Гипотеза украденной картины
L'hypothèse du tableau volé
7.3
7.4
1978, драма, детектив
Франция, 1 ч 6 мин
В ролях: Жан Нарбони, Винсент Скименти, Надеж Клэр, Карлос Асорей, Дэниэл Гримм
и другие
Дискуссия коллекционера с самим собой на тему мистицизма картин. Весь фильм происходит внутри оживших картин.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Гипотеза украденной картины

английское название:

L'hypothèse du tableau volé

год: 1978
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Саша Вьерни
композитор:
художники: Бруно Боже, Розьен Венин
монтаж:
жанры: драма, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 октября 1978 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, детектив

Отзывы критиков о фильме «Гипотеза украденной картины», 1978

Фильм-обман

Так случилось, что вот уж с год назад довелось мне поставить первую за 8(!)лет десятку полнометражному фильму. В попытках объяснить сей занимательный казус товарищам и был рождён нижеприведённый отзыв.

Надо признать, что повторный просмотр в очереди в эрмитаж не мог не усилить впечатления, погрузив, и тем самым добавив эмоций. Подумать только, что за антураж, каков колорит! Среди французских то туристов, на выставку живописи, кино на французском о картинах в январский морозец.

Само по себе зрелище уникально, и, кажется, без толку пытаться воссоздавать. Казалось бы, всё незамысловато, доступно и на поверхности. Снято, с виду, посредственно и присутствует то, к чему привычно придираться в иных работах, но тут это сделано целенаправленно, в том смысле, что каждый кадр на деле оказывается дотошно выверен. То есть фон размыт именно там, где по сценарию это и нужно, сценические постановки в тех местах, где в самом деле очевидно, что съёмка в съёмке идти и должна, переигрывание только тогда, когда положено по накалу. И так далее по списку. Даже когда ведущий идёт по коридору между декорациями, подмечаешь, что проход целенаправленно урбанистично контрастирует с окружающим дворец убранством в стиле барокко. Или та сцена, где статист площадки в обмундировании запихнут для пущего контраста.

В целом, фильм-обман про несуществующего художника и соответственно не настоящую серию полотен, а следовательно, не состоявшийся в XIX веке скандал, который все это время и перебирают по косточкам. Но понять это наверняка положительно невозможно, так как не говорится даже в титрах, а ведущий и вовсе избегает реальных имён и названий. При этом ключи разбросаны всюду. Ведь ещё в начале настоятельно советуют ничему не верить.

Тут же поражает как ловко от обычной мелодраматической истории критик проводит нити до заговора тамплиеров, а там далее и до теневого правительства легко. Параллельно приводит античные аллегории, рассматривает такие исторические нюансы и подобные отсылки, что голова идёт кругом. И все с ракурсов то некоей книги, то реальной постановки с живыми актерами, то и вовсе в ламповом монологе тет-а-тет.

На выходе получаем ленту для пуристов, где нет ничего лишнего и все ювелирно подогнано. Сам ведущий рассматривает точки падения света, вглядывается в малейшие складки, делает внезапные умозрительные выводы. Всего три части, по итогам которых вроде бы однозначно и прямолинейно всё объясняет и становится на свои места. И тем не менее герой всё равно не удовлетворен и убежден, что ничего определенного быть не может. Подтексты бесконечны, комбинации простейших деталей дорисовывают в его больном воображении неожиданно фантасмагорические интерпретации, а находящиеся вне кадра персонажи (были ли они?) лишь подливают масла в огонь.

По итогу задумка реализована идеально, нам не оставляет ничего к чему можно было бы докопаться, тут все для фанатов искусства, театра и живописи. Ведь даже то, как ведущий выходит с экспозиции, конец именно на открытой двери с зияющим просветом. До того, как закрылась. Даже этот финальный аккорд тут не спроста! Получается, что аляповатая и простецкая по первым сценам лента приобретает причудливо запутанные невообразимые очертания и вплотную подходит к самому совершенству технического исполнения.

12 ноября 2020

Pseudo

Устланный бархатистой полутьмой зал, где развешаны в хронологическом порядке двенадцать картин французского художника-академиста Фредерика Тоннерра; цикл его живописных полотен, датированный 1889 годом и объединенный некоей тайной, способной потрясти общественность. Безымянный владелец этой коллекции, искусствовед пытается постичь затаенный смысл каждой в отдельности и всех в совокупности картин цикла, последняя из которого была украдена. Проникая вовнутрь каждой картины, коллекционер обосновывает ее содержание, образуя при этом четкую взаимосвязь между остальными, различными версиями и теориями. Однако истина, какой бы они ни была, постоянно ускользает, запуская процесс познания в бесконечность.

