Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вторая попытка Виктора Крохина |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Шешуков |
сценарий: | Эдуард Володарский |
видеооператор: | Владимир Бурыкин |
композитор: | Вадим Биберган |
художники: | Михаил Герасимов, Евгений Гуков |
жанры: | драма, спорт |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Это весьма и весьма амбициозный проект. Перед нами - чемпион по боксу, настоящая звезда. Парень выигрывает значимый бой. Впереди новые соревнования и известность. Но спокойно ли ему на пьедестале?
Нет. В своих воспоминаниях он постоянно возвращается в послевоенное детство. Школа с грубыми учителями и запахом табака в туалете. Вечно уставшая мать, которая пытается устроить свою личную жизнь. Откинувшийся из лагеря старший брат, рассказывающий о порядках зоны. И он - разбитый ребенок, который пытается себя собирать по частям, зная лишь одно - стремление выбиться в люди. Страсть к успеху. А бокс - это единственная возможность, которую он использует по максимуму.
На мой вкус, в этой ленте сам бокс показывается очень уж посредственно. Обмен ударами напоминает пинг-понг. Будто создатели фильма не понимали в полной мере всю красоту этого вида спорта. Наверное поэтому колоритному Владимиру Заманскому практически нечего играть - нет ни характера, ни конфликта. Видимо поэтому и линия, связанная со спортивными достижениями кажется не слишком содержательной и чрезмерно линейной. Впрочем, в унисон с ней, все воспоминания так затянуты. А ведь психика героя должна выхватывать самые яркие моменты. Они должны задавать темп, а не растягивать фильм.
Но создателей можно понять. Когда вместе оказываются Николай Рыбников, Олег Борисов и Людмила Гурченко, то как не увлечься? Кстати, для Людмилы Марковны эта роль большой подарок - она тут выходит из привычных клише. Далеко не красавица, уставшая, печально идущая на компромисс с собой - 'брак не по любви, а по согласию'. Именно в таких, кажущихся проходными, работах и формируется диапазон.
Нужно заметить и прекрасную работу Олега Борисова. Известно, что авторы предпочли его тогдашней звезде - Владимиру Высоцкому. И правильно. Скромный и печальный Борисов более соответствовал этой роли, нежели нервный и экспансивный Высоцкий.
В заключение повторюсь - перед Вами весьма амбициозный проект. Тут Вам и бокс, и психология, и погружение в детство, и история страны, и замечательные актерские работы. В силу этой многоаспектности было очень важно выдержать баланс. На мой вкус, авторами он был в полной мене не соблюден. Потому картина так мрачна. Она пролежала на полке 10 лет и вышла в самое время перестроечных мрачных картин.
6 из 10
11 января 2024
Фильм необычный. В обычных фильмах мы имеем обозначенные добро и зло, и, даже если режиссёр решил выпендриться, и зло победило, мы в курсе, что это оно.
Здесь же мы имеем жизненный путь довольно молодого и весьма успешного спортсмена. Который он перед нами осмысливает. Это его взгляд на жизнь и события. И взгляд этот чёрный. Потому и получилась чернуха. Неустроенная и нищая послевоенная повседневность в провинциальной коммуналке, разруха, одиночество и неприкаянность. Да, почти то же самое показано в «Покровских воротах» милым и ностальгичным в воспоминаниях Костика, а вот Виктор Крохин смотрит на это иначе.
С детства Виктор решает выбиться в люди, вырваться из «этого всего». Много зарабатывать, а не работать и вкалывать, и тогда и соседская девочка его полюбит — сомнений у него нет. Слыша упрёки за такой жизненный план, юный и постарше Виктор не тушуется: это надо не ему, а матери, соседу-инвалиду и вообще. Ради такого дела он сперва по чуть-чуть, а потом и активней всех предаёт. Своего учителя, открывшего ему дорогу в бокс, первого тренера, сделавшего его чемпионом, единственного друга и ту самую девочку-соседку, которых бьёт, отчима, пытавшегося ему что-то дать, и того самого соседа-инвалида, который повёл себя «не как надо», свою невесту, в конце концов. «Честно-нечестно, победил же!» — постепенно складывается его принцип, одобряемый братом-«Промокашкой». И он победил! И, как и предрекал учитель, чувствует себя одиноким. Нет тех, с кем он мог бы радость победы разделить.
Будет ли вторая попытка?
Смотреть один раз нужно: великолепный актёрский ансамбль, идущий смысловыми блоками сюжет, где нет ничего лишнего. Будете ли вы фильм пересматривать и найдётся ли тот, кто назовёт его любимым? Сомневаюсь.
22 июня 2020
Один из так называемых «полочных» фильмов. Пролежал десять лет и был «реабилитирован» уже в период перестройки, потому не обрел широкой популярности.
Фильм полон глубоких и правдивых откровений советского быта, из-за чего, как и многие другие фильмы по сценарию Эдуарда Володарского, был запрещен к показу, что в свое время вынудило писателя перейти от киносценариев к пьесам. Кстати, тут мы можем увидеть сцену, где одному из героев в издательстве отказывают в публикации его книги. Уж не себя ли в ней увидели цензоры?
Кино вышло довольно депрессивным, хотя и не тяжелым. Нельзя точно выделить идейную линию, и в то же время их множество. Очень динамичная смена действия, каждая сцена — концентрат жизни, проблем, чувств, в каждой звучит какая-то сильная фраза и жестко показана часть быта. Все это не дает отвлечься.
Пожалуй, назову несколько главных тем, чтобы не смотревшие представили, что их ждет, это: жизненный путь, самореализация, благородство. Думаю, будет интересно любителям советского кино и драм.
3 марта 2009