| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
В профиль и анфас |
| год: | 1977 |
| страна: |
СССР
|
| режиссеры: | Николай Лукьянов, Сергей Сычев, Александр Ефремов |
| сценаристы: | Евгений Григорьев, Василий Шукшин |
| видеооператоры: | Татьяна Логинова, Анатолий Симонов, Анастасия Суханова, Юрий Марухин |
| композиторы: | Петр Альхимович, Андрей Шпенев |
| художники: | Юрий Альбицкий, Александр Чертович, Евгений Игнатьев |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 17 мин |
В 1977 году вышло сразу два фильма – экранизации произведений Шукшина. «В профиль и анфас» — это антология, оживающие рассказы Шукшина. За проект взялись молодые и амбициозные режиссеры, которые, как я полагаю, очень внимательно посмотрели «Странные люди» Шукшина.
Отмечу, что за постановку взялась сравнительно скромная региональная киностудия «Беларусьфильм», в отличие от 'Мосфильма' с 'Ленфильмом'. И это был большой риск. После откровенно средней ленты «Земляки» могло создаться впечатление, что кроме самого Василия Макаровича никому не подвластно оживлять его Вселенную. Но авторы белорусской ленты убедительно смогли доказать ложность подобных тезисов.
Уже с самой первой новеллы мы получили и сельский колорит, и типичную «шукшинскую» ситуацию-столкновение характеров. Вроде бы и ничего не случилось выдающегося – волки загрызли лошадь, а зять решил избить тестя. А получилось истинное возвращение во Вселенную Шукшина. Тут есть и яростный «шукшинский» темперамент, и смесь абсурда с обыденностью, и яркие портреты персонажей. Ну а Владимир Гостюхин, так и вовсе оказывается «тем самым парнем» - идеальным героем Шукшина.
Вторая новелла развивает успех первой. Оживает рассказ «Чередниченко и цирк». И мы уезжаем из села на море. Лысеющий скучный плановик Николай Петрович решает 'энергично' очаровать милую Еву, артистку цирка. Вместо любовных речей он читает ей нотации и ожидает взаимности.
Александр Калягин показывает нам все уже одной только мимикой все, что следует знать о Чередниченко. Но авторы не ограничиваются актерским талантом. Поэтому мы получаем набор замечательных городских скетчей – Чередниченко то ли пытается очаровать красивых прохожих дам, то ли стесняется их. Апофеозом этой фантасмагории выходит сцена на пирсе – одинокий мужчина задумчиво смотрит на море. Какая точная по своей тонкости и глубокая сцена. Тут ведь мало показать несуразность самого Чередниченко, Шукшин стремился идти глубже и аккуратно подчеркивать внутренний надрыв персонажа.
Так мы переходим к третьей новелле. И она, ровно, как и в «Странных людях» резко отличается от первых двух. Никакой иронии. Только мир воспоминаний пожилого паромщика. Сложно сообразить где мы - в особом бункере, портале или в мире воспоминаний Филиппа? Да и не важно все это, ведь из обрывков памяти мы получаем трогательные заметки. Щелк… И встреча с Марьей. Щелк… Печальная размолвка около гроба. Мужчины сгоряча оскорбляют, друг друга называя «побирушкой». Щелк… И рассказ о богатстве – членах семьи. Щелк… И мы получаем замечательную беседу о продаже икон. А ведь и вправду – молодое поколение не может понять этого странного деда, который уверяя всех в атеизме отказывается помогать скупке икон.
Но у Филиппа есть своя логика: «Икону купить? Это кто же тебе икону продаст? Мы иконы разбивали, жгли, чтобы доказать, что… Чтобы освободиться. Но продавать?». Религиозностью и атеизмом пронизано едва ли не каждое произведение Шукшина.
Замечательный Афанасий Кочетков создает свой очередной бенефис в главной роли. Этот актер получил самую сложную, неоднозначную роль в фильме, важен был каждый нюанс.
Ну а теперь самое интересное – найти объединительную идею. Похоже в самом выразительном моменте с отказом в покупке икон авторы скрыли ключ. Герой Кочеткова не примет извинений от молодежи: «Вы сами себя обижаете. Ходите побираетесь». И в этом суть каждой рассматриваемой ситуации -одни мельчат, другие живут широко, стараются наслаждаться каждой прожитой минутой.
Как итог – три замечательные новеллы. Три выдающиеся актерские работы Афанасия Кочеткова, Александра Калягина и Владимира Гостюхина. Возвращение во Вселенную Шукшина. Торжество динамики – ни одной скучной или лишней минуты. Безукоризненная постановка и выверенная операторская работа.
8 из 10
3 мая 2025