Не отличающаяся особой доскональностью своего переноса на кинослог экранизация постмодернистского «нового романа» Пьера Клоссовски «Бафомет» чилийским режиссером-авангардистом Раулем Руисом, фильм «Гипотеза украденной картины» 1978 года является произведением о природе постмодернизма, рассказанном на изощрённом его киноязыке, постулируя герменевтику интертекстуальности путем противопоставления академичности картин Тоннерра авангардно-сюрреалистическим процессом их познания. При этом кинолента Руиса с лёгкостью характеризуется как образец кинематографа с отчетливым эстампом pseudo: это псевдодокументалистика, искусно стилизованная под псевдодетектив, основная сюжетообразующая интрига которого — суть украденной картины и кто причастен к ее пропаже — оказывается ложной, поскольку режиссёра разгадка интересует чуть ли не в последнюю очередь. Сплетая нарративные морские узлы из живописи, литературы, кинематографа, Руис снимает в общем-то кино не о практике тотального познания, но о ее теории, о множественных интерпретациях и прочтениях, порождающих всеобщее сомнение ко всему, что окружает индивидуума вне прямого контекста искусства.

Новое искусство XX века, сотканное из отторжения старых методологий, переработанных в постмодернистский пастиш, невозможный как автономное явление, но как злосчастный гипертекст, в фильме Руиса стремится понять искусство им отвергаемое, но на поверку оказывается, что сила пресловутого классического подхода непреодолима, а паззл не собирается без исчезнувшего элемента; то, что в постмодернизме можно было заменить симулякром, не срабатывает при постижении настоящей, неподдельной истины, решенной чуть более чем наполовину в классическом стиле, оттого коллекционеру приходится в прямом смысле играть в бисер не с умершим художником, чьи полотна он напитывает витальной сущностью, но с самим собой, анализируя комплексно все возможные теории, но не синтезируя их в нечто цельное, поскольку в диалог невидимого рассказчика, которого можно назвать ненадежным, и его визави вмешивается сам зритель, видящий не проекцию внекадровой реальности, не некую просветительскую реконструкцию, но деконструкцию, пресловутый киносон, онорическую фантазию с множественными путями ее трактовок: от банального фрейдизма, исходя из которого безымянный коллекционер наделяет чужие творения собственными сублимациями, до каббалистики и высшей математики, где иррациональную стихию живописи (по Сальвадору Дали) тщатся понять рациональными методами. Последовательное расследование оборачивается исследованием бытия как такового, ткани окружающей среды и самое себя; искусство — удобный трамплин для экзистенциальной рефлексии, самокопания, самосознания, тем паче что здешнее живописное искусство совершенно свободно: от логики, морали, реальности.

Тем примечательнее, что Фредерик Тоннерр не является реально существующим представителем уходящего академического направления французской живописи; он вымышлен, как и вымышлен искусствовед, ищущий ответы на вопросы мироздания в его произведениях, подкладывая под них различную базу — чудовищной пошлостью такой подход обернется в беллетристике «Фламандской доски» Реверте и романчиках Дэна Брауна, которые были предвосхищены метатекстами Грийе, Эко, Клоссовски. А учитывая кинематографическую коньюнктуру конца 70-х в Западной Европе, то Руис «Гипотезой украденной картины» закрыл окончательно тему Nouvalle vauge, сформулировав все ее основные черты в рамках своего второго по счету полнометражного киновысказывания. Руис таким образом стирает в рамках фильмического микрокосма грань между миром придуманным и настоящим, подлинным делая пресловутую игру авторского разума, а настоящесть подвергая абсолютному сомнению. Собственно, «Гипотеза украденной картины», иллюстрируя теории Дерриды, Кристевой, Готдинера с его пара(гипер, интер, архи)текстуальностью, говорит не о любом предмете искусства как о не имеющем самоценности и аутентичности, но о том что происходит когда сам творец попадает в аддикцию от ложной настоящести своего же произведения.

