наших мультфильмов. Пара беззаботна, ведет себя немного по-детски, наивны, светлы, чисты, и ещё ни знают, что ждет их впереди. Но их встречает мертвый, опустевший город, окутанный паутиной, и странные лица с гротескно искаженными чертами напоминающие нам о монстрах Сайлент-Хилла.
Пожалуй для ребенка подобный мультфильм действительно может быть страшен. Я взрослым смотрел, и то мне немного не по себе было от этих странных искаженных лиц. А оказывается суть в том, что поселившаяся на острове бабка — демоница тоски окутала весь остров и все городки своими сетями. Разумеется паренек и девушка решительно настроены дать демонице бой и вернуть в городок похищенную ей радость. Но демоница, идя на опережение, быстренько похищает радость из сердца девушки, превратив её в такого же монстра, как и остальные жители городка. Теперь пареньку нужно дать страшной старухе бой, один на один.
Бабка-тоска — действительно пугающий персонаж, то ли пиковая дама, то ли черт в женском обличье, подслеповатая, визгливая, страшная. Разумеется по закону советского жанра паренек найдя уцелевших от сетей тоски единомышленников, даст демонице своеобразный бой, применив оружием радость, смех и прочее, чего боится тоска. Но вот она побеждена, и парочка так же отбывает в просторы океана на утлом своем суденышке (?)
Типичный для советской мультипликации сюжет; ни завязки, ни развязки, мгновенное действие здесь и сейчас, и довольно-таки пугающие персонажи. Для детей, мне кажется, подобная трактовка слишком скучна (для современных, избалованных сюжетами, я имею в виду), для взрослых — наоборот недостаточно взрослая, я так полагаю. Но суть тут наверно в ином. Задаюсь вопросом; почему советские сценаристы и режиссеры мультфильмов мыслили именно так парадоксально, безумно, страшно? Ведь подобных сюжетов тогда было пруд пруди, что в кино, что в мультипликации. Что тому виной? Железный занавес? Невозможность крикнуть во весь голос, стремление в страшных аллюзиях выразить свое собственное мнение, при этом не угодив в психушку? Теперь уже никогда ни узнаем. Но тем не менее нам осталось наследие, которые ещё целые поколения будут гадать и разгадывать.
10 апреля 2019