28 февраля 2016

3-Д картинный сюрреализм

Кино — искусство динамическое. Франко-чилийский режиссер-интеллектуал Рауль Руис в одной из своих самых известных картин доказывает обратное.

Да, к этому фильму гораздо более применимо слово «картина», нежели слово «фильм». Возвращаясь к истокам, во времена синематографа, когда кино было лишь набором оживших картинок, Руис облекает свой фильм в статичное, застывшее зрелище, в своеобразное художественное полотно, для которого рамками служит авторский текст, читай — размышления режиссера.

Ограниченный режиссером в пространстве зритель видит на экране всего одного «живого человека» — некоего «коллекционера», который монотонно, порой почти засыпая, ведет с кем-то, скорей всего, со своим внутренним голосом, беседу о смысле, подтексте, мистических началах нескольких картин. Он рассматривает их сюжеты, пытается найти связи между картинами, и, наконец, в своих измышлениях о картинах выходит на родовой скандал нескольких плотно связанных между собой людей из высшего общества 19-го века.

Абсолютный авангардист, Руис нисколько не заботился, вероятно, о зрительском внимании к своему творению. «Гипотеза» — зрелище исключительно элитарное, созданное для небольшой группы эстетов, художников-маргиналов, а возможно (и даже скорей всего) — просто для самого себя. Отталкиваясь от сюрреалистических композиций, Руис превращает свой фильм в путешествие интеллектуала-исследователя по «объемным» картинам, сам того не подозревая, открывая дорогу в 3-Д. В фильме нет ни героев, ни действия в привычном смысле слова. Актеров много, но все они — лишь застывшие в картинных позах манекены, двигающиеся лишь согласно авторским измышлениям, да и то, как механические куклы. Безусловно, это не только привлекает зрителя, создавая таинственную мрачную, оккультную атмосферу, тем более, что фильм черно-белый, но и отталкивает, поскольку не каждому захочется час слушать суждения засыпающего на ходу старика об игре света и тени на полотнах художника, а у особо впечатлительных и клаустрофобия может развиться — настолько необычным кажется этот мир, наполненный вполне живыми, но абсолютно недвижимыми людьми-куклами.

Сама по себе очень необычная подача, по сути, абсолютно документального материала подкупает и интригует. На коробке с диском кто-то из особо одаренных написал, что фильм располагает многочисленной мужской обнаженной натурой и гомосексуальной тематикой. Вероятно, неизвестный анонсатор, как и большинство его коллег фильм вообще не смотрел, а просто мотнул две сцены, увидел почти(!!!) нагого мальчика, вокруг которого собрались какие-то мужики в плащах и сразу записал фильм в пособие для геев. Большего примитивизма невозможно придумать. Так вот любителям сюрреалистических извращений можно не беспокоиться. Нет здесь ни голых мужчин, а гей-тематика проскальзывает лишь в качестве истории, послужившей основой для создания картины. Естественно, и мужская, и женская натура здесь есть, но как без нее, если речь идет об скопированных до мельчайших деталей с оригинала, «объемных» картинах?

Находя в сюжетах картин определенные парадоксы, влияющие на эти сюжеты, связывающие картины между собой, оживляющие их и придающие им скрытый, почти мистический смысл, рассказчик находит параллели с реальностью, с человеческой психологией, превращая фильм не столько в экскурсию по музею, сколько прогулку по человеческим отношениям и страстям.

Несмотря на придание картинам выпуклости, фильм все-таки остается одномерным, в частности, из-за слишком классической для такого фильма операторской работы.

Редкий, не одноразовый, безусловно, авторский, трудно перевариваемый, странный фильм. Абсолютно статичное, авангардное эзотерическое полотно, фильм-картина, фильм-размышление, который можно назвать своеобразным прорывом авангардного кино, и, который, в то же время, имеет собственно к кино довольно опосредованное отношение. Рекомендуется только искателям новых форм в кинематографе.

14 июня 2009

Драма Гипотеза украденной картины появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Рауль Руис. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Жан Нарбони, Винсент Скименти, Надеж Клэр, Карлос Асорей, Дэниэл Гримм, Исидро Ромеро, Кристиан Брутен, Jean Bessière, Рэймонд Сориано, Бруно Гийен, Philippe Chassel, Oreste Canakis, Жан Ружёль, Бернар Дайенкур, Ги Боннафу.

Страна производства - Франция. Гипотеза украденной картины — